Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Концепция детства» в публицистике Достоевского Ф.М.




Введение

 

Что дает та или иная идея человеку? Что делает она с ним? Какие силы побуждает, какие убивает? – вот главный вопрос для Достоевского - художника. В этой радикальной проверке идей, проверке человека исключительное место у него занимают у него дети. Тема, конечно, и ранее поднимаемая художниками слова, но никем до этого писателя так остро и глубоко не понята.

И дело, разумеется, не столько в количестве детских образов у Ф.М. Достоевского и даже не столько в силе их художественного изображения, сколько именно в остроте и глубине понимания им этой вековечной проблемы.

Дети у Достоевского Ф.М.- последняя и решающая проверка всех и всяких идей, всех и всяких теорий.

Федор Михайлович был уверен в чистоте и безгрешности детской души и даже настаивал на этом: «Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему – нибудь, чтобы сделать их лучшими, то и они учат нас многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами. А потом мы должны уважать и подходить к ним с уважением к их лику ангельскому,… к их невинности и … трогательной беззащитности».1

Маленький ребенок для Достоевского, особенно смеющийся и веселящийся – это «лучик из рая», он словно приоткрывает тайну будущего, когда человек прост и ясен, как дитя. Мысль о детях, об их ранних впечатлениях, о первых и затаенных страданиях, обманутых ожиданиях проходит через все творчество писателя, начиная с ранних рассказов и повестей.

Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30т.,Л.; 1973; т.25, c.325

Писатель видел в ребенке, подростке, юноше непорочный, чистый, ангельский образ, дыхание самого Господа. Вот почему так много детей в книгах и мыслях Достоевского. Впервые на это обратили внимание представители педагогической мысли.

Масштабность «детской темы» у Ф.М. Достоевского столь велика, она стала предметом исследования литературоведов. Практически все, кто обращался к творчеству писателя, говорили о значительности этой части его наследия, но, как правило, мимоходом, бегло, заметно понижая ее художественные достоинства.

Детские образы, созданные Достоевским, принято считать либо неправдоподобными1, либо нарисованными в слащаво – сентиментальной, малохудожественной манере. Взгляд этот разделяется даже исследователями, специально занимавшимися этим вопросом2.

Неудовлетворенность подобного подхода к «детской теме» у Ф.М. Достоевского заставляла исследователей предпринять еще несколько попыток. Над этой темой работали Пушкарева В.С. «Дети и детство в художественном мире Достоевского»,Пользинский П.С. «Детский мир в произведениях Достоевского», Зайцев В. «Достоевский и дети» и многие другие.

С разных позиций рассматривали эту тему литературоведы. Но в одном их мнения сходились: ребенок в творчестве писателя символизирует и высший Суд над человечеством, и само страдающее человечество, и веру в бесконечное. Совершенство человеческой природы и признание её слабости. Все-дите, все «мировые вопросы» вошли в идею Детства, вся духовная сфера человеческой жизни оказалась ею охвачена. И даже выбор пути к будущей гармонии Достоевский связывал с Детством.

Избранная для работы тема реферата заставила меня о многом задуматься, на многое посмотреть иначе. Предо мной предстал совершенно иной Достоевский, новый, еще не узнанный, и потому такой далекий.

Главная цель данного исследования, - определить. какое место в творческом наследии писателя занимает тема детства.

Поставленная цель определила круг задач, которые сводятся к следующим:

· рассмотреть многоаспектность типов и характеров детей в произведениях Ф. М. Достоевского.

· показать разнообразие художественных средств, используемых писателем для изображения своих героев.

Основные методы исследования, примененные в данной работе:

· анализ художественного текста.

· работа со справочной, критической, научной литературой.

 

1Горький М. Еще о карамазовщине. - Статьи о литературе. М.; 1969; с. 39

2Пушкарева В.С. Дети и детство в художественном мире Достоевского. Л.; 1975; с.

Концепция детства» в публицистике Достоевского Ф.М.

 

Внимание Федора Михайловича Достоевского к детям даже на фоне русской литературы (всегда глубоко и серьезно интересовавшейся детьми) выглядит уникальным.

Чем же дети привлекали внимание писателя, всегда озабоченного самыми тревожными, самыми больными для «взрослого» человечества вопросами?

Многим. Благоуханием ничем не омраченной души; яркостью, остротой и живостью своих внутренних движений; загадкой, которую в себе таит детская душа; бесконечной способностью к развитию; близостью к природе; умением жить непосредственными влечениями сердца.

К тому же «детки – ведь это будущее, а любишь ведь только будущее, а о настоящем – то кто ж будет беспокоиться…»1

Состояние взрослого человека, не растерявшего в жизни перечисленные детские «плюсы», Федор Михайлович Достоевский называл «детскостью»

Детскость для него – это мерило нравственного совершенства человека, оружие против фальши, неестественности, ханжества и лицемерия окружающих. Это защита против угнетающего душу болезненного самолюбия, тщеславия и гордости.

Неслучайно в своей попытке дать идеал человека и людских отношений писатель приходит к образу князя Мышкина («Идиот»). Князь не только сам похож на ребенка. В его участии к «униженным и оскорбленным» так много от любви взрослого к детям.

Есть еще одна причина, заставляющая Достоевского обращаться вновь и вновь к излюбленной теме.

Дети – это, конечно, его любовь и надежда, но еще и – его боль. Боль, которую он испытывал при виде их страданий и унижений: «Раз в толпе народа, на улице, я увидел девочку, лет шести не более, всю в лохмотьях, грязную, босую, испитую и избитую; просвечивающее сквозь лохмотья тело ее было все в синяках. Она шла, как бы ни помня себя, не торопясь никуда, бог знает, зачем шатаясь в толпе; может она была голодна.

Она шла с видом такого горя, такого безвыходного отчаяния на лице, что видеть это маленькое создание, уже несущее на себе столько проклятия и отчаяния, было уже как – то неестественно и ужасно больно…»2

Публицистика Достоевского Федора Михайловича – яркое свидетельство неослабевающего внимания писателя ко всему, что связано с детьми.

Детский труд на фабрике, бездомная жизнь, безотцовщина, устройство привезенных из славянских земель сирот, дети в колониях и в школе, даже игрушки в коляске малыша – все это волнует его мысль и воображение. У него нет мелочей.

«Развитие детей. Шары. Два шара над постелькой ребенка красный и голубой. Для развития. Уничтожается природа. Уничтожается впечатление гармонии целого в природе. Во всю жизнь в целом будет искать уголков, крайностей, ярких точек»3.

Писателя чрезвычайно волновали те дети, которые с самого рождения оказывались без родительского внимания и ласки. Человеческое общество, считал он, должно предупреждать негативные метаморфозы, могущие произойти в психическом складе таких детей; в частности, он предостерегал от возможного развития у них болезненного самолюбия, ощущения у них своей ущемленности и неполноценности.

Федор Михайлович предлагал вознаградить тех, кто был обделен судьбой, предлагал дать им высшее образование, приискать рабочие места, принять за общих государственных детей и спасти их при этом от ущербного сознания, что они гораздо хуже «других», и живут «совсем не по праву, а лишь из гуманности».

1 Достоевский Ф.М. т. 23, с.99

2 там же т.5, с. 72

3 Достоевский Ф.М. т. 26, с.27

4 там же т.23, с.2

С позиций нашего времени интересна идея Ф.М. Достоевского об организации жизни и труда малолетних преступников, находящихся в детских колониях. По мнению писателя, для колониста подчинение общественному суду даже не одного, а многих его товарищей может иметь отрицательные последствия: «Есть много гордых детей…, которые могут быть оскорблены этой вечевой властью таких же, как они мальчиков и преступников, так что могут и не понять эту власть настоящим образом. Могут случиться личности гораздо талантливее и умнее всех прочих в «семье», и их может укусить самолюбие и ненависть к решению среды; а среда почти всегда и середина. Да и судящие мальчики хорошо ли понимают свое дело? Не явятся ли, напротив, и между ними их детские партии как – нибудь то же соперничающих мальчиков, посильнее и побойчее других, которые дают тон и ведут за собой остальных как на веревке? Наконец, осужденные и потерпевшие наказание будут ли смотреть потом так же просто и братски, на своих бывших судей и не нарушим ли мы этим самосудом товарищество?»1

Взволновано откликался писатель на многие несправедливые действия учителей. Трагически потряс его, например, случай с учеником прогимназии, который повесился на гвозде у доски почета. Этот случай поразителен, прежде всего, тем, что оставленный в заведении за плохие отметки, мальчик «буйства и зверонравства не проявлял, учился вообще хорошо»2. Оттого так взволнована реакция писателя: «… не слишком ли сильна такая наука? Не слишком ли много придается значения двойкам и единицам, золотым и красным доскам, на гвоздях которых вешаются воспитанники?»3

Пристальное внимание писателя было направлено и на вузовское образование. Печально его резюме по этому поводу: «Если образование принимает вид какой-то отвлеченности,… не замрет ли оно само собою?»4

1 Достоевский Ф.М. т22, с. 20

2там же т. 25,с. 34

3там же т. 19, с 204-205

4там же т. 19, с 204-205

 

Истоки такого упадка Федор Михайлович Достоевский видел уже в школьном деле: «… что за жалкая судьба быть у нас, например, педагогом!

Взгляните на участь учителей… Какая уж тут наука, тут склады позабудешь!»1

Фигуре воспитателя, всем тем, кто соприкасается с детским миром, Федор Михайлович придавал основополагающее значение. Поэтому в его художественных произведениях так много страниц, посвященных детям и их воспитателям, «учителям жизни». Подросток и Версилов, Алеша Валковский и его отец, Неточка Незванова, ее несчастная мать и странный отец, Алеша Карамазов в роли послушника и наставника. Этот список «отцов и детей» можно продолжать долго. Более того, писатель планировал создать особый роман, где в центре находилась бы личность отца, в оценку которой положен критерий: насколько может, достоин этот человек быть отцом? «Ревностный отец даже должен иногда перевоспитать себя для детей своих», - писал Достоевский в подготовительных материалах к роману.

Свидетельством того, как серьезно писатель подходил к проблеме личности воспитателя, является целая классификация у него несостоявшихся наставников: отцы, поголовно отрицающие прежнее, отцы с ленивым отношением к делу воспитания, вялые отцы, эгоисты, считающие, что дети, как и все, во что – нибудь выравняются. Особенно интересным представляется дополнение о «ленивых» отцах: «Ленивые даже исполняют свои обязанности, как следует, кормят, одевают, обеспечивают образование, но … отца тут не было, семейства не было, юноша вступает в жизнь один как перст, сердцем он не жил».2

Он был убежден, «что маленькие детские души требуют соприкосновения с родительскими душами»3.

 

1 там же т. 25,с. 178

2 там же т. 25,с. 180

3 там же т.25, с. 169

 

Он считал, что детям мало только любви к ним, они хотят увидеть своих родителей на определенной нравственной и интеллектуальной высоте, беспощадно требуя ответа на мучительные вопросы. В «Подростке» юный сын буквально экзаменует отца, допытываясь, куда идет современное общество, и где его, Аркадия, место в историческом процессе:

- Да неужели все так материально; неужели только от одних финансов кончится нынешний мир?

- О, разумеется, я взял лишь один уголок картины, но ведь и этот уголок связан со всеми неразрывными узами.

- Что же делать?

- Ах, боже мой, да ты не торопись: это все не так скоро. Вообще же, ничего не делать всего лучше; по крайней мере, он спокоен совестью, что ни в чем не участвовал.

- Э, полноте, говорите дело. Я хочу знать, что именно мне делать и как жить?1

Готовы ли современные отцы отвечать на такие вопросы? Как же растерянно порой звучат их голоса, когда взрослеющие дети требуют ответа?

Несмотря на все отличия горе - педагогов, их объединяет одно: утрата «всякой общей идеи в отношении к своим семействам…, в которые они бы сами верили и научили верить детей своих»2

Великая обязанность отцов - не только давать «зачатки положительного», но и помочь им воплощать в жизнь эти «зачатки» в гармоничном единстве целей и стремлений.

Внутренне связанная с мыслями о «положительных началах» интересна идея Федора Михайловича Достоевского о «прекрасных впечатлениях детства» Они могут быть связаны с различными проявлениями прекрасного: ощущением неожиданности, теплоты и ласки любящего существа, обаянием природы.

1 там же т. 13, с. 179

2 там же т. 24, с. 181

Человек не помнит, где и когда это было, но воспоминания волнуют, рождают доброе чувство. Прелесть и гармония мира, раз отразившись в сознании крохотного существа, заставляют его вновь стремиться, ограждают на уровне подсознания от безработного в жизни. За безотчетными впечатлениями к ребенку должно прийти «прочувствование» добра. Какова бы ни была обстановка детства, в какой бы моральной грязи малыш не находился, необходимо любой ценой дать ему почувствовать добро, вселить светлую веру в него. Ибо «только подобная великая вера и в состоянии породить прекрасное в воспитании дитё,- даже так, несмотря даже на самую лютую обстановку детства»1 . Вот почему, по убеждению, Ф. М. Достоевского, бесконечно трудно, почти невозможно нелюбимому ребенку вырасти в настоящего человека.

Не исключая работу мысли в становлении характера будущего гражданина, писатель более важную роль отводил эмоциональному началу: «Спасет себя только тот, кто смолоду выработал в себе сильное нравственное ощущение, которое называется убеждением. Формула убеждения может измениться с жизнью, но нравственное ощущение этого чувства неизменимо во всю жизнь. В ком есть это, тот уцелеет»2

Ну а что делать, если ребенку не дано почувствовать блага, если грязь мира уже коснулась его души?.. Ответ: «… чтобы вылечить такого человека, надо изменить самое это чувство, что возможно не иначе, как заменить его другим, равносильным»3.

Особую важность придавал Достоевский Федор Михайлович изменениям во внутреннем мире наказанного ребенка. В этом случае предостерегал он, нужно быть вдвойне осторожным: родители не должны забывать, что у «ребенка, даже самого малого, есть тоже и уже сформировавшееся человеческое достоинство»4

1 Достоевский Ф.М. т. 25, с. 180

2Литературное наследство. М.; 1977; т. 11, с.104

3Достоевский Ф.М. т. 13, с.46

4там же т. 25, с. 189

Никаким, самым бесчеловечным наказанием нельзя достигнуть того, что можно добиться неутомимой работой с детьми, зато, наоборот, жесткость может сделать «дитё» нравственным калекой.

«Ребенок хитрый, скрытный непременно покорится и обманет вас, и розга ваша… только развратит его. Ребенка слабого трусливого и сердцем нежного - вы забьете. Наконец, ребенка доброго, простодушного, с сердцем прямым и открытым, вы сначала измучаете, потом ожесточите и потеряете его сердце»1.

Достоевский не только говорит о тяжелых последствиях, какими может обернуться для мальчика или девочки физическая или нравственная боль, но изучает также зарождение садизма в самих родителях. «Нет, это жесткость не от природы, это жесткость не от природы, это жестокость человеческой лени, пренебрежения к своему долгу, которое внутренне осознается самими родителями и рождает в них раздражение в первую очередь на своих детях»2.

Названные «правила» составляют своеобразный кодекс воспитания «по Достоевскому» в идеальном виде. В реальности же писатель видел совсем другое. Ни один из этих «принципов воспитания» в современном обществе не выдерживался, и результаты этого ожидались Достоевским со страхом: «Что готовим мы России?»3. Однако рядом с острым чувством вины перед детьми в нем жила горячая вера в нравственную силу юности, которая как ему кажется «всегда сыщет себе добрую дорогу уже одним инстинктом»4.

1там же т.25, с. 185

2там же т.25, с. 243

3там же т. 2, с. 206

4там же т. 25, с. 106






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных