ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Костромская слободаг. Кострома, ул. Просвещения, 1А (4942) 37-38-72 Церковь Собора Богородицы из села Холм Галичского района. Дата постройки: 1552 г. Самый древний, деревянный храм сохранившийся в Костромской области. По легенде, храм срубили плотники Карп и Папила, якобы похороненные под алтарем церкви.
Церковь Всемилостливого Спаса из села Фоминское Костромского района. Относится к широко распространённому типу клетских церквей. Состоит из четырёх «клетей» (частей, объёмов): алтарь, четверик, трапезная, паперть (сени). Восьмигранная колокольня врублена в кровлю сеней. Кровля храма двускатная «клинчатая», в два слоя тёса «со скалой» (между верхним и нижним слоями тёса уложены широкие листы бересты), главки четверика и колокольни покрыты осиновым лемехом. Интерьер церкви – это замечательный образец народного мастерства: солея выполнена в каноне XVII века, лавки с фигурными ножками и резной опушкой врублены вдоль стен; клиросы, украшенные геометрической резьбой, установлены перед иконостасом у северной и южной стен. Обращают на себя внимание полы, рубленные из плах, косящатые и волоковые окна и массивная входная дверь с секирным замком.
Часовня из деревни Большое Токарёво Солигаличского района Костромской области, конец XVIII-начало XIX века. Часовня отличается от церкви отсутствием алтаря, поэтому некоторые церковные обряды (крещение, венчание, причастие и др.) в часовнях не совершались. Службы в часовнях проходили не каждый день и чаще всего были приурочены к каким-либо событиям. Часовня из Большого Токарёва освящена в честь иконы Казанской Божией Матери. В большие церковные праздники, приходившиеся на время весенней и осенней распутицы, в часовне совершались молебствия, и она в это время практически заменяла крестьянам церковь. Часовня представляет собой небольшой восьмигранный сруб, сужающийся кверху и окружённый галереей – «гульбищем». Над тесовой восьмискатной кровлей постройки возвышается небольшой шатёр с луковичной главкой.
Дом крестьянки Чапыгиной из деревни Большое Андрейково Нерехтского района, XIX в. Постройка возведена преимущественно из осиновых брёвен (что не типично для жилых построек Костромского края) и первоначально находилась под соломенной крышей. В доме восстановлен интерьер, характерный для бедной крестьянской семьи. Он состоит из собственно избы, сеней, маленькой горенки с одним окошком и небольшого скотного двора, который «кошелем» пристроен к боковой стене избушки. В экспозиции размешены ткацкий стан, предметы плетения из прута и лыка, пастушьи рожки, характеризующие занятия населения Нерехтского уезда.
Дом крестьянина Тарасова из деревни Мухино Вохомского района. Первая половина XIX в. Один из интереснейших памятников музея, так называемая «чёрная изба». Он состоит из двух срубов: избы, и неотапливаемой горницы. В избе находится глинобитная печь, которая топилась «по-чёрному». При её топке дым стелился по избе, выходил в двери и устроенный в потолке деревянный дымоволок. Интерьер сохранил расписные деревянные припечные доски, залавок и нарядные стенки голбца.
Изба экспонируется как свадебная: здесь ждут молодых от венца. В переднем углу поставлен стол, покрытый красной скатертью узорного ткачества. На ней – резные ковши-конюшки, из которых пили пиво, братина и другие предметы. У стола стоят расписные сундуки и короба с приданым невесты. В хозяйственной половине дома находятся сельники для хранения припасов, одежды и утвари и большой двухэтажный двор.
Дом крестьянки Лоховой из деревни Вашкино Чкаловского района Нижегородской области (бывший Юрьевецкий уезд Костромской губернии). Середина XIX в. Он принадлежит к типу двухрядной постройки, называемой в народе «дом на два коня». Хозяйственный двор дома стоит сбоку от жилых помещений – зимней и летней изб. Особый интерес представляет зимняя изба: небольшая, словно игрушечная, с нарядным «красным» окном и двумя волоковыми оконцами по сторонам от него. На архитектурном облике дома сильно сказалось влияние городского строительства, что выразилось в устройстве тесового фронтона и резной карнизной доски. В избе и горнице в настоящее время развёрнута экспозиция, посвящённая традициям и обрядам, связанным с воспитание детей в крестьянских семьях. Здесь можно встретить подвешенную на оцеп (гибкий черёмуховый шест) детскую зыбку (люльку); деревянные, глиняные и тряпичные игрушки; детскую мебель и одежду. Экспонаты выставки гармонируют со светлым интерьером небольших помещений дома, открывают его посетителям мир детских грёз и родительских забот поколений XIX - пер. пол. XX вв. Дом Андриана Григорьевича Серова из деревни Мытищи Макарьевского района, 1873 год. Этот большой одноэтажный дом-пятистенок, принадлежащий крестьянину-лесопромышленнику Серову, во многом отличается от других крестьянских домов. Его возводил знатный в Макарьевском уезде мастер Емельян Степанович Зиринов. Дом объединяет в одном срубе избу и горницу. Позади жилой части дома находится «мост», к которому примыкают три горницы. На верхнем этаже вместительного хозяйственного двора находится сеновал, расставлены рыболовные принадлежности, средства передвижения и другие предметы хозяйственного значения. Внизу - хлева и кладовые. Постройка дома и его резные украшения стоили немалых денег. Хозяин, сплавлявший лес по Унже и Волге, часто бывал на крупных ярмарках, выезжал в Кострому и Нижний Новгород. В его доме можно увидеть редкие для крестьянского быта 19 в. вещи: самовар, граммофон, модные венские стулья, комод, кровать, предметы городского костюма. Снаружи дом украшен глухой (корабельной) резьбой, а интерьер имеет лёгкие резные узоры и выкрашенные оконные рамы, полы и потолки жилой половины дома.
Дом М. К. Липатова из деревни Журавлёво (быв. Кобылино) Макарьевского района 1857 г. Данный двухэтажный дом также принадлежал богатому крестьянину-лесопромышленнику Липатову и строила его плотницкая артель Е. С. Зиринова. Дом объединяет под одной кровлей жилые помещения первого и второго этажей, холодные горенки, кладовые, чуланы, большой двухъярусный двор с сельниками. В настоящее время в доме размещены три выставки «Братчина», «традиции русского гостевания» и «традиции русского чаепития». В выставочных помещениях представлены материалы, характеризующие культуру досуга русского народа в выходные и праздничные дни. Наряду с выходной и праздничной одеждой крестьян здесь можно увидеть редкие предметы из дерева и металла (братины, чаруши, стаканы, ендовы, ковши) изделия столичного фарфора, стекла, одежду и предметы домашней обстановки.
Дом крестьянина Ципелёва из деревни Аристиха Шарьинского района. Середина XIX в. Дом перевезён с северо-востока Костромской области - края, богатой лесом, поэтому срублен из толстых сосновых брёвен, диаметром до 60 сантиметров. Дом экспонируется как изба гончара. В куту установлен гончарный круг, лавки и полки заполнены сырой гончарной посудой, перед печью стоит корыто, в котором показывается процесс обварки обожженной посуды. Возле печи - массивный деревянный ухват на таких же колёсах. Эти и другие предметы быта повествуют о жизненном укладе семьи гончара. За сенями, в горнице, в настоящее время развёрнута выставка гончарных изделий мастеров Костромской земли с конца XIX века до 70-х годов XX века включительно. Показаны различные типы посуды: горшки, кринки, плошки, кашники, полевики, подойники, рыльники, водяники, кувшины, опарницы, корчаги и др. Характеризуются виды техники изготовления посуды и качество используемого материала. На хозяйственном дворе современные гончарных дел мастера показывают гостям музея-заповедника мастер-класс по производству керамики и представляют свои изделия.
Дом крестьянина Скобёлкина из деревни Стрельниково Костромского района, середина XVIII века. Это наиболее ранний образец деревянной жилой архитектуры. Согласно преданиям и родословной его бывших владельцев Скобёлкиных, их предки купили дом у проживавших в деревне Стрельниково стрельцов. Дом поставлен на высокий подклет, срублен из массивных сосновых брёвен и покрыт тесовой кровлей на «самцовой» конструкции. Внутрь его попадают через «проходной рундук» и сразу входят в просторные сени. Их освещают два красных окна; обращают на себя внимание врубленные в стену кровать и лавки и два массивных посудных шкафа, украшенных трехгранно-выемчатой резьбой, известной ещё в древности. В горнице сохранилось глухое (без окон) помещение, служившее её прежним владельцам–староверам молельной комнатой. Дом из деревни Стрельниково – уникальный памятник народной культуры и единственный из сохранившийся в Поволжье по своей древности. В настоящее время он используется для проведения интерактивных программ с юным поколением.
Дом крестьянина Ершова из деревни Портюг Межевского района, середина ХIX века. Размеры и планировка и конструктивные элементы дома схожи с типами изб русского Севера. Холодная и тёплая избы соединяются друг с другом сенями - "мостом". Из сеней можно попасть в неотпапливаемую горницу.Подклет холодной избы использовался под амбар - кладовушку. Посередине кладовой устроена яма - погреб, где хранились соления, квашеная капуста и овощи. Проект реставрации дома Ершова принадлежит архитектору И. Шевелеву. Мельница-шатровка из д. Спас Нерехтского района. Основной объем мельницы с помещениями кладовых, и мукомольным механизмом неподвижен, а верхняя часть с крыльями может поворачиваться для установки против ветра. Постройка имеет трехъярусную композицию. Рубленый «с остатком» сруб образует крупный прямоугольный в плане нижний объем, покрытый тесовой вальмовой кровлей. Над ним в центре возвышается восьмерик-шатер, несущий более широкий восьмигранный вращающийся верхний ярус.
Бани из деревни Ведерки Костромского района. Конец XIX века. Деревня находилась на территории Костромской низины, которую во время весенних половодий заливало водой. Поэтому все постройки, в том числе и жилые дома, ставили на дубовые сваи.
Амбары из деревни Собакино Нерехтского района. Конец XIX века. Использовались для хранения "главного богатства" семьи - запасов зерна. В целях предохранения от возможных пожаров, ставились на удалении от жилья.
Овин из деревни Пустынь Костромского района, конец XIX века. Предназначался для “огневой” просушки снопов ржи, пшеницы, ячменя, овса. Основной объем постройки представляет собой квадратный в плане двухъярусный сруб, покрытый двускатной самцовой тесовой кровлей. Сбоку к нему примыкает более низкий предовинник с крутой односкатной кровлей, предназначавшийся для хранения дров и орудий молотьбы. На главном фасаде собственно овина на уровне второго яруса устроен дощатый помост, опирающийся на повалы-помочи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|