Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Руководитель: Идрисов.Г.С.

Работу выполнила Булатова Айгуль

Ученица 9 Б класса

МОБУ лицей № 4 г.Баймака

На тему: «Национальный молодёжный театр РБ имени М.Карима»

Руководитель: Идрисов.Г.С.

28 сентября 1990 года состоялось торжественное открытие Театра юного зрителя. Создание театра, тем более театра для детей и юношества – это одно из величайших и благих дел человечества. Ведь на это способны только очень сильные, творчески свободные и добрые люди, которые, формируя такой театр, заботятся не только о том, чтобы на его сцене воплотить какие-то свои художественные идеи – они, прежде всего, думают о радостных лицах маленьких зрителей, они думают о будущем.

Одним из таких людей и является основатель Театра юного зрителя, сегодняшнего Национального молодёжного театра Республики Башкортостан имени Мустая Карима, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии им. С. Юлаева и премии обкома комсомола им. Г. Саляма, профессор Габдулла Габдрахманович Гилязев. Именно по его инициативе в 1986 году театральный факультет Уфимского государственного института искусств набирает специальный курс для будущего Театра юного зрителя.

Я верю в своих актёров и в будущее театра, - говорил Габдулла Гилязев в эти годы. – Молодёжный ли он будет или Театр юного зрителя – важно, чтобы у него было своё «Я», своё творческое лицо». Как известно, художественное лицо театра формируется годами, порой десятилетиями. Первые же спектакли студентов показали, что это будет театр – не заискивающий, не нравоучительный и дидактичный, это будет театр, разговаривающий со своим зрителем на одном языке. Путь к созданию театра, как это и полагается, оказался тернистым. Габдулла Гилязев, по словам Олега Ханова, целеустремлённо «убеждал и привлекал на свою позицию многих руководителей», «страстно выступал со страниц газет и с трибун различного уровня собраний, совещаний и т.п., но сколько нервов и душевных переживаний ему это стоило, знал лишь он сам, мы же теперь можем только догадываться». Непоколебимая вера, упорство и воля учителя помогали актёрам, которые заканчивали программу своего обучения, а театра, куда они должны были идти работать, до сих пор не было. И тогда Габдулла Гилязев добивается совместно с институтом искусств и Правлением СТД учредить самостоятельную хозрасчётную театральную студию. Ребята больше года показывали свои дипломные спектакли в учебном театре УГИИ, в районных и сельских клубах, которые стали первыми сценическими площадками зарождающейся труппы.

7 августа 1989 года, наконец-то, было принято постановление Совета Министров БССР о создании двуязычного – башкирского и русского – Театра юного зрителя в г. Уфе. Директором театра, на чьи плечи обрушивалась лавина организационных и творческих проблем только открывающегося театра, назначается Владимир Андреевич Савельев, впоследствии заслуженный работник культуры РБ, художественным руководителем – заслуженный артист РФ, лауреат премии им. С. Юлаева, Олег Закирович Ханов. Директор и художественный руководитель вместе с артистами будущего театра сами приводили в порядок не приспособленного для жизнедеятельности театрального коллектива территорию и помещение бывшего Дома Политпросвещения, доставшегося им для творчества. Но создатели и руководители ТЮЗа были безмерно рады и такому зданию, так как в то сложное время для страны, в начале 90-х, у многих театров собственной крыши над головой не было.

«Кто украл трамвай?» Г. Высоцкого и О. Колчинской (реж. Л. Ахметвалиев), «Замарашка» Я. Гловацкого (реж. Н. Берёзин), «Идукай и Мурадым» М. Бурангулова и «Деревенский пёс Акбай» Т.Миннуллина (реж. Дж. Абсалямова), «Ищи ветра в поле» В. Лившица и «Тайна платяного шкафа» К.Льюнса (реж. Е. Волошин), «Пустая колыбель» И. Юмагулова (реж. Р. Аюпов), «Недоразумение» А. Камю (реж. О. Ханов), «Доходное место» А. Островского (реж. А. Коробицын), «Лекарь по неволе» Ж.Б. Мольера (реж. В. Гришанин) – первые спектакли Театра юного зрителя. Как показывает репертуар стартового сезона, молодой театр наравне с национальной драматургией не боится обращаться к классике, ставя произведения, как выдающихся русских драматургов, так и западно-европейских.

Вместе с выпускниками Уфимского института искусств основу обеих трупп театра составили опытные и прославленные мастера башкирской сцены – это заслуженные артисты РФ и народные артисты РБ, лауреаты премии им С. Юлаева Ахтям Абушахманов и Олег Ханов, заслуженная артистка РФ и народная артистка РБ Роза Каримова, народная артистка РБ Савия Сираева, заслуженная артистка РБ Анфиса Хафизова; известные артисты Республиканского русского драматического театра Людмила Савельева, получившая звание заслуженной артистки РБ на новой сцене, Евгений Волошин, приехавшая чуть позже Мария Апраксина, затем Марат Сайфуллин, также на этой сцене получивший звание заслуженного артиста РБ.

Молодой театр живёт жизнью наполненной, увлекательной. Он удивляет и очаровывает зрителей неожиданными спектаклями, знакомит с интереснейшими авторами, находится в постоянном контакте с критиками и театроведами, так как коллективу, по-настоящему заражённому творчеством, необходимо знать – в правильном ли направлении развивается и формируется Театр юного зрителя. В 1991 году театр на гастроли едет в Москву и Алма-Ату, в1992 – в Санкт-Петербург. А что может быть лучше и желанней для артистов, чем вдохновляющие на творчество и новые открытия гастроли в столичные города?.. Своей основной задачей Театр юного зрителя считает воспитание будущего поколения на произведениях с нравственным внутренним стержнем. Не случайно девизом тех лет провозглашались слова Мустая Карима: «Я вхожу в театр, как входит верующий мусульманин в храм, с непокрытой головой. Ибо кино есть переписка влюблённых, а театр есть их свидания!» Доказательством тому являются программки к спектаклям, на которых написано: «Напоминаем: Приходя в наш театр, не забывайте приносить сменную обувь, верхнюю одежду оставляйте в гардеробе, не приносите в зрительный зал то, что Вы купили в театральном буфете»… В театре царит атмосфера интеллигентности и высокой культуры.

Постепенно обе труппы пополняются новыми выпускниками Уфимского института искусств и выпускниками творческих ВУЗов различных городов. На сцене идут: «Отелло» В. Шекспира и «Замоскворецкие страдания, или Амурная жизнь Миши Бальзаминова» А. Островского (реж.В. Кочетков), «Зов курая» Н. Гаитбаева (реж.А. Абушахманов), «Ак Калфак» М. Файзи (реж. Г. Гилязев), «Таинственный Гиппопотам» В.Лифшица и Л. Кичановой (реж. Ю.Горбунов), «Дом Бернарды Альбы» Г. Лорки (реж. О. Ханов).

В 1993 году на должность художественного руководителя театра назначается ученик Анатолия Васильева, Надыргулов Азат Ахмадуллович, впоследствии народный артист РБ, который приносит в театр новые веяния европейской театральной школы. Как отмечает заслуженный работник культуры РБ Тамара Абросимова, работавшая в те годы заведующей литературной частью театра: «Это было напряженное для театра время, так как менялось не только руководство, но и художественный стиль театра, репертуарная политика, корректировался состав труппы. Но при всём этом генеральная линия театра – художественное единение башкирской и русской трупп – искренне разделялось А. Надыргуловым». Значительными постановками Азата Надыргулова являются спектакли – «Дурочка» Лопе де Вега (1994), «Салават» М. Карима (1995), «Чайка» А.Чехова (1996). Последний с большим успехом участвовал на Международном театральном фестивале «Полёт «Чайки» в 1996 году в Санкт-Петербурге. В эти годы и русская, и башкирская труппы активно выезжают на гастроли, показывают свои спектакли, как на международных, так и на всероссийских фестивалях в Йошкар-Оле, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани.

В 1995 году в жизни театра происходят существенные изменения – на должность директора назначается Евгений Валерьевич Климов и целях дальнейшего повышения творческого потенциала Театра юного зрителя Министерство Республики Башкортостан 11 августа 1995 года принимает постановление о преобразовании Театра юного зрителя в Национальный молодёжный театр Республики Башкортостан.

Став Молодёжным, театр смело идёт на эксперименты – дважды проводит Республиканские конкурсы драматургов на лучшую молодёжную и лучшую детскую пьесу, таким образом, на афишах появляются новые имена драматургов.

В связи с переходом в БГАТД им. М. Гафури Азата Надыргулова в августе 1997 года принципиально изменяется руководящая структура Национального молодёжного театра Республики Башкортостан. Отныне в каждой труппе теперь есть свой главный и очередной режиссёры: башкирской – заслуженный деятель искусств РБ Байрас Ибрагимов и Лиана Хусаинова, в русской – Искандер Сакаев и Андрей Шестаков.

Несмотря на такие серьёзные испытания, театр продолжает свой путь. В 1999 году открывается Камерная сцена театра, которая давала возможность, особенно молодым режиссёрам, экспериментировать. Здесь же реализуется проект «Классика на Камерной сцене». Увлечённый этой идеей молодой Искандер Сакаев одну за другой выпускает интересные спектакли по произведениям классических авторов. Это – «Граф Нулин» А. Пушкина (1998), который в 1999 году участвовал на Заключительном показе спектаклей, посвящённых 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина в Москве, «Два письма» по отрывку из романа «Долгое-долгое детство» М. Карима (1999), «Мания величия или бедное богатство Господина Поприщина» по мотивам произведений Н.Гоголя (2000). Стоит отметить, что Искандер Сакаев обогащает репертуар театра как классическими произведениями, так и современными. В его постановке на сцене Молодёжного также идут: «Играем комедию «Ревизор» по Н. Гоголю (1998), «Овёс для Тоби» Н. Птушкиной (2000), «Любовь книга золотая» А. Толстого (2002), «Сказочное путешествие пастушки и Трубочиста» А. Саккая по мотивам произведений Г.-Х. Андерсена (2003).

Особую страницу в истории Молодёжного театра занимают спектакли, поставленные Байрасом Надымовичем Ибрагимовым. Его такие постановки как: «Полоумный Журден» М. Булгакова (1998) – участник I Международного фестиваля тюркоязычных театров «Навруз» в г. Казани в 1998 году, «Колокольчик» Н. Асанбаева (1998), «Приехали девушки в село» Н. Гаитбаева (1998), «Похищение девушки» М. Карима (1999), «Райский сад» И. Юмагулова (2000), «Подарок» Р. Эрдурана (2000) – участник III открытого театрального фестиваля-конкурса «Золотой Конёк» в г. Тюмени в 2002 году, «Артыкбике» К. Даяна (2002) были очень тепло приняты зрителями. Байрас Ибрагимов тонко чувствовал потребности зрителей Молодёжного театра, не случайно спектакль «Студенты» по пьесе Н. Гаитбаева, поставленный в 2002 году, до сих пор с большим успехом идёт в репертуаре театра.

В конце 90-х на долю коллектива Молодёжного театра выпали новые испытания, так как в течение очень короткого периода, трижды снова меняется руководство русской труппы. С 1997 по 1998 г.г. главный режиссёр русской труппы Искандер Сакаев, с 1998 по 1999 – заслуженный деятель искусств РБ Анатолий Корнеевич Лощенков, а с 1999 года по сегодняшний день – лауреат Государственной республиканской молодёжной премии им. Ш. Бабича Мусалим Георгиевич Кульбаев. В башкирской же труппе аналогичная ситуация складывается уже в новом тысячелетии, когда в 2002 году художественным руководителем театра снова назначается Азат Надыргулов, в 2004 – народная артистка России Тансулпан Догиевна Бабичева. Сезон 2004-2005 уходит на то, чтобы сохранить основные позиции театра, сплотить труппу и привлечь в неё новые силы. С 2005 по сегодняшниё день башкирскую труппу возглавляет лауреат Государственной республиканской молодёжной премии им. Ш. Бабича Рустем Миллятович Хакимов. Конечно же, все эти перипетии не могли сказаться положительно и для башкирской, и для русской трупп, потерявших единую линию развития. Ведь строительство театра – это долгий процесс, художественная составляющая которого формируется десятилетиями.

XXI век коллектив театра встретил в новом доме. Благодаря заботе Президента РБ М.Г. Рахимова на прежнем месте в 2002 году было возведено великолепное здание, оснащённое самой современной технологией. А в 2006 – Национальному молодежному театру Республики Башкортостан было присвоено имя Народного поэта Башкортостана Мустая Карима.

Сегодня, в век всеобщей компьютеризации, интерната и развлекательных шоу, Национальный молодёжный театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима, которым руководит Ринат Искужевич Ишмуллин, находится на пути исканий, как в области режиссуры, драматургии, так и в области актёрского мастерства. Театр прислушивается к требованиям нынешнего изменившегося молодого зрителя, однако остаётся преданным искусству, немного приподнятому от реальной жизни, искусству, где царят возвышенные чувства и романтические отношения. Может быть, именно поэтому Молодёжный театр обращается к таким драматургам, как: Г. Горин, А. Арбузов, А. Володин, В. Розов, М. Рощин, М. Карим, М. Бартенев, С. Маршак. Хотя выход к современным темам и острым проблемам можно отметить в таких спектаклях как: «Семья Вурдалака» В. Сигарева (реж. М. Кульбаев, 2001 г.), «Клинч» А. Слаповского (реж. С. Пускепалис, 2004 г.), «Валентинов день» И. Вырыпаева (реж. О. Мусина, 2004 г.), «Дембельский поезд» А. Архипова (реж. И. Сакаев, 2005 г.), моноспектакль «Здравствуй, мама!» Г. Гиззатуллиной (реж. Р. Хакимов, 2007 г.).

Долгие годы со сцены Молодёжного театра не сходит спектакль по пьесе А. Арбузова «Жестокие игры», поставленный М. Кульбаевым ещё в 2000 году. Уже сменился не один состав исполнителей, этот спектакль игрался то на камерной, то на большой сцене, а зрителей до сих пор продолжают волновать судьбы молодых героев. Любимыми спектаклями зрителей также были: «Мы с тобой одной крови» по Р. Киплингу (2002) – участник III Международного фестиваля «Молодые театры России» в 2004 г. в г. Омске и «Эти свободные бабочки» Л. Герша (2003) в постановке М. Кульбаева.

Знаменательным событием этих лет, как и в творчестве М. Кульбаева, так и во всей театральной жизни республики, стал спектакль «Радость нашего дома» в инсценировке М. Кульбаева по двум повестям Мустая Карима «Радость нашего дома» и «Таганок». Это был действительно праздник для артистов и зрителей, оказавшихся под одним шатром прекрасного мира добра и красоты, а поэтическая история детства, рассказанная уже повзрослевшим главным героем, превращаясь в притчу о человеке, обретала вселенские масштабы. Этот спектакль с большим успехом был показан на VI Республиканском фестивале «Театральная весна – 2005» (г. Стерлитамак), на VI Всероссийском фестивале искусств для детей и молодёжи «Золотая репка» (г. Самара, 2005) и на IV Международном фестивале тюркоязычных театров «Туганлык» (г. Уфа, 2006).

Одним из экспериментальных спектаклей является притча «Лавина» по пьесе турецкого автора Т. Джудженоглу в постановке М. Зайкаускаса 2004 года. Суровая притча Молодёжного театра о рождении в человеке человеческого начала, о преодолении страха, о терпении была высоко оценена критиками и театроведами на I Международном фестивале «Мир театра» (г. Астана, 2006) и на II Поволжском фестивале детских театров «От А до Я» им. Ю.П. Киселёва (г. Саратов, 2008).

В репертуаре театра также идут: «Вечно живые» В. Розова (реж. О. Мусина, 2005), «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта (реж. М. Кульбаев, 2006), «Герой» Дж. Синга (реж. О. Мусина, 2006), «Доходное место» А. Островского (реж. М. Кульбаев, 2006), «Пеший Махмут» (реж. Р. Хакимов, 2006) и «Батя Ялалетдин» (реж. И. Муллабаев, 2007) М. Карима, «Возлюбленная моя» Т. Миннуллина (реж. Р. Хакимов, 2007), «Моя профессия – синьор из общества» Дж. Скарначчи и Р. Тарабузи (реж. М. Кульбаев, 2007), «Голый Король» Е. Шварца (реж. М. Кульбаев, 2007), «Альфонс из Парижа» Л. Валиева (реж. Р. Хакимов, 2008), «Пять вечеров» А. Володина (реж. Р. Хакимов, 2008), «Люстра» И. Зайниева (реж. А. Надыргулов, 2009).

Самых маленьких же зрителей ждут «Приключения Гимади» А. Ахметова, сказки «Про Иванушку-дурачка» М. Бартенева и «Петрушка и Витязь» О. Проклова, «Легенда о книге любви» И. Валиева и другие замечательные спектакли.Одной из актуальных последних премьерных спектаклей стала постановка повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Режиссёр Мусалим Кульбаев выводит на сцену современных беспризорников, оказавшихся в гуще самых страшных военных действий. Как трагичны и безнадёжны отчаянные попытки этих брошенных родителями, забытых государством, предоставленных самим себе детей, ухватиться хоть за маленький волосок жизни. Может быть, хотелось бы на это надеяться, что сегодня сидящий в зрительном зале молодой зритель, хотя бы один раз увидев этот спектакль, и, побывав на месте беспризорников, никогда не поднимет руку на человека.

Проходит первое десятилетие XXI века… Изменилось время, изменился мир… Но люди – их чувства, желания – по-прежнему не меняются. Как говорит один маленький, но очень мудрый герой из спектакля «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина: «Все люди – братья». А объединяющим местом испокон веков и до сих пор остаётся театр…

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Требования к публикации. | Тема 1. Современные трактовки категории


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных