Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Потребность в группах




Целью первых групп, описанных Куртом Левиным [68], являлось целенаправленное повышение способности участников осознавать травмирующую их ситуацию. Потребность в групповой психотерапии особенно ярко выявилась при обнаружении глубоких стрессовых, расстройств военнослужащих после Вьетнама. Эти стрессовые расстройства проявлялись* в повышении социальной отчужденности, нарушениях сна, агрессивности, депрессии, обостренном чувстве вины, усилении семейных и профессиональных конфликтов. Было обнаружено, что групповая терапия эффективна как для лечения посттравматических расстройств, так и для преодоления страхов иного происхождения.

Группа оказывает самостоятельное воздействие на каждого ее члена, по отношению к которому она может выступать в разных ипостасях: как фон, как организатор контактор или как основной инструмент воздействия на личность. Здесь мы остановимся только на последнем случае. Оказалось, что группа является более эффективным инструментом, чем парное обучение. Присутствие других усиливает мотивацию каждого участника, он усваивает их оценки, получает от них дополнительный репертуар решений, принимает более рискованные стратегии поведения.

Задача группы — как она ставится ведущим — актуальна для каждого ее члена: изменить (расширить) самосознание, обогатить репертуар поведения в общении, сделать поведение более эффективным, приятным и адекватным. Групповой тренинг помогает участникам повысить свою компетентность в области профессионального и делового общения, приобрести навык партнерской беседы, аргументированного обоснования своей точки зрения, развить способности конструктивного поведения в конфликтных, эмоционально напряженных ситуациях. Эти задачи требуют создания условий не только для расширения общего репертуара ролей, но и для сдвига акцентов в них — преодоления особо стойких и неадаптивных (и при этом неосознаваемых) ролей. Для осуществления таких задач в группе необходимо прежде всего обеспечить спокойную, благожелательную атмосферу, позволяющую участникам снять психологическую защиту и учиться принимать рискованные решения. Безопасность каждого поддерживается здесь также и возможностью всегда отказаться от участия в чем-либо. В то же время руководитель направленно создает ситуации, побуждающие к принятию новых решений.

Усвоение нового взгляда на себя ведет к обновлению понимания своей роли и своих отношений с окружающими, что, в свою очередь, благоприятствует преодолению трудностей. Развитие самосознания в этих условиях идет при непрерывном снижении барьеров психологический защиты. Одновременно наблюдается падение уровня личной неискренности, так как каждый понимает, что она затрудняет работу группы. При удачном развертывании процессов в группе она сама начинает оказывать целебное воздействие, облегчая выражение эмоций и побуждая опробовать новые стратегии поведения

Постепенно в группе осуществляется замена стратегий поведения с неэффективных оценивающих на описательные. Тем самым достигается смещение с позиции лица контролирующего («хорошо ли другие решают») на позицию, направленную на совместное решение проблем.

Кто собирается в группу? В каждой случайным образом собранной группе можно условно выделить три типа участников: зависимых, независимых и конфликтных. У первых привычные стереотипы зависимости могут быть связаны с различными обстоятельствами. Это и не удовлетворяющее их положение в иерархической системе (начальник — подчиненный), и недостаточная компетентность (специалист — дилетант), и принадлежность к определенному, не слишком почитаемому, слою общества. Зависимые постоянно занимают подчиненную позицию по отношению к любой власти и тем самым (путем рационализации) приобретают убеждение, что к ней вообще нельзя относиться с доверием. Глубокое, но неосознанное недоверие может породить демонстративное послушание. «Зависимые» уверены, что от них ничего не зависит, поэтому у них формируется нарочитая беспомощность.

Среди лиц независимых и конфликтных достаточно часто встречаются авторитарные личности, обычно слабо осознающие свои отрицательные тенденции и свойства. Центр их интересов и стремлений — в достижении внешнего успеха, престижа и материальных благ. Поэтому у них остается мало душевных сил для личных, интимных привязанностей. Их трудности в том, что они не проявляют необходимой для взаимности эмоциональности в отношениях. Из-за проблем в общении они испытывают неудовлетворенность в интимной сфере, начинают думать, что мир враждебен, и стремятся либо овладеть властью, либо опереться на нее. Поэтому и крайне зависимые, и крайне независимые не доверяют власти (а кок следствие — и себе), только первые — неосознанно, а вторые — осознано.

Собравшаяся в группу разношерстная публика прежде всего нуждается в возможности общаться. Единство группового мнения, необходимое для формирования норм, достигается на некоей общей платформе, которая организуется либо сближением различных точек зрения, посредством усиленной коммуникации в процессе обсуждения различных проблем, либо за счет исключения инакомыслящих из группы, уменьшения их влияния или дискредитации их мнения. В соответствии с задачами группы (достичь прогресса в саморазвитии каждого) к единству можно двигаться только первым путем — общением, обсуждением динамики меняющейся «здесь и теперь» ситуации.

Как побудить группу обсудить данную тему? Развитие дискуссии можно облегчить, если предложить для обсуждения вопрос, важный для функционирования группы, и показать, сколь существенно стремление каждого поддержать ее целостность. Полезно сделать акцент на исходный разброс осознаваемых различий во мнениях по данному вопросу.

При выборе тем для дискуссии принимают во внимание, что обсуждение в группе скрытых или подавленных «неприемлемых» потребностей, сосредоточение на чувстве вины или враждебности ведет участников к психологическому очищению, облегчению, свободе. Катарсис провоцируется прежде всего психическим диссонансом, возникающим, когда в начале работы группы (вопреки своим убеждениям, но под давлением усвоенных социальных норм) участник дискуссии говорит или ведет себя в группе противоположноТому, что он на самом деле чувствует или думает, становясь соучастником заведомого обмана. В душе при этом нарастает ощущение конфликта. Диссонанс тем сильнее, чем слабее силы, принуждающие его к обману. Когда человек чувствует, что его никто не подталкивает к изменению своей первоначальной установки в духе приспособления к высказанной в группе позиции или совершенному кем-то поступку, но он все же зачем-то подстраивается ко всем, то он

становится недовольным собой и у него нарастает внутреннее напряжение. Наконец, давление приводит к взрыву. Возникающий катарсис усиливает сплоченность группы, вследствие интенсивного взаимодействия в безопасном, поддерживающем, окружении. Каждый становится раскованнее эмоционально, чувствует поддержку окружающих, собственную ценность, свободнее выражает свои чувства.

Деятельность группы на этом этапе происходит на двух, уровнях: осознаваемого и переживаемого; Постепенно человек узнает, как он выглядит со стороны, как воспринимают его окружающие, какие ситуации его больше всего тревожат, какое существует расхождение между самовосприятием и видением его со стороны. Групповая динамика в значительной степени зависит от того, что переживают ее члены «здесь и теперь». Вместе с тем, у каждого, есть осознанное и подсознательное знание о себе. Соотношение этих, частей хорошо иллюстрирует «окно Джогари» [38].

Окно Джогари

Арена Видимость
Слепое пятно Неизвестное

Эта схема — окно Джогари — показывает, что межличностное взаимодействие управляется четырьмя факторами, которые получили следующие названия:

«арена»: то, что знает о себе сам человек и знают о нем другие (осознаваемое);

«видимость»: то, что человек о себе знает, но другие о нем не знают (осознаваемое);

«слепое пятно»: то, что человек о себе не знает, но другие о нем знают, видят по стилю поведения (подсознание);

«неизвестное»: то, что ни сам человек, ни другие не знают о нем (подсознание).

«Видимость» — это то, что человек всегда знает о себе, но что другим недоступно: ощущения, переживания, воспоминания, которые он может скрывать от всех. Например, это тайный любовный роман или страх перед каким-то авторитетным лицом. «Слепое пятно» может включать, например, неприятный запах изо рта, привычку перебивать собеседника. Перлз [70] утверждает, что мы живем на двух уровнях: публичном, представляющем наши

 

поступки(который является наблюдаемым и проверяемым), и личном — воображаемой сцене,на которой мы готовимся к будущим ролям, которые хотим играть.

Главное направление усилий в группе — развитие самосознания и снижение барьеров психологической защиты, устранение личной неискренности через понимание того, что она затрудняет и личное общение каждого и работу группы в целом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных