ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Занятие 10.11 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
Вводные замечания. Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. В настоящее время он является единственным методом, который позволяет изучить личность в процессе развития. Биографический метод - исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода - описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти - могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности. Разработка биографического метода относится к первой трети XX в. Первое комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, связано с именем Шарлоты Бюллер. В советской психологии к этому методу впервые обратился Н. А. Рыбников, подчеркивавший, что использование биографического метода играет существенную роль в понимании общего потенциала человека. Развитие биографического метода имеет важное значение в системе становления человекознания и комплексного психологического изучения человека как индивида, личности, субъекта деятельности, начатого академиком Б. Г. Ананьевым в 1968 г. и продолженного его учениками Н. В. Логиновой, Н. М. Владимировой, Л. А. Головей и др. Предметом биографического метода является жизненный путь - история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды. Цель занятия. Составление характеристики личности на основании биографического метода, который включает следующие разделы: 1. Данные жизненного пути. 2. Ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз и т. д.). 3. Среда развития (места жительства, учебные учреждения и т. д.). 4. Интересы и любимые занятия в разные периоды жизни. 5. Состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания). Оснащение. Формализованная биографическая анкета * (прил. 10.11.1). * В основу занятия положены анкеты и разработки по квантификации и формализации биографического метода, предложенные Н. В. Логиновой в 1976 г. и разработанные ею в ходе реализации комплексного лонгитюдного исследования студентов, проводимого психологами ЛГУ.
Порядок работы. Для выполнения задания участники делятся на пары, в которых один выполняет роль экспериментатора, а другой - роль испытуемого. Испытуемому предлагается биографическая анкета и дается следующая инструкция: «Прошу вас как можно подробнее рассказать историю вашей жизни: в какой семье вы родились, как прошло ваше детство, как жила ваша семья, как ее члены относились друг к другу, каковы ваши самые ранние воспоминания? Желательно, чтобы рассказали о том времени, когда вы учились в школе: что вам там нравилось и что не нравилось. Как в это время складывались ваши отношения с родителями? Кто были ваши друзья? Чем вы интересовались и что думали о будущей жизни? Мы хотели бы также, чтобы вы рассказали о том, как вы жили, став взрослым человеком, как выбирали профессию, каким образом вы проводили свободное время. Расскажите о том, что представляется вам наиболее интересным и важным. Каковы ваши жизненные планы?» Обработка результатов предполагает составление хронологической таблицы личностного развития, куда в хронологическом порядке выписываются из всех вопросов задания даты, упомянутые испытуемым, события, связанные с этими датами, и переживания, сопровождающие их (форма 42).
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 42 Фамилия, имя, отчество........................................................………………………….. Дата............………………… Профессия...............................................................................................………………………………………………... Хронологическая таблица личностного развития
Далее ответы обрабатываются методом контент-анализа. Интерпретация результатов предполагает анализ: - социальной ситуации развития личности; - основного фона эмоциональных переживаний в разные периоды развития; - ценностных ориентации, направленности, интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности; - основных конфликтов и движущих сил развития личности. Контрольные вопросы 1. Какова суть биографического метода? 2. В чем состоят основные достоинства и недостатки этого метода? Приложение 10.11.1 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|