Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






АРХИТЕКТУРНЫЕ КОНЦЕПЦИИ XX ВЕКА




Новая структура (взаимосвязь элементов архитектурной формы) — концепция формы в архитектуре первой половины XX в. Новые принципы структурного строения формы—отличительная черта архитектурной доктрины, сложившейся в мировой архитектуре первой половины XX в. Условно названное «новой архитектурой», ее ведущее направление включило в

свою орбиту основные творческие принципы направлений, развивавшихся в ее русле. Функционализм внес в нее свою основную заповедь: «Форма определяется функцией» и идею масштабности архитектуры; конструктивизм—свой метод, который может быть назван структуризмом (не рисование, а конструирование новых форм), и идею красоты конструктивно эффективной формы; органическая архитектура — динамичность структуры внутренних пространств здания. Влияние экспрессионизма сказалось в том, что на всем протяжении развития «новой архитектуры» в ней, с той или иной степенью своего значения, присутствовала идея преодоления сухости геометричных архитектурных форм.

Основные принципы «новой архитектуры» в их самом общем виде выразились в следующем: признание формообразующей роли функции как детерминанты композиции; понимание пространства как первоосновы архитектуры; единство архитектурных и конструктивных форм; слияние архитектурной среды с природной.

Концепция формы в «новой архитектуре» возникала в сложных условиях новизны функциональных программ, отказа от традиционных принципов и средств архитектурной композиции, тоталитарного влияния на формообразование принципов строительного конструирования.

Прогресс строительной техники позволил решить усложнившиеся функциональные задачи архитектуры. Появление каркасных металлических и железобетонных конструктивных систем, навесных стен открыло широкие возможности для создания новых архитектурных форм,

Представления о единстве пространственной среды, организуемой архитектурой, воплоти-лись в новой концепции архитектурной формы. В основу концепции «новой структуры» легла идея непрерывности пространственных впечатлений человека.

Идея единства окружающей человека пространственной среды была выражена в новых принципах взаимосвязи интерьера здания с внешним пространством. Прозрачность архитектурного объема в противоположность традиционной замкнутости внутренних пространств здания, заключенных в глухих стенах,—такова первая особенность новой концепции формы, свидетельствующая о совершенно новых взаимоотношениях между внешним и внутренним пространством,

Одна из отличительных черт сооружений «новой архитектуры» — открытый интерьер, связь его с природным окружением. На первом этапе развития концепции «новой структуры» это выразилось в устройстве широких световых проемов, сплошном остеклении наружных стен. Характерной чертой композиций стала неопределенность границы между внутренним и внешним пространствами—отчетливое ощущение непрерывности окружающей человека среды.

Такое же последовательное воплощение в новой концепции формы получил и прием функционального расчленения внутреннего пространства. Характерное для «новой архитектуры» пространственное развитие композиции зданий со «свободной» живой конфигурацией планов основывалось, как уже говорилось ранее, на принципе непрерывного «перетекания» пространств. Приемы, создающие ощущение непрерывности архитектурного пространства, были многообразны; неопределенность границ перехода из одного помещения в другое; членение единого пространства перегородками, не доходящими до потолка и стен; изгиб стен в плане и т, д.

Характерна композиция и внешнего объема сооружений этого периода. Архитектурная тема «новой архитектуры» — объем в пространстве; «тема стены» в концепции структурной формы занимает подчиненное положение. Асимметричная композиция объема, контрастность элементов здания (их очертаний, величины и т. д.) создают непрерывность «движения»

динамику архитектурной формы.

Органичное включение в композицию новых, технических элементов—объема радиостанции с сетью тросов и проводов, линий электропередачи, современных объемных и светоцветовых элементов усиливает пространственность формы и ее «слияние» с пространством окружения.

Решение фасадов подчинено все той же идее «текучести», непрерывности архитектурных масс. Стена не имеет обрамляющих ее плоскость жестко зафиксированных элементов; границы фасадов нередко зрительно нарушены (угловое остекление, закругление стены на переходе от одной плоскости в другую и т. д.).

Концепция новой структуры архитектурной формы определила и «динамичный» характер деталей сооружения. Их очертания следуют за усилиями напряжения в конструкции (железобетонные консоли, грибовидные опоры, криволинейные ребра безбалочных перекрытий).

Представление о непрерывности пространства органично совпало с новым пониманием и градостроительной формы, характерным для XX в. Уже в начале сложения «новой архитектуры» возникла градостроительная идея, противопоставленная традиционному пониманию структуры города, в которой пространственные элементы занимали подчиненное положение по отношению к массе застройки. Новый принцип — «архитектурные объемы в пространстве» — был особенно реальным для советской архитектуры с ее специфичными условиями отсутствия частной собственности на землю и государственными масштабами строительства. Как известно, уже в первые послереволюционные годы эта градостроительная концепция была осуществлена в строительстве жилых комплексов. Постановка зданий в свободном пространстве без традиционной плотной застройки кварталов по периметру создавала совершенно новую пространственную среду, обладавшую функциональными качествами.

Идея непрерывности архитектурной среды, ставшая характерной чертой концепции формы «новой архитектуры» первой половины XX в., лежала в основе творческих концепций ведущих мастеров архитектуры этого периода. Каждая из них была оригинальной и в то же время являлась как бы вариантом концепции «новой структуры». В их числе творческая позиция Вальтера Гропиуса — руководителя и идеолога Баухауза, роль которого в создании направления «новой архитектуры» общеизвестна.

Гропиус, используя в строительстве стекло и сталь, материализовал новое чувство формы, одним из первых применив стеклянные наружные стены, в противоположность традиционной архитектуре уничтожил разделение экстерьера и интерьера, наружного и внутреннего архитектурного пространства. Стеклянный параллелепипед четырехэтажного здания Баухауза в Дессау (1925 г.)—пример практического воплощения идеи непрерывности пространственной среды. План здания функционально расчленен, его структура гибка, планировка не зафиксирована жестко конструктивными элементами (перегородки передвижные). Вместе с тем планировочная схема здания пока еще традиционна — с разделением внутреннего пространства на ряд ограниченных стенами помещений прямоугольной формы.

Концепция «новой структуры» архитектурной формы получила свое последовательное, совершенное и оригинальное воплощение в творчестве Ле Корбюзье. Вместе с тем идея непрерывности пространства в концепции Корбюзье находит иное выражение, чем в произведениях Гропиуса, построенных на непосредственной, визуально отчетливой связи интерьера и экстерьера. Структура формы в композициях Корбюзье построена на взаимопроникновении, «перетекании» внутренних и внешних пространств,

Гибкое топологическое пространство сооружений Корбюзье ощущается благодаря «опорным» элементам—в движении по нему. Элементы, фиксирующие структуру пространства,—объемы лестниц, свободно поставленных в интерьере, предметы оборудования, живопись на плавно изогнутых стенах, световые проемы и 1. д. Пространства помещений жестко не разграничены, переходят непосредственно одно в другое; контраст их формы, величины, степени освещенности создает как бы пульсирующее, непрерывное движение форм.

Концепция «новой структуры» лежит в основе произведений выдающегося советского архитектора Константина Мельникова.

Ни один из многочисленных, построенных им в 20-е годы клубов не похож на другой, и

необычны по композиции. Построенные по его проектам здания не напоминают ни лаконичных форм произведений школы Баухауза, ни элегантной пластики архитектуры Корбюзье. Сооружения Мельникова брутальны, угловаты, динамика их построения резка, экспрессивна. Необычна планировка зданий, сложна геометрия форм, активно развертывание пространств интерьера. И вместе с тем в основе их композиции лежит характерная для XX в. структура непрерывных, гибких пространств в их связи с окружающей средой, друг с другом и с целым. Планы этих сооружений построены на совершенно иных принципах, чем анфиладные системы разобщенных помещений или центрические планировки традиционной архитектуры.

Оригинален интерьер зрительного зала клуба им. Русакова, построенный на взаимосвязанности контрастных архитектурных пространств—светлого вертикального пространства партера и трех идущих в глубину отсеков амфитеатра. Ни с чем не сравнима композиция выставочного павильона на Международной выставке декоративных искусств 1925 г. в Париже: прямоугольный в плане объем здания прорезан по диагонали широкой открытой лестницей.

Необычна планировка жилого дома К. Мельникова—два вертикальных цилиндрических объема врезаны один в другой; перегородки-экраны не соприкасаются с круглыми стенами помещения. Пластичные, «перетекающие» формы интерьера создают совершенно новое ощущение—непрерывного архитектурного пространства.

Наиболее характерная черта произведений К. Мельникова—активная пластика самого архитектурного пространства.

Мис ван дер Роэ воплощает идею непрерывности окружающей человека среды в иной, также глубоко своеобразной, концепции. Крупные пространства его сооружений со стеклянными стенами, расчлененные невысокими перегородками-экранами или предметами оборудования, не нарушающими их цельности, создают отчетливое ощущение единства архитектурно-природных форм.

Характерный пример — павильон на Всемирной выставке 1929 г. в Барселоне. Тонкие хромированные опоры поддерживали в сочетании со стенами систему сильно выступающих вперед железобетонных плит. Свободно организованная архитектурная структура включала стены-экраны из ценных материалов (мрамора, зеркального стекла и т. д.), образующие систему «перетекающих», открытых, неодинаково освещенных пространств, не нарушавших единства архитектурного целого. Необычной была структура светокомпозиции; просвечивающие стены, чередование глухих и стеклянных плоскостей стен — контраст полумрака затененных участков сооружения с обилием света в других.

Крайнее выражение концепции Мис ван дер Роэ—здание Фарнсворт-Хауз в Иллинойсе (1950 г.)—стеклянный жилой дом. Пространство природы как бы протекает сквозь здание; внутреннее и внешнее пространства физически едины.

И, наконец, проекты Ивана Леонидова—воплощение представлений об архитектурном ансамбле как о непрерывном архитектурном пространстве, представлений, которые, по-существу, только начинают формироваться в современной архитектуре. Может быть, поэтому композиции Леонидова оказывали и продолжают оказывать влияние на творчество зарубежных и советских зодчих. Пространство ансамбля в его проектах Института имени В, И. Ленина, здания Наркомтяжпрома на Красной площади в Москве организовано размещенными в нем взаимоподчиненными архитектурными объемами.

Четырехмерность ансамбля, «непрерывность» его структуры — качества, объективно присущие всем пространственным композициям. Однако для архитектуры, предшествовавшей «новой архитектуре» XX в., были характерны порожденные исторически конкретными условиями градостроительные формы в виде замкнутых, ограниченных застройкой пространств. Градостроительные композиции Корбюзье 20-х годов с их расставленными в открытом пространстве высотными объемами, как и проекты Леонидова, остались неосуществленными.

Представления об архитектурном ансамбле как о пространственно-временной четырехмерной форме прочно входят в теорию и практику современной архитектуры. Примером тому могут служить проект центра Москвы арх. Л. Павлова, правительственный центр г, Бразилиа арх. О.Нимейера и др.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных