ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КУЛАЧНЫЕ БОИ У НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫНа территории нашей страны кулачный бой появился в древности у славян. Уже тогда характерным признаком его было возрастное подразделение участников. В одной из разновидностей кулачного боя — «стенка на стенку» — постепенно вступали в бой как бы три боевые линии: первая — кулачные бойцы-подростки, вторая — юноши и молодежь, третья — женатые. В период образования Киевского государства кулачные бои — «стенка на стенку» и «один на один» — были у славян одним из средств воспитания стойкости, смелости, ловкости и физической силы. В период формирования русского централизованного государства (XV—XVII вв.) кулачный бой был одним из элементов складывавшейся в то время самобытной народной системы физического воспитания. При Иване IV, согласно «Судебнику Государя Великого», проводились судебные поединки, для которых нанимали кулачных бойцов-профессионалов. Бои-поединки были строго регламентированы. В кулачных боях, проводимых в то время, было также два вида состязаний: массовые бои «стенка на стенку» (рис. 5) и одиночные бои — единоборство (рис. 6).
Основное место принадлежало «стенке», представлявшей собой организованный массовый бой, где строго различались стороны «своя» и «чужая». Название «стенка» произошло от традиционно установившегося в кулачных боях боевого порядка, в котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов и шли сплошной стеной на «противника». Главной тактической задачей каждой из сторон было прорвать «стенку» противника, внести смятение в его ряды, прогнать его с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно до тех пор, пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. Везде, где происходили кулачные бои, имелись традиционные места для боя. Зимой обычно встречались на льду реки. Так, в XIX в. в Москве излюбленными местами для кулачных боев были: на Москве-реке — у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастырей, у Воробьевых гор, в Петербурге — на Неве, у Нарвской заставы. В кулачных боях строго соблюдались неписаные правила, передававшиеся из поколения в поколение. Бой можно было вести голыми кулаками или в рукавицах. Никаких твердых предметов, называемых «закладками», или пятаков, зажимаемых в ладони, чтобы крепче сжать кулак и усилить тем самым действие ударов, иметь под рукавицами не полагалось. Нападать на противника разрешалось только спереди. Запрещалось нападать на упавшего противника, бить с «подножкой», наносить удары ногами или головой. Нарушение этих правил строго преследовалось, а виновного наказывали сами бойцы, оберегавшие традиционную честность кулачного боя. Правила кулачного боя (как и другие его стороны) нашли отражение во многих пословицах и поговорках. Пословицы «лежачего не бьют», «лежачий в драку не ходит» свидетельствуют о благородстве русских бойцов в единоборстве. Поговорка «не силой бьются, а сноровкой» говорит о стремлении народа видеть в бою не только силу, но и ловкость. Классическим примером отражения кулачного боя в русской литературе служит «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанная М. Ю. Лермонтовым в 1837 г.
Как сходилися, собиралися Удалые бойцы московские На Москву-реку, кулачный бой, Разгуляться для праздника, потешиться
Кулачных бойцов, выдающихся по силе и боевым качествам, народ называл «надежа-бойцами». Эти бойцы приобретали громкую славу не только в своей округе, но и далеко за ее пределами. Из русских кулачных бойцов славились казанские, калужские и тульские: Алеша Родимый, Тереша Кункин, семейство Зубовых, Никита Долговяз и братья Походкины. Видными бойцами Петербурга в XVIII в. был приказный чиновник Ботин и фабричный Соколик. Этнограф А. В. Терещенко в своей книге «Быт русского народа» писал: «В Англии обратилась наша молодецкая забава в искусственный бокс. Там бьются сам друг и по правилам. Рассказывают, что некоторые из наших вельмож, гордясь своими бойцами, сводили их в Москве с боксерами»*. Кулачные бои указом царя Алексея Михайловича были запрещены. В соответствии с этим указом, в XVII—начале XVIII вв. в Москве и Петербурге солдаты делали облавы на кулачных бойцов, пойманных приводили в приказ и били батогами. Но привести в приказ не так-то было легко. Товарищи часто нападали на конвой и выручали арестованных. Упорство, с которым народ защищал свое право на любимые состязания, заставило правительство Екатерины I (1726 г.) узаконить кулачные бои, но регламентировать их проведение. Бои в городах разрешались при условии регистрации в полиции десятских. Кулачные бои прекратили свое существование после Октябрьской революции, когда им на смену пришел бокс.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|