Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. 1152 г.




ХРАМ СВЯТЫХ БОРИСА И ГЛЕБА В КИДЕКШЕ

Оплывшие, но до сих пор впечатля­ющие валы окружают единственную сохранившуюся постройку княже­ского замка — церковь святых Бори­са и Глеба (1152 г.). По преданию, именно на этом месте полутора ве­ками раньше разбили стан князья Бо­рис и Глеб, павшие жертвой династи­ческой борьбы за киевский престол и впоследствии объявленные Цер­ковью святыми. Четырёхстолпная од­ноглавая церковь не похожа на изы­сканные памятники Киева. Она сложена не из тонкой и хрупкой на вид киевской плинфы, а из тяжёлых массивных блоков местного белого известняка. Поэтому кажется, что строили её не обычные люди, а ска­зочные богатыри. Сужающиеся вглубь входы-порталы, похожие на воронки (позднее учёные назвали их перспективными), подчёркивали

толщину стены. Может быть, такая их форма должна была напоминать о словах Христа про врата в Царство Божье. В Евангелии от Луки сказано: «...подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие по­ищут войти, и не возмогут».

Декор (от лат. decoro — «укра­шаю») церкви, т. е. система украше­ний, необычно скромен для княже­ской постройки: он ограничивается только плоскими двухуступчатыми выступами-лопатками, которые со­ответствуют внутренним столбам, да простым пояском поребрика (высту­пающих углами камней) с аркатурой (плоскими арочками) под ним. Если присмотреться, нетрудно заметить, что их ритм постоянно сбивается: ма­стеру трудно вписаться в отведённое поле стены, и арочки то врезаются в лопатки, то не дотягиваются до них. Да и пропорции арочного пояска выглядят немного неуклюжими. Чем это объяснить — неумелостью или небрежностью? Наверное, ни тем ни другим: просто зодчий мыслил декор не как неотъемлемую составную часть архитектуры, а как дополнение, некий необязательный и, пожалуй, да­же излишний убор, дополнительно надеваемый на здание. Арочный по­ясок был для него тем же, чем и до­рогой пояс на княжеской одежде, — знаком особого достоинства владель­ца, но не более того.

Многие особенности постройки Юрия Долгорукого — техника клад­ки из белого камня, перспективные порталы, характерная аркатура — роднят её с романской архитектурой Европы (см. раздел «Искусство сред­невековой Западной Европы»). Есть все основания считать, что строи­тельная артель, трудившаяся у суз­дальского князя, пришла на Русь из Польши. Успев поработать в Галиче у князя Владимира Володаревича — свата Юрия Долгорукого, мастера пе­ребрались в Суздаль. Может быть, к ним обратились случайно (просто в Киеве и других русских землях не нашлось желающих выполнить кня­жеский заказ), но эта случайность оказалась счастливой для зодчества Владимиро-Суздальской земли.

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР В ПЕРЕСЛАВЛЕ-ЗАЛЕССКОМ

Одновременно с придворной цер­ковью Юрий Долгорукий заложил Спасо-Преображенский собор (1152—1157 гг.) в основанном им го­роде Переславле-Залесском.

В Древней Руси слово «город» оз­начало в первую очередь огорожен­ное, т. е. защищённое, место. Поэтому города Юрия — это города-крепости: Переславль-Залесский, Юрьев-Польско'й, Кснятин, Дмитров, Москва. Со­хранившиеся валы Переславля дости­гают в высоту шестнадцати метров.

Спасский собор поражает про­стотой и суровостью облика. Храм из-за своих пропорций (его ширина больше, чем высота) получился почти кубическим, приземистым, тяжёлым; зодчие воплотили в нём не образ Небесной Премудрости, как в Софии Киевской, а земную силу и мощь. Однако собор не восприни­мается как примитивный или гру­бый: прекрасная кладка стен из глад­ких, идеально пригнанных блоков придаёт этому творению рук чело­веческих одухотворённость, проти­вопоставляя его дикой природе.

Внутри собора толстые крестооб­разные в плане столбы несут теря­ющиеся в полумраке своды. Даже в солнечный день темно в храме кня­зя Юрия: немногочисленные узкие окна напоминают щели бойниц, и свет, проникающий в них, пронзает сумрак тонкими лучами, напомина­ющими сверкающие мечи.

Отличительной чертой храма яв­ляется почти полное отсутствие де­кора. Только ровно посередине его стены опоясывает полочка-отлив (выше её стена становится более тонкой) да арочный поясок украша­ет апсиды. Могучий шлем главы на­поминает воинский, поэтому само собой напрашивается сравнение храма с его заказчиком, неутоми­мым воителем Юрием Долгоруким. Действительно, храм символически

мог истолковываться как человече­ское тело, что закрепилось в древне­русских терминах: он имел главу, шею, бровки, пояс, подошву... И да­же зубчатые треугольники-городки под главой похожи на украшение парадного шлема полководца.

Впрочем, городки появились уже при преемнике Юрия князе Андрее, которому довелось достраивать этот собор. В 1155 г. Юрий осу­ществил своё заветное желание и захватил Киев, но скоропостижно умер после богатого пира. Сердце же его сына Андрея всецело при­надлежало родному Владимиро-Суздальскому княжеству. Незадолго до смерти отца он самовольно ушёл туда из Киевской земли, забрав с собой чудотворную икону Богома­тери — ту, которая потом про­славилась на Руси под именем Вла­димирской. Предание гласит, что кони, вёзшие повозку с иконой, остановились в двенадцати верстах от Владимира и их не удалось







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных