Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Концепция устойчивого развития и механизм ее реализации. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 г.




Республика Беларусь обладает совокупностью благоприятных факторов и условий, которые способствуют ее переходу к устойчивому развитию. Это, прежде всего: выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых;высокий общеобразовательный уровень населения;значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; достаточно мощная строительная база; комплексность развития внутриреспубликанских регионов; многовекторные внешнеэкономические связи

Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь определена как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащения культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни населения.Второй этап (2011-2020 гг.). Целью этапа является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах с материально-вещественных ценностей на духовно-нравственные.

Устойчиво развивающаяся национальная экономика должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально ориентированной, ресурсо- и энергосберегающей, экологозащитной..

Стратегической целью институциональных преобразований является создание системы институтов. Важным фактором устойчивого развития страны выступает предпринимательство, поскольку оно активизирует творчество и предприимчивость, создает новые рабочие места, позволяет самореализоваться человеку, формирует средний класс - основу социальной стабильности.

 

 

21. Макроструктура НЭ и основные показатели макроэкономической статистики в СНС.

Макроструктура отражает связи и отношения между организационными, структурными, функциональными, институциональными и др. подсистемами и компонентами. СНС – это совокупность, взаимоувязанных показателей и классификаций, применяемых для описания и анализа макроэкономических процессов в рыночных экономиках. В Ьеларуси с 1992 года. ВВ(валовый выпуск) – суммарная стоимость всех произведенных резидентами в рассматриваемом периоде товаров и услуг. ПП(промежуточное потребление) – стоимость потребленных товаров(за исключением потребления основного капитала) и рыночных услуг в процессе производства других товаров и услуг в данном периоде. ВДС(валовая добавленная стоимость) – показатель результатов экономической деятельности отдельных хоз субъектов, отраслей и секторов экономики, рассчитываемых как разность между ВВ и ПП. ЧДС(чистая добавленная стоимость) = ВДС – ПОК(потребление основного капитала). ВВП(валовой внутренний продукт) – стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны за определенный период в рыночных ценах. ВНД(валовой нац доход) – сумма первичных доходов, полученных резидентами данной страны в связи с их участием в производстве ВВП данной страны и ВВП остальных стран мира. ЧНД(чистый нац доход) = ВНД – ПОК.

 

 

22.Экономический рост и развитие национальной экономики.

Экон. рост – колич. и качеств. изменение результатов производства, которые измеряются годовыми темпами роста(прироста) реального ВНП (ВВП) за некоторый период. Темпы и качество эк-го роста зависят от его типа. Экстенсивный тип основан на вовлеч. в произв-во дополнительных ресурсов при сохр-щихся уровне технологии и качестве самих ресурсов. Интенсивный тип – на использован. новых технологий, улучшен. качества рес-в, совершенств. организации производства и труда, повышении квалификации работающих. Прогресс обществ-го произв-ва заключается в переходе к преимущественно интенсивному типу.

Прямые: трудовые ресурсы, сумма капитала, природные ресурсы, предпринимательская активность, наука, инновации. Косвенные: совокупный спрос, размер сбережений. Внешние: цены и спрос внешних рынках, международное разделение труда, политические факторы. Развитие - это не просто количественный рост, это качественное изменение экономич. системы. Понятие «экон. рост» дополняется более совершенным понятием «устойч. развитие», предусматривающим необходимость рационального сочетания направлений развития всех сфер деятельности человека – соц-ной, экономич., экологич. – и учета их долговременных последствий. Конечной целью экономич. развития должен стать не экономич. рост сам по себе, а его кач-во, измеряемое уровнем интенсивного использован. факторов производства и повышением уровня жизни населения.

 

23. Основные показатели оценки экономического роста и развития национальной экономики.

Проблемы экономического роста являются центральными для национальной экономики. От него в конечном счете зависит качество жизни населения. Для разработки ее в актуальном и результативном виде она должна опираться на объективные показатели состояния экономики, ее динамики, а также учитывать эффект от осуществляемых мероприятий.

ВНП отражает совокупную стоимость объема благ, произведенных в национальной экономике, на определенном временном промежутке, обычно за год.

Показатель ВНП отражает такие особенности, как:

-ликвидация повторного счета;

-использование финансового выражения результатов деятельности национальной экономики вместо натурального выражения;

-введение показателя ВНП, характеризующего стоимость не только произведенных товаров, но и услуг в национальной экономике.

ВВП представляет собой совокупную стоимость всех благ, произведенных в национальной экономике, вне зависимости от национальной принадлежности собственника хозяйствующего субъекта. Этот показатель является дополняющим к ВНП и характеризует результативность экономической деятельности на всей территории национальной экономики. ВВП и ВНП используются для определения состояния национальной экономики. С их помощью можно определить экономический потенциал страны, а также темпы и основные показатели роста и развития национальной экономики.

Система важнейших показателей устойчивого развития включает общесистемные индикаторы, отражающие закономерности и процессы устойчивого развития страны в целом, и индикаторы, отражающие развитие социальной, экономической и экологической сфер.

Общесистемные индикаторы:

- ИРЧП, определяемый индексами продолжительности жизни, образования, ВВП на душу населения;

- уровень антропогенной нагрузки на окружающую среду, измеряемый объемом выбросов вредных веществ на единицу территории.

Важн. индикаторами, характ. осн. звенья системы устойч. разв-я, являются:

- социальное развитие – рост реальных доходов населения; уровень его обеспеченности жильем и другими учреждениями соцсферы; удельный вес в ВВП расходов на образование, здравоохранение, культуру; уровень безработицы;

- экономика – рост производства ВВП, в т.ч. на душу населения; отраслевые структура производства и структура использования ВВП; доля расходов на исследования и разработки в ВВП; рост экспорта и внешнеторговое сальдо; уровень инфляции; показатели эффективности использования ресурсов, финансовой стабильности государства;

- экология – объем выбросов вредных веществ в сравнении с нормативами, показатели использования природных ресурсов относительно пороговых значений.

24. Моделирование экономического роста. Межотраслевой баланс в развитии национальной экономики.

Группы методов и моделей оценки и прогнозиров. эк-кого роста и макроэкономической динамики:

- эвристические, базирующ-ся в значительн. мере на интуиции, опыте людей в оценке будущего;

- формализованные, предполаг-щие применен. статистич-х и функцион-х зависимостей, проведение достаточно строгих расчетов. Они включ. трендовые модели (разраб-тся на осн. экстраполяции прошлых тенденций и предполаг. инерционность развития), эконометрическ. (поиск корреляц-х и регрессионных зависимостей между возможн. причинами эк-ского роста и полученными результатами), имитационные (представлены системными уравнен., каждое из которых отраж. некую функцион-ую или статист-кую зависимость между макроэкономическими показателями). Метод межотраслевого баланса обеспечивает одновременный расчет системы взаимоувязанных макроэк-ских показателей и пропорций национальной экономики, в числе которых валовой выпуск товаров и услуг и его отраслевая структура; ВВП, его отраслевая и стоимостная стр-ры, а также пропорции по направлениям конечного использования; объемы и состав внешнеторгового оборота. Полученная на основе данного метода информация позволяет рассчитать показатели эффективности НЭ и др. относительные величины ее функционирования.

Экономико-математическая модель межотр-го баланса в концепции национальных счетов состоит из системы уравнен. и в матричной форме имеет вид: AX+Y=X

A – матрица коэффициентов промежуточного потребления;

Х – объем выпуска продуктов и услуг;

Y – объем конечного использования продуктов и услуг.

Расчеты по определению объемов продуктов и услуг для конечн. использования осущ-тся в модели на основе экзогенно заданных значений валовых выпусков и коэффициентов промежут-го потребления. При этом искомый показатель рассчит-тся как разница между валовым выпуском и промежут. потреблением. Для оценки ВВП по направлениям конечного использования в расчетах должны быть экзогенно заданы коэффициенты распределения добавленной стоимости отраслей НЭ.

При определен. объемов валовых выпусков продукции и услуг и их отраслевой стр-ры, а также объемов ВВП и добавленной стоимости в отраслевом разрезе межотраслевые балансовые расчеты осуществляются с применением экзогенно заданных коэффициентов промежут-го потребления продукт. и услуг, а также пок-лей их конечного использования по принятому за основу перечню отраслей по формуле: Y=X-AX

 

25. Институциональные преобразования и развитие институтов рынка.

Стратегической целью инст. преобр. (далее ИП) в РБ является создание системы институтов, необходимых для становления и развития социально-ориентированной рыночной эк-ки, позволяющей решать задачи повышения уровня жизни людей, модернизации производства, сохранения природной среды. Ключевая цель ИП сост. в создании основополагающей системно полной совокупности институтов, необходимых для устойчивого функ-я эк-ки рын. типа. Комплекс институциональных мер по форм-ю правового пространства страны включ. 2 напр-я: 1) ликвидацию разбалансированности отдельных элементов сист. законод-ва, обновл. устаревш. правовых актов, из согласование с междунар. Нормами в обл. соц.-экон. отношений;2) созд-е инст.-правов. простр. для развития рын. отношений, становл. конкур. среды, поддержки предпр-ва и т. д. Для постр-я эф. экон. сист. необх. сформировать нов. институты, адекватные совр. уровню развития с учетом тенденций глобализации, ориентации на новейш. технол-и и постиндустриальное общество, а также законодательно зафикс-ть полезн. для гос-ва и общ-ва сложивш. и действующие инст., внося в них необх. коррективы. Начало инст-х реформ в странах с перех. экон. было связано с трансформацией института собственности. «Рыночность» институтов определяется соответствием их характера основным принципам рын. эк-ки. Важнейш. ранками, где функционируют реальн. рыночные институты, процессы и механизмы являются рынки факторов произв-ва, денежный, валютный, фондовый, товарные. Рынок факторов пр-ва (земля, труд, капитал, предпр. деят-ть) выполняет системообразующ. ф-ю в рын. эк-ке. Выд. 4 осн. вида доходов (зем. рента, зараб. плата, процент, прибыль), котор. наз-ся платой за услуги этих факторов. Рынок труда явл. ключевым элементом перехода к рын. сист. хоз-я. Для эффект. фукц-я данного рынка в усл. своб-го предпр-ва треб. соответствующая экон-я инфрастр. Рынок капитала – это трынок фин. средств, предназн-х для приобр-я оборуд-я, зданий и сооружений. Выделяют: рынок ссудного капитала, рынок ценных бумаг. Важнейш. пробл. на свор. этапе разв. рынка капит. заключ. в отставании его потенциала, объема и динамики от темпов роста белорусской экономики, от потребности форм-я внутренних инвест-х ресурсов и их перераспределения в реальн. сектор. Валютный рынок – это сист. экон-х и организационных отн-й, возникающих между дом. хоз-ми, фирмами, коммерч. банками и др. финанс-ми учрежд-ями по опер. купли-продажи иностр. валют и платежн. документов в иностр. валютах. Фондовый рынок является одним из базовых рыночных институтов и частью рынка капитала, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг.

 

 

26. Предпринимательство как важнейший фактор эффективного развития НЭ.

Предпринимательство играет важную роль в повышении конкурентоспособности экономики, своевременно реагирует на изменение спроса на товары и услуги, является дополнитель­ным источником создания новых рабочих мест и формирования среднего класса — основы стабильности в государстве и обще­стве. Обеспечение благоприятных условий функционирования предпринимательской среды выдвинуто в разряд важнейших национальных приоритетов.

Предпринимательство может быть как частным, так и госу­дарственным, может осуществляться как в индивидуальной, так в коллективной форме.

Гос. пр-во осущ. юр. лицом, т. е. орг-ей, котор. имеет в собственности, хоз ведении или опер. управлении обособл. имущ-во, несет самост. отв-ть по своим обяз-вам и т. д. Осн. организ. форма – предприятие.

Эффективность государственного предпринимательства в со­временных условиях зависит от:

• технического обновления предприятий, их перехода на наукоемкие технологии, освоения новых образцов продукции, имеющих спрос на внутреннем и внешних рынках;

• снижения издержек производства и расходов на управ­ление;

• усиления ответственности руководителей унитарных пред­приятий за эффективное использование закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения государственного имущества;

• обеспечения государственных инвестиционных проектов но обновлению и расширению производства.

Для перех. эк-ки характерно многообразие форм с сохранением значительной доли государственной.

Частное предпр. предст. собой экон. сист., где хоз. деят-ю заним. независимые физ. лица или их коллективы при миним. вмеш-ве гос-ва. В РБ частн. предпр. гл. образом представлено малым бизнесом.

Малый бизнес – это предприним. деят-ть, приносящая прибыль на малых предприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. Выступает в 2-х формах: юр. лица и инд. предприниматели.

Становление малого предпринимательства в Беларуси связано с рядом проблем: нестабильное законодательство, сложность и высокая стоимость процедуры регистрации, особенно юр. лиц; отсутствие механизма гарантий и поручительства, связанных с финансированием субъектов малого бизнеса; громоздкое налогообложение; высокие арендние ставки на помещения и др.


27. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности страны.

Система мониторинга и обеспечения безопасности Беларуси базируется на положениях Концепций национальной безопасности, принятых в 1995 и 2001 гг.. Указом пр-та РБ от 9 ноября 2010г. № 575 утверждена новая редакция Концепции нац. безоп-ти РБ.

В Конц-и под экономической безопасностью понимается состояние экономики, при котором гарантировано обеспечивается защищённость национальных интересов страны от внутренних и внешних угроз. В широком смысле – это создание условий по устранению возможных негативных воздействий для жизненно важных экономических интересов человечества, общества, государства.

Производственная безопасность определяется способностью реального сектора экономики обеспечить производство необходимой продукции для удовлетворения потребностей страны с учетом эффективных внешнеэкономических связей.

Финансовая безопасность. Устойчивость фин. сист. зависит от уровня дефицита бюдж., стабильности цен, банковск. сист. и нац. валюты и т. д.

Энергетическая безопасность представляет собой слабую обеспеченность страны собственными топливно-энергетическими ресурсами.

Внешнеэкономическая безопасность должна гарантировать сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентосп-ти страны нац. эк-ки и защиту интересов бел. производителей.

Оценка реальной безоп-ти проводится с помощью индикаторов (показателей нац. безоп-ти) и их сравнение с пороговыми значениями.

Система обеспечения нац. без-ти представляет собой совокупность ее субъектов, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных соц.-эк-х интересов гос-ва и осущ-х согласованную деятельность в соотв-и с Конституцией РБ и действ. закон-вом.

Меры по обесп. эк-й безоп-ти – это целенапр. деят-ть госуд. и обществ-х институтов по недопущению негативных явлений и процессов в сфере экономики.

Важнейшие пок-ли ЭБ были определены в Национальной стратегии устойчивого социально-эк-го развития РБ на период до 2020 г. В Прогр. соц-эк. развития РБ на 2011 -2015 гг. включен раздел «Экономическая безоп-ть страны», где определены важнейшие её индикаторы.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных