Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Контроль и самоконтроль. Перед началом оздоровительной тренировки необходимо пройти медицинское обследование и получить консультации вра­ча о режиме физической активности и отсутствии




Перед началом оздоровительной тренировки необходимо пройти медицинское обследование и получить консультации вра­ча о режиме физической активности и отсутствии противопоказа­ний. В дальнейшем также целесообразно проходить регулярные медицинские осмотры.

Помимо врачебного контроля занимающиеся должны владеть навыками самоконтроля за состоянием здоровья и уровнем физи­ческой подготовленности.


Таб л и ца 9

Тест оценки плавательной подготовленности К. Купера (дистанция в метрах, преодолеваемая за 12 мин)

 

Оценка     Возраст, лет    
физической            
работоспо-            
собности 13-19 20-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше
      Мужчины      
Очень плохо Меньше 450 Меньше 350 Меньше 325 Меньше 275 Меньше 225 Меньше 225
Плохо 450-550 350-450 325-400 275-350 225-325 225-275
уцовлетворитешно 550-650 450-550 400-500 350-450 325-400 275-350
Хорошо 650-725 550-650 500-600 450-550 400-500 350-450
Отлично Больше 725 Больше 650 Больше 600 Больше 550 Больше 500 Больше 450
      Женщины      
Очень плохо Меньше 350 Меньше 275 Меньше 225 Меньше 175 Меньше 150 Меньше 150
Плохо 350-450 275-350 225-325 175-275 150-225 150-175
УцовлетворитейШо 450-550 350-450 325-400 275-350 225-325 175-275
Хорошо 550-650 450-550 400-500 350-450 325-400 275-350
Отлично Больше 650 Больше 550 Больше 500 Больше 450 Больше 400 Больше 350

К субъективным показателям самоконтроля относятся: самочув­ствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, активность, желание тренироваться, положительные и отрица­тельные эмоции, утомляемость. Субъективные показатели жела­тельно регистрировать в дневнике самоконтроля, в котором, наря­ду с выполненной нагрузкой, регистрируются субъективные оцен­ки состояния до и после тренировки, а также на следующее утро. Признаками адекватности тренировочных нагрузок возможно­стям занимающегося являются высокая активность, хорошее на­строение и желание тренироваться. После тренировки спортсмен должен быть бодрым и жизнерадостным, не должен чувствовать головной боли, разбитости и сильно выраженного утомления. На­рушения ночного сна, вялость и сонливость утром, раздражитель­ность, мышечные боли, отсутствие желания заниматься физиче­скими упражнениями являются показаниями к резкому сниже­нию нагрузок и, возможно, к временному прекращению занятий.

Объективными показателями самоконтроля являются: ЧСС, ар­териальное давление, наблюдения за жизненной емкостью легких, весом, мышечной силой. Хорошими показателями являются мно­гочисленные функциональные пробы, сочетающие умеренную стандартную физическую нагрузку с регистрацией ЧСС.

Достаточно надежным и в то же время простым методом явля­ется измерение ЧСС. Для самоконтроля важно измерять пульс в одно и то же время, в одном положении — например, утром в по­ложении сидя. Перед измерением необходимо 3-4 мин посидеть без движений, поскольку ЧСС весьма чувствительна к переходу из положения стоя в положение лежа или сидя. У здоровых малотре­нированных мужчин ЧСС составляет 70-75 уд/мин, у женщин -75—80 уд/мин. После 3—5 месяцев регулярной оздоровительной тренировки ЧСС снижается до 55—60 уд/мин. У спортсменов вы­сокого класса, тренирующихся на выносливость, ЧСС составляет 40—50 уд/мин; у некоторых марафонцев ора снижена до 30 уд/мин.

Дополнительную информацию можно получить с помощью ор-тостатической пробы. Занимающийся спокойно лежит в течение 5 мин, затем подсчитывает ЧСС, встает и вновь подсчитывает ЧСС. В норме при переходе из положения лежа в положение стоя ЧСС учащается на 10—12 уд/мин. Учащение до 18 уд/мин считает­ся удовлетворительным, более 20 — неудовлетворительным.

Важным является определение оптимальной интенсивности прохождения основной тренировочной дистанции по ЧСС. Для этого желательно знать свою индивидуальную максимальную вели­чину ЧСС. Однако для получения достоверного значения необхо-

232 -


димо выполнить достаточно напряженный максимальный ступен­чатый тест, что нецелесообразно для задач оздоровительной трени­ровки. Поэтому можно ориентироваться на возрастные нормативы ЧСС по К. Куперу: у мужчин это 205 минус 1/2 возраста, у жен­щин — 220 минус возраст. Например, в 50 лет для мужчин ЧСС должна составлять 180 уд/мин (205 — 25); для женщин — 170 уд/мин (220 — 50). Оптимальная величина составляет 80% от максимума — соответственно 144 и 136 уд/мин. Для слабо подготовленных зани­мающихся рекомендуется использовать 60% от максимума.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимают под физическим состоянием человека?

2. Каковы особенности телосложения пловцов, специализирую­
щихся в различных способах плавания?

3. Перечислите основные показатели технической подготовленно­
сти пловцов..
. ■ ■

4. Каким образом определяется относительный шаг пловца?

5. Как осуществляется визуальная оценка техники?

 

6. Расскажите об основных направлениях совершенствования
техники спортивных способов плавания.

7. Что понимают под выносливостью пловца?

8. Как оценить выносливость пловца?

9. Что такое силовые способности? Какое значение они имеют для
успеха в спортивном плавании?

 

10. Назовите виды силовых способностей и дайте им краткую ха­
рактеристику.

11. Расскажите о средствах специальной силовой подготовки в
воде.

 

12. Что означают термины «подвижность в суставах» и «гиб­
кость»? Каково их значение для спортивного совершенствования в
плавании?

13. Как происходит измерение гибкости?

14. Приведите основные упражнения для развития гибкости.

15. Что понимают под скоростными способностями пловца?

16. Расскажите об основных средствах и методах развития ско­
ростных способностей.

17. Охарактеризуйте основные стороны психологической подго­
товленности пловцов.

18. Раскройте методы тренировки, применяемые в спортивном
плавании.


19. Как происходит развитие работоспособности пловцов в зоне
стайерских дистанций?

20. Как происходит развитие работоспособности пловцов в зоне
спринтерских дистанций?

21. Расскажите о содержании работы с пловцами на этапе пред­
варительной спортивной тренировки.

22. Расскажите о ступенях начальной тренировки оздоровитель­
ной направленности.

23. Раскройте основные принципы планирования кондиционной
тренировки.

24. Расскажите об основных методах самоконтроля за состояни­
ем здоровья и уровнем подготовленности занимающихся при началь­
ной тренировке в плавании.

Рекомендуемая литература

/. Булгакова Н.Ж. Плавание. — М.: ФиС, 1999 - (Азбука спорта).

2. Макаренко Л. П. Плавайте на здоровье. — М.: ФиС, 1988.

3. Виру А.А., Юримяэ Т.А., Смирнова Т.А. Аэробные упражнения. —
М.: ФиС, 1988.

4. Плавание: Учебник для вузов физвоспитания и спорта/ Под ред.
Б.П. Платонова.
Киев: Олимпийская литература, 2000.

5. Плавание: Методические рекомендации (учебная программа)
для тренеров ДЮСШ и училищ олимпийского резерва. — М., 1993.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных