Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Античный Космос: от мифа к логосу.




АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Методические указания

 

Составитель И.А. Новиков

 

 

Томск 2012


Античная философия: методические указания / Сост. И.А. Новиков. - Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2009. - 35 с.

Рецензент д. ф. н., профессор В.В. Чешев

Редактор Е.Ю. Глотова

Методические указания к семинарским занятиям по дисциплине ГСЭ.Ф.9 «Философия» для студентов всех специальностей всех форм обучения.

 

Печатаются по решению методического семинара кафедр общественных наук, протокол № 7 от 16.06.2009

 

Утверждены и введены в действие проректором по учебной работе В. В. Дзюбо

 

с 1.05.2009

до 1.05.2014

 

Оригинал-макет подготовлен автором.

 

 

Подписано в печать.

Формат 60х90/16. Бумага офсет. Гарнитура Таймс.

Уч.-изд. л. 1,68. Тираж 300 экз. Заказ №

 

 

Изд-во ТГАСУ, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2.

Отпечатано с оригинал-макета в ООП ТГАСУ.

634003, г. Томск, ул. Партизанская, 15.

Оглавление

План семинарского занятия ……………………………………..…4

1. Античная философия: от мифа к логосу...…………..………...4

2. Ранняя натурфилософия ….……………..…………………...….9

3. Аттическая философия. Сократ ………………...….………….16

4. Учения Платона и Аристотеля ………………………………...22

Заключение ………………………………………………………….33

Контрольные вопросы ………………………………………….…34

Темы рефератов …………………………….………….……….…..35

Список использованной литературы ……………………………35

Список рекомендуемой литературы …………..….….…….……36


 

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

План семинарского занятия.

 

1. Античный Космос: от мифа к логосу.

2. Ранняя натурфилософия.

3. Аттическая философия. Сократ.

4. Учения Платона и Аристотеля.

 

Античный Космос: от мифа к логосу.

Началом европейской философии является античная философия. Первые философские знания зародились на Востоке, однако в качестве именно науки философия впервые складывается только в античности. Античная философия это философия, развивавшаяся в Древней Греции и Риме. Хронологические рамки этого развития: VII-VI вв. до н.э. – VI в. н.э.

Философия есть самосознание человека, его рефлексия над собой, над своей жизнью. Следовательно, чтобы объяснить своеобразные черты какой-либо философии, мы должны обратиться к жизни того народа и общества, которые эту философию создали. Древняя Греция и Рим это языческая и рабовладельческая культура. Важно правильно понять эти две особенности. Мы говорим об историческом периоде, который длился более тысячи лет. Поэтому, вполне понятно, что жизнь людей не оставалась неизменной, на протяжении этого времени. Вместе с тем, в той степени, в какой эта культура оставалась равной себе, тождественной себе, в ней сохранялось и нечто устойчивое. Язычество и рабовладение это и есть те особенности, которые обеспечивали единство античной культуры. Когда язычество, в Европе, сменилось христианством, а рабовладение – феодальным устройством, исчезла, «умерла» и античность.

Для того чтобы понять, что такое античное язычество, мы должны понять, что такое античный Космос. Первая черта, отличающая его (этот феномен античного сознания) от современных представлений, заключается в том, что Космос – выразителен. Когда мы сейчас говорим о Космосе, мы имеем в виду некое беспредельное пространство, в котором расположены небесные тела. На античные представления это ничуть не похоже. Конечно, античность мыслит Космос и пространством, но – не только. Это, прежде всего, тело, благодаря которому существуют все частные тела, – люди, вещи и процессы, в них идущие. Поскольку, это – тело, обнимающее собою всё, это – ещё и, так сказать, максимально возможное тело, тело, данное как полнота телесности. Частные тела всегда выразительны, в той или иной степени, в том или ином отношении, с той или иной точки зрения. Космос же, будучи полнотой, принципом телесности, есть выражение, само по себе. Он есть то, благодаря чему отдельные, частные тела становятся выразительными. Это значит, что Космос – прекрасен. Подчеркнём, что это понятие Прекрасного – полностью объективно. О вкусах людей, о человеческом восприятии тут речь совсем не идёт. Космос это такое Прекрасное, которое не может не быть Прекрасным, которое необходимо воспринимается как Прекрасное.

Вторая черта. Из этой полноты Космоса (его красоты) следует, что это – одушевлённое тело, живое и разумное тело. Если Космос вмещает в себя всё, он вмещает в себя и жизнь, и разум. А, поскольку Космос это полнота, постольку он есть и полнота и жизни, и разума. Он – вновь – есть то, благодаря чему частные тела обладают жизнью и разумом, т.е. – он есть жизнь и разум, сами по себе, причём – данные телесно. Это означает, что Космос есть миф, мифологический образ. Миф есть то, что предшествует науке, в сознании человека. Это – совокупный и особым образом систематизированный опыт человека, народа и общества, явившихся создателями данного мифа. Миф есть знание, но это такое знание, которое мыслится существующим телесно, – вне и помимо человека. Зевс и Афродита, например, есть, конечно, знание, – о небесном электричестве и любви, соответственно. Это – систематизация опыта взаимодействия человека с природой и самим собой, с обществом. Но, в то же время, это – знание, которое понимается не как нечто идеальное, но – как существующее полностью телесно. Специфика мифа состоит в том, что это – стихийно, бессознательно складывающееся знание. А поэтому, такое знание предстаёт, для человека, для носителя этого знания, как предмет веры. По сути, в мифе, человек поклоняется только себе самому – своей способности создавать знание, творить знание. Это значит, что появление науки, осознанного знания человека о мире и о самом себе, есть очень сложный и внутренне противоречивый процесс. Двигаясь от мифа к логосу, человек не только отрицает миф, но ещё и – утверждает его. Происходит так потому, что миф и есть и не есть знание. Поскольку, он является систематизацией опыта, он есть знание. Но, поскольку, это знание понимается как существующее вне и помимо человека, он есть только предрассудок. Поэтому, человек, создавая науку, переходя к научному познанию мира и самого себя, противостоит не столько внешним обстоятельствам, сколько – самому себе, своей собственной ограниченности.

Третья черта. Тело, само по себе, не есть ни жизнь, ни разум. Тело, оставаясь телом, может быть и неживым, и лишённым разума телом. То, что Космос есть полнота телесности, выражается в том, что он есть саморазвитие и самосознание. Космос охватывает собою всё, поэтому, он включает в себя и источник своего движения. Точнее – вообще, всех движений, какие только в нём возможны: и механических движений, и движений жизни, и движений мысли. Космос есть разумное тело, осуществившийся, воплощённый разум. Отсюда следует его принципиальная самодостаточность. Античный Космос никогда не возник и никогда не исчезнет. Он есть вечность. Но, в отличие от современных представлений, это – телесно, чувственно данная вечность. Такая вечность, которую можно не только помыслить, но ещё и – например, увидеть. Отсюда следует, что, в античности, наука всегда выполняла функции религии. Если всё, в мире, открыто познанию, значит, разум и может, и должен касаться не только налично существующего, но ещё и – вечности. Это – миф, но – непрерывно рационализируемый миф, миф, который осмысляется логически, а в силу этого – становится логосом, наукой.

Чувственно воспринимаемый Космос является фундаментальным понятием сознания, порождающего и позволяющего рабовладение. Зададим себе вопрос: какое содержание вкладывало античное сознание в понятие «раб»? Раб есть человек, который мыслится как объект, вещь, предмет владения. Вместе с тем, рабом может быть только человек. Рабское состояние есть то, что приписывается только человеку. Назвать «рабом» животное или камень никому в голову не придёт. Это означает, что раб есть такой человек, у которого всё его человеческое содержание (т.е. – и жизнь, и разум) оказалось сведено к вещи, к телу. Раб есть человек, но это – такой человек, который является только вещью. Так, ведь, это же и есть Космос! Тот самый Космос, который является полнотой и совершенством и Жизни, и Ума, но, при этом, остаётся полностью чувственно воспринимаемым. Вера в то, что возможны Жизнь и Ум, воспринимаемые чувственно, делает возможным и оправдывает рабовладение.

Отсюда следует, что античное рабовладение есть – сколь бы странно это, для нас, ни звучало – необходимое условие античной демократии. Что такое демократия? Это – самоуправление общества. Когда власть, то, что управляет обществом и направляет его развитие, мыслится как нечто, не отличное от этого общества. Управляемое и управляющее есть, в условиях демократии, одно и то же. В отличие от монархии, где власть, управляющая обществом, всегда противопоставлена этому обществу. Другими словами, мы, и в политической жизни античности, видим тот же самый Космос; – в котором, его Жизнь и Ум не отличны от его Тела. На уровне экономики, этот Космос оборачивается рабом, на уровне политики – демократией. Речь, разумеется, идёт об ограниченности античной демократии, о её, так сказать, «телесном» характере. То, что античное сознание называет «демосом» (народом), на современное понятие «общество» нисколько не похоже. В античном полисе, лишены политических прав, не считаются «народом» рабы, женщины и т.н. «метеки» (приехавшие в город, инородцы).

Отметим ещё один важный момент. Космос есть самодвижение и саморазвитие, данные телесно. Это – совершенное тело, которое, в силу своего совершенства, движет само себя. Движение необходимо предполагает разделение на движущее и движимое. Если в Космосе нет ничего, кроме тела, значит, и движущее, и движимое, в нём, одинаково телесны, одинаково являются моментами жизни этого тела. Это означает, что эти два момента в нём всегда противостоят друг другу. Речь идёт о метафизической ограниченности античной мысли. Имея своим фундаментальным принципом телесный Космос, античная философия так и не смогла преодолеть разрыв между бытием и сознанием. Сам по себе, Космос есть тело, предстающее единством бытия и сознания. Но, поскольку, бытие и сознание всегда остаются различными моментами жизни этого тела, полного единства они никогда не достигают. Можно описать это как противоречие между рабом и рабовладельцем. Античное сознание не знает, что такое человек, вообще, человек как личность. Поэтому, всякий человек, для этого сознания, есть либо раб, либо – рабовладелец. О том, что фактически они есть одно (одно общество, один полис), о том, что они механически (принудительно) связаны друг с другом, античное сознание знает. Оно не знает, и – в принципе отрицает какую-либо возможность, их смыслового единства. Это и означает, что античная философия, до конца своего существования, так и осталась, по сути, мифологией, или – иначе – идеологией рабовладения. Подчеркнём: это нисколько не значит, что она не была наукой, движением и развитием мысли. Миф, в античной философии, с необходимостью перерастал в логос. Это значит, что это была совершенно конкретная форма науки, развивавшаяся в совершенно конкретных исторических условиях. Античная философия это наука, порождённая прогрессивным движением общества, которое заключалось в переходе от первобытно-общинного строя к рабовладению, а в силу этого – несущая на себе всю ограниченность и недостатки рабовладения.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных