ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практическое занятие № 2. Жанр романа-исповеди в литературе французского романтизма1. Роман-исповедь французских романтиков как образец психологической прозы: истоки жанра (психологический роман XVII (М. де Лафайет) и XVIII века (Прево, Шодерло де Лакло), «Исповедь» Ж.Ж. Руссо, «Страдания юного Вертера» Гете и др.); жанровые признаки (редукция действия, лирический пейзаж, статичность героя, субъективность повествования и т.п.) в романах Шатобриана, Сенанкура, Нодье, де Сталь и др. Лирическое сознание как проблема стиля. 2. Ощущение «мировой скорби» как эмоциональная и философская доминанта в романе-исповеди: ее социальные и философские корни (трактаты Ж.де Сталь и Ф.Шатобриана). 3. Роман «Адольф» Б. Констана как образец жанра: - проблема сюжетного бездействия в «Предисловии к третьему изданию» и в тексте романа, роль любовной линии. - Время и пространство в романе. - Композиция: роль «рамки», проблема повествователя, последовательность частей в соответствии с фабулой. - Личность Адольфа: традиционные черты романтического (эмансипация чувства, скепсис, органическое себялюбие) и классического (самоосуждение, рационализм, зависимость от общественного мнения) сознания; «раздвоение» личности; - Приемы психологического анализа: рефлексия и ее роль, портреты, динамика чувства и т.п. 4. Завершение традиции жанра в романтическом романе. «Исповедь сына века» А. Мюссе: - «болезнь века» и ее причины; картина французского общества в постнаполеоновскую эпоху; конфликт отцов и детей. - Проблематика: вера и безверие, любовь и физиология, индивидуализм и др. - Сюжет и композиция. - Образ Октава: традиционные и новаторские черты, проблема «лишнего» человека, деградация и эволюция героя, причины трагедии Октава. - Приемы психологического анализа: ирония, подтекст, принципы создания характера, мотивация, роль предметного мира и обстоятельств в сюжете, элементы реалистической поэтики. 5. Эволюция жанра в литературе французского романтизма от Шатобриана до Мюссе.
Тексты: Констан, Б. Адольф http://flibusta.net/b/28460; Мюссе, А. Исповедь сына века http://flibusta.net/b/224347 Литература
1 Бент, М. И. “Вертер, мученик мятежный…”: Биография одной книги. – Челябинск, 1997. –С. 137–151. 2 Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе. – М., 1999. – С. 171–217, 247–252. 3 Забабурова, Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм). – Ростов-на-Дону, 1992. – С. 170–199. 4 Кривушина, Е. С. Французская литература XVII-XX веков. Поэтика текста. – Иваново, 2002. – С. 51–70. 5 Тураев, С. В. от просвещения к романтизму: Трансформация героя и изменение жанровых структур…М., 1983. 6 Храповицкая, Г. Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция США). Практикум. – М., 2003. – С. 181–208. 7 История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм / Г. Н. Храповицкая, А. В. Коровин. – М., 2002. Сост. А. С. Полушкин
Практическое занятие № 3. «Восточные поэмы» Дж. Г. Байрона: проблемы жанра и стиля 1. «Восточная» тема в английской литературе и в литературе романтизма. «Восток» в жизни Байрона. История создания «восточных поэм». 2. Типология жанра «восточных поэм» по В. М. Жирмунскому: - особенности системы образов, типы героев; - специфика образа главного героя; - особенности сюжета и композиции; - тема природы и роль пейзажа; - проблематика; - стиль: тропы, синтаксические конструкции, лексика (на основе классических переводов) - лирическое и эпическое в «восточных» поэмах 3. Анализ одной из «восточных поэм» («Гяур» или «Корсар») по вышеперечисленным пунктам. 4. «Восточные поэмы» Байрона и «южные поэмы» А. С. Пушкина – типологические сходства и различия. Тексты: Байрон, Дж. Г. Гяур http://flibusta.net/b/231423 (или Корсар http://flibusta.net/b/143284) Литература: 1. Александров, Н. Н. Джордж Байрон. Его жизнь и литературная деятельность http://flibusta.net/b/168881 2. Великий романтик. Байрон и мировая литература./ Сб. ст. М, 1991. 3. Дьяконова, Н. Я. Английский романтизм: Проблемы эстетики.—М., 1978 4. Жирмунский, В. М. Байрон и Пушкин. Пушкин и западные литературы..—Л., 1978. http://www.razym.ru/66053-zhirmunskij-vm-izbrannye-trudy-bajron-i-pushkin.html 5. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм./ ред. Храповицкая. М., 2000. 6. Моруа, А. Дон Жуан, или Жизнь Байрона. – М., 2000. 7. Ромм, А. Я. Байрон. М.-Л., 1961.
Сост. А. С. Полушкин Практическое занятие № 4. Жанр исторического романа в литературе западноевропейского романтизма (творчество В. Скотта)
1 Исторический роман как жанр: происхождение, особенности романтического историзма, варианты соотношения художественного вымысла и исторического факта, принципы поэтики исторического романа. 2 Вальтер Скотт как родоначальник жанра исторического романа: – история в творческой биографии Вальтера Скотта – мировоззрение В. Скотта и его отражение в романах писателя – поиски жанра: от фольклорно-исторических баллад и поэм к историческому роману – материал исторических романов В. Скотта, основные циклы («шотландские» и «английские» романы), особенности структуры, система образов, «вальтерскоттовский парадокс». 3 Роман «Айвенго» как образец «вальтерскоттовского» исторического романа – исторические события в романе и их роль в произведении – исторические герои, их место в системе образов и в сюжете, особенности изображения – любовный, исторический и авантюрно-приключенческий планы повествования: точки пересечения – система образов в романе и ее специфика – средства изображения эпохи, местный колорит, язык романа: проблема исторической аутентичности, языковая игра – источники романа (фольклорные, исторические, литературные) – «Айвенго» как «синтетический роман»: черты драмы, баллады, готического, сентиментального романа и др. жанров. 4 Место Вальтера Скотта в мировой литературе: В. Г. Белинский и Ф. Стендаль о В. Скотте, В. Вульф о В. Скотте. А. С. Пушкин и В. Скотт и т.п. Тексты: Скотт, В. Айвенго (любое издание) http://flibusta.net/b/52289 Литература: 1 Вулф, В. Сэр Вальтер Скотт: пер. с англ. / Вирджиния Вулф http://flibusta.net/b/73810/read 2 Дайчес, Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир: пер. англ. / Дэвид Дайчес http://flibusta.net/b/108526 3 Паевская, А. Вальтер Скотт. Его жизнь и литературная деятельность http://flibusta.net/b/168888 4 Пирсон, Х. Вальтер Скотт: пер. с англ. / Хескет Пирсон (ЖЗЛ) http://flibusta.net/b/76780 5 Реизов, Б. Г. История и вымысел в романах Вальтера Скотта // Известия АН СССР. Отделение литературы и языка. - Т. XXX. Вып. 4. - М., 1971. – С. 306–311. http://www.philology.ru/literature3/reizov-71.htm 6 Реизов, Б. Г. Творчество Вальтера Скотта. – М., Л., 1965. 7 Реизов, Б. Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. –Л., 1958. http://www.mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181437707-francuzskiy-istoricheskiy-roman-v-epohu-romantizma.html 8 Урнов, Д. М. «Сам Вальтер Скотт», или «Волшебный вымысел» http://flibusta.net/b/57831/read
Сост. А. С. Полушкин Практическое занятие № 5 – 6. Романтический театр во Франции 1 Становление романтического театра во Франции – исторический контекст (кризис режима Реставрации, Июльская революция 1830 г.; классицисты и романтики – консерваторы и либералы) – манифесты романтического театра: а) трактат Ф. Стендаля «Расин и Шекспир» (1823 – 25): история создания, композиция, ключевые идеи, суть спора между романтиком и академиком, классицизм и романтизм в терминологии Стендаля; Расин и Шекспир как два типа художника; б) предисловие В. Гюго к драме «Кромвель» (1827): история литературы и театра с точки зрения Гюго, театр древний и современный, историческая обусловленность романтической драмы, Гюго о правиле трех единств, категория «гротеска» и ее функции в драме; 2 Романтический театр В. Гюго: – В. Гюго как «вождь» французских романтиков, битва за «Эрнани» – эволюция драматургии Гюго: этапы развития и их общая характеристика, типология, характерные черты; – анализ пьес «Эрнани» или «Рюи Блаз»: историческая основа, отражение эпохи, «местный колорит», особенности конфликта, сюжета и системы образов, принцип гротеска на разных структурных уровнях, специфика художественного языка, особенности сценографии. 3 Романтическая драматургия П. Мериме: – сборник «Театр Клары Гасуль»: история создания (мистификация и ее значение); структура; особенности поэтики пьес (сочетание классицизма и романтизма); авторская ирония. Анализ одной пьесы по выбору. – историческая драма «Жакерия»: история создания, композиция, метод картин (содержание 2-3 эпизодов), особенности историзма и понятие исторического колорита, особенности системы образов (мозаичность и полифонизм), система лейтмотивов, специфика сценографии. 4 Судьбы романтического театра в литературе XIX – XX века Тексты: Стендаль, Ф. Расин и Шекспир http://flibusta.net/b/217916/read; Гюго, В. Предисловие к драме «Кромвель» http://flibusta.net/b/232013 Гюго, В. Эрнани http://flibusta.net/b/198721 или Рюи Блаз Мериме, П. Театр Клары Гасуль http://flibusta.net/b/231031/read#t1 Мериме, П. Жакерия http://flibusta.net/b/231289 Литература: 1. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Сб. под ред. А. С. Дмитриева. – М.: Изд-во МГУ, 1980. 2. Аникст, А. А. История учений о драме: История драмы на Западе в 1 пол. ХIХ в. Эпоха романтизма. – М.. 1980. 3. История западноевропейского театра/ Под ред. С.С. Мокульского и др.: В 6 т. – М., 1963-64. Т.3, 4. 4. История зарубежного театра / Под ред. Г. Н. Бояджиева и др. М.: Просвещение, 1984. 5. Трескунов, М. С. Виктор Гюго: Очерк творчества. – М., 1961. 6. Трескунов, М. С. Драматургия Виктора Гюго http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-fra/treskunov-dramaturgiya-gyugo.htm 7. Луков, Вл. А. Идеальный герой в европейской драме XIX века http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-fra/lukov-idealnyj-geroj.htm 8. Паевская, А. Виктор Гюго. Его жизнь и литературная деятельность. Глава 2. http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/paevskaya-gyugo/glava-ii.htm 9. Луков, Вл. А. Персональная модель Мериме-драматурга в свете соотношений драматургических жанров и художественных методов // Луков, Вл. А. Мериме. Исследование персональной модели литературного творчества http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/lukov-vl-merime/index.htm
Примечание: Занятие рассчитано на 4 часа. В первую часть входят вопросы 1-2, во вторую – 3-4. К первому занятию рекомендуется сделать конспекты статьи Стендаля «Расин и Шекспир» и предисловия Вкитора Гюго к драме «Кромвель» (рукописно). Сост А. С. Полушкин Практическое занятие № 7. Образ Америки в литературе раннего американского романтизма 1 США в эпоху романтизма (историко-культурный аспект) – Соединенные Штаты после Войны за Независимость: поиск путей развития – «коренные» черты американской культуры: регионализм, мультикультурализм, демократизм 2 Историческая «миссия» американского романтизма: у истоков национальной литературы: – процесс формирования американской литературы, ее истоки (европейская традиция, фольклор, этнические влияния) – проблемы становления национальной литературы (вторичность и подражание, отсутствие культурных ценностей и т.п.) и пути их решения в творчестве первых писателей-романтиков – Америка сквозь призму романтического двоемирия: фронтир как источник «местного колорита», «пионер» как модель романтической личности, концепция «нового Адама», Америка как «новый Эдем», «американская мечта» в эпоху романтизма 3 Вашингтон Ирвинг как «отец-основатель» американской литературы: – жизнь В. Ирвинга: между Европой и Америкой, Ирвинг – публицист, историк и сатирик, гротесковый портрет Америки в книге «История Нью-Йорка» – этапы творческого пути, становление новеллиста (сборники новелл и их характеристика), «американизация» европейских сюжетов – Америка «вчерашняя» и «сегодняшняя» в новелле «Рип Ван Винкль»: источники сюжета и их обработка; образ главного героя – трансформация сказочных традиций; фантастика и ее функции в новелле; приметы американской действительности и их ироническое осмысление; – «Таинственные новеллы»: отражение реальности сквозь призму фантастики, элементы готики и их предназначение, ключевые мотивы, американские характеры и американская мифология (по материалам анализа одной новеллы по выбору) 4 Америка между природой и цивилизацией: авантюрно-приключенческие романы Дж. Фенимора Купера: – романтическая биография писателя: ключевые вехи – Дж. Фенимор Купер – романист: морские, сатирические и исторические романы – «американский Вальтер Скотт»: пенталогия о Кожаном чулке – традиции и новаторство авантюрно-приключенческих романов: история и вымысел в пенталогии, ее хронология, образ главного героя и его трансформация, природа и цивилизация в романах Фенимора Купера, отражение и мифологизация американского образа жизни: индейцы, первопроходцы, солдаты – романтическое и реальное (по материалам анализа одного из романов) – место Дж. Фенимора Купера в американской и мировой литературе Тексты: Ирвинг В. Таинственные новеллы («Рип Ван Винкль» + еще одна новелла по выбору) http://flibusta.net/b/157896/read#t3; Фенимор Купер, Дж. Один роман по выбору из пенталогии о Кожаном чулке («Последний из могикан», «Пионеры», «Прерия», «Следопыт», «Зверобой») http://flibusta.net/a/17814 Литература: 1. Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3т. Т.2. - М., 1978. http://flibusta.net/b/184477 2. Боброва, М. Н. Романтизм в американской литературе XIX века. -М., 1972. 3. Брукс, В. В. Писатель и американская жизнь: В 2т. – М., 1968. – Т.1. 4. История всемирной литературы: В 9 т.– М., 1989. – Т. 6. – С. 551 – 582. 5. История литературы США / под ред. Я. Н. Засурского. Т. 2.– М., 1999. http://mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181459738-istoriya-literatury-ssha-tom-ii.html 6. Ван Спанкерен, К. Очерки американской литературы. Пер. с англ. Д. М. Курса. — М.: Знание, 1988. http://www.booksbooksbooks.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1061:2011-02-06-21-37-28&catid=1:english&Itemid=3 7. Иванько С. С. Фенимор Купер (ЖЗЛ) http://flibusta.net/b/89307 8. Ковалев, Ю. В. От «Шпиона» до «Шарлатана». – СПб, 2003.
Сост. А. С. Полушкин Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|