Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формы работы студентов




Основными формами работы студентов в рамках освоения дисциплины «Учение об атмосфере» являются: лекции и практические занятия, на которых студенты получают теоретические знания, а также практические навыки и умения работы с биогеографичскими картами и др. Предусмотрена самостоятельная работа студентов при участии преподавателей кафедры. Задания для самостоятельной работы позволяют шире использовать возможности исследовательского подхода студентов к изучению данной дисциплины, что достигается индивидуализацией заданий. Предусматривается также подготовка рефератов, докладов и тематических презентаций, выполнение домашних заданий. Знания и навыки проверяются проведением контрольных работ.

Виды контроля.

Виды контроля освоения знаний по дисциплине «Учение об атмосфере»:

1. Контроль текущей работы в семестре.

Текущий контроль по лекционному материалу проводит лектор. Студентам в течение семестра на занятиях предлагаются задания индивидуальные творческие задания по каждому модулю, которые, помимо модульных контрольных работ, позволяют им набрать баллы за текущую работу в семестре:1) специально подготовленные доклады (с использованием мультимедийного оборудования: с демострацией слайдов, слайд-шоу и пр.) (до 10 баллов); 2) специально подготовленные сообщения, рефераты (до 5 баллов), что позволяет им заработать дополнительные баллы за текущую работу в се­местре.

2. Промежуточный контроль реализуется в виде модульных контрольных работ. Тематика вопросов, выносимых на модульную контрольную, соответствует тематике рассмотренной на лекционных занятиях и освоенной в ходе самостоятельной работы в течение модуля.

В конце семестра проводится контрольное мероприятие, включающее контроль последнего модуля (блока) для всех студентов и контроль, который проходят обязательно те студенты, которые имеют задолженность по прошлым модулям (блокам), а также те, кто желает улучшить свой рейтинг.

3. Семестровый итоговый контроль (зачёт).

Предполагает суммирование баллов текущего и промежуточного контроля в семестре, с учётом премиальных баллов за дополнительные виды работ.

1.6. Методика формирования результирующей оценки.

 

Контроль осуществляется по 100-БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ.

Баллы распределяются следующим образом:

 

1. Модульные контрольные работы: №1, №2 №3 по 10 баллов.

2. Составление таблиц – до 5 баллов (в течение семестра).

3. Реферат – до 5 баллов (в течение семестра).

4. Тематические презентации (1 по каждому модулю) – до 10 баллов.

5. Специально подготовленные сообщения - до 3 баллов.

6. Самостоятельная работа по темам - до 3 баллов.

 

Дополнительно баллы студент может получить: за участие в научном мероприятии по профилю дисциплины – до 10 балов; призовое место или публикацию по результатам участия в научном мероприятии по профилю дисциплины – до 15 баллов.

Студенту, набравшему в течение семестра менее 60 баллов, выставляется оценка «не удовлетворительно». Порядок прохождения дальнейшего обучения регулируется Положением о курсовых, экзаменах и зачётах.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Учение об атмосфере» по направлению подготовки бакалавров

022000 «Экология и природопользование»

2.1. Структура изучения дисциплины»

 

 

Всего часов (общая трудоёмкость в часах), в том числе:  
Аудиторные занятия (всего), из них:  
Лекции  
Практические, семинарские занятия  
Выполнение контрольных работ, тестов  
Самостоятельные занятия (всего), из них:  
Изучение основной и дополнительной литературы  
Написание рефератов, докладов  
Выполнение письменных домашних заданий (таблицы, контурные карты, подготовка презентаций)  
Вид итогового контроля ЗАЧЁТ

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Тема Содержание Вид занятий Форма занятий Кол-во часов Форма контроля
Модуль 1 - «Дидактическая единица 1 - «Атмосфера и Солнце» 1.Введение. Учение об атмосфере. Метеорология и климатология, их цели, задачи, значение. Связь с другими наука­ми. История развития. Метеостанции. 2.Солнце и солнечная система. 3.Атмосфера, её состав, строение и грани­цы. Взаимодействие с другими оболочка­ми Земли и космическим пространством 4.Солнечная радиация. Радиационный ба­ланс. Тепловой баланс. Тепловой режим земной поверхности и атмосферы. Ход температур Аудиторные Лекции. Практические занятия. Выполнение контрольных работ.   модульная к/р
самостоятельные Изучение основной и дополнительной литературы. Написание рефератов, сообщений, докладов. Выполнение письменных домашних заданий(конспекты, таблицы, подготовка презентаций)   Проверка домашних заданий
Модуль 2 - «Вода в атмосфере. Атмосферное давление». 5.Вода в атмосфере 6.Облака и их образование 7.Осадки и атмосферное электричество. 8.Атмосферное давление и барическое поле. Циклоны, антициклоны и погода в них. 9.Ветер и изменение давления. аудиторные Лекции. Практические занятия. Выполнение контрольных работ   модульная к/р
самостоятельные Изучение основной и дополнительной литературы. Написание рефератов, сообщений, докладов. Выполнение письменных домашних заданий(конспекты, таблицы, подготовка презентаций).   Проверка домашних заданий
Модуль 3 - «Климатология» 10.Атмосферная циркуляция. 11. Климат и погода.Процессы и факторы климатообразования. Воздушные массы и климатологические фронты. 12. Классификация климатов. Климатические пояса и области материков. Климат России. 13.Влияние деятельности человека на атмосферу. Геоэкологические проблемы атмосферы. Охрана воздушного бассейна. аудиторные Лекции. Практические занятия. Выполнение контрольных работ   модульная к/р
самостоятельные Изучение основной и дополнительной литературы. Написание рефератов, сообщений, докладов. Выполнение письменных домашних заданий(конспекты, таблицы, подготовка презентаций).   Проверка домашних заданий

 

 

РАЗДЕЛ 3. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УЧЕНИЕ ОБ АТМОСФЕРЕ»

 

  1. Учение об атмосфере, метеорология и климатология, их цели, задачи и значение. Связь с другими науками.

2. Изучение атмосферы. Основные этапы развития метеонаблюдений.

3. Методы изучения атмосферы.

4. Развитие метеорологии в России и СССР.

5. Метеостанции. Организация метеонаблюдений. Основные приборы для наблюдения.

6. Атмосфера, её состав, строение и границы.

7. Взаимодействие атмосферы с другими оболочками Земли и космическим пространством. Значение атмосферы. Радиационные пояса Земли.

8. Строение солнечной системы. Происхождение солнечной системы.

9. Солнце и солнечная радиация, число Вольфа. Лучистая энергия Солнца, корпускулярная радиация -«солнечный ветер».

10. Основные характеристики солнечной радиации. Изменение величины сол­нечной радиации. Циклы солнечной активности А.Л. Чижевского.

11. Потоки солнечной радиации в атмосфере: прямая, рассеянная, суммарная, отраженная и пр.

12. Альбедо и его зависимость от факторов подстилающей поверхности и др. факторов.

13. Явления, связанные с рассеянием солнечной энергии: заря, сумерки и др.

14. Радиационный баланс земной поверхности.

15. Географическое распределение радиационного баланса и суммарной ра­диации.

16. Тепловой баланс и тепловой режим земной поверхности и атмосферы. Различия в тепловом режиме почвы и водоемов. Суточный и годовой ход температуры

17. Изменение температуры с высотой. Инверсия температур. Заморозки.

18. Оптические явления в атмосфере (миражи и др.)

19. Зонально-региональные особенности суточного и годового хода темпера­туры. Тепловые пояса. Термический экватор

20. Водяной пар в атмосфере. Характеристики влажности воздуха. Определе­ние влажности воздуха.

21. Испарение и испаряемость. Суточный и годовой ход влажности воздуха. Изменение влажности с высотой.

22. Конденсация и сублимация в атмосфере и на земной поверхности. Ядра конденсации. Роса, иней, изморось, жидкий и твердый налеты

23. Дымка, туман, мгла и условия их образования. Географическое распреде­ление туманов

24. Облака, их образование, структура и ярусы

25. Международная классификация облаков

26. Световые явления в облаках: гало, радуга, венцы, глории и др.

27. Облачность, ее суточный и годовой ход. Географическое распределение облачности.

28. Осадки, выпадающие из облаков: дождь, морось, снег, крупа снежная и ледяная, ледяной дождь, град.

29. Образование осадков. Снежный покров и снеговая линия. Гололед, голо­ледица, обледенение.

30. Методы измерения количества осадков

31. Электрические явления облаков и осадков. Гроза, молния и гром. Шаровая молния. Огни святого Эльма.

32. Характеристика режима осадков. Суточный и годовой ход осадков и их типы.

33. Продолжительность и интенсивность осадков. Географическое распреде­ление осадков. Засухи.

34. Характеристики увлажнения. Коэффициенты увлажнения.

35. Атмосферное давление и барическое поле. Барическая ступень. Методы измерения атмосферного давления.

36. Карты барической топографии. Распределение давления. Барические си­стемы: барический максимум (антициклон) и минимум (циклон), гребень, ложбина, седловина.

37. Изменения давления. Горизонтальный барический градиент.

38. Географическое распределение давления. Центры действия атмосферы. Сезонные изменения давления.

39. Изменения давления и ветер. Скорость, сила и направление ветра. Поры­вистость ветра. Влияние препятствий на ветер. Шкала Бофорта.

40. Влияние барического градиента и силы Кориолиса на ветер. Геострофи­ческий ветер, градиентный ветер, термический ветер. Влияние трения на скорость и направление ветра.

41. Местные ветры: бризы, горно-долинные ветры, фен, бора. Местные на­звания ветров: мистраль, самум, афганец и др.

42. Маломасштабные вихри: смерч, тромб, торнадо.

43. Общая циркуляция в атмосфере. Зональность распределения давления и ветра.

44. Меридиональный перенос. Пассаты. Западный перенос воздушных масс.

45. Центры действия атмосферы и муссоны. Тропические муссоны и муссо­ны умеренных широт.

46. Климат и погода. Воздушные массы. Атмосферные и климатологические фронты.

47. Процессы и факторы климатообразования.

48. Классификации климатов В.П. Кеппена и Л.С. Берга. Генетическая клас­сификациия климатов Б.П. Алисова. Климатические пояса и области.

49. Климатообразующие факторы, характеристика климатических поясов и областей Евразии.

50. Климатообразующие факторы, характеристика климатических поясов и областей Северной Америки.

51. Климатообразующие факторы, характеристика климатических поясов и областей Южной Америки.

52. Климатообразующие факторы, характеристика климатических поясов и областей Африки.

53. Климатообразующие факторы, характеристика климатических поясов и областей Австралии и Антарктиды.

54. Климатообразующие факторы, характеристика климатических поясов и областей России.

55. Климатообразующие факторы, характеристика климата Волгоградской области.

56. Представления о микроклимате и определяющих его факторах.

57. Погода. Учет погодных факторов в хозяйственной и повседневной дея­тельности.

58. Антропогенные воздействия на атмосферу. Основные виды и источники загрязнения атмосферного воздуха.

59. Проблемы изменения озонового слоя. Гипотезы «парникового эффекта» и «нового ледникового периода».

60. Геоэкологические проблемы атмосферы. Охрана воздушного бассейна.

 

Раздел 4. учебно-методическое обеспечение программы.

4.1. Список литературы:

Основная литература

1. Хромов С.П. Метеорология и климатология. – Л.: Гидрометеоиздат, 1987.

2.Хромов С.П., Петросянц М.А. Метеорология и климатология. 7-е изд. перераб. и доп. Изд.МГУ, 2010. - 455 с.

3. Ясаманов Н.А. Основы геоэкологии. - М.: Академия. - 2003.

4. Атлас мира. (http://geoatlasmira.ru/-атлас мира)

5. Сорокина В.Н., Суркова В.Н. и др. Руководство к лабораторным занятиям по метеорологии и климатологии. - М.: Изд.МГУ, 2011.

6. Сорокина В.Н., Гущина Д.Ю. География климатов. - М.:Изд.МГУ, 2006.

 

Дополнительная литература

 

  1. Андреев А.О., Дульковская М.В., Головина Е.Г. Облака: происхождение, классификация, распознавание.- Спб.: Изд. РГГМУ, 2007
  2. Васильев А.А., Вильфанд Р.М. Прогноз погоды.- М., 2008

3. Власова Т.В. Физическая география материков. - М.: Просвещение, 1986.

  1. Исаев А.А. Экологическая климатология. -М.: Научный мир, 2001
  2. Кислов А.В. Климат в прошлом, настоящем и будущем. - М.:Наука-Интерпериодика, 2001

6. Неклюкова Н.П. Общее землеведение. - М.: Просвещение, 1978.

  1. Петросянц М.А., Семенов Е.К., Гущина Д.Ю., Соколихина Е.В., Соколихина Н.Н. Циркуляция атмосферы в тропиках: климат и изменчивость. М., Макс Пресс, 2005

8. Физическая география материков и океанов/ Под ред. Рябчикова A.M. - M.: Высшая школа, 1988.

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Геоинформационная система «Метео» (ГИС) Метео Научно-производственного центра (НПЦ) «Мэп Мейкер».

 

Периодические издания (вестник, бюллетень, журнал)

1. Вестник ВолГУ. Сер.3, Экономика. Экология.

2. Вестник Воронежского государственного университета. Сер. «Геогра­фия. Геоэкология».

3. Вестник МГУ.Сер. 5, География.

4. Вестник ЛГУ. Сер. «Геология, география».

5. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. «Геология, география».

6. География и природные ресурсы.

7. Известия РАН.(Известия Академии наук СССР.)Серия географическая.

8. Использование и охрана природных ресурсов.

9. Наука и жизнь.

10. Охрана окружающей среды и природопользование.

11. Природа.

12. Экология.

 

Список информационных ресурсов

1. http://www.biodat.ru/

2. http://www.eco-mir.ru/

3. http://www.ecolif.ru/

4. http://www.ecovolgograd.ru/

5. http://www.geographer.ru/

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных