ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Продолжительность сохранения высокого мастерстваПродолжительность сохранения высокого мастерства обусловлена полом и специализацией пловца, однако в последние десятилетия со-ответ-ствующие отличия уменьшаются (рис. 15.13, 14). В частности, весьма примечателен тот факт, что в течение почти двадцати лет на крупнейших соревнованиях доминировали лишь два лучших в истории плавания марафонца — четырехкратный олимпийский чемпион (1980 и 1988 гг.) Владимир Сальников и двукратный олимпийский чемпион (1992 и 1996 гг.) Кирен Перкинс. Длительность сохранения мастерства обусловлена не только специализацией и полом пловца, но и темпом его становления. Быстрое формирование мастерства, пусть не столь явная, но все же предпосылка непродолжительности его сохранения. Об этом свидетельствуют многие примеры. Например, олимпийская чемпионка 1980 г. в плавании на спине Рика Райниш уже в 14 лет впервые вошла в число 50 сильнейших в мире по итогам года, в 15 лет победила на Играх XXII Олимпиады, после чего представительствовала в числе 50 сильнейших в мире лишь в течение года. Двукратный олимпийский чемпион Брайан Гуделл впервые вошел в число 50 сильнейших в 15 лет, в 17 лет победил на Играх 1976 г. в плавании на 400 и 1500 м вольным стилем и уже в 20 лет выбыл из числа 50 сильнейших. Один из примеров тому, что предпосылкой длительного сохране- ния высших достижений является планомерная динамика становления мастерства, во многом обусловленная соответствующей динамикой тренировочных нагрузок, иллюстрирует рис. 15.15. У Владимира Сальникова лишь на третьем — четвертом годах его 12-летнего восхождения к олимпийской вершине прирост объема тренировочной работы превысил половину освоенного спортсменом в предшествующем году. Продолжительность сохранения высших достижений сильнейшими пловцами разных лет неодинакова (см. рис. 15.12). Как видим, в 30 — 50-е годы она уменьшалась. Типичная для сильнейших пловцов 60 — 80-х годов была в полтора—два раза меньше типичной для сильнейших в 20 —30-е годы "эпохи" Джонни Вейсмюллера и существенно меньше, чем у сильнейших в 40 — 50-е годы, когда устанавливали мировые рекорды Семен Бойченко и Леонид Мешков и впервые победила на Играх Олимпиады (1956 г.) Дон Фрезер, единственная пока в истории плавания, кому удалось получить золотые медали трех Игр Олимпиад. Ряд олимпийских чемпионов 70 — 80-х — Лина Качюшите, Марина Кошевая, Дункан Армстронг — сохраняли высшее мастерство не более двух лет. И обусловлено это было возраставшей напряженностью процесса подготовки, повышением конкуренции на крупнейших соревнованиях. Однако в 90-е годы тенденция к сокращению длительности сохранения пловцами высших достижений сменилась на противоположную. И особенно много конкретных примеров этому дали Игры XXVI Олимпиады 1996 г. Победителями и призерами стали ряд пловцов, для которых они явились третьими, как для трехкратной олимпийкой чемпионки из Ирландии Митчелл Смит, и даже четвертыми, ЧАСТЬ 4 Построение процесса подготовки пловцов
как для призера в эстафетном плавании Андреаса Хольмперца. Во многих случаях на пьедестал почета в Атланте поднимались те же спортсмены, что и на Играх в Барселоне, а в некоторых (Карой Гюттлер, Андреас Хольмперц, Кристина Эгерсеги, Клаудиа Полл) и те, что в Сеуле. Интересно, что на самой популярной 100-метровой дистанции вольным стилем у мужчин золотой и бронзовой медали были удостоены россиянин Александр Попов и бразилец Густаво Боргес, которые были, соответственно, первым и вторым призерами на этой дистанции в Барселоне (1992 г.). Среди мужчин — олимпийских чемпионов 1996 г. — лишь победитель на дистанции 200 м вольным стилем Дэнион Лоудер из Новой Зеландии не входил в первую "десятку" сильнейших пловцов еще за три года до Игр в Атланте. Объяснить это можно значительным исчерпанием резервов интенсификации подготовки пловцов высокого класса, совершенствованием ее системы и, в частности, ее возросшей индивидуализацией и более эффективной реализацией внетренировоч-ных и внесоревновательных факторов, влияющих на эффективность подготовки f питания, восстановления, научного, материально-технического и информационного обеспечения подготовки, более профессиональным подходом к подготовке спортсменов в целом и, конечно, не в последнюю очередь, коммерциализацией спорта. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|