Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ




Нац. Экон. Беларуси имеет сложную функциональную и территор.-произв. стр-ру, включающую межотраслевые и отраслевые звенья, регионы, комплексы, предпр. и орг-ии. На этапе перехода к рын. отношениям и под влиянием научно-техн. прогресса отмечается возникновение новых структур—концернов, финанс.-промыш. групп, холдинговых комп., свободных экон.зон, технопарк. и др.

Соотношение, пропорции между отраслями, межотраслевыми комплексами сферам и деятельности отражает отраслевая структура общественного производства. При этом отрасли национальной экономики определяются как качественно однородные группы хозяйственных единиц с особыми условиям и производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и специфической ролью в процессе расширенного воспроизводства. Каждая отрасль представляет совокупность родственных предприятий, организаций и учреждений, обладает определенным производственно- техническим единством. Выделяют следующие основные отрасли экономики: промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, торговлю и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, образование, здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение, культуру и искусство, науку и научное обслуживание, финансы, кредит, страхование, управление и др. На этапе перехода к рынку появляются новые отраслевые подразделения — финансовое посредничество, операции с недвижимым имуществом, коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, информационно-вычислительное обслуживание и др. Отраслевая структура экономики страны анализируется прежде всего на основе валового внутреннего продукта, а также численности занятых, концентрации основных фондов (основного капитала) по отраслям экономики. В соответствии с ныне действующим в систем е статистического учета и анализа РБ классификатором отраслей нар. хоз-ва все отрасли экономики делятся на 2 группы — производящие товары и оказывающие услуги. Для сопоставления отраслевой структуры экономик и отдельных стран мира, уровня их экономического развития используется принятое в СНС разделение отраслей на три сектора. Первый включает добычу ископаемых, растениеводство, животноводство, лесное хозяйство, охоту и рыболовство. Второй охватывает обрабатывающие отрасли промышленности, строительство и прочие виды деятельности по производству товаров. В третий сектор входят все остальные отрасли экономической деятельности (т.е. производство услуг). Практически во всех странах мира, относящихся к разным типам экономики, наблюдается одна и та же закономерность: с ростом уровня дохода на душу населения первый (преимущественно сельскохозяйственный) сектор постепенно теряет свою ведущую роль в экономике страны, уступая ее сначала промышленности, а затем сектору услуг.

Хозяйственный комплекс определяется как сложная межотраслевая система, которая отличается высоким уровнем интеграции между составляющими ее элементами (предприятиями, организациями и т.д.) по потокам производимых товаров, энергии и информации и в силу этого обладает высокой энергетической экономичностью и повышенной устойчивостью по отношению к внешним факторам. Экономическая сущность комплекса проявляется в том, что его эффективность выше, чем суммарная эффективность составляющих компонентов, что является результатом взаимосвязи мощностей, наличия устойчивых связей и более высокого уровня управляемости.


ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА ОТ ЦЕНТРАЛИЗОВАННО ПЛАНИРУЕМОЙ К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Переходная экономика - это переход эк-ки в новое состояние в связи с реформами эк-кой системы. Перех-я эк-ка характ-ет промежуточ­ное сост-ние общ-ва, когда прежняя система соц-но-экономич-х отношений разрушается, а новая только формир-ся. Необходимость реформир-я эк-ки бывших стран социализма обусловлена неспособностью административно-командной эк-ки обеспечить устойчивые темпы эк-го развития. Неэффективность функционир-я опре­делена след-ми предпосылками:

- неспособности данной системы к быстрой реакции на изменения;

- подавление хоз-й инициативы директивным планир-нием;

- низким уровнем производ-ти;

- неспособностью эффективно реализовать научные до­стижения.

Основными факторами переходного периода являются следующие:

- экономические (тормозящие эк-кое развитие произв-нные отношения);

- технико-экономические (мор-й и матер-й из­нос произв-го потенциала); организационно-управленческие (кризис управления);

- мотивационные (исчерпание мотивац-го потенциа­ла действующей системы);

- социальные (падение уровня жизни, конфликтность об­щества);

- внешние (сдерживающие или разрушит-е воздейс­твия внешних условий).

Главная функция перех-го периода - сформировать основу новой эк-кой системы.

Переходный пер-д от централизованно регулируемой к рыночной экономике включает три этапа:

• первый - ситемно-кризисного состояния экономики, требующий лик­видации устаревших эк-ких структур и мех-мов функционир-я

• второй - относительной стабилизации -создание новых структур и мех-мов, институциональной среды, обес­печ-щей эк-кую деят-ть в условиях рынка;

• третий - структурной перестройки создание отраслевой, региональной и технологической структуры, адаптир-й к треб-ниям внутр-го и внешнего рынков.

В трансформации экономики Беларуси можно выделить следующие этапы:

1991-1995 гг. - период глубокого затяжного кризиса;

1996-2000 гг. - этап выхода эк-ки из кризиса и разви­тия рыночных реформ;

2001 и н.в. - переход на путь устойчивого развития.

Создание новой системы эк-ких отнош. в РБ потреб-ло решения ряда проблем:

• создания благоприятных условий развития предприни­м-ва, конкуренции;

• обеспечения равноправия всех форм собственности;

• формирования развитой системы рыночной инфраструк­туры;

• проведения структурной перестройки системы

• изменения методов госуд-го регулирования и т. д.

Все эл-ты преобраз-ний могут быть систематиз-ны по трем основным блокам:

В 1-й блок включ-ся институциональные преобразова­ния:

- изменение роли государства в экономике

- разгосударствление и приватизация собственности;

- формирование системы рынков;

- создание правовой базы новой системы хозяйствования.

2-й блок составляют меры по либерализации экономики:

- либерализация рынков;

- либерализация внутренних цен;

- либерализация внешнеэкономических связей;

- создание благоприятной среды для развития предприни­м-ва

3-й блок — макроэкономическая стабилизация

- минимизация дефицита государственного бюджета;

- ужесточение денежно-кредитной политики в антиинфля­ционных целях;

- изменение налог-й политики с целью сокращ-я льгот

Модели преобразований экономики -«шоковая терапия» и градуализм.

Для модели «шоковой терапии» характерна высокая степень радикализма (одномоментность проведения, быстрое разруш-е старой систе­мы). Пример - преобразования, проводимые в Польше, России.

Для градуалистской (эволюционной) модели характерны постепенность преобраз-ний, исполь­з-ние эл-тов прежней системы, ориентация на пр-пы партнерства, что не влечет за собой резких соц-х потрясений и обнищания народа. Пример - преобразования, проводимые в Беларуси.


32. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМ-ГО РАЗВИТИЯ РБ 2006-2010 ГОДЫ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКОНОМ-ГО РОСТА

В прошедшем пятилетии работа всех органов управления, коллективов и организаций была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы. Ежегодно на ее основе разрабатывались прогнозы социально–экономического развития, денежно–кредитной и бюджетной политики. Республика Беларусь последовательно реализует избранную модель социально ориентированной рыночной экономики. Достигнуты высокие темпы ее развития. Валовой внутренний продукт в расчете на душу населения по паритету покупательной способности увеличится за текущее пятилетие почти на 70 процентов, а производительность труда на одного занятого в экономике — с 19,2 тыс. долларов США в 2005 году до 26,2 тыс. долларов США в 2010 году. При этом на результаты выполнения данной Программы существенное влияние оказали изменения условий импорта энергоресурсов и повышение цен на них, ухудшение других внешних факторов, обусловленных влиянием мирового финансово–экономического кризиса. В 2006 — 2010 годах в развитии экономики можно условно выделить три этапа (докризисный, кризисный, посткризисный). В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности — 10,5, инвестиций в основной капитал — 23,8, реальной заработной платы — 12,1 процента.

Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы — 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года). Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП. Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП. Предварительная оценка выполнения основных показателей Программы социально–экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы свидетельствует, что по большинству из них прогнозные параметры достигнуты.

Беларусь существенно продвинулась по пути создания инновационной экономики. На 1 августа 2010 г. создано 105 новых производств, модернизировано и реконструировано 255 действующих предприятий, внедрено 359 новых технологий. Освоен выпуск многих видов импортозамещающей продукции. В настоящее время республика экспортирует бесшовные горячекатаные трубы, железнодорожные вагоны, автобусы, зерноуборочные комбайны, полированное стекло, микроволновые печи, автоматические стиральные машины. Объем экспортных поставок увеличится в 2010 году по сравнению с 2005 годом в 3 раза. Активно проводится модернизация электроэнергетики республики. В 2006 — 2010 годах реализован 21 проект, в том числе модернизация энергоблоков на Лукомльской ГРЭС, Минской ТЭЦ–3, Гродненской ТЭЦ–2, Лидской ТЭЦ. Построено 6 мини–ГЭС и 3 ТЭЦ на местных видах топлива, введено в эксплуатацию более 1,4 тыс. котлоагрегатов на местных видах топлива.

Все это позволило увеличить долю местных возобновляемых энергоресурсов в балансе котельно–печного топлива с 16,8 процента в 2005 году до 20,5 процента в 2010 году, сэкономить за счет энергосберегающих мероприятий более 8,5 млн. тонн условного топлива, что составляет 4,5 процента от валового потребления топливно–энергетических ресурсов за пятилетие. Валовой объем производства зерна за текущее пятилетие достиг 38 млн. тонн, что в 1,3 раза больше сбора зерновых за 2001 — 2005 годы. Урожайность зерновых культур устойчиво превышает по стране 30 центнеров с гектара.

Построены, реконструированы и оснащены современным технологическим оборудованием 1.448 молочнотоварных ферм, 100 комплексов по откорму свиней и 60 птицефабрик. По производству мяса и молока уровень предыдущего пятилетия превышен в 1,6 и 1,5 раза соответственно.

Укрепляется национальная продовольственная безопасность: достигнута полная самообеспеченность по стратегическим видам продуктов питания, а в общем объеме потребления продовольствия импорт составляет менее 10 процентов.

Сельское хозяйство становится существенным источником пополнения валютных резервов страны. Объем экспорта продовольствия за пятилетие увеличится в 2 раза и составит в 2010 году около 3 млрд. долларов США.

Дальнейшее развитие получила социальная инфраструктура села. Создано 1.481 сельское поселение нового типа — агрогородок, где условия жизни максимально приближены к городским. Номинальная начисленная заработная плата в сельском хозяйстве увеличится с 286 тыс. рублей в 2005 году до 940 — 960 тыс. рублей в 2010 году.

В результате развития предприятий, использующих в своей деятельности местное сырье и ресурсы, решаются вопросы занятости населения и улучшения его жизни в малых и средних городских поселениях, где за последние 4 года создано более 120 тыс. новых рабочих мест. В строительном комплексе в 2006 — 2010 годах обеспечен высокий рост объема подрядных работ (почти в 2 раза ). По строительству жилья на одного человека республика занимает первое место на постсоветском пространстве. В 2010 году ожидается достижение рекордной для Беларуси величины ввода жилья — 7 млн. кв. метров.

Обеспечена устойчивость белорусского рубля. Изменение его курса не выходило за установленные основными направлениями денежно–кредитной политики границы. Уровень золотовалютных резервов вырос с 1 января 2006 г. по 1 октября 2010 г. в 4,6 раза.

Целенаправленная государственная политика по повышению уровня жизни населения позволила увеличить реальные денежные доходы населения за текущее пятилетие в 1,75 раза. Значительно уменьшилась численность малообеспеченного населения — с 12,7 процента в 2005 году до 5,4 процента в 2010 году. Регистрируемая безработица удерживается в социально допустимых пределах — 0,8 — 0,9 процента к экономически активному населению. Замедлились темпы сокращения численности населения. Ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 68,8 года в 2005 году до 71 года в 2010 году. Уровень младенческой смертности по сравнению с 2005 годом сократился в 1,7 раза и является самым низким среди стран СНГ. По индексу развития человеческого потенциала Беларусь заняла 68–е место из 182 государств, опередив все страны СНГ, и вошла вместе с Россией и Казахстаном в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. Вместе с тем в ходе реализации Программы социально–экономического развития Республики Беларусь в истекшей пятилетке не удалось в полной мере решить ряд проблем, которые оказывают сдерживающее влияние на динамичное социально–экономическое развитие страны. Сохранилась недостаточно эффективная структура экономики, выражающаяся в высоких импортоемкости, материалоемкости и энергоемкости выпускаемой продукции, относительно низкой производительности труда и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности продукции отечественного производства. Снижается эффективность инвестиций и медленными темпами увеличивается объем привлечения в экономику прямых иностранных инвестиций. По–прежнему наблюдается несбалансированность во внешней торговле. Слабой остается восприимчивость предприятий и организаций к инновациям.

 


33. ПЕРСПЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМ-КОЙ СИСТЕМЫ.

Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного пери­ода характеризовалось следующими чертами: сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохо­зяйственный комплекс СССР; чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции; размещение подавляющей части рынков сбыта продук­ции в республиках СНГ; неконкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках из-за ее низкого качества; отсутствие собственной достаточной минерально-сырье­вой базы; доминирование государственной формы собственности; несоответствие структуры производства потребностям общества; чрезвычайная монополизация экономики и слабое разви­тие конкуренции; глубочайший социально-экономический кризис.

Ключевую роль в выборе социально ориентированной модели экономики сыграли следующие факторы:

- историческая вера в необходимость сильного государства обусловила сохранение ведущей роли государства в рыночных преобразованиях;

- традиционная сдержанность, терпеливость, осмотритель­ность народа обусловила взвешенный подход к ры­ночным реформам, отказ от «шокового» пути преобразований;

- неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, обогащения немногих за счет боль­шинства населения.

Наша страна отвергла принципы как либеральной, так и огосударствленной экономики, выбрала путь построения бу­дущей системы с сильным государством, эффективным ры­ночным механизмом и его социальной ориентацией. Социаль­ная ориентация рыночной экономики предполагает смягчение таких признаков модели чистого рыночного хозяйства, как эксплуатация чужого труда, безработица, социальная диффе­ренциация и др.

Типовая модель социально ориентированной экономики отличается следующими чертами:

- «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля государственной собственности;

- макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но охватывает и другие сферы экономики: инвести­ционную, структурную области, трудовые отношения;

- особое значение для государственных органов имеет под­держание конкурентных отношений;

- развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства.

Белорусская перспективная модель экономики включает следующие принципы и направления государственной поли­тики, определяющей контуры будущего общества:

- общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;

- формирование развитого гражданского общества и само­управления;

- приоритетное развитие человеческого потенциала; -переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;

- повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности;

- интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;

- следование экологическим стандартам.

Исходя из мирового опыта выхода государств из кризисно­го состояния и с учетом национального контекста, были выде­лены три этапа преобразования экономической системы:

- стабилизационный, в течение которого необходимо пре­одолеть кризисные явления в экономике;

- структурной перестройки, ориентированной на потреб­ности общества и учитывающей тенденции международного разделения труда;

- экономического роста, основанного на результатах де­ятельности общества на предшествующих двух этапах.

Наци­ональная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. определяет стратегическую цель как динамичное повышение уровня благосостояния, обогаще­ние культуры, нравственности на основе интеллектуально-ин­новационного развития экономической, социальной и духов­ной сфер, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущего поколений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных