Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фазы национального возрождения

Фаза А была периодом ученического интереса, когда язык этнической групп, ее прошлое, культура, образ жизни, а также иногда специфические особенности территории, какую она населяла, становились предметов исследовательского интереса. Этот интерес был мотивирован просветительским стремлением к знаниям, при этом также видимо этот интерес определялся просветительским патриотизмом, любовью к родине и этнической группе, которая ее заселяла. На базе разговорного появляется литературный язык, формируется национальная идея.

Фаза В была периодом национальной агитации, когда группа патриотов (обычно из кругов образованных людей) стремилась переубедить представителей своей неправящей этнической группы, что они часть народа, который имеет свою ценность и права на теже атрибуты, что и уже существующие народы. Народотворческий процесс в этой фазе был еще в обратимой фазе развития: успешное формирование нации еще не было обеспечено. Возникает сеть национально-культурных учреждений: создается пресса, издательства, система образования на родном языке, что помогает расширить национальные идеи во всех сферах общественной жизни.

Фаза С означает массовое движение, которое начинает утверждается после того как национальная агитация достигла такого успеха, что сигналы из патриотического центра находят отклик во всех регионах и были способны мобилизовать десятки тысяч людей. Во время этой фазы – если этого не произошло ранее – национальное движение достигло такой полноты социальной структуры, что тут мы уже можем однозначно говорить не про этническую группу, а про сформированный народ. Возникают политические партии, массовые политические движения, направленные для достижения автономии или независимости.

 

Национальное движение – продукт индустриального общества к. 18 – 19 вв. В ходе промышленной революции разрушается социальная и культурная иерархия, свойственная доиндустриальным обществам, возникает качественно новый тип разделения труда, резко расширяется доступ различных социальных слоев и групп к образованию, в результат чего создается культурно однородное общество. В нем носителями «высокой» культуры, опирающейся на письменность, являются уже не элитные группы (дворянство, духовенство), а практически все общество, за исключением маргинальных слоев. Такая культура способствует формированию нового национального самосознания, возникновения народа как такового, т.е. сообщества, где высокая культура, в которой они были воспитаны, является для большинства людей их ценнейшим достоянием, ядром самоидентификации. Новая общенародная культура стремиться закрепить свою самостоятельность и обеспечить безопасность своего дальнейшего развития. Наиболее действенным механизмом для этого служит создание национального государства.

Национальная консолидация осуществлялась здесь на культурной, а не социально-политической основе.

Социально-экономические факторы.

Экономическое развитие народов Центральной и восточной Европы заметно отставало от Запада. Тут экономика еще долго носила аграрный характер. Абсолютное большинство населения (от 4/5 до 9/10) составляло крестьянство, а капиталистическая система производства не заменила цеховой, а сосуществовала параллельно с ней. Несколько лучшими были условия развития в Австрийской империи, где в 1781 г. была ликвидирована личная зависимость крестьян. Поэтому модернизация в разных районах империи происходила по-разному. Наиболее развитыми в экономическом отношении были территории собственно Австрии и Чехии, размещенные в западной части империи.

Отличия на уровне культуры и образования складывались несколько иначе. Наверняка, условия Османской империи давали совсем ограниченные возможности для получения высшего образования, а низкий уровень образования в период возникновения национальных движений была связанная с незначительной достижимостью и диапазоном литературного творчества. Социальная коммуникация была ограничена церковной сферой и личными контактами. Только в случае греческого национального движения известен более сильный светский элемент. Периодическая печать в начальный период национального движения практически отсутствовал.

Появление мировых идеологий

Идеологоическим обоснованием начальной стадии индустриальной революции стал либерализм, рожденный Просвещением. Его социальная база – т.н. третье сословие или средние городские слои. Главная примета либерализма – индивидуализм, т.е. приоритет человеческой личности над обществом и государством, идея верховенства индивида, связанная с концепцией его неотъемлемых прав и свобод, которые должен защищать правительство, верой в творческие возможности человека. Либерализм отстаивал равенство всех граждан перед законом, равные возможности для карьеры, но решительно отвергал социально-экономическое равенство людей. Либералы отвергали необходимость вмешательства к-либо государственных или церковных институтов в соц-эконом, политическое, культурное и тем более частную жизнь человека. Идейной альтернативой либерализма стал социализм. Интеллектуальные предпосылки социализма возникли в связи с развитием материалистических и рационалистических учений в 18 веке. Роль романтизма и романтиков в национальном движении также бесспорная. Новые идеологии также были ответом на большой кризис легитимности и старых истин, которые были итогом кризиса феодального общества.

Влияние экономической и идеологической модернизации.

Во время фазы А, национальное движение находилось в полной гармонии с общей модернизационной тенденцией к расширению научных знаний и к образованию народа. Если кто-то хотел воспитывать народ, то он должен быть в состоянии с ним общаться: отсюда изучение языка, обычаев, прошлого. Новые сведения патриотов часто были важные не только для описания этноса, но также для экономической жизни и научного развития.

Более сложной, и поэтому более важной, является социальная база смены идентификаций и наступления фазы В национального движения. Какие обстоятельства привели патриотов фазы А к тому, что они решили начать национальную агитацию и рассматривать народ в качестве источника моральных, культурных и политических ценностей? Ряд авторов соглашается относительно точки зрения, что такой поворот однозначно связан именно с крушением старой системы и наступлением модернизации. Начало наступления национальной агитации и новой концепции национальной идентификации в чешском и венгерском случае пришелся на период, когда общество в габсбургской монархии стало лицом к лицу с рядом новых противоречий:

- глубокий и иерархический кризис крепостнического магнацкого имения.

- отмена крепостного права, иосифлянская налоговая реформа и религиозная толерантность, связанная с ограничением церковного влияния не только в имущественных, но и религиозных правах, что вызывало в сочитании с иосифлянским административным централизмом решающее сопротивление главных опор старого режима – аристократией и церковной иерархии.

- приток информации о французских революционных событиях, которые в уже и без того политизированной среде, вели к сомнениям по поводу ценности старой системы, хоть и необязательно должны были приниматься с симпатией.

- наполеоновские войны. Никогда до этого общественность ни в Чехии, ни в Венгрии, не переживало такую интенсивность социальных и политических событий. Аналогичный импульс также получила словенская и хорватская общественность, где, кроме того, свою роль сыграл короткий эпизод наполеоновского искусственного государства – Иллирийского королевства. Когда там воздействие кризисных стимулов на формирование новой идентификации не были такими мобилизирующими и непосредственными как в чешском и венгерском случае (а также словацком), то объяснение необходимо искать в более низкой этнической идендификации словенского и хорватского населения с одной стороны, и в более слабых итогах фазы А – с другой.

Источники вдохновения национальных движений

Остатки государственности и судьба их остатков:

1. Государственность в период средневековья была ослаблена подчинением государства власти новой династии и ее включением в мультинациональную империю.

2. Средневековая или ранненововечная государственность была целиком прервана и не существовало практически никаких институтов, кроме церковных, которые можно использовать для целей национального движения.

3. Национальному движению не была предоставлена возможность ссылаться на какие-либо реликты политической самобытности. Такое движение не могло «изобрести» восстановление некой древней державы, потому что ничего подобного не существовало.

Языковой вопрос, языковое планирование.

Основные элементы языковой программы

1. Защита и восхваление языка

2. Поиск языковых норм и попытки кодификации языка.

3. Інтэлектуалізацыя нацыянальнай мовы

4. Укараненьне мовы ў школьнае навучаньне

5. Ажыцьцяўленьне поўнага моўнага раўнапраўя

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Компетенция Национального банка | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных