Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экзаменационный билет №5




1 .Макроэкономические и микроэкономические системы НЭ.

По уровням функционирования и управления НЭ подразделяется на макроуровень (экономика в це­лом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (пред­приятия и организации первичного производственного звена). К макроэкономической системе следует относить:
• по структуре — межотраслевые комплексы (промышленность, С\Х., транспорт и связь, внешнеэкономический комплекс, финансовую систему, строительство и инвестиции в основной капитал, социальную сферу);
• по целям и функциям — обеспечение эффективности и конкурентоспособности НЭ, рост благосостояния народа, поддержание прогрессивных пропорций воспр-ва., отраслей, технологической, региональной структур экономики;
• по институциональной структуре — создание общенациональных рыночных институтов, совершенствование национального законодательства, внесение в экономическую жизнь рыночных и общечеловеческих ценностей;
• по системе управления — высшие органы гос. власти, министерства, ведомства, концерны межотраслевого характера.
(В системе статистики этот уровень описывается макроэкономическими показателями СНС.

Микроэкономическая система включает также остальные субъекты НЭ, прежде всего фирмы и домашние хозяйства, рынки товаров и услуг, механизмы их функционирования. В совокупности они создают кругооборот товаров и услуг, организуют первичные экономические процессы.

Макроэкономика и микроэкономика, находясь в тесной взаимозависимости, влияют друг на друга в реальной экономической среде. Эта среда формируется, прежде всего, национальным законодательством, регулирующим нормами Гражданского, Налогового, Банковского и других кодексов правовое, институциональное поле, экономическое поведение всех субъектов рынка, прежде всего фирм и домашних хозяйств. В распоряжении гос-ва. на макроуровне имеются эффективные инструменты воздействия на их экономическую деятельность (бюджетно-налоговые, денежно-кредитные, валютные, ценовые, таможенные, тарифные и др.), с тем чтобы участники соц.-экономических процессов, вырабатывая свои тактику и стратегию на микроуровне, согласовывали их с общенациональными ценностями, целями и программами их достижения.
Воздействие на деятельность домашних хозяйств и фирм влияет, в конечном счете, на величину и структуру совокупного спроса и совокупного предложения, поддерживает макроэкономические пропорции. Сигналы с микроуровня также позволяют корректировать макроэкономические факторы (размеры %ных ставок, темпы инфляции, уровень безработицы и др.). Взаимодействие макро- и микросистем имеет общей целью поддержание и оптимизацию параметров устойчивого экономического роста, удовлетворение материальных и духовных потребностей, закрепление нравственных основ общества.

 

2. Регулирование экспортно-импортных отношений в Республике РБ.

методы гос. регулирования внешнэк-й. деятельности:

1. таможенно-тарифное регулирование;

2. нетарифное регулирование;

3. запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

4.меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности

5.С помощью пошлин гос-во стремится рационализировать структуру импорта. Изменения таможенного тарифа, которые проводятся довольно часто, вызывают неоднозначную реакцию общественности. В этой сфере сталкиваются интересы различных социальных групп. Видимо, главное здесь, чтобы гос-во своими внешнеторговыми ограничениями не создавало во внутренней экономике зоны монопольного господства местных производителей и в то же время не допускало разорения важных с народнохозяйственно точки зрения отраслей из-за импорта иностранной продукции. Найти оптимальное соотношение мер регулирования для решения этих задач, защитить стратегические интересы страны — одна из важных целей внешнэк-й. политики гос-ва..

6. Правовыми формами гос. регулирования являются нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты в сфере регулирования внешнеэк. отношений. Основным видом ВЭД и, соответственно, предметом правового регулирования является внешнеторговая деятельность.

 

В соответствии с Законом о внешнеторговой деятельности, таможенно-тарифное регулирование относится к методам гос. регулирования внешнеторговой деятельности.

В соответствии со ст. 2 Закона, таможенно-тарифное регулирование — метод гос. регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РБ.

В законе прямо установлено, что основным методом регулирования внешней торговли товарами, применяемым в целях защиты внутреннего рынка РБ, является таможенно-тарифное регулирование.

Согласно международной практике внешнеторгового регулирования, таможенный тариф является основой гос. воздействия на сферу внешнеторговой деятельности. Функция тарифного регулирования — защита внутреннего рынка от неблагоприятного воздействия конкуренции со стороны иностранных товаров.

В соответствии с Законом о таможенном тарифе, основными целями Таможенного тарифа являются:

1. рационализация товарной структуры ввоза товаров в Республику РБ;

2. поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РБ;

3. создание условий для прогрессивных изменений в структуре пр-ва. и потребления товаров в Республике РБ;

4. защита экономики РБ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

5. обеспечение условий для эффективной интеграции РБ в мировую экономику.

 

Нетарифное регулирование — метод гос. регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер гос. регулирования внешнеторговой деятельности, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования.

Нетарифное регулирование предусматривает как меры стимулирующего, так и меры защитного (ограничительного) характера.

меры нетарифного регулирования: установление количественных ограничений (квотирование илицензирование экспорта и импорта отдельных товаров); регистрация контрактов на экспорт и импорт отдельных видов товаров; установление отдельных форм контроля (экспортного контроля, контроля качества ввозимых товаров); установление исключительного (монопольного) права на осуществление внешней торговли товарами; меры по защите экономических интересов в отношении импорта товаров; установление особого режима осуществления внешней торговли товарами.

В Республике РБ меры нетарифного регулирования внешней торговли товарами устанавливаются Президентом РБ или по его поручению Правительством РБ путем введения количественных и (или) иных ограничений внешней торговли товарами исходя из интересов экономической политики РБ (меры экономической политики) или по основаниям неэкономического характера. [6]

По общему правилу внешняя торговля товарами осуществляется без количественных ограничений. Однако, в соответствии с Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Президент РБ или по его поручению Правительство РБ могут устанавливать определённые количественные ограничения. К ним относятся: временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РБ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РБ; ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Республику РБ в любом виде.

Шпора:

5. 1 По ур. функц и упр-я НЭ подразд на макроур (экономика в це­лом), мезоур (отрасли, регионы) и микроур (пред­приятия и организации первичного производственного звена). макроэкономической системе следует относить:
• по структуре — межотрасл комплексы (пром-сть, СХ, транспорт и связь, внешнеэк комплекс, финанс сист, строительство и инвестиции в осн кап, соц сферу); • по целям и функциям — обеспеч эффек-сти и конкурентосп НЭ, рост благососнарода, • по институц структуре — создание общенацрыночных институтов, соверш-ие нац законодат-ва, внесение в экю жизнь рыночных и общечеловеческих ценностей; • по системе управления — высшие органы гос власти, мин-ва, ведомства, концерны
Микроэк-ая система вкл. также остальные субъекты НЭ, фирмы и домашние хозяйства, рынки товаров и услуг, механизмы их функционирования.

Макроэк-ка и микроэк-ка среда форм. нац законод-вом, нормами Гражданского, Налогового, Банковского и др кодексов.

 

2 осн.методом рег. внешн. торг. товарами, применяемым в целях защиты внутр рынка Рб, является таможенно-тарифное регулирование

методы гос. регулирования внешнэк-й. деятельности:

1. таможенно-тарифное регул 2. нетариф рег-ие; 3. запреты и огранич внешн тор-и услугами и интеллект-й собств-ю; 4.меры экономич и адм-ого характ, способ-ие развитию внешнетор деятельности 5. Пошлины 6. нормативне правовые акты и индивд-ные правовые акты

таможенно-тарифное регу отн к методам гос. Регулир-я внешнетор деят-сти. Функция тарифного регулирования — защита внутр рынка от неблагоприятного возд конкур-и со стороны иностр товаров.

Нетарифное регулирование — метод гос рег внеш. Торг. товарами, осуществл. путем введения, прекращения действия колич-х ограничений и иных мер гос рег внешнеторг деят-сти, отличных от мер таможенно-тарифного рег-ия. В РБ меры нетарифного регулирования внешней торговли товарами устанавл Президентом или по его поручению Прав-ом РБ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных