Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Варфоломеевская ночь».




4. «Мать и закон».

При подготовке к съёмкам была проделана огромная работа. Одних статистов было привлечено 16 тысяч. В эпизоде «Жизнь и страдания Христа» статистов было 3,5 тысяч человек, обошелся он в 300 тысяч долларов.

Для командования такой «армией» пришлось создать штаб. Каждый эпизод, кроме современного заканчивался гибелью героя. Связующим звеном между эпизодами была сцена, в которой женщина качает колыбель с ребёнком. Для Гриффита это была мать мира, а ребёнок – человечество.

В этом фильме Гриффит расширяет понятия о времени и пространстве. Кинокамера выполняла функцию ковра-самолёта, машины времени. Сущность и «нетерпимость» – монтаж. Было отснято 100 тысяч метров плёнки. В фильм вошло

4 100 метров плёнки. Гриффит снимал фильм несколькими кинокамерами. Для съёмок были построены невероятные декорации.

Несмотря на огромную рекламу, фильм провалился в прокате. Тому было несколько причин:

1. Гриффит опередил время – параллельный монтаж (соединил эпохи).

2. Как всякий самоучка, Гриффит обожал цитаты, и снабдил ими фильм. Большое количество цитат.

3. Больше всего зрителям была не понятна мать с ребёнком.

4. Шла война, а фильм имел антивоенную (пацифистскую) направленность.

 

Причём продюсеры требовали от Гриффита возместить убытки. Он отдаёт свой миллион кредиторам.

Всеволод Пудовкин, мнение о фильме: «Исключительная выразительность крупных планов, глубокое понимание роли детали, умелое использовать композицию кадра для подчёркивания психологического состояния героев, грандиозность постановки, разнообразие средств съёмочной техники, совершеннейшее чувство ритма в монтажных построениях».

В это же время соперником Гриффита становится режиссёр Томас Гарнер Инс.

 

Томас Гарнер Инс

 

В отличие о Гриффита, он был хорошим профессионалом, но не великим. С детства работал на сцене, так как родился в семье эстрадных актёров. Попенял огромное количество профессий. В 1906 году впервые снялся в кино и по рекомендации Гриффита занялся режиссурой.

В 1910 году приезжает в Голливуд и начинает снимать вестерны. Они снимались на природе и не требовали больших затрат. И в 1912 – 1914 годах Инс выпускает по 3-4 фильма в месяц. Как режиссёр он ставил перед собой задачу сделать как можно больше фильмов среднего качества. Главное у Инса – действие, а психология его интересовала мало. Огромное внимание Инс уделяет сценарию. Он говорил: «Изготовить фильм – это как изготовить кондитерское изделие: вам надо запастись кое-какими специями и знать, как их смешивать».

главным источником комизма. Его называли «Мюнхаузен в кино». На студии существовала группа гегменов. В своих комедиях он использовал ускоренную, замедленную и обратную съёмки, стоп-кадр.

К концу 1913 года Мак Сеннет обрёл свой стиль и индивидуальность. Его комедии пользовались успехом не только в США, но и во всём мире. Этот успех был недолговечен. Вместе с приходом полнометражного кино, закончилась эпоха «кистоунских комедий».

До 1910 года сценаристы в американском кино получали за сюжет, разбитый на отдельные сцены, не более 15-20 долларов. Чаще всего этим занимались люди, не имеющие ни какого отношения к литературе. А так как это были любители, то продюсеры возмущались, когда они начинали разговор о повышении ставок. Но случай, произошедший в 1911 году, заставил продюсеров по-новому посмотреть на эту профессию. Автор нашумевшего романа «Бен Гур», Уоллес подал на киностудию в суд за то, что она экранизировала роман без его согласия. И суд заставил студию заплатить автору 25 тысяч долларов. Эта история положила начало установлению авторских прав, вызвала повышенный интерес к оригинальным сюжетам.

В 1914 году Гриффит заплатил 100 тысяч долларов Диксону за право экранизировать его роман «Человек клана», а после выхода фильма «Рождение нации», фирма получила доходы в размере 15 миллионов долларов.

С 1912 года по 1914 годы в кино приходят молодые литераторы, привлечённые возможностью обогатиться. Кинематограф обращается к экранизациям.

В конце 1912 года президентом Америки становится Вудроу Уилсон. В конце 20-х. начались сильные волнения в среде мелких фермеров, особое недовольство американцев вызывали «тресты» и «монополии». В своей предвыборной программе Уилсон в своей программе пообещал начать борьбу с трестами и поощрять свободное предпринимательство. Этим воспользовались «независимые» и подняли новую войну против МППК. Они обратились с жалобой к министру юстиций и обвинили МППК в создании кинокомпании по принципу «треста» и потребовали её ликвидации. Жалоба была признана обоснованной, и «независимые» начали увеличивать свою производственную и практическую деятельность, получая при этом поддержку банков. Так как на внутреннем кинорынке американцам стало тесно, они начали продавать свою продукцию на международный кинорынок. Смелые приёмы монтажа, выразительная игра актёров, разнообразие жанров и сюжетов привлекали внимание к американским фильмам. «Хеппи-энд» становится обязательным для американского кино.

Увеличивается метраж фильмов до 4-8 частей. Строятся огромные кинотеатры, в кино всё чаще начинают приглашать театральных актёров. Ставку делают на знаменитостей. Появляется так называемая система «Стар».

За двадцать первых лет американское кино прошло путь от короткометражек до полного метра, от центников до огромных кинотеатров, от маленьких киностудий до Голливуда, от конкуренции на внутреннем рынке до выхода на международный.

 

Первая мировая только упрочила положение Голливуда и привела его к занятию командного положения в мировом кинематографе.

 

Кинематограф США в первую мировую войну

(1914-1918 годы)

 

Начало войны для многих американцев было полной неожиданностью, но беспокойства скоро улеглись. Американцем казалось, что океан спасёт их.

Вскоре правительство Уилсона заявило о своём нейтралитете. Первая мировая война помогла стране выйти из политического и экономического кризиса. Политика нейтралитета объяснялась не гуманистическими, а вполне практическими соображениями:

1. страна была не готова к войне.

2. американские банки и финансисты понимали, что на правах нейтральной страны, они могут свободно торговать с воюющими странами, поставляя одной и другой стороне оружие и продовольствие.

С первых же дней войны американская промышленность начинает наращивать темпы. Увеличились запросы на рабочие руки. Возросли доходы рабочих и мелких фермеров. Война изменила и экономические взаимоотношения со странами Европы: если в 1914 году США должна была Европе 6 миллиардов долларов, то к концу войны американцы погасили долг и ссудили Европе 10 миллиардов долларов. Многие европейские капиталисты перевезли свои сбережения в США, где к тому времени сосредоточилось более половины мирового запаса золота. Это привело США к лидерству в капиталистическом мире, и Америка начала проявлять по отношению к некоторым странам политику диктата.

В течение первого этапа войны США строго придерживались нейтралитета. Это проявлялось и в искусстве. Запрещалось изображение в неблагожелательных тонах воюющих стран. Восхвалялось американское миролюбие.

Одновременно с этим военное ведомство накапливало силы и готовилось к войне, чтобы при удобном случае вступить в войну и участвовать в дележе.

К концу 1916 года пропаганда пацифизма утихла, а с начала 1917 года начинаются нападки на Германию. Причиной послужило потопление немецкой подводной лодкой американского пассажирского парохода «Лузитания». США разрывают дипломатические отношения с Германией и в апреле 1917 года вступают с ней в войну.

Голливуд чутко реагировал на происходящее. В период нейтралитета на экранах преобладали развлекательные фильмы, комедии, мелодрамы. После начала компании за вступление Америки в войну, Голливуд меняет позицию. На экраны выходит картина «Беззащитная Америка». Популярные актёры принимают участие в распространении военного займа. На экраны выходят фильмы, прославляющие героизм американских солдат, а также зверства немцев и патриотизм французов и англичан.

Так в фильме «Маленькая шпионка» Мери Пикфорд изображала французскую шпионку.

Американские киномагнаты начали захватывать кинорынки тех стран, где раньше господствовали французы. К концу войны 90% производимых в мире фильмов – американские.

Увеличиваются съёмочные площадки, строятся киностудии, переманиваются европейские звёзды. Кинопроизводство превращается в одно из самых выгодных вложений капитала.

В эти годы начинается эпоха Чаплина. Секрет его творчества состоит в том, что он одушевлял «холодные схемы». Он способен не только смешить, но и волновать зрителя. Герой Чаплина всегда сохраняет человеческое достоинство в борьбе со злым миром. В основе всех его гегов и трюков лежит его жизненный опыт, наблюдения.

В это же время складывается система «Стар». Первые звёзды: Чарльз Чаплин, Мери Пикфорд, Дуглас Фербенкс, Лилиан Гиш. Наконец складывается такое понятие как «женщина-вамп».

Незадолго до начала войны на экранах начали появляться приключенческие фильмы в сериях. Их появление было обусловлено конкуренцией газетных магнатов, которые наладили выпуск романов с продолжением. Для привлечения подписчиков. На их основе начали снимать фильмы. Каждая из серий была не больше двух частей.

Сериал состоял из 12-16 фильмов, связанных одним героем или героиней. В американских сериалах центр тяжести падал не на преступление, а на приключение как таковое. Чаще всего в основе была ситуация «женщина в опасности».

Каждая серия заканчивалась тогда, когда героям грозила страшная опасность, а начиналось с чудесного избавления. Для исполнителей главным должна была быть подготовка и внешность.

Режиссёры этих сериалов считали главной для себя главным создание напряженного темпа. Для этого использовались изобретательный монтаж и комбинированные съёмки. Стремительность действия, богатая выдумка, сочувствие к человеку, попавшему в беду – всё это вызывало интерес публики к этим сериалам.

Америка воевала очень мало, но за это время произошло много событий мирового масштаба: рождение советского государства, крах империй, зарождение первых побегов фашизма.

После вступления Америки в войну на стороне Антанты был создан специальный кинодивизион, занимавшийся производством фильмов для армии. Картины патриотического содержания финансировали банки. На каждом военном корабле было два кинооператора с большим запасом плёнки. В госпиталях палаты оборудовались специальными проекторами (раненые могли смотреть кино на потолке). Гриффит снимает в Европе патриотическую ленту «Сердце мира», выходят антинемецкие фильмы «Кайзер», «Зверь Берлина», «Немейские шпионы за работой».

В это же время американцы начинает скупать кинотеатры в Англии и Франции. Так фирма «Парамаунт» владела около 50% английских кинотеатров. Фантастическими темпами развивается кинопроизводство. К концу войны Голливуд выпускает 2-3 фильма ежедневно – это около тысячи фильмов в год. Профессия режиссёра становится главной. Увеличивается сбыт фильмов за границу. Растёт потребность в людях кинематографических профессий.

Центр мирового кинематографа перемещается из Франции в Голливуд.

Кинематограф США после первой мировой войны

 

Только к июлю 1919 года удалось согласовать текст мирного договора и урегулировать отношение между союзниками. Но когда договор был подписан всеми странами Антанты, сенат США отказался его ратифицировать. Так как бизнесмены не могли простить своему правительству уступки, сделанные Англии и Франции, первый послевоенный год был характерен рядом стачек и забастовок.

В сентябре 1919 года забастовали 365 тысяч работников сталелитейной промышленности. Массу безработных увеличивали демобилизованные с фронта солдаты.

С 1922 года начался новый промышленный подъём, который продержался до 1929 года, после чего начался кризис, потрясший экономику всего мира. Время между двумя кризисами стали называть «просперити» (процветание).

Окончание войны принесло Голливуду убытки. Публика отказывалась смотреть фильмы на военную тематику. В связи с этим пришлось приостановить съёмки военных картин, что привело к огромным убыткам. Никто не знал, какие сюжеты привлекут зрителя. Поэтому искусственно раздутое производство пришлось резко свернуть. Многие мелкие фирмы были разорены. Растерянность царила в Голливуде, что было на руку банкам, которые давно хотели прибрать кинопроизводство к рукам. Ведь оно занимало по капиталовложениям и доходам четвёртое место. Банки предлагали кредиты в обмен на акции кинопредприятий. Чтобы наблюдать за деятельностью Голливуда, банки в 1922 году создают «Ассоциацию кинопроизводственников и прокатчиков» (МППА), во главе которой становится Уильям Хейс.

Хейс объединил интересы производства и прокатчиков. Фильмы выпускались на экраны только после разрешения специальной комиссии. Комиссия осуществляла функцию цензуры. Но этого было мало, поэтому на киностудиях появились супервайзеры, которые контролировали процесс создания фильмов.

В 1930 был принят «Кодекс Хейса», в котором было изложено всё, что нужно делать Голливуду.

 

Если в годы войны ведущую роль в создании фильма играл режиссёр, то после ему на смену пришел администратор. Для ведущих режиссёров делались уступки, ведь они были торговыми марками студий. Но большинство режиссёров были бесправны. Работа над сценарием превратилась в ремесло со строго разграниченными функциями и этапами:

1. Синопсис – краткое изложение сюжета.

2. Тритмен – детализированный, более углублённый сюжет. Над ним работало 3-4 сценариста (одни отвечали за лирические, а другие за массовые сцены).

3. Контьюнити – детально разработанный сюжет, который передавался режиссёру для разработки режиссёрского сценария. Затем сценарий утверждался руководством. Любые изменения запрещены. Голливуд превращается в производство, где был забыт творческий процесс и поиск. Начинается переманивание кинодеятелей из других стран.

С 1923 по 1929 годы в Голливуд приехали режиссёры: Эрнст Любич, Фридрих Мурнау; актёры: Карл Фейт, Эмиль Яннингс, Пола Негри, Грета Гарбо.

Голливуд завладел лучшими кадрами своих конкурентов, что в значительной степени способствовало повышению художественного уровня американского кино.

 

Звук в кинематографе

 

В1927 году в кино приходит звук. Эта проблема давно волновала инженеров и механиков. Фирма «Братья Уорнер» снимает музыкальный фильм «Дон Жуан». За тем появляется первый музыкальный и «говорящий» фильм «Певец джаза».

Звук одержал победу. Начинается борьба за звуковые патенты, срочно переоборудуются залы. Век «Великого Немого» закончился. А с 1930 года в США не выпускается ни одного «немого» фильма. Увеличение кинопроизводства в военные и первые послевоенные годы потребовало новые кадры, которые формировались за счёт молодёжи, работавшей у старых мастеров.

Появляются новые мастера, отстаивавшие своё право на творческую самостоятельность: Эрих фон Штрогейм, Кинг Видор, Роберт Флаэрти. Но был и представители кинематографистов-мастеров коммерческого кино – Сесиль Блаун де Миль.

 

Сесиль Блаун де Миль

 

Он долгие годы был своеобразным эталоном кинематографического успеха и образцом для подражания. Родился во Франции, вырос в культурной семье, был выше по интеллектуальному уровню других кинорежиссёров. Сначала он пробует свои силы в театре, а в 1913 году снимает свой первый фильм «Муж индианки». Провал фильма не огорчил молодого режиссёра, и он обращается к экранизации.

Первый успех ему приносит экранизация новеллы Проспера Мериме «Кармен» (с Полой Негри в главной роли). Это была помпезная постановка, имеющая огромный успех. Затем огромнейший успех приносит ему «Вероломство».

В годы войны он снимает ленты: «Маленькая Америка», «Вы не можете иметь всё», «Жанна – женщина» (о Жанне Д’арк).

Де Миль решил определить вкусы публики и с этой целью заказал три сценария, различных по тематике и жанру. Оказалось, что наибольшим успехом у зрителя пользуются «салонные комедии» о современном браке.

С1918 года по 1920 год выходят ленты: «Мужское и женское», «Не меняйте вашего мужа», «Зачем менять жену?». Действие этих фильмов происходит в богатых гостиницах и на яхтах, героини блистают роскошными туалетами.

Сюжет фильма «Зачем менять жену?»: жена (Глория Свенсен) и муж живут очень хорошо. Но жена очень добродетельна, а мужа тянет ко всему новому. Происходит разрыв. Женщина понимает, что нельзя отставать от времени и преображается. Муж женится на модели, но вскоре разочаровывается, так как она глупая, жадная и вульгарная. Муж и жена встречаются на курорте. Он, поражённый произошедшими изменениями, возвращается к ней, ведь они люди одного круга.

У де Миля была кличка «Поэт ванкома», так как в его фильмах обязательно

присутствовала сцена в ванной комнате. Де Миль впервые применяет в своих фильмах скрытую рекламу. Он принимал заказы от различных фирм на рекламу того или иного товара. У него было ещё одно прозвище – «Хамелеон», так как он не раз менял своё творческое лицо (в зависимости от политического положения в стране).

Во время кризиса он снимал фильмы, возвеличивающие религию: «Царь царей», «Семь заповедей». Это зрелищные фильмы, поражающие батальными сценами, интерьерами восточных дворцов.

Сесиль де Миль – это идеальный образец создателя коммерческого кино. Он был одним из самых кассовых режиссёров, не знавший финансовых поражений.

 

Голливуд выпускал в год 700-800 лент. Очень часто удачные образцы повторяются. После успехов фильмов: «Знак Зорро» и «Багдадский вор» (с Дугласом Фербенксом) появляется фильм «Бен Гур».

Экзотические сюжеты захлестнули экран после выхода в 1921году фильма «Шейх» (с Рудольфом Валентинов главной роли).

Огромные масштабы приобретают вестерны. Самый знаменитый вестерном 20-х годов – фильм режиссёра Крюзо «Крытый фургон». Участники фильмов много недель провели под открытым небом, жили в тех же условиях, что и их герои. Эпический размах в показе событий связанных с заселением новых земель, стремление к достоверности – всё это принесло фильму большой успех.

Большой популярностью пользуются так называемые «Руританские драмы», действия которых происходили в вымышленных государствах. Название пошло после премьеры фильма «Пленники Зенды», где рассказывалось о событиях, происходящих в вымышленном государстве Руритания.

Американцев, не имевших своих дворянских званий, привлекали в этих фильмах дворцовые интриги, скандалы в высшем свете, туалеты, этикет и т.д.

Самым нашумевшим фильмом этого цикла была лента «Три недели».

Сюжет фильма: королева уезжает инкогнито в Англию и проводит там тайно три недели с английским аристократом, а затем возвращается домой.

Фильм отличался невероятной пышностью, роскошными декорациями. Так как многие американцы лишь понаслышке знали жизнь европейской аристократии, то эти фильмы вызывали насмешки европейских критиков.

Наиболее удачно в этой области работал немецкий режиссёр Эраст Любич, который завоевал популярность, сняв ленты: «Мадам Дюбари», «Жена фараона». Он был одним из первых немецких режиссёров, приехавших в Голливуд. Но его дебют – фильм «Роззета» надежд не оправдал, и он занялся съёмками «салонных комедий», перенося их действия в столицы Европы. Первый успех приходит к нему с фильмом «Брачный круг».

Сюжет фильма: у героини (порядочной женщины) подруга пытается отбить мужа и освободиться от своего. Но, в конце концов, порядочность героини побеждает, и муж возвращается в семью.

Двадцатые годы – эпоха джаза. Появляются ленты «джазовой» серии. Их действия происходят в различных игорных домах и клубах. Мы видим бешеные гонки на автомобилях, женщин-вамп, золотую молодёжь.

Фильмы «эпохи джаза» исчезают только в конце 20-х годов. На их место приходят герои из мелких служащих, рабочих.

 

Сюжет фильма Фрэнка Уорсона «Чикаго»: мелкий торговец Хард любит свою жену Рокси (типичную представительницу века джаза). Она постоянно обманывает мужа. А после очередного скандала с любовником, Рокси случайно убивает его, но уверяет, что он пытался её изнасиловать. На суде предстаёт высоконравственной женщиной и оправдывается. Хард, узнав правду, покидает её.

Массовое искусство Голливуда было представлено комедиями с участием Роско Арбекля (Фатти), Гарольда Ллойда, Бастера Китона.

 

Война разделила жизнь американцев на две половины – на прошлое и на будущее. Наряду с коммерческими лентами появляются произведения, проникнутые мыслью о человеке и о его месте в жизни. В американском кино появляются режиссёры, создающие фильмы, которые отражают правду жизни. Одним из таких режиссёров был Эрих фон Штрогейм.

 

Эрих фон Штрогейм

 

Выходец из аристократической семьи, служил при дворе австрийского императора. Учился в привилегированных учебных заведениях Австрии. В 1909 году приехал в Америку. Начинал мойщиком посуды в ресторане, случайно попал в Голливуд. Во время съёмок «Нетерпимости» был у Гриффита консультантам по военным сценам, а так же играл эпизодическую роль в «библейском» сюжете.

Во время войны консультировал в антигерманских фильмах по костюмам и быту. Стал играть прусских офицеров, изображая их наглость, цинизм и жестокость.

Война положила конец его актёрской карьере, и он решает стать режиссёром. В 1918 году выступает как режиссёр, сценарист и исполнитель главной роли в ленте «Слепые мужья».

Сюжет фильма: австрийский офицер проводит отпуск в альпийском санатории, где встречается с женой известного учёного и начинает за ней ухаживать. Но друг мужа (проводник в горах) раскрывает женщине глаза…

По сюжету – это истинная мелодрама, но Штрогейму удалось проявить сарказм и наблюдательность в обрисовке главного героя, что придало фильму особый оттенок.

«Слепые мужья» имели успех, а картины «Отмычка дьявола», «Глупые жёны», «Карусель» утвердили Штрогейма в глазах критики. Лента «Глупые жёны» вызвала столкновение с цензурой (шокировал реализм фильма). При постановке фильма «Карусель» потребовали переделать сценарий, но Штрогейм отказался и его уволили. Другой режиссёр завершил начатое им.

В1923 году выходит лучший фильм Штрогейма, внесённый в список двенадцати лучших фильмов всех времён и народов, «Алчность». В основе сценария лежит повесть Фрэнка Норриса «Магтиг».

Сюжет фильма: сын шахтёра (Мактига), купив себе диплом, становится зубным врачом. Затем женится на глупой и ограниченной Трине, которая выигрывает в лотерею 5 тысяч долларов. Превратив их в золотые монеты, она прячет их от мужа, а по ночам любуется ими. Её бывший жених, узнав о деньгах, от завести, доносит на Мактига, что у него нет диплома. Его врачебный кабинет закрывают. Герой опускается, Трина уходит от него. Доведённый до отчаяния, Магтиг убивает жену, забирает деньги, а за тем скрывается в Забриски Поинт (долина смерти). Где его находит бывший жених убиенной супруги. Начинается драка, они оба обезумевшие от побоев и жажды, погибают в пустыне, а возле них лежит мешочек с золотом, олицетворяющий человеческую алчность.

Для съёмок были приобретены два дома в Сан-Франциско. Штрогейм снимает основные сцены там. А затем в жутких условиях снимает в Забриски Поинт.

Первый просмотр фильма длился восемь часов. Продюсеры потребовали сокращения и переделки. Штрогейм отказался, а когда фильм переделали, заявил, что не признаёт этот фильм своим. Продюсеры также уверяли, что фильм разорил фирму, но на самом деле лента принесла прибыль. После этого ему целый год ничего не давали снимать, а за тем, якобы для того чтобы возместить убытки, предложили снять оперетту «Весёлая вдова». Но и здесь возник скандал. На съёмках звезда Мей Муррей заявила, что режиссёр уделяет ей в постановке слишком мало внимания и потребовала его замены. Так съёмочная группа объявила забастовку. В ответ, на это руководство фирмы, придравшись к тому, что Штрогейм отказался сокращать картину, расторгла с ним контракт и лишила его процентов от проката. «Весёлая вдова» прошла с огромным успехом и принесла миллионные доходы.

Режиссёр переходит в фирму «Парамаунт». Его первым фильмом в фирме становится «Свадебный марш». Это произведение, носящее в большей степени автобиографический характер. В нём много тонких, лирических чувств, воспоминаний о молодости. Съёмки шли около года; было истрачено около миллиона долларов, когда стало ясно, что снята только треть картины. Руководство потребовало снять заключительные титры и перемонтировать ленту. Штрогейм отказался и его уволили. Материал отдали другому режиссёру, и он смонтировал из него две картины:

«Женитьба принца» и «Свадебный марш». Штрогейм отказался от авторства фильмов.

В 1930 году он приступает к съёмкам картины «Королева Келли», задуманный как сатира на американские мелодрамы о Золушке. Штрогейм сам написал сценарий и сыграл главную мужскую роль. Но опять возник скандал. Для развития сюжета, в фильме должна была присутствовать сцена с поркой главной героини, которую режиссёр создал монтажным способом. Увидев себя на экране в этой роли, жена Штрогейма (Глория Свенсон) потребовала увольнения режиссёра. Фильм не был завершён, а Штрогейм стал «нежелательным» лицом для Голливуда.

Во время экономического кризиса 30-х годов Штрогейм потерял всё. Он покидает Америку и снимается как актёр у Европейских режиссёров, но сам ничего не снимает. Оккупация Франции заставила его вернуться в США.

В 1950 году Билли Уайлдер снял его в фильме «Сансет бульвар». Штрогейм умер в Париже в 1957 году.

Один из историков кино писал: «Голливуд избавился от Штрогейма лишь потому, что хотел избавиться от всякого соприкосновения с реализмом».

Если Штрогейм был иностранец, то режиссёр Кинг Видор был стопроцентным американцем. Начав работать в кино в 1910 году, он перепробовал все кинематографические профессии. Как режиссёр, дебютировал в годы первой мировой войны. Главной темой его творчества стала тема «маленького человека».

В 1926 году он снимает фильм «Большой парад», рассказывающий о судьбе трёх солдат, сражавшихся в Европе. Они представляют разные социальные слои общества, но война стёрла эти различия и сблизила их. Два из них погибли, а один без ноги вернулся домой, а затем как многие другие представители «потерянного поколения», разочаровавшись во всём, возвращается в Европу, где когда-то узнал крепкую мужскую дружбу. Режиссёра интересовали судьбы людей, искалеченных войной. С великолепным режиссёрским мастерством были поставлены сцены: «Проводы на фронт во французской деревне», «сцена машин, везущих на фронт свежие силы, на встречу которым движутся машины с ранеными».

В 1928 году большой успех имел фильм «Толпа».

Сюжет фильма: провинциал Джон приезжает в Нью-Йорк с мечтой стать королём рекламы, но реальность сурова – он становится заурядным клерком, влюбляется, женится, заводит двух детей, выигрывает в лотерею. Под колесами автомобиля гибнет одна из его дочерей. Смерть дочери потрясает его, с работы его увольняют, в конце концов, он находит работу за один доллар в день. Работает «сендвичем».

Фильм создавался в годы начинающегося экономического кризиса. Жизнь героя переплетается с действительностью.

Видор (одним из первых) стал работать в звуковом кино. Прославился фильмами «Аллилуйя», «Из жизни негров» (где впервые на экране появились настоящие негры).

Создателем поэтических произведений документально – романтического экрана, стал Роберт Флаэрти.

Главная тема его творчества – человек и природа. В 1921 году выходит его лента «Нанук с севера», рассказывающая о жизни эскимосов. Фильм знакомит нас с Нануком и его семьёй. Рассказывает о трудном и опасном промысле добычи меха. В центре картины – борьба Нанука и его семьи со снежным ураганом.

В 1924 году Флаэрти уезжает в южные страны и снимает ленту «Моана», повествующую о жизни марийцев, населяющих тропические джунгли.

Среди других его работ:

1. «Белые тени южных морей».

2. «Человек из Орана».

3. «Табу».

 

В это время особенно ярко развивается творчество Чарльза Чаплина, выходит его первый полнометражный фильм «Малыш», появляется «Парижанка» (в котором Чаплин впервые не снимался), «Золотая Лихорадка» (1925 год), «Цирк» (1927 год).

В 1929 году звуковое кино прочно утвердилось на экранах, закончилась эпоха «великого немого».

 

Кино Италии

(1896 – 1929 годы)

 

В начале XIX века Италия под руководством Джузеппе Гарибальди объединилась в единое государство, для которого нужны были колонии. Первая абиссинская компания закончилась поражением. Война с Турцией (1911 – 1912 годы) присоединила к Италии новые земли. Объединение дало преимущества в развитии страны. Но положения промышленного севера и земледельческого юга были различны. Перед началом первой мировой войны Италия вступила в тройственный союз с Германией и Австрией. Но после объявления войны, заявила о своём нейтралитете. А в мае 1915 года подписала тайный союз с Англией, выступив против союзников. Но вскоре Италия потерпела поражение от Австрии. И только нападение русских спасло её от полного разгрома. Все эти перипетии находили отражение и в искусстве.

Большую роль играл поэт и драматург Габриель да Аннунцио, оправдывающий в своих произведениях захватническую политику.

Родоначальник футуризма Маринетти воспевал технику, разрушая литературный язык, вводил вместо слов геометрические тела и арифметические знаки.

Джованни Верга – родоначальник итальянского веризма (Вера – правда). Веристы призывали к бесстрастному изображению действительности и считали реализм сбором фактов и человеческих документов.

В начале 1986 года в Италии были показаны первые фильмы Люмьеров. Общедоступность, всем понятный язык жестов и дешевизна делают кинематограф любимым развлечением. Италия становится главной потребительницей французских фильмов. Город Турин (центр промышленности) с 1914 года становится центром итальянского кинематографа. Среди культурных учреждений города существовал и фотоклуб, участником которого был Артуро Амброзио – коммерсант, торговец фототоварами. Он первым снимает автопробег по горному маршруту. Затем выпускает несколько коммерческих короткометражных фильмов «Годовалый ребёнок», «Фабрика салями».

В 1906 году Амброзио выпускает около тридцати комических и столько же документальных лент. К 1907 году в стране было 500 кинотеатров, которые приносили доход в 18 миллионов лир в год.

Возникает несколько кинофирм. Одна из них – «Чинес» организует выпуск киноплёнок, так как именно Турин становится центром производства искусственного шёлка. Нужны были творческие кадры. И Итальянцы начинают переманивать сотрудников «Пате» и «Гомона». В частности, в Италию приезжает Андре Дид. Фильмы с его участием приносят фирме 70-80% прибыли. Большого успеха достигают итальянские комедии, в которых главные исполнители – французы.

Италия обгоняет Францию в области художественных фильмов. Фильм «Последние дни Помпеи» положил начало серии крупных постановочных лент. Фильм был выпущен фирмой Амброзио в 1908 году в постановке режиссёра Луиджи Маджи. Лента демонстрировалась одновременно в 14 кинотеатрах Рима и длилась более трёх часов.

Фильм поразил тщательностью оформления, впечатляющими декорациями, умелым использованием натуры. Замечательно была снята сцена в цирке, во время извержения Везувия, где показаны ужасы бегства зрителей, задыхающихся от жара лавы. Но были и неточности, например ножи и вилки на столе древних римлян. Большой успех фильма привнесли работники смежных искусств, например художники. Они вдумчиво отнеслись к литературным и историческим источникам, точно передали стиль эпохи. В декорации были включены архитектурные памятники, использовалась натура.

В ответ на созданное во Франции общество «Фильм де арт», в Италии появилась «Золотая серия», которую в 1909 году начал создавать Амброзио. Состояла она из исторических лент «Нерон», «Людовик ХI», «Галилей».

Пате создаёт в Италии общество «Фильм де арт Итальано». Выпускает фильмы: «Король Лир», «Кармен». В золотую серию входят фильмы и других студий, такие как: «Падение Трои» (Джованни Пастроне). Которая была снята в объёмных декорациях, с большими массовыми сценами, с сильными постановочными эффектами и сложными постановочными эффектами. Фильм начинался с того, что на тёмном фоне располагалась группа актёров в белых хитонах, слушающих певца поющего о троянской войне.

Первый эпизод (отъезд Париса) снят в саду. В сцене осады Трои режиссёр использовал особенности рельефа местности. Был построен троянский конь. Декорации города были объёмными и сооружены из гипса и фанеры. Была удачно подобрана фактура под «камень». Соединив натуру и декорацию при пожаре, режиссёру удалось создать впечатление горящего города, хотя на заднем плане горели здания, уменьшенные в десять раз. Многочисленные обращения к античности были обусловлены изменениями в стране, необходимо было подготовить милитаристское настроение в государстве. Так Луиджи Маджи к сорокалетию объединения Италии снимает фильм «Золотая свадьба», в котором пожилая семейная пара вспоминает о войне за независимость. Их воспоминания составляют сюжет фильма.

С1908года по 1911годы в Италии было создано около 25 кинофирм. Фильмы, подобные «Падению Трои», открыли для Италии путь на мировой кинорынок и вызвали интерес к национальному кинематографу со стороны банковского капитала.

В 1912 году фирма «Чинес» приступила к экранизации романа Генриха Сенкевича «Камо-Гриагеши», посвящённого гонениям на древних христиан во времена императора Нерона. Снимает фильм режиссёр Энрико Гуаццони (в прошлом художник). Для создания фильма режиссёру был предоставлен кредит в 60 тысяч лир. Фильм принёс прибыль в полтора миллиона. Шел фильм около двух часов. Премьера шла в Париже и сопровождалась оркестром и хором. Музыка для фильма была специально написана композитором Жоржем Нонге. Великий скульптор Роден назвал картину шедевром. В картине снились театральные знаменитости того времени и не менее знаменитые киноактёры. Постановка была осуществлена в невиданных масштабах.

В сцене в цирке снималось около трёх тысяч человек. Были построены шикарные декорации. Пожар Рима, брошенные на съедение львам крестьяне, факелы из живых людей – всё это потрясло зрителей. Газеты писали: «Потомки создали памятник, достойный своих предков». Фильм вызвал массу подражаний.

В 1914 году выходит фильм «Кобирия», в основе которого лежит роман Флобера. Ещё до выхода фильма на экраны, вокруг него начали создаваться легенды. Рассказывали, что расходы на его создание превысили 1 миллион лир. Сценаристом и режиссёром был Джованни Пастроне, но для рекламы было объявлено, что режиссёром фильма является Габриель де Аннунцио. За пятьдесят тысяч франков он согласился поставить свою фамилию под сценарием. Он же дал героине имя: Кобирия (рождённая в огне).

Действие картины относится к третьему веку до нашей эры, когда Сципион Африканский совершил свой поход на северное побережье Африки. Фильм снимался в Тунисе, Сицилии, Альпах. Было отснято 20 тысяч метров плёнки, в фильм вошло 4500 метров. Фильм шёл более четырёх часов. Постановка его обошлась более чем в один миллион 250 тысяч лир. Характерная черта фильма – многоплановость, которая достигалась при помощи параллельного монтажа. Размеры декораций многочисленность актёров вынудили прибегнуть к особому методу съёмки, и оператор Сегундо Шомон впервые в истории кино применил так называемый «тревеллинг» (движения камеры), для чего камера была установлена на специальную тележку, которая перемещалась вдоль декораций. Съёмка с движением – характерная черта фильма. Камера применяет отъезд или наезд на актёра, который оставался то незамеченным в толпе, то выделялся из неё. Пастроне впервые стал применять дуговые рефлекторы искусственного освещения с отражателем из блестящей фольги. Так в сцене гибели римского флота, Пастроне снимает актёра, играющего Архимеда, крупно освещая его снизу, словно пламенем горящего у подножья крепостных стен.

Режиссёр чередует кадры пылающего флота и Архимеда. Главный недостаток фильма – игра актёров.

«Кобирия» – это этап в развитии кинематографа, показывающий какими возможностями он обладает.

В 1913 году в Италии выходит более 400 фильмов разных жанров (приключения, комедии, псевдоисторические). Особой популярностью пользуются «салонные драмы». В этих фильмах не было массовок, действие происходило в современных декорациях. Как правило, в них бытовал классический любовный треугольник. Обязательно присутствие «женщины вамп».

В Италии начинается «царство див» (звёзд). Им выплачиваются огромные гонорары в 2-3 миллиона лир. Отныне участие в фильме таких звёзд как: Мари Якобине, Франческо Бержине значило для фильма больше чем хороший сценарий.

Большим успехом пользуются серийные приключенческие ленты Эмилио Геоне, такие как: «Серые мыши» и «За ла море», где режиссёр играл и главную роль. Интересно использовалась натура. Режиссёр выискивал развалины замков, снимал подземелья, катакомбы. Таким образом, он добивался атмосферы таинственности.

В годы первой мировой войны итальянский кинематограф из-за нейтралитета оказался в выгодном положении, так как свободно мог торговать с воюющими странами. Но в войну нельзя было снимать дорогие фильмы.

В апреле 1917 года Италия потерпела поражение. Упал её политический престиж, что сказалось на экономике страны. Для концентрации производства был создан кинотрест «Итальянское кинематографическое объединение». Но эти меры не принесли желаемых результатов, так как появился очень серьёзный конкурент – Голливуд, который в огромном количестве выбрасывал на рынок дешёвые фильмы.

 

Весь путь Итальянского кинематографа, логично разделить на три этапа:

 

1. 1896 – 1910 годы. Наладилось производство фильмов. Италия вышла на мировой рынок.

2. 1910 – 1914 годы. Подъём итальянского кинематографа. Появление «Золотой серии». Итальянское кино становится всемирно известным.

3. 1914 – 1929 годы. Падение престижа итальянского кино.

 

Внутреннее положение в Италии после войны тяжелое. В 1922 году король Виктор Эммануил открывает путь фашизму во главе с Муссолини. Кинематограф становится на обслуживание итальянского фашизма.

 

Становление кинопроизводства в Германии

(1895 – 1918 годы)

 

Становление и зарождение кинематографа в Германии проходило в годы роста милитаристских тенденций в политической и общественной жизни страны.

В 1871 год у Германия объединяется в единое государство под властью прусской королевской династии Гогенсолеров. Германия становится прусским государством, вся власть в которой находится в руках канцлера Отто Бисмарка.

В своей внутренней политике, Бисмарк уделял особое внимание развитию тяжелой промышленности, без которой Германия не смогла бы стать мощной державой. За 25-30 лет Германия из полуаграрной страны превратилась в индустриальное государство. С невероятной быстротой возникают банки, компании и акционерные общества. Но развитие промышленности требовало новых рынков сбыта, и тогда Германия расширяет свои владения за счёт колоний.

В конце XI века – начале XX века Германия захватывает: Того, Камерун, Новую Гвинею. Усилила своё влияние на страны Ближнего востока и Балканского полуострова. Большое распространение получили так называемые «патриотические союзы», которые щедро финансирует государство.

К этому времени социал-демократическая партия, имевшая в 70-х реальную силу, в предвоенную эпоху ослабела из-за раздираемых внутренних противоречий.

В сферу искусств начали проникать идеи прусского милитаризма. Большое влияние приобретают философские теории Вин де Брандта и Ницше. Вин де Брандт оправдывает колониальные захваты и восхваляет сильную личность. Фридрих Ницше утверждал преобладание и влияние над всеми «белокурой бестии», а также утверждал господство военной диктатуры. Всё чаще в литературе изображается «героическое прошлое» немецкой расы, её превосходство над другими.

В этой обстановке появление кинематографа было практически не замечено. Казалось, развитие промышленности, оптики и химии должно было способствовать росту кинопроизводства, оснащению аппаратурой. Но этого не произошло. Первые пятнадцать лет своего существования немецкий кинематограф находился на одном из последних мест в Европе. Причина – особый характер экономического развития Германии.

Гигантский размах индустриализации привлекал к себе дельцов, мечтавших о быстром обогащении. А мелкое производство фильмов и их показ в дешевых балаганах было грошовым делом. Но были и другие причины: строгость цензуры, конкуренция между кинематографом и театром.

В Германии того времени были очень распространены провинциальные театры. Поэтому появление кинематографа вызвало негодование театральных деятелей. Они объявили кино аморальным искусством, развращающим немецкую молодёжь.

Пионерами немецкого кино стали братья Склодовские, которые в 1895 году показали в Берлине первую кинопрограмму. Изобретённый ими биоскоп из-за своей громоздкости не получил широкого распространения. Более удачливым в этом смысле оказался Отто Месстер (фотограф).

 

Отто Месстер. В 1896 году по его чертежам была изготовлена и продана за границу партия аппаратов для проекции фильмов. А так как аппараты необходимо было снабжать фильмами, он организовывает их производство. Первые работы были подражанием фильмам братьев Люмьер. Он создавал пятнадцатиметровые ленты художественного и документального характера.

В начале ХХ века он, вдохновлённый националистическими идеями, начинает снимать фильмы из истории побед прусской армии: «Капитуляция Наполеона III при Седане», «Передача Наполеоном III своей шпаги Бисмарку».

С 1909 года в Германии начинается регулярное производство фильмов. Спрос возрастает с каждым днём, растёт количество кинотеатров. К 1911году в Германии существовало около 1500 кинотеатров, вместимостью 150-200 человек.

Расширение внутреннего кинорынка требовало увеличения производства фильмов. К началу войны выпускалось до 120 фильмов в год, длинной от трёх сот до девятисот метров. Растёт количество кинофирм и к 1913 году их насчитывалось более 50. Крупные кинофирмы объединяются и создают трест «ФИАГ» (Фильм ИндустриАкцен Гезельшавт), который должен был объединить прокат и производство фильмов. Трест решает скупить крупнейшие кинотеатры. Но просуществовал он недолго. Рост кинопроизводства вызвал ещё большие противоречие между кинематографом и театром.

Руководители театров обращаются за помощью к творческим союзам, в частности к союзу имени Гётте (который объединял писателей и драматургов) с требованием запретить членам этих обществ участвовать в съёмках кино. Такое же решение принял союз театральных деятелей Германии. Против выступили ученые, считавшие, что кино так и останется экспериментом и никогда не станет искусством. Но несмотря ни на что производство художественных фильмов не снижалось, а союзы вскоре забыли о своём решении. Первым нарушил запрет театральный режиссёр Макс Рейнхард, который в 1912 году подписал контракт на съёмке пяти фильмов. Знаменитый театральный критик Яков Бассерман сыграл главную роль в фильме «Другой».

Сюжет фильма: главный герой страдает раздвоением личности. Во время приступа он убивает бродягу, а за тем расследует это дело и понимает что убийца это он.

Участие в фильме знаменитого критика, интересно решившего этот образ, повысило престиж кинематографа. Продюсеры начинают переманивать актёров и режиссёров из других стран для захвата зарубежного кинорынка.

К работе в кино начинают привлекать и деятелей немецкой культуры. Рейнхард отправляет на студии своих учеников.

В 1913 году режиссёр Стеллан Рийе ставит фильм «Пражский студент» с актёром Паулем Вегенером в главной роли.

Сюжет фильма: бедный студент влюблён в дочь графа, которая не обращает на него никакого внимания. Однажды он встречает старика, который предлагает ему за то, что юноша продаст своё изображение в зеркале, помочь ему в любви. Так студент заключает контракт с дьяволом. Молодая графиня влюбляется в него. Но рядом с ним его двойник, который совершает преступления. Пытаясь от него избавится студент, стреляет в своё изображение в зеркале, но убивает себя а старик получает его душу.

Фильм снимается в Праге. В сцене с двойником используется «каше» и «двойная экспозиция». Но главное достоинство фильма – работа Вегенера, понявшего специфику кино. Он выделяется скупыми жестами, чёткостью и ритмичностью.

Рийе был подвержен мистике, поэтому часто обращался к теме рока и судьбы. Немецкое кино этого периода часто обращается к символике и мистицизму.

Режиссёр Генрих Голлен вместе в Вегенером снимают по мотивам средневековой легенды фильм «Голем», имевший огромный успех и вызвавший огромное количество ремейков.

 

Сюжет фильма: действие происходит в средневековом еврейском гетто. Алхимик Лов находит в книге заклинание, при помощи которого можно оживить глиняную скульптуру Голема, хранящуюся в подвале синагоги. Лов оживляет скульптуру, она начинает двигаться, выполнять распоряжения хозяина. Но Голем получает душу, способную любить и влюбляется в дочь хозяина. Девушка пытается спрятаться от него в башне, а Голем оступается и разбивается на мелкие кусочки.

Вегенер с большим мастерством изобразил глиняного человека: движения его автоматичны, лицо неподвижно, а финальное действие для публики было как удар грома.

Такие ленты (с элементами мистики), как «Голем», «Пражский студент» вызывали противоречивые оценки в прессе: одни восхищались работой операторов и режиссёров, а другие же смеялись над попыткой поставить кино на один уровень с другими искусствами.

Многочисленные коммерческие фильмы того времени объединял ярко выраженный националистический характер.

В 1913 году к столетию победы над Наполеоном режиссёр Карл Фрейлих снимает фильм «Тироль вооружается». Снимался он в Тироле, где в 1910 году по приказу французов был расстрелян Андреас Гофер, что и послужило началом освободительного движения. В съёмках участвовали более тысячи человек, а затрачено было около 75 тысяч марок.

Накануне войны многие деятели искусства встали на позицию национализма.

Так Макс Рейнхард ставит в театре спектакль «Битва в тевтобургском лесу» (о победе древних германцев над римлянами). Затем он снимает одноимённый фильм, но съёмки задержала война. Лента вышла только в 1915 году, когда националистические настроения начали стихать.

Начало войны – своеобразный итог первого этапа развития кинематографа, характеризующийся очень медленным развитием производства.

Позже положение меняется: укрепляется связь с другими искусствами, в кино приходят новые люди, имеющие опыт работы в театре. Банки начинают обращать внимание на кинематограф, строятся студии и кинотеатры, появляются опытные режиссёры, немецкие актёры завоёвывают популярность.

Но начало войны спутало все планы. Были приостановлены, запущенные в производство фильмы. Мобилизация коснулась и деятелей кино. Кинематограф переключается на обслуживание военных нужд.

Франция, Англия и Россия, наблюдая за экономическим преуспеванием Германии и зная о прогрессирующей военной мощи, вели подготовку к войне. Но, тем не менее, отставали в темпах вооружения.

В течение первых трёх недели победы Германии следовали одна за другой, армия стояла в двух переходах от Триумфальной арки Парижа.

Шовинистический угар захватил даже иностранцев.

В июле 1914 года была запрещена сатирическая комедия «Его величество танцует танго», как оскорбительная для кайзера. Но, несмотря на это, Рийе добровольно отправился на фронт, где и погиб 14 ноября.

Вскоре немцы почувствовали сопротивление русских, Италия перешла на сторону союзников, а оставшаяся Австро-Венгрия, Болгария и Турция не располагали сырьём, необходимым для ведения длительной войны.

Первая военная зима оказалась трудной для немцев. Хлеб отпускали по карточкам, но, благодаря сверхдисциплине, народ не роптал, и кино становится необходимым средством «уговора».

Нужно было снабдить фильмами две тысячи кинотеатров. В репертуаре преобладали французские фильмы. В начале 1913 года из 580 фильмов французских было 225. Эти фильмы имели такое значение, что их нельзя было запретить, хотя во Франции немецкие фильмы были запрещены.

Но в 1915 году французские фильмы исчезли. Также ограничивалось приобретение американских и итальянских фильмов. Нужно было расширять собственное производство. Тем более, что заводы производили нужное количество плёнки и аппаратов. В Германии начался массовый выпуск фильмов. Появились пропагандистские ленты, в которых снимались самые известные актёры. В фильме «Рейд во вражескую страну» звезда немецкого кино Женни Портер играла французскую аристократку, влюблённую в немецкого офицера. Самопожертвованию немецких матерей была посвящена лента «За родину». Но к 1915 году эти фильмы публике надоели.

Успех стали иметь приключенческие ленты и в 1916 году успешно проходит серийный фантастически фильм «Гомункулус», режиссёров Альберто Нойеса и Отто Риппера, рассказывающий о сверхчеловеке, наделённом магической силой и управляющим миллионами.

Популярными также были «полицейские» ленты с ним и тем же актёром в главной роли («Таинственная вилла»).

Немецкий кинематограф продолжал вербовать кинозвёзд. В Германию переезжает знаменитая датская кинозвезда Аста Нильсон. В 1917 году – Пола Негри (Апполинария Холупек).

Самая известная актриса немецкого кино этого периода была Женни Портер, которая снималась в фильмах «Замужество Луизы Рорбах», «Кулак штангиста», «Дочь миллионера». А самым известным актёром стал Эмиль Яннингс. Популярность приобретает Конрад Фейд.

К концу 1916 года немецкий кинематограф приобрёл необходимые кадры. Выросло число кинофирм. Немецкий генеральный штаб уделял большое внимание кинематографу. Не фронты были отправлены операторы. А при самом генштабе был создан спецотдел по вопросам кино. Но поражения на фронтах приводят к забастовкам и недовольствам в тылу.

Зима 1916 – 1917 годов была страшной: царил голод, 250 тысяч рабочих одновременно объявили забастовку на заводах боеприпасов. А 6 июня 1917 года вспыхнуло восстание на флоте, охватившее 15 кораблей. Чтобы отвлечь от проблем, было открыто 500 зрительных залов на французском фронте и 300 залов на русском фронте.

В 1917 году было создан «УФА» (Универсум Фильм Акценгезельшафт), с вкладом в 20 миллионов марок, 8 миллионов из которых дало военное ведомство. Вскоре «УФА» стал играть такую же роль в Германии, как и Пате во Франции. Им руководили предприимчивые и дальновидные финансисты, делающие ставки на лучших деятелей кино, чтобы захватить приоритет на рынке Европы.

«УФА» строит в Берлине лучшую на то время киностудию, открыл роскошные кинозалы, субсидировал дорогие фильмы.

Если с августа 1914 года по январь 1915 года на экраны вышло25 немецких и 47 иностранных фильмов, в 1915 году – 56 немецких и 69 иностранных фильмов, в 1917 году вышло 16 иностранных и 101 немецкий фильм.

Большинство фильмов, созданных в Германии в годы войны, носили название «Фельдграу» (цвет хаки). Эти ленты делались в течение нескольких дней, и весь их смысл был ясен в названии: «Рейд во вражескую страну», «Железный кулак Михеля». Снимались они на натуре. Для массовок военное ведомство выделяло солдат.

Но в 1916 году надежды на быструю войну исчезли, и подобные фильмы начали раздражать публику потому, что как художественные произведения они не представляли никакой ценности. Игра актёров была посредственной, снято было плохо.

Когда международная пресса стала обвинять немцев в жестоком обращении с населением оккупированных территорий, они стали снимать фильмы о жестоких русских: «Десятый бастион цитадели», в котором показывалось как полковник Трепов в Петропавловской крепости истязает русских революционеров. Подобные ленты рассылались в оккупационные зоны и показывались бесплатно.

Создавались и документальные фильмы, прославлявшие подвиги солдат и офицеров. Например: «Мове».

Сюжет фильма: грузовой корабль «Мове» превращён в военное судно. Он торпедировал и топил гражданские пароходы нейтральных стран (оператор фиксировал этапы потопления судов и гибель людей).

В коммерческом кино царил грубоватый солдатский юмор. Немецкие промышленники, несмотря на неудачи на фронтах, готовились к захвату мирового кинорынка. Так в 1918 году на киностудии «УФА» воздвигли гигантские декорации для фильмов «Чума во Флоренции» и «Правда побеждает» из древнеримской жизни. Стоимость каждой постановки была примерно один миллион марок. А главным козырем в борьбе за мировой кинорынок было создание фильмов на нейтральные темы.

11 ноября 1918 года была подписана капитуляция германии. Прусский милитаризм потерпел поражение, но немецкий кинематограф вышел из войны творчески окрепшим.

Первая мировая война способствовала подъёму немецкого кинематографа в послевоенные годы.

 

Кинематограф германии после первой мировой войны.

1918 – 1929 годы.

 

К моменту капитуляции, Германия находилась на грани экономической и политической катастрофы. Голод, разложение армии, рост недовольства в стране.

3 ноября 1918 года произошло восстание моряков в городе Киль.

4 ноября к ним присоединились рабочие города Любека, Гамбурга и Бремена. В городах создавались советы рабочих и солдатских депутатов.

9 ноября – Кайзер был низложен и бежал в Голландию.

9 ноября – 1818 года лидер социал – демократов Эберд, стал главой республиканского правительства. Он заключил тайный договор с фельдмаршелом Гендельбургом, о падавлении революции, которая была потоплена в крови.

Гражданская война 1914 – 18 годов закончилась победой буржуазии. Германия понемногу становилась буржуазной республикой.

31 июня 1919 года – в Вейтмаре была принята конституция, гарантирующая свободу слова и собраний, но на основании параграфа 48, в случае необходимости власть могла отменить любую из свобод.

28 июня 1919 года – в Версале был заключен мирный договор, который переделал Европу и привёл к невероятным противоречиям между странами.

В Германии сразу же начал возрождаться милитаризм. Промышленники требовали от стран победительниц кредитов на восстановление тяжелой промышленности.

Германия выплатила странам победителям 30 миллиардов марок контрибуции, и получила от них такую же сумму в виде займов.

Крупнейшие промышленники после войны, благодаря инфляции, иностранным займам, стали обладать коласальным богатством.

Неуверенность в завтрашнем дне в сознании немецких бюргеров, сочеталось с боязнью революций, что конечно же нашло отражение в искусстве. Политические тенденции развивались с особой силой.

Экспрессионизм, мистицизм, абстракционизм – получали мировое признание.

Правительство, тем временем пыталось создать иллюзию «свободной Германии» путём кинематографа и театрального искусства.

После войны, социал – демократическое правительство стало оказывать широкую помощь развитию театрального дела. Бывшие придворные театры, становились государственными, в которых главенствующее положение занимали драматурги – экспрессионисты, в произведениях которых осуждались существующие порядки.

 

Экспрессионизм – провозглашал единственной реальностью – субъективный духовный мир человека. А его выражение – главной целью искусства.

В немецком экспрессионизме чётко наметились два направления – левое и правое крыло.

Если левые к которым принадлежали такие мастера как: Бертольд Брехт, Эрвин Пиксотор, изображали противоречие социальной действительности, то правые обличали машинизацию жизни, обезличивание человека. Считали, что переделать социальную несправедливость можно только путём отказа от насилия.

Борьба двух этих направлений не могла не найти отражение в кинематографе того времени.

В 1920 году выходит один из ключевых фильмов немецкого кинематографа – «Кабинет доктора Калигари» реж. Роберта Вине. Авторы сценария – Карл Маер и Ганц Яновец.

Толчком к написанию сценария стала истории произошедшая с Яновицем. Однажды, гуляя по парку, он увидел, как из одной из аллей выбежал мужчина и оглядываясь побежал по аллеи дальше. Позже Яновец узнал, что в этот день и в этом лесу была убита девушка.

В работе над фильмом, сценаристы использовали свой личный жизненный опыт и рассказы о псих. больнице.

Главная мысль картины состояла – в возмущении против жестокости войны, против власти олицетворяющейся в фильме доктором Каллигари.

Подлинными постановщиками лены стали три художника Экспрессиониста:

Герман Варт, Вальтер Райтман и Вальтер Рёрик.

Стиль которым был написан сценарий, требовал столь же необычно выполненных декораций. Только экспрессионистские декорации могли служить средой в этом произведении, и сделать понятными его странные превращения.

Фильм пронизан, прежде всего, пластическими откровениями. Фильм по замыслу художников должен был стать ожившим рисунком. Всё было подчинено искаженному видению мира: перспективы, архитектура.

В этом мире герой – пятно, и чтобы согласовать его с разрисованными декорациями, актёров одевали в экстравагантные костюмы, интенсивно загримировывали, связывали статичными, искривленными и вычурными позами. Декоративный принцип фильма, заставлял актёров двигаться, когда они оказывались за пределами ограничительных линий, и замирать на месте когда их позы гармонировали с декорациями. Их игра вплотную приблизилась к пантомиме. Что бы зрителям было ясно, Вине вводит в фильм пролог и эпилог.

Премьера фильма состоялась – 26 ноября в Берлине. Фильм имел коллосальный успех.

После выхода на экраны «Кабинета доктора Калигари», количество экспрессионистских фильмов увеличилось.

Появляются фильмы: «Симфония ужаса», «Кабинет восковых фигур» (фантастические манекены толкают человека на преступление).

 

Экспрессионизм – это не только стиль, но и мировоззрение, мироощущение художника. Первое требование экспрессионизма – это эволюция духа, т. е. самоощущение. Искусс






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных