ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В общеобразовательной школеУчебный материал раздела «Плавание» программы физического воспитания детей и подростков в общеобразовательной школе является обязательным для каждого учащегося и способствует решению следующих взаимосвязанных задач: — укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспо — воспитание потребности в систематических занятиях физи — формирование знаний в области гигиены, медицины, физи — формирование жизненно важного навыка плавания и умения — развитие основных двигательных качеств. Распределение учебного времени на изучение различных разделов программного материала предусматривает выделение в IV классе 26 ч на раздел «Плавание». В школах, имеющих соответствующие условия (школьный бассейн или близко расположенную водную базу), приступать к изучению программного материала можно, начиная с I класса. В дальнейшем (V—XI кл.) на изучение раздела «Плавание» рекомендуется планировать по 14 ч в каждом классе — за счет равномерного сокращения времени на изучение других разделов («Лыжная подготовка», «Спортивные игры» и др.). Предусматривается проведение как теоретических, так и практических занятий. В процессе обучения плаванию в общеобразовательной школе осуществляется последовательное (от класса к классу) освоение техники спортивных способов плавания, выполнения стартов и поворотов (IV—XI кл.). В результате освоения данного раздела программы школьники приобретают основы знаний и умений по оказанию помощи тонущим (VII—VIII кл.), использованию навыка плавания в игровой и соревновательной деятельности (IX—XI кл.); по выполнению функций судьи на соревнованиях по плаванию и помощника учителя физической культуры (IX—XI кл.). Изучение программного содержания раздела «Плавание» содействует повышению уровня физической подготовленности школьников (показывать результаты не ниже среднего уровня развития основных физических способностей, представленных в таблицах программ начальной, неполной и полной средней школы); побуждает к самостоятельному выполнению физических упражнений, закаливающих процедур и др.; совершенствует соревновательную деятельность; позитивно влияет на поведение учащихся в процессе занятий (соблюдение дисциплины, правил безопасности и гигиенических норм; оказание помощи товарищам и учителю и др.). Поскольку упражнения в плавании отличаются большой вариативностью выполнения, систематические занятия оказывают существенное влияние на развитие координационных (равновесие, ориентирование в пространстве, дифференцирование временных, пространственных и силовых параметров движений) и кондиционных (выносливость, силовые возможности) способностей. Обучение плаванию проводится в течение учебного года в крытых плавательных бассейнах и на открытых водоемах (в зависимости от климатических условий). Для учащихся I смены занятия плаванием желательно планировать на последних уроках. Для школьников II смены занятия плаванием выносятся за сетку часов, чтобы учащиеся могли после бассейна подготовиться к урокам в школе. При организации занятий по плаванию вне сетки часов целесообразно планировать их 3 раза в неделю — это позволит повысить эффективность учебного процесса. Учебные группы для обучения плаванию комплектуются по уровню подготовленности школьников; численность группы — 10—15 человек. В неполной средней школе мальчики и девочки могут заниматься плаванием в одной группе. До начала занятий в бассейне необходимо провести подготовительную работу с учащимися (см. главу 8, раздел 8.4). Не менее чем за 1 — 1,5 месяца до начала занятий в бассейне учитель физкультуры должен составить специальные комплексы упражнений и выполнять их на уроках физической культуры. Можно рекомендовать ребятам повторять эти упражнения дома, во время утренней зарядки, что будет способствовать более быстрому освоению упражнений, подводящих к овладению техникой плавания. Перед изучением обязательного материала программы для IV класса выполняются комплексы, основой которых являются упражнения для изучения техники кроля и упражнения для освоения с водой. Одной из задач учителя физкультуры является подготовка актива из числа учащихся, умеющих хорошо плавать, в качестве помощников. Помощники должны уметь показать правильное выполнение упражнений, исправить ошибки занимающихся, следить за дисциплиной и поддерживать порядок на занятиях, систематически повышая уровень своей плавательной подготовленности и овладевая приемами спасения тонущих. Тренировка физкультурного актива должна проводиться до или после уроков по плаванию (желательно провести ее за месяц до начала занятий в школе). Помощники учителя физкультуры должны уметь проплыть без остановки не менее 200 м, нырять в глубину и длину, транспортировать пострадавшего, освобождаться от захвата тонущего и знать приемы оказания доврачебной помощи. Как правило, занятия по обучению плаванию в бассейнах проводят опытные тренеры и инструкторы. Учитель физической культуры в этом случае становится непосредственным помощником тренера, выполняя различные организационные функции (встре- чает учащихся в холле бассейна, оформляет им пропуска, организует их на занятие и т.д.)- и участвует в самом процессе обучения (следит за выполнением учащимися общеразвивающих и специальных упражнений в зале «сухого плавания», в том числе разученных на уроках физической культуры в школе; проводит занятия с отстающими или плохо умеющими плавать в мелкой части бассейна или в «лягушатнике»). В обязанности учителя входит также учет посещаемости занятий плаванием, о чем он информирует классного руководителя и вносит соответствующие записи в классный журнал. Планирование занятий. Продолжительность занятий по разделу «Плавание» в IV классе составляет 13 недель. В соответствии с учебной программой за основу планирования принимается 26-урочная программа. На ее основе разрабатывается график поурочного распределения учебного материала (табл. 10). Учебный процесс по плаванию условно можно разделить на три этапа. 1-й этап (уроки 1-6). Его основу составляют упражнения для освоения с водной средой и элементарные гребковые движения руками и ногами, выполняемые в методической последовательности, принятой в процессе массового обучения плаванию детей и подростков (имитационные упражнения в зале, гребковые движения в положении стоя на дне, у неподвижной опоры, в ходьбе по дну, с подвижной опорой), общеразвивающие упражнения, учебные прыжки в воду, игры в воде. 2-й этап (уроки 7—21). Основные задачи — изучение техники плавания способами кроль на груди и на спине; выполнение упражнений, направленных на освоение стартовых прыжков и простых поворотов. 3-й этап (уроки 22—26). Его основу составляют подготовка к итоговым внутришкольным соревнованиям (очным или заочным), выполнение контрольных нормативов, подготовка класса к участию в водном празднике, проведение игр и развлечений на воде. Такое распределение учебного материала соответствует задачам обучения плаванию школьников, уровню подготовленности большинства учащихся и методической последовательности изучения программного материала. В конце курса обучения необходимо провести заключительную беседу с классом о продолжении занятий плаванием. Если для этого нет условий, нужно продолжать выполнять комплекс упражнений, разученных в бассейне, обращая внимание на упражнения «мельница», «скольжение» в положении стоя у стенки, движения ногами и руками способом кроль. Эти упражнения пригодятся, Таблица JO Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|