Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типы детей в художественных произведениях




Ф. М. Достоевского

«Тогда были приведены к Нему дети, чтобы

он возложил на них руки и помолился:

ученики же возбраняли им. Но Иисус

сказал: пустите детей и не препятствуйте

им приходить ко Мне, ибо таково есть

Царствование Небесное».

Евангелие от Матфея(19:13, 14)

 

 

Существует непосредственная связь между «Концепцией детства» в публицистике Достоевского и образами детей в его художественных произведениях. В них возникают перед читателем дети всевозможной степени зрелости (как правило, это дети 5, 10, 14 лет). Писатель не раз признавался в пристрастии именно к этим этапам детской жизни. И если пятилетние дети ему нравились как дети, как чистое воплощение идеи Детства, то к десятилетним он проявляет интерес художника-психолога. Десять лет – это время перехода от «первого детства» к «зарождению правильного сознания»1 . Такой переход, по мысли писателя, всегда связан с каким-то событием. Для маленького героя это событие счастливое - влюбленность и рыцарская помощь возлюбленной. Для Неточки Незвановой переход к сознательному восприятию жизни ознаменован, напротив, событиями мучительными и плохо ей понятными: семейной трагедией, смертью матери, безумием отца. Подобный «отход от природы», потеря «ангельского чина», даваемого только бездумностью существования, гораздо более закономерны для юных героев Ф. Мю Достоевского.

Вместе с развитием понятий о добре и зле ребенок получает как бы право свободного выбора между ними - и впервые ощущает свою «широкость».

 

1Достоевский Ф.М. т. 13, с. 72

Достоевский устанавливает «начало широкости» - 14 лет. Первое осознание своей исключительности, сложности, противоречивости собственных желаний и устремлений - вот точка, с которой по Достоевскому начинается юность. Все его «подростки» как и Аркадий Долгорукий, обнаруживает в себе способность «лелеять в душе свой величайший идеал рядом с величайшей подлостью, и все совершенно искренне» 1.

Именно в 14 лет проявляются в детском характере полюса «широкости»: их уже можно обозначить, но нельзя развести в стороны. Аркадий постоянно демонстрирует «совмещение несовместимого»: «Подросток и мелочен, и глубок, и много знает, и наивен, и мрачен…»- записывает о нем Достоевский в набросках к роману, подчеркивая юношескою противоречивость и неустойчивость характера.

Возраст «подростков» Ф.М.Достоевского от 14 до 19 лет,_ возраст тревожный и опасный. Растущий человек проходит его «как по лезвию ножа». В этот критический момент жизни подросток мучительно борется с влекущим его любопытством к дурному. Незаметно для себя юный человек может подменить этические категории (добро-зло, хорошо-плохо), внушаемые ему с детства, эстетическими (скучно-весело, приятно-неприятно).

Наряду с опасностями, подстерегающими 14-летних, Достоевский ясно видел и особую тревожность, беспокойность этого самого возраста. Никогда потом человек не задает себе страшных вопросов о жизни и смерти так беспощадно, как в пору юности.

В восприятии молодого сознания эти вопросы новы и резки и, безусловно, заслоняют собой все житейские проблемы, которые неизбежно выйдут на «первый план» в его взрослой жизни.

Обычно в критике принято разделять детские типы в произведениях Достоевского на две категории: «кроткие» и «ожесточившиеся», иногда прибавляют и третью разновидность «своевольные».

1там же т.13, с.307

Но, по мнению литературоведа В. Зайцева это не совсем точное разделение характеров его маленьких героев. Конечно, в личности какого-нибудь ребенка, изображенного Достоевским, может преобладать та или иная черта поведения, особенности характера, темперамента, но его дети всегда оказываются живыми людьми, а не иллюстрацией того или иного типа.

По мнению Т.А. Степановой, к обозначенным типам можно добавить образы: малолетних детей («Слабое сердце», «Елка и свадьба», Братья Карамазовы»). Писатель любуется их невинностью, чистотой, ясностью. С болью думая о страданиях детей в современном обществе, писатель рисовал таких страдающих детей («Бедные люди», «Преступление и наказание», «Мальчик у Христа на елке»).

Пытаясь уловить зарождение сознания, делающее ребенка человеком, он создавал образы Маленького героя, Неточки Незвановой, Лизы Трусоцкой. Начало сознания предполагает не только разрыв с бессознательностью, но и

«начало широкости» - и в творчестве Ф.М.Достоевского появляются Нелли Смит, Илюша Снегирев, Аркадий Долгорукий.

Таким образом, типы детей в романе можно распределить следующим образом:

а) малолетние дети;

б) страдающие дети;

в) одаренные дети;

г) кроткие дети;

д) ожесточившиеся дети;

е) дети-подростки

Конечно, такое механическое разделение характеров героев носит чисто условный характер, но оно нам необходимо, чтобы рассмотреть в отдельности некоторые особенности характера, темперамента, поведения отдельных типов.

Особой заслугой Федора Михайловича перед русской общественной мыслью всегда останется защита русского детства. Изображение «бедных, страдающих детей» - суровое обличие остатков крепостничества в русской жизни. Бледная, запуганная Неточка, пугливо глядящая на каменные колодцы петербургских домов («Неточка Незванова»), мальчик, попавший к «Христу на елку»- один из бесчисленных петербургских малышей «с Протянутой ручкой» («Мальчик у Христа на елке»), многострадальная Нелли(«Униженные и оскорбленные»), привыкшие к нищете дети Мармеладовы(«Преступление и наказание»), подброшенная и погибшая месячная Ариночка («Подросток»), так рано узнавший всю изнанку жизни Илюшечка(«Братья Карамазовы»)-все это образы «оскорбленных детей», составившие целую галерею олицетворенных детских страданий, горя и унижений.

Обратимся к одному из первых произведений писателя, роману «Бедные люди». Дети, изображенные на страницах этого произведения – это прообраз тех многочисленных городских оборвышей, которых так много будет почти во всех будущих произведениях писателя. Таковы дети бедняка Горшкова, живущие среди гама и грязи замызганных сдающихся комнат, где «немного гнилой, остро-услащенный запах какой-то», но к которому можно приспособиться, потому что не пройдет и двух минут- «и сам как-то дурно пропахнешь, и платье пропахнет, и руки пропахнут,- ну и привыкнешь». Вот только чижики там не живут. «Мичман уже пятого покупает,- не живут в нашем воздухе, да и только». В таком доме «даже детей не слышно. И не бывает этого, чтобы когда-нибудь порезвились, поиграли дети, а уж это плохой знак»1.

В эпизоде смерти ребенка Горшковых говорится о горе матери, которая не плачет, а сидит грустная и бедная. «Иси, может быть, и легче, что вот один уже с плеч долой, - а у них еще двое осталось, грудной, да девочка маленькая, лет шести с небольшим.

1 Достоевский Ф.М. т. 3, с. 245

Что за приятность, в самом деле, видеть, что вот где-то страдает ребенок, да еще детище родное, а ему помочь даже нечем! Маленькая девочка, дочка, стоит, прислонившись к гробу, да такая бедняжка, скучная, задумчивая! А не люблю я, маточка Варенька, когда ребенок задумывается; смотреть неприятно! Кукла какая-то из тряпок на полу возле нее лежит, - не играет: на губах пальчик держит; стоит себе - не пошевельнется. Ей хозяйка конфету дала; взяла, а не ела. Грустно. Варенька – а!»1.

Весь первый роман Ф.М.Достоевского, где встречаются детские типы, пронизывает два распространенных противопоставления - светлые детские воспоминания и резкая контрастирующая с ним жестокая картина горестей жизни ребенка.

Все хорошее, светлое, что может быть в жизни ребенка, мы встречаем только в воспоминаниях Вареньки о детстве, или в рассказах Макара Девушкина о событиях, давно прошедших. Ставя их рядом, он заставляет нас пережить еще острее тяжесть горя, обрушившегося на людей, подобным Горшковым. Так вслед за описанием счастливого детства Вареньки идут картины самого неизбывного героя. Только что мы читали о свежем, ярком утре, о ребенке, бегущем к светлому, чистому как хрусталь озеру, к самой воде, где рыбаки жгут хворост и свет далеко-далеко по воде льется; небо такое холодное, синее, а ребенку так хорошо, так радостно! «Ах, какое золотое было детство мое!»2. И, тут же идут станицы, где говорится о худеньком, иззябшем малыше, протягивающем прохожим ручку с запиской «известного содержания», «дескать, благодетели мои, мать у детей умирает, трое детей голодают, так вы нам теперь помогите». А вот как я умру, так за то, чтобы птенцов мои не забыли, на том свете вас, благодетели мои не забуду»3. И эта не единственная сцена детского нищенства у Достоевского. Вспомним раздирающую душу сцену в «Преступлении и наказании», когда вдова Мармеладова Катерина Ивановна вывела своих детей на улицу

1 там же т.3, с.263

2 там же т.3, с. 248

3 там же т.3, с. 269

собирать милостыню: «Случилось так, что Коля и Леня, напуганные до последней степени уличной толпой и выходками помешанной матери, схватили друг друга за ручки, бросились бежать. С воплем и плачем кинулась за ними Катерина Ивановна догонять их. Жалко было смотреть на нее, бегущую, плачущую, запыхающуюся. Соня и Полесска бросились вслед за нею.

«-Вороти, вороти их, Соня! О, глупые, неблагодарные дети!.. Поля! Слови их.… Для вас же я…»1 .

Писатель смело показывал картины во всех угнетающих подробностях, чтобы резче оттенить их губительные воздействия на ребенка: «В комнате было душно, но окна она не отварила: с комнаты несло вонью, но дверь на лестницу была не заперта. Самая маленькая девочка, лет шести спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили. Старшая девочка, лет девяти, только высоконькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разорванной всюду рубашке, стояла о углу подле маленького брата, обхватившего его шею своей длинной высохшей, как спичка, рукой. Она, кажется, унимала его, что-то шептала ему, всячески сдерживала, чтоб он опять как-нибудь не заплакал, и в то же время со страхом следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее исхудавшем и испуганном личике. Спавший на полу ребенок проснулся и заплакал. Мальчик в углу не выдержал, задрожал, закричал и бросился к сестре, в страшном испуге, почти в припадке. Страшная девочка дрожала как лист

- Пропил!- все, все пропил!- кричала в отчаянии бедная женщина, и платье не то! Голодные! Голодные! О! Треклятая жизнь»2

 

 

1Достоевский Ф.М. Т. 14,с. 328

2там же т. 14 с. 356

Эта сцена «Преступления и наказания» достаточно близка к другим подобным описаниям в повестях и романах Федора Михайловича Достоевского и вполне может быть названной типичной.

Горе детское Достоевский делал зримым любому человеку. Рисуя все оттенки детского страдания, писатель имел одну цель - вызвать нетерпимость к горю и страданиям детей,

Рассматривая типы «ожесточившихся детей», естественно было бы предположить, что к ним нужно отнести детей, которые находятся в самых неблагоприятных жизненных условиях. Но среди таких детей менее всего ожесточившейся будет выглядеть Неточка Незванова, героиня одноименной повести «Неточка Незванова»(1849-1860), от лица которой и ведется повествование. Героиня пытается разобраться в тех чувствах и поступках, что определяют ее характер, сформировавшийся в тяжелых условиях жизни. На условиях жизни Неточки писатель показывает, как рано, слишком рано дети знакомятся с отвратительными чертами жизни: совсем маленькими они видят пьянство, знают, что такое деньги. Бедная героиня бьется в истерике, отдав последние деньги отцу, часто пропивающему их,- она понимает, какое несчастье постигает мать, как только та узнает о пропаже. В глазах ребенка деньги прямо связаны нечестностью, с пороком, с непонятным, но вполне зримым различием жизни тех, у кого есть деньги, и тех, кто ежеминутно бьется, надрывается ради копейки. Тоскливо смотрит Неточка в окно своей лачуги на «богатый дом с красными занавесками», мечтая о времени, когда она, Неточка, и ее родители будут богаты и не надо будет «ходить на посылках в лавочку»1.

Ребенку кажется, что стоит пропасть» именно в этот дом, и будем в нем жить в каком-то вечном празднике и в вечном блаженстве». «Я возненавидела,- говорит Неточка, - наше бедное жилище, лохмотья, в которых сама ходила…»2.

1там же т.6 с. 35

2 там же т. 6, с 39

Ирония судьбы заключается в том, что Неточка все же попала в подобный дом, но только после погибели родителей. Она стала ребенком, но на вопрос: «Кто ты?» - привычно ответила: «Сиротка».

В конце 60-х годов «детская тема» Достоевского начинает разрастаться и приобретать новый смысл. Дети выступают как люди будущего, от их моральных качеств, от их убеждений будет зависеть судьба России. Об этом роман «Подросток» (1869 г.). Герой «Подростка» мальчик, претерпевший много горя, отданный в пансионат на воспитание. Аркадий- незаконный сын помещика Версилова и бывшей крепостной крестьянки, формальный отец его- тоже крестьянин, а теперь странник Макар Долгорукий. Отсюда постоянное ощущение незаслуженной оскорбительности своего двусмысленности положения «Долгорукий, но не князь».

Аркадий Долгорукий не только по возрасту, происхождению, образу жизни, но и по всему мироощущению представляет новое поколение разночинной интеллигенции. Перемену фамилии усыновлением он считает позором, изменой своему детству. Мечтая сблизиться с Версиловым, своим законным отцом, он точно передает свои чувства: «Мне не дворянство версиловское было нужно,… Не рождения моего я не могу ему просить, а … мне самого Версилова всю жизнь надо было, всего человека, отца».

Поразительно по глубине анализа описание оскорбления, пережитого мальчиком в пансионе Тушара. Добрый, доверчивый ребенок делает потрясающие открытия: существует социальные неравенства, законы которых он невольно нарушил.

Душа его не готова допустить саму возможность оскорбления. Поэтому первая реакция- удивление: «Я был только удивлен, а не оскорблен, я еще не мог оскорбляться. Мне показалось, что я сшалил, но когда я исправлюсь, то меня простят, и мы опять станем все веселы, пойдем играть во дворе и заживем как нельзя лучше»1

 

1 Достоевский Ф.М. т. 6, с.115

В результате им овладела идея: долгим упорным трудом накопительства сколотить «ротшильдовский» капитал, разом возвыситься над всеми обидчиками, над теми, кто смотрел на него сверху вниз, а то и вовсе не замечал. Деньги, по мысли Аркадия, делают самого обделенного изгоя выше и сильнее всех: «лицо мое ординарно, но будь я богат, как Ротшильд- кто будет справляться с лицом моим, и не тысячи ли женщин, только свистни, налетят на меня со своими красотами? Я даже уверен, что они совершенно искренне, станут считать меня под конец красавцем…»1

Ф. М. Достоевский не случайно характеризует идею аркадия, как «идею – чувства». Не материальные блага и удовольствия, которые можно приобрести за деньги, нужны Аркадию. Его в первую очередь привлекает красота образа- никому не известный изгой, который силой воли и трудом возвысился над теми, кто кичился своим происхождением, даром доставшимся ему.

Аркадий начинает служение идеалу красоты. И сразу начинается несоответствие. Красота земного идеала-кумира может быть или зла сама по себе, или не оберегает от уклонения во зло. Путь Подростка на пути к своей цели не прост, его всюду подстерегают соблазны жизни, которые могут с легкостью удовлетворить все плотские и душевные желания человека. Его увлекает общество молодого князя Сокольского, возможность жить на широкую ногу, играть на рулетке до тех пор, пока инцидент с шулером Афепдовым и отступничество князя не обнаруживают всю мерзость такого существования. Последним испытанием становится попытка использовать документ против Ахмаковой в союзе с шайкой Ламберта. Здесь причудливо переплелись высокое и низменные чувства Аркадия: безумная любовь к Ахмаковой, ревность, жажда мести, желание спасти Версилова, вернуть его маме. Апофеоз сцены с документом - нравственная победа Подростка в результате напряженной внутренней борьбы. Аркадий Долгорукий оказывается в силах побороть в себе зло.

1там же т.6, с.220

Из всех героев Достоевского, включая Алешу Карамазова, только ему удается предотвратить преступление.

В романе психологически глубоко показано растлевающее влияние преступного мира на молодые души. Именно об этом ведет писатель речь, рассказывая историю Аркадия о дружбе с наглым студентом, преследующем одиноких женщин на улицах, «Союзом» с негодяем Ламбертом. Это чудовище в нравственном смысле, существо безнадежное. Мучаются и страдают люди, попавшие в сети Ламберта. Они ненавидят его, но полностью от него зависимы. «Верзила» Андреев, пропивший и проевший преданное сестры, по месяцам не моется, не меняет платье, он уверяет, что нет разницы между подлецом и честным, а ночью плачет, как потерянный мальчишка. В результате Андреев кончает жизнь самоубийством. Особенно примечательна фигура Тришатова, одаренного мальчика, тонко понимающего литературу и музыку, но наделенного каким-то тайным пророком, который вызывает чувство брезгливости даже у Альфонсинки. Тришатов порывает с Ламбертом, чтобы помочь Подростку.

Столкновение с этим миром укрепляет в Подростке стремление к честной жизни и высоким помыслам. «Я отверг союз с мерзавцами и победил свои страсти»1- говорит Аркадий.

Что делать и как жить дальше - вот главные вопросы, на которые он ждет ответа от отца Версилова. С детских лет он мечтал об этой встрече, влюбленный в Версилова как человека образованного, интеллектуального, стремящегося к познанию жизни. До своего приезда в Петербург Аркадий почти не знал Версилова, он был для него загадочным и таинственным незнакомцем.

Макара, своего законного отца, он и вовсе не знал. И Версилов,и Макар проповедуют христианские идеалы. Но между ними очень большая разница. Версилов- оратор, герой, он постоянно возвышается над всеми, мотивы величия и красоты очень важны для него.

1Достоевский Ф.М. т.6, с.215

Грех гордыни очень мучает его, и, если он поклоняется Богу, то не из любви к нему, а из гордости.

Напротив - преобладающая черта Макара- смирение. Он много говорит о Боге, считая, что главное, чем можно убедить других людей и направить их на путь истинный - собственный пример праведно живущего человека. «Освяти себя и всем послужишь»1- говорит он Подростку. Поэтому, если Версилов вызывает у Подростка в основном восхищение-чувство экзальтированное и быстро проходящее, то Макар- умиление, тихую духовную радость. Макар распознает живую душу Подростка и то, что несмотря не мучащую его «ротшильдовскую» идею, не к материальным благам стремиться он, но обуреваем духовной жаждой, получившей ложный выход. Под воздействием Макара ложный идеал заменяется в душе и сердце Подростка на идеал красоты духовной. При этом Макар не «пропагандирует» его, а просто показывает, что такое подлинная красота и подлинный идеал.

Конечно, Аркадий воспринимает это не сразу, добровольно отказаться от достигнутой с помощью письма власти над Ахмаковой. Но подлинное перерождение Подростка происходит не тогда, а лишь после того, как он решается записать все происходящее с ним в последний год. В процессе припоминания и записывания, ничего не скрывая и не приукрашивая, он заново переживает все и кается в содеянном зле. Подросток пишет исповедь, и ему удается к концу этой исповеди прийти к истинному и подлинному покаянию и перерождению убеждений. Подросток завершает свои записи так: «… новая жизнь, этот новый, открывшийся передо мной путь и есть моя же «идея», та самая, что и прежде, но уже в совершенно ином виде, так что ее уже и узнать нельзя»2.

Он остается верен идее беззаветного и бескорыстного служения своему идеалу красоты, только идеал этот стал подлинным.

 

 

1там же т.6, с.225

2там же т.6, с.300

Своим творчеством Федор Михайлович призывал к обществу гармоничному и светлому. Но это оставалось в реальности только мечтой писателя. Мечтатель - новый человек в понимании Достоевского 40-х годов- это протест против действительности. Образ мечтателя является одним из основных в творчестве молодого писателя. Тема эта всю жизнь волновала Достоевского. Образ мечтателя в «Белых ночах» автобиографен: за ним стоит сам Достоевский. Но участь мечтателя печальна. Он часто остается один на один. Мечтателю мало только личного счастья, ему необходимо всемирное счастье, рай на земле. На меньшее мечтатель никогда не согласиться, так он устроен.

На меньшее не согласен и сам Достоевский. Мечта о всеобщем счастье- самая дорогая мечта писателя с юношеских лет и до конца дней. Она поддерживала писателя в трудные минуты его жизни. Находясь в 1849 году в заключении, он создает один из самых радостных и светлых произведений - «Маленький герой».

В повести, написанной в тюрьме, мы находим то, что почти отсутствует других произведениях Ф.М. Достоевского: небо, солнце, свет. Эта повесть о нежной и впечатляющей душе подростка, о его полудетской, полувзрослой преданности и любви.

Писатель тонко анализирует чувство первой любви в подростке, его стыдливость и гордость, застенчивость и смелость. Мальчик влюбляется в прекрасную даму и становится ее рыцарем. Как верный рыцарь он по-настоящему служит избраннице своего сердца и, чтобы заслужить ее благосклонность, совершает подвиг: скачет на необъезженной лошади. И больше того, он подлинно «рыцарским жестом» спасет свою даму позору и гибели: возвращает ей в бухте цветов найденное им письмо. Одиннадцатилетний рыцарь бескорыстен в любви и стремиться ускорить чужое счастье. Первая детская любовь заканчивается «откровением сердца».

Но сердце, открывающееся для чистой любви, открывается и для всеобщего счастья, для всего прекрасного в мире: «Солнце взошло высоко и пышно плыло над нами по синему, небу, казалось, расправляясь в собственном огне своем.…Казалось, что в это мгновение каждый цветок, последняя былинка, курясь жертвенным ароматом, говорила создавшему ее:

«Отец! Я блаженна и счастлива…»1

 

1Достоевский Ф.М. т. 8, с.35

Заключение

 

Данный реферат охватывает не только программный материал, предложенный для изучения в школе, но и достаточно большой объем дополнительной исследовательской литературы, которая помогла мне как автору данной работы более глубоко осмыслить сущность мировоззрения Достоевского Ф.М.

Тема детства, представленная в данном реферате, вызвала интерес по ряду причин:

· стремление осмыслить значимость темы в творческом наследии писателя;

· рассмотреть разные типы и характеры детей в произведении писателя;

Реферат представляет краткое изложение содержания статей и книг русских литературоведов, исследователей и педагогов.

В процессе исследования данной работы был выявлен ряд проблем:

· недостаточное количество работ, содержащих исследование по теме работы;

· несовпадение точек зрения литературоведов и педагогов на классификацию типов детей;

· ряд понятий исследователей темы имеет недостаточный характер в работах исследователей.

Содержание реферата предоставляет материал, основанный на кропотливом выявлении типов и характеров детей в произведениях писателя.

Привлечение к работе над рефератом не изучаемых в школе произведений Достоевского есть свидетельство моих самостоятельных изысканий в данной области с целью получения обширного представления по интересующей меня теме.

Приложения реферата представляет собой галерею иллюстраций к произведениям Достоевского, выполненных разными художниками.

Список используемой литературы.

1. Произведения Ф.М.Достоевского цитируются по изданию: Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Л.,1973.

2. Зайцев В.Ф. М.Ф. Достоевский и дети.- Дошкольное воспитание. 1971, №11: с. 39-53; №12: с. 42-53.

3. Каптеров П.Ф. Типы детей в произведениях Достоевского Ф.М.- Воспитание и обучение. 1985, №1,3,4,9,10.

4. Карякин Ю. Достоевский: «Все – дитё».- Наука и религия. 1971 №10: с.45-51.

5. Кудаева Л. Проблема трудного детства в «Дневнике писателя».-Интеграция образования. 2001, №1: с. 214-215.

6. Левитов Н. Дети в произведениях Достоевского. - Семья и школа. 1973, №3: с. 11-13.

7. Пушкарева В. С.: Дети и детство в художественном мире Достоевского. Автореферат. Л., 1975.

8. Тарасов Б.Н. Бушующее человечество. М., 1984

 

Приложение






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных