ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практическое занятие № 2. «Одиссея» – поэма странствий и возвращения1. «Одиссея» Гомера как героический эпос: время создания, аудитория, особенности исполнения, главные темы. 2. Архаические и исторические элементы в поэме: «волшебная сказка» и история возвращения героя Троянской войны. Соотношение сказочных и бытовых элементов. 3. Тема открытия мира в поэме: пространство действия. «Ойкумена». «Мир» и «дом» – два пространственно-символических центра поэмы. Тема возвращения и мирного труда. Месть Одиссея и смысл финала. Тема судьбы. 4. Герои Одиссеи. Многомерность образа Одиссея (царь, воин, моряк, хлебопашец). «Хитроумие» как качественная характеристика. Пенелопа как олицетворение супружеской верности. Телемах как образ сына. Другие герои и их место в поэме: Менелай, Нестор, женихи. Четыре поколения героев (по И. В. Шталь) и эволюция о героики к повседневности. Боги и люди в поэме. 5. Особенности гомеровского стиля: идеализация прошлого, прием ретардации, сравнения, повторы, эпические формулы, особенности композиции поэмы (ретроспекция и двуплановость), эпитеты. Эпические, лирические и драматические элементы в «Одиссее». Гомеровский психологизм. 6. Образ Одиссея в мировой культуре. Творческое задание: Прочитайте стихотворение И. Бродского «Одиссей – Телемаху» и напишите эссе (на страницу-полторы машинописного текста) на тему «Гомер глазами Бродского: интерпретация сюжета «Одиссеи» Гомера в стихотворении «Одиссей – Телемаху».
Тексты: Гомер Одиссея – любое издание (отдельные эпизоды: эпизод с циклопом; посещение Одисеем Аида; Телемах у Нестора; Месть Одиссея). Кун, Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун. – М., 1975 («Одиссея»).
Литература: Основная: 1. Боннар, А. Греческая цивилизация: пер. с фр. / А. Боннар. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. – Т. 1. – С. 78 – 95 (Глава 3. «Одиссей и море») 2. Гиленсон, Б. А. История античной литературы. Греция / Б. А. Гиленсон. – М.: Флинта: Наука, 2001. – Т.1. 3. Лосев, А. Ф. Гомер / А. Ф. Лосев. – М., 1996. 4. Лосев, А. Ф. и др. Античная литература. Учебник /под ред. А. А. Тахо-Годи. – М., 1997. – С. 12 – 34. 5. Тронский, И. М. История античной литературы / И. М. Тронский. – Изд. 4-е, испр. и доп. М., 1983.– С. 34 – 54. 6. Шталь, И. В. «Одиссея» – героическая поэма странствий / И. В. Шталь. – М., 1978 7. Шталь, И. В. Художественный мир гомеровского эпоса / И. В. Шталь. – М., 1983. Дополнительная: 1. Андреев, Ю. В. Поэзия мифа и проза истории / Ю. В. Андреев. – Л., 1990. 2. Гордезиани, Р. Проблемы гомеровского эпоса / Р. Гордезиани. – Тбилиси, 1978. 3. Мелетинский, Е. М. От мифа к литературе: уч. пособие по курсу «Теория мифа и историческая поэтика повествовательных жанров» / Е. М. Мелетинский. – М.: РРГУ, 2000. – С. 33 – 40; 56 – 61; 62 – 64. 4. Полонская, К. П. Поэмы Гомера / К. П. Полонская. – М., 1961. 5. Сахарный, М. Л. Гомеровский эпос / М. Л. Сахарный. – М., 1976. 6. Снисаренко, А. Б. Курс — море мрака / А. Б. Снисаренко. – М., 1982. 7. Флоренсов, Н. А. Троянская война и поэмы Гомера / Н. А. Флоренсов. – М., 1991 – С, 14 – 27; 27 – 42; 42 – 54; 124 – 133. Сост. А. С. Полушкин Практическое занятие № 3. Эсхил – «отец трагедии». Трагедия рока «Орестея» 1. Происхождение греческой трагедии, ее связь с культом Диониса. Аристотель о трагедии.2. Театр в Афинах как часть общественной жизни (Великие Дионисии и Линнеи). Устройство греческого театра. Актеры и их статус, маски. Роль хора. Структура трагедии.3. Эсхил как «отец трагедии». Основные вехи биографии, вклад Эсхила в развитие жанра. Общая характеристика трагедий, созданных до «Орестеи».4. Трилогия «Орестея» как «вершина» драматургического творчества Эсхила. Мифологическая основа трагедии (миф об Атридах).а) Первая часть - «Агамемнон» - Тематика (тема войны, тема супружеской измены, тема мести, родовое проклятье, тема судьбы и предопределения). Роль пролога - Образы Агамемнона, Клитемнестры, Эгисфа, Кассандры – их характеристики. Роль хора аргосских старцев - Финал первой части, его значение, функции экикклемы. - Способы создания атмосферы трагизма. Драматургическое мастерство Эсхила. б) Вторая часть - «Хоэфоры» - Смысл названия. Пространство действия. Сюжет. - Сцена узнавания и ее драматизм. Образы Электры и Ореста. Эволюция идеи мести и ее воплощение. Кульминация (убийство Клитемнестры и Эгисфа) - Финал второй части, его связь с финалом первой части и с общим замыслом. Появление Эриний. в) Третья часть - «Эвмениды» - Смысл названия, связь с сюжетом. Судебное заседание как драматургическая форма. - Идейный смысл части: борьба «отцовского» и «материнского» права. Авторская позиция. Финал третьей части как итог всей трилогии. г) Поэтика трилогии: единство замысла и композиции, действие и его развитие, конфликт. Человек – орудие богов или собственной воли? Драматургические находки Эсхила: «немая скорбь», трагическая ирония, попытка введения третьего актера и др. Роль хора. Стиль. 5. Место Эсхила в мировой литературы. Актуальность эсхиловских тем в современности. Творческие задания: 1. В письменном виде дать трактовку следующих ключевых понятий: трагедия, катарсис, перипетия, узнавание, орхестра, экикклема, протагонист, корифей, хорег, пролог, эписодий, стасим, коммос, парод, эксод.2. Инсценировать отрывок из «Орестеи» по выбору (10-15 минут) в стилистике древнегреческого театра.Тексты: Эсхил Орестея (любое издание) Литература: Основная 1. Боннар, А. Греческая цивилизация: пер. с фр. / А. Боннар. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. – Т. 1 (раздел «Трагедия, Эсхил, рок и справедливость»). 2. Лосев А.Ф. Античная литература. – М.,1997. 3. Тронский, И. М. История античной литературы / И. М. Тронский. – Изд. 4-е, испр. и доп. М., 1983.–– С.108 – 126, 182 – 186. (разд. О театре, о «Поэтике» Аристотеля, об Эсхиле) 4. Ярхо, В. Н. Собрание трудов. Древнегреческая литература. Трагедия / В. Н. Ярхо. – М.,2000. – С.77 – 126, 170 – 202. 5. Ярхо, В. Н. Эсхил / В. Н. Ярхо. – М.,1958. Дополнительная 1. Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах. – М.,1996. 2. Гаспаров, М. Л. Занимательная Греция / М. Л. Гаспаров. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. 3. Головня, В. В. История античного театра / В. В. Головня. – М.,1972. 4. Иванов В. Возникновение трагедии. // Эсхил Трагедии /пер. В. Иванова – М.,1989. – С.387 – 421. 5. Ярхо, В. Н. Античная драма: Технология мастерства / В. Н. Ярхо. – М.,1990. Сост. Полушкин А. С. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|