Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТРАДИЦИОННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ШАМАНИЗМ НАРОДОВ СИБИРИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ




Дисциплина «Традиционное мировоззрение и шаманизм народов Сибири и Центральной Азии» предназначена студентам магистратуры исторического отделения ГФ. Она имеет целью рассмотрение особенностей традиционного миропонимания народов Сибири и Центральной Азии. Данный курс призван дать системные знания о культурном наследии тюрко-монгольских и других народов, заложить основы профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере традиционной этнографии и музееведения при организации и проведении этнокультурных исследований. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи: - познакомить слушателей с историографией проблемы; - дать целостное представление о структуре мироздания в традиционной культуре, в том числе о таких аспектах, как воззрения о пространстве и времени, вещном мире; - представить традиционные воззрения о человеке, его месте в природе и обществе; - проанализировать представления о жизни и смерти, душе и др.; - рассмотреть особенности архаических культов, мифо-ритуальных практик; - ознакомить с вопросами генезиса шаманизма, функциям и роли шамана в жизни общества; - рассмотреть проблему синкретизма архаических верований и мировых религий. В ходе освоения содержания курса слушатели должны получить представление об особенностях традиционного мировоззрения народов Сибири и Центральной Азии; ориентироваться в вопросах, связанных с мифо-ритуальными практиками, владеть основополагающими приемами анализа отдельных сторон духовной культуры.

Рекомендованная литература

1. Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1984.

2. Алексеев Н. А. Традиционные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1992.

3. Анохин А. В. Материалы по шаманизму у алтайцев. Горно-Алтайск, 1994.

4. Басилов В. Н. Избранники духов. М., 1984.

5. Бауло А. В. Атрибутика и миф: металл в обрядах обских угров. Новосибирск, 2004.

6. Вайнштейн В. А. Мир кочевников Центра Азии. М.,1991.

7. Вербицкий В. И. Алтайские инородцы: Сборник этнографических статей и исследований. Горно-Алтайск, 1993.

8. Вдовин Н. С. Исследования шаманизма народов Сибири и Севера. М., 1973.

9. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск, 1987.

10. Гемуев И. Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. Новосибирск, 1990.

11. Гоголев А. И. Историческая этнография якутов. Народные знания и обычное право. Якутск, 1983.

  1. Головнёв А. В. Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров. М., 1995.
  2. Грачева Г. Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра. Л., 1983.
  3. Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977.
  4. Мазин А. И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов. Новосибирск, 1984.
  5. Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма с древнейших времен по XVIII в. Новосибирск, 1980.
  6. Новик Е. С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме: опыт осмысления структур. М., 1984.
  7. Пелих Г. И. Селькупская мифология. Томск, 1998.
  8. Попов А. А. Нганасаны: социальное устройство и верования. М., 1984.
  9. Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л., 1991.
  10. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. - Л.: Наука, 1976. - 333 с.
  11. Религии народов современной России: Словарь. М., 1999.
  12. Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX – начале XX века (Сборник музея антропологии и этнографии. Т. 27). Л., 1971.
  13. Сагалаев А. М. Урало-алтайская мифология. Символ и архетип. Новосибирск, 1991.
  14. Симченко Ю. Б. Традиционные верования нганасан. М., 1987.
  15. Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура). М., 1991.
  16. Соколова З. П. Животные в религиях. СПб, 1998.
  17. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск, 1988.
  18. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Человек. Общество. Новосибирск, 1989.
  19. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. Новосибирск, 1990.

Разработчик:

Институт археологии и этнографии СО РАН к.и.н. Д.Ц. Цыденова

 

ПРАЗДНИК И РИТУАЛ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ (СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СЛАВЯНСКОЙ ОБРЯДНОСТИ)

 

Курс посвящен всесторонней характеристике такого этнокультурного феномена, как праздник.

Теоретический раздел курса включает общую характеристику праздника в его противопоставленности обыденной жизни. Большое внимание в лекциях уделяется проблеме переходных праздников и обрядов и истории ее осмысления в мировой и отечественной науке. Славянская культурная традиция представлена в спецкурсе на местном сибирском материале, что позволяет раскрыть общие теоретические закономерности ее развития сквозь призму сибирских этнографических реалий.

Специфика славянских (русских, украинских, белорусских) ритуалов, определяющих сакральное ядро праздника показана через соотношение его с другими формами символического поведения (этикет, игра). Особенности славянской традиционной картины мира, а также причины исключительной устойчивости самого механизма традиции во времени рассматриваются через анализ вербальных, акциональных и предметных текстов культуры. Большое место в рамках курса уделяется вопросам гендерного символизма.

Новизна курса заключается в том, что праздничная культура в нем рассматривается как явление динамичное, развивающееся от архаике к современности в результате внутренних трансформаций и внешних воздействий. Особое внимание уделяется «судьбам» славянской традиционной культуры в эпоху модернизации.

Рекомендованная литература:

1. Абрамян Л. А. Первобытный праздник и мифология. Ереван, 1983. 280 с.

2. Абрамян Л. А. О некоторых особенностях первобытного праздника // СЭ, 1977, № 1, с. 19–31.

3. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука, 1993. 240 с.

4. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-изд. М.: Худож. лит., 1990. 543 с.

5. Белоусов Я. П. Праздники старые и новые (некоторые философские аспекты празднования). Алма-Ата, 1974. 199 с.

6. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX вв. Л., 1988. 277 с.

7. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1996. 591 с.

8. Жигульский К. Праздник и культура. Размышления социолога. М., 1985. 335 с.

9. Советские традиции, праздники и обряды. М.: Профиздат, 1986. 336 с.

10. Токарев С. А. Народные обычаи календарного цикла в странах Зарубежной Европы (опыт структурно-исторического анализа) // СЭ, 1973, № 6, с. 15–30.

11. Токарев С. А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // СЭ, 1980, № 3, с. 26–37.

12. Токарев С. А. Обычаи, обряды и поверья, связанные с животноводством // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. М.: Наука, 1983, с. 3–27.

13. Топоров В. Н. Праздник // Мифы народов мира. М.: Наука, 1982. Т. 2. С. 329–331.

14. Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука, 1988, с. 7–60.

разработчик:

Институт археологии и этнографии СО РАН к.и.н. Г.В. Любимова

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных