![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Занятие 10.7 ДИАГНОСТИКА ЭМПАТИИ
Вводные замечания. Эмпатия (от греч. empatheia - «сопереживание») - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия. Эмпатия - феномен социально-психологического происхождения, возникающий при взаимодействии человека с человеком, животным, при восприятии произведения искусства. Как индивидуально-психологическое свойство эмпатия характеризует способность человека к сопереживанию и сочувствию. Эмпатия составляет ядро коммуникации. В коммуникативной деятельности она способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным. Развитая эмпатия - один из важнейших факторов успеха в тех видах деятельности, которые требуют сочувствования в мир партнера по общению: в психологии, педагогике, искусстве, медицине, журналистике и т. д. Впервые опросник для оценки свойства эмпатии был предложен А. Меграбяном и Н. Эпштейном [39]. Русский текст вопросов был взят по учебному пособию «Советы психолога менеджеру» [24]. По сравнению с начальным вариантом была изменена шкала ответов, исключены вопросы, не имеющие корреляций с итоговым баллом, были составлены таблицы пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки. Цель занятия. Овладение методом диагностики эмпатии с помощью модифицированного опросника А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Оснащение. Опросник А. Меграбяна и Н. Эпштейна (см. прил. 10.7.1). В опроснике 25 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить степень своего согласия с ним. Таблица 10.7.1 Таблица пересчета «сырых» баллов в стены
Порядок работы. Испытуемому выдается ответный лист (форма 39). Зачитывается инструкция: «Прочитайте приведенные ниже утверждения и, ориентируясь на то, как вы ведете себя в подобных ситуациях, выразите степень своего согласия или несогласия с каждым из них. Для этого в соответствующей графе ответного листа поставьте галочку». ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 39 Фамилия, имя, отчество................................................................……………………………………………………… Пол.................................…………. Возраст..........................………………………. Дата.........…………………….. Ответный лист
Обработка результатов и анализ данных. Обработка проводится в соответствии с ключом (прил. 10.7.2). За каждый ответ присваивается 1, 2,3 или 4 балла, затем, путем суммирования, подсчитываете общий балл по свойству эмпатии. Степень выраженности эмпатии определяется по таблице пересчета «сырых» баллов в стандартные оценки шкалы стенов (табл. 10.7.1). Стандартизация проводилась на выборках студентов вузов, в возрасте от 16 до 25 лет (средний возраст 19 лет), 399 девушек и 209 юношей. Контрольные вопросы 1. Что такое эмпатия? 2. По отношению к каким объектам человек может испытывать эмпатию? 3. В каких видах деятельности эмпатия является профессионально важным качеством и почему? Приложение 10.7.1 ОПРОСНИК 1. Меня огорчает, когда вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди других людей одиноко. 2. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства. 3. Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать. 4. Я считаю, что плакать от счастья глупо. 5. Я близко к сердцу принимаю проблемы своих друзей. 6. Иногда песни о любви вызывают у меня много чувств. 7. Я бы сильно волновался (волновалась), если бы должен был (должна была) сообщить человеку неприятное для него известие. 8. На мое настроение сильно влияют окружающие люди. 9. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми. 10. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки. 11. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраивать. 12. Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым (счастливой). 13. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю как будто все, о чем читаю, происходит на самом деле. 14. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь. 15. Я могу оставаться спокойным (спокойной), даже если все вокруг волнуются. 16. Мне неприятно, когда люди, смотря кино, вздыхают и плачут. 17. Когда я принимаю решение, отношение других людей к нему, как правило, роли не играет. 18. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены. 19. Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяков. 20. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных. 21. Глупо переживать по поводу того, что происходит в кино или о чем читаешь в книге. 22. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей. 23. Я очень переживаю, когда смотрю фильм. 24. Я могу остаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг. 25. Маленькие дети плачут без причины. Приложение 10.7. 2 КЛЮЧ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|