ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Занятие 10.14 КОМПЬЮТЕРНАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА. УСТРАНЕНИЕ «ПРОТИВОРЕЧИЙ» В КОМПЬЮТЕРНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ
Вводные замечания. При составлении характеристики, в нее включаются интерпретации тех шкальных оценок, которые получены в результате тестирования. В разных методиках могут встречаться похоже названные факторы. Но несмотря на сходные названия, смысловая нагрузка этих факторов различна. Следовательно, интерпретация результатов по этим факторам тоже будет различна и противоречить друг другу не будет. Для психолога эти различия понятны и очевидны. Но те люди, для которых составляется характеристика, не обязаны знать эти различия, и им может показаться противоречивым, что в тексте характеристики встречаются одновременно две «противоположные» интерпретации, например «спокойный, расслабленный, нефрустрированный (фактор Q4 - «фрустрационная тревожность» по Кэттеллу)» и «напряженный, взвинченный, ожидающий опасности даже в спокойной ситуации» («тревожность» по шкале Тейлор). При составлении характеристики для обследуемого или для какого-либо третьего лица, следует откорректировать текст таким образом, чтобы не возникало впечатления несогласованности, противоречивости информации. Коррекцию можно проводить двумя способами: 1) исключение из текста характеристики одного из «противоречий»; 2) составление альтернативного варианта, например: - «спокойный, расслабленный, нефрустрированный» (Кэттелл), - «напряженный, взвинченный, ожидающий опасности даже в спокойной ситуации»(Тейлор), - альтернатива: «готов довольствоваться малым, редко бывает заинтересован чем-либо, как правило, удовлетворен любым положением дел, при этом испытывает эмоциональное напряжение, связанное с ожиданием неприятностей даже в спокойной ситуации». То есть характеристика, предоставляемая обследуемому или какому-либо третьему лицу, должна быть написана доступным языком, без профессиональных терминов и кажущихся противоречий. Цель занятия. Научиться обнаруживать и фиксировать «противоречия», составлять альтернативные интерпретации. (Работа выполняется в паре.) Материалы (оснащение). Два рядом расположенных компьютера с установленными на них психодиагностическими системами «Монада», описание методик. Порядок работы 1. Ввести в психодиагностическую систему «Монаду» данные о «противоречиях» между факторами ОСТ и 16-факторного опросника Кэттелла. 1.1. Запустить на обоих компьютерах «Монаду». 1.2. Войти в режим «создание методики»/«ввод текстов интерпретации результатов». 1.3. На одном компьютере выбрать в качестве текущей методику Кэттелла, на втором - методику OCT. 1.4.Осуществить на обоих компьютерах одинаковый выбор в окнах «тип характеристики»,«пол»,«блок». 1.5. Выбирая на одном компьютере факторы Кэттелла, а на втором - шкалы ОСТ, поочередно просмотреть интерпретацию по каждому интервалу, войдя в окно «интервалы». 1.6. Зафиксировать в таблице значения интервалов для обнаруженных «противоречий» в интерпретациях (табл. 10.14.1). Таблица 10.14.1 Таблица анализа противоречий
Шкалы 16-факторного опросника Кэттелла: - фактор А: шизотимия - циклотимия; - фактор В - интеллектуальное развитие; - фактор С - эмоциональная неустойчивость-устойчивость; - фактор Е - конформность-доминантность; - фактор F: сдержанность-беспечность; - фактор G: моральный контроль поведения; - фактор Н: робость-смелость; - фактор I: жесткость-мягкость; - фактор L: доверчивость-подозрительность; - фактор М: практичность-мечтательность; - фактор N: наивность-проницательность; - факторО: самоуверенность - чувство вины; - фактор Q 1: консерватизм-радикализм; - фактор Q 2: зависимость от группы - самостоятельность; - фактор Q 3:самоконтроль; - фактор Q 4: фрустрационная тревожность (расслабленность-напряженность). Шкалы опросника ОСТ: - шкала «Эргичность» - потребность в деятельности, уровень активации и жизненного тонуса; - шкала «Социальная эргичность» - потребность в социальном контакте социальная активность; - шкала «Пластичность» - переключение с одного вида деятельности на другую, выбор форм предметной деятельности; - шкала «Социальная пластичность» - включение в социальное взаимодействие, уровень готовности к вступлению в социальные контакты; - шкала «Темп» - скорость выполнения операций при выполнении предметной деятельности; - шкала «Социальный темп» - скорость вербализации, быстрота говорения; - шкала «Эмоциональность» - уровень чувствительности к результатам взаимодействия с внешней средой, уровень тревожности; - шкала «Социальная эмоциональность» - эмоциональность в коммуникативной сфере. 1.7. На одном из компьютеров войти в режим «фиксация противоречий в интерпретациях» и перенести данные из таблицы в соответствующие окна. После ввода каждой пары необходимо выполнять операцию «запись». 2. Ввести альтернативные интерпретации для противоречивых фрагментов. 2.1. Ввести биосоциальные признаки на условного обследуемого: «Противоречия», «Между Кэттелл и ОСТ», «СПб», «текущая дата», «пол» - см. п.1.3, остальные данные на этого обследуемого - произвольные. 2.2. В режиме «работа с методикой»/«ввод данных с бланка» ввести шкальные оценки по Кэттеллу и ОСТ в соответствующее окно, таким образом, чтобы получить максимальное количество противоречий. 2.3. Перейти в режим «генерация непротиворечивой характеристики» и запустить генерацию характеристики для одного человека в пошаговом режиме. 2.4. При обнаружении противоречий компьютер подаст звуковой сигнал и выдаст на экран окно управления противоречиями. Выполнив операцию «выбор», активизировать окно «альтернативный текст интерпретации». С помощью операции «ввод» ввести текст альтернативной интерпретации. 2.5. Операцией «запись» набранный текст вносится в характеристику и фиксируется в базе данных системы. 2.6. При обнаружении следующего противоречия повторить п. 2.4 и п. 2.5. соответственно. 2.7. По окончании генерации непротиворечивой характеристики сохранить ее с помощью операции «вывод». 3. В любом текстовом редакторе оформить и подготовить для печати текст полученной характеристики. Контрольные вопросы 1. Почему не предусмотрена фиксация противоречий между психологическими блоками характеристики? 2. В каком из типов характеристик противоречий будет меньше? 3. Как использовать таблицу противоречий для личной характеристики при фиксации противоречий в характеристике для третьего лица?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|