Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности предмета эстетики.




Историческое развитие человека, развертывание его прак­тической деятельности, а также социальные условия формиро­вания эстетического отношения человека к действительности влияют на характер и содержание эстетического сознания обще­ства, класса, личности. Общественное сознание, отражающее общественное бы­тие, складывается из идеологии и общественной психологии,оно выступает в виде обыденного и теоретического систематизиро­ванного сознания, состоит из системы определенных форм. В общественное сознание входят политические и правовые, нрав­ственные и религиозные, научные и философские взгляды и тео­рии. Одной из форм общественного сознания является и эстети­ческая форма сознания, включающая в себя эстетическое чувст­во, эстетические потребности, эстетические вкусы и взгляды, эстетические идеалы.

Эстетическое сознание специфично: в нем особенно боль­шую роль играют эмоциональное отражение действительности, образное и конкретное мышление; оно отчетливо оценочно по своей природе. Психологические стороны эстетического созна­ния занимают большое место в его структуре. Это не значит, что эстетическое сознание отделено от идеологии. Напротив, оно является одной из ее форм, но эстетическое отражение мира всегда обязательно сопряжено с переживаниями, эмоциями. Са­ми эстетические идеи необходимо эмоционально окрашены.

 

Рассмотрим некоторые составные части эстетического созна­ния.

Эстетические чувства и потребности. Эстетическое чувст­во - это способность человека переживать получаемые им эсте­тические впечатления и сами эти переживания; волнение, испы­тываемое человеком при восприятии возвышенного, радость на­слаждения красотой, эмоции, вызываемые трагическим и коми­ческим в жизни и искусстве. Эстетическое чувство выступает как своеобразное чувство качества вещей и явлений. Хотя красо­та воспринимается чувствами как выразительная форма, но предстает перед нами как форма содержательная. Поэтому эс­тетическое чувство, соотнося форму с сущностью, назначением и функцией самого предмета, играет важную роль. Оно действу­ет в «сотрудничестве» с мышлением и раскрывает перед ними некоторые существенные стороны вещей.

Эстетическое чувство порождает и разнообразные эстети­ческие потребности. В потребностях задатки, заложенные в эс­тетическом чувстве, получают свою конкретизацию. Как и вся­кие человеческие потребности, эстетические потребности име­ют объективную основу. Они возникают на почве конкретной человеческой деятельности и в то же время стимулируют ее дальнейшее развитие, являются побудительными причинами. Но выступая как общественная необходимость и определяясь сущностью общества, эстетическая потребность каждого от­дельного человека обуславливается уровнем его личного разви­тия, в том числе и уровнем развития его эстетического чувства, характером его собственного участия в той или иной деятельно­сти. Таким образом, потребность исходит и из того, что уже су­ществует, и из того, чего еще не хватает для большей полноты и многосторонности этого существования. Без эстетического чув­ства нет эстетической потребности, но если эстетическое чувст­во выражает способность личности к эстетическому восприятию и изменению мира, то эстетическая потребность есть шаг к реа­лизации этой способности, она понимается как потребность в определенном эстетическом наслаждении, как осознание необ­ходимости определенных действий в той или иной конкретной сфере труда, общения с природой, взаимоотношения с другими людьми, художественного творчества с целью получения эсте­тической радости, эстетического удовлетворения.

Эстетическое чувство и эстетические потребности тесно связаны в эстетическом сознании с эстетическими вкусами, взглядами и идеалами, в которых находят дальнейшее отраже­ние эстетические стороны действительности и под влиянием которых совершается эстетическая деятельность людей.

Эстетический вкус. Характеризуя эстетические вкусы как составную часть эстетического сознания и относя их к социаль­но-психологической сфере последнего, следует сразу же сделать важную оговорку. И эстетические потребности человека, и эс­тетический вкус, н даже эстетическое чувство в развитом эсте­тическом сознании не просто испытывают на себе влияние идеологической стороны этого сознания, по буквально «прониза­ны» идеями, вырабатываемыми в процессе творческой деятель­ности, и во многом даже обусловлены эстетическими взглядами и теориями, связаны с эстетическим идеалом. В этом смысле ни эстетические потребности, ни эстетические вкусы не принадлежат исключительно социально-психологическому уров­ню общественного сознания. Однако эстетическое чувство, эсте­тические потребности и эстетические вкусы можно рассматри­вать преимущественно как социально-психологические явления прежде всего потому, что они возникают и зарождаются именно на уровне социальной психологии и первоначально являются фактами повседневного, обыденного сознания.

Эстетический вкус по своей сущности выступает как свое­образный регулятор эстетической деятельности и эстетического восприятия мира человеком. В нем воплощается эстетическое отношение общества и индивида к конкретным явлениям приро­ды и общества, к продуктам эстетической деятельности в плане их положительной и отрицательной эстетической оценки. Прав­да, механизм вкуса является не единственным механизмом эсте­тической оценки, но это механизм весьма важный и существен­ный. Его функции в системе эстетического сознания неодно­значны. Вкус выступает и как своеобразное средство отражения эстетических достоинств самых различных предметов действи­тельности, и как воплощение в непосредственно-эмоциональной форме эстетического отношения человека к этим предметам, и как критерий совершенства или несовершенства деятельности по преобразованию мира в соответствии с законами красоты.

Суждения о вкусе содержат оценку тех или иных предме­тов и явлений: красивых или некрасивых, гармоничных или дис­гармоничных, совершенных или несовершенных. Опираясь на эти суждения, человек предпочитает окружать себя нравящими­ся ему вещами, стремится к созерцанию отобранных им для вос­приятия произведений искусства; эстетический вкус влияет на выбор той или иной среды для общения, ландшафтов для прогу­лок, новых стран и городов для путешествий.

Реализуя эстетическое отношение к действительности, эс-тетическнй вкус выступает также и в виде нормы: в нем про­граммируются эстетические оценки новых, ранее неизвестных, только что возникающих явлений как в сфере жизни, так и в сфере искусства. Каждое новое поколение в начале своего духов­ного развития получает в качестве наследства систему опреде­ленных вкусов и руководствуется ими в эстетической оценке жизненных и художественных явлений. Вместе с тем, даже пре­одолевая старые эстетические вкусы и нормы, общество сохра­няет то объективное начало, которое существовало в них, обес­печивая преемственность эстетического развития.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных