Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вл. И. Немировичу-Данченко 4 страница




 

74*

Год устанавливается по связи с письмом к матери от 17/29 июля 1899 г. (Музей МХАТ, архив КС).

 

1 Дочери Станиславского Кире 21 июля 1899 г. исполнилось восемь лет.

 

1 В Виши Станиславский разработал режиссерский план народной сцены "Площадь в Замоскворечье" из трагедии А. К. Толстого "Смерть Иоанна Грозного" (подлинник хранится в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина. Опубликован в книге "К. С. Станиславский", изд. Академии наук СССР, 1955, стр. 13--57).

Спектаклем "Смерть Иоанна Грозного" в постановке Станиславского (режиссер -- А. А. Санин) открылся второй сезон Художественно-общедоступного театра.

2 Так же как в картине "Берег Яузы" (в спектакле "Царь Федор Иоаннович"), в сцене "Площадь в Замоскворечье" Станиславский делал главным действующим лицом "народ, страдающий народ".

Новизна режиссерского решения (по сравнению с массовыми сценами "Царя Федора" и "Уриэля Акосты") заключалась в приеме контраста: безмолвие, неподвижность -- и внезапные короткие вспышки ярости, гнева. "Старательно избегать возмущения, как в "Федоре", "На Яузе", т. е. крика и большого движения. Нужен тон придавленности... Вспыхнут и от бессилия сейчас же присмиреют",-- так характеризует Станиславский "настроение" первой части сцены. "Нищие, как вкопанные, потеряв всякую надежду, остолбенели. Ни одного звука, ни единого жеста".

"Форте", "шум", "крик", которых Станиславский сознательно избегает, возникают лишь в финале, когда режиссер стремится передать стихийный гнев народа.

3 "Возчик Геншель", драма в 5 действиях Г. Гауптмана, в Художественном театре шла под названием "Геншель". Режиссеры К. С. Станиславский и В. В. Лужский. Н. К. Крупская вспоминала, что спектакль этот очень понравился В. И. Ленину (сб. "Ленин о культуре и искусстве", "Искусство", 1956, стр. 505).

"Уриэль Акоста" в МХТ не шел.

4 Соловьев Алексей Степанович (1869--1950) -- помощник режиссера в МХТ с 1898 по 1903 г. Ведал наймом статистов и руководил ими еще в Обществе искусства и литературы. Участники массовых сцен в МХТ в первые годы жизни театра так и назывались -- "соловьевцы".

5 Влад. Ив. -- Немирович-Данченко.

А. Л. Вишневский был первым исполнителем роли Бориса Годунова в пьесах "Царь Федор Иоаннович" и "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого.

6 Георгий Сергеевич -- Бурджалов.

Александр Родионович -- Артем.

Мария Федоровна -- Андреева.

7 "Бесприданница" А. Н. Островского была поставлена Станиславским в Обществе искусства и литературы.

Судьбинин Серафим Николаевич -- актер и скульптор, в МХТ с 1898 по 1904 г.; предполагалось, что при возобновлении "Бесприданницы" Судьбинин будет исполнять роль Кнурова. "Бесприданница" в МХТ не шла.

 

76*

Дата устанавливается по связи с письмом к А. А. Санину от 23 июля 1899 г.

 

1 Александр Акимович -- Санин.

2 "Завтрак у предводителя" и "Безденежье" И. С. Тургенева не были поставлены в МХТ.

3 В пьесе Тургенева "Безденежье" слуга не впускает в комнату кредиторов, одолевающих молодого дворянина Жазикова. Разговор слуги с ними ведется, по ремарке автора, за сценой.

4 Нюша -- А. С. Алеева.

 

77*

Печатается по подлиннику (Музей MX AT, архив КС).

Написано до премьеры спектакля "Смерть Иоанна Грозного" (29 сентября 1899 г.). В письме речь идет о репетиции народной сцены этого спектакля "Площадь в Замоскворечье". См. также письмо No 75.

 

1 И. А. Тихомиров репетировал и играл роль Кикина, С. Н. Судьбинин -- роль Битяговского.

 

78*

Телеграмма хранится в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина. Шифр Чех. п. 53/37.

 

79*

Ответ на письмо Вл. И. Немировича-Данченко. Дата устанавливается по содержанию письма. Сезон 1899/900 г. закончился 20 февраля 1900 г.

 

1 Попечительства -- благотворительные организации. Станиславский был членом Рогожского попечительства о бедных и попечителем второго Рогожского начального мужского училища.

2 Морозов Савва Тимофеевич (1862--1905) -- крупный фабрикант. Став пайщиком МХТ, финансировал театр. "...С того времени,-- рассказывает Станиславский, -- фактическими владельцами дела стали только три лица: С. Т. Морозов, В. И. Немирович-Данченко и я". На средства С. Т. Морозова было построено и оборудовано новое здание театра в бывш. Камергерском переулке.

Первое время Немирович-Данченко был недоволен вмешательством Морозова в художественные дела театра: "Начинал с Вами наше дело не для того, чтобы потом пришел капиталист, который вздумает из меня сделать... как бы сказать? -- секретаря, что ли?" (из письма к Станиславскому, февраль 1900 г., Музей МХАТ, архив Н-Д, No 1571). Но уже в августе 1900 г. отношение к Морозову как директору театра меняется: "...Он приносит сейчас так много пользы",-- сообщает Немирович-Данченко Станиславскому.

Ценно более позднее признание Немировича-Данченко (1921): "Я очищаю имя Морозова... для того чтобы история русского искусства, история того наследства, которое получил теперь пролетариат, рисовалась в глазах нового хозяина земли русской в правильной исторической перспективе" (Музей МХАТ, архив Н-Д, No 7740/1--3).

3 "И когда я вижу Морозова за кулисами театра, -- писал А. М. Горький, -- в пыли и в трепете за успех пьесы, -- я ему готов простить все его фабрики,-- в чем он, впрочем, не нуждается,-- я его люблю, ибо он -- бескорыстно любит искусство, что я почти осязаю в его мужицкой, купеческой, стяжательной душе" (из письма к А. П. Чехову, октябрь 1900 г., Собр. соч., т. 28, 1954, стр. 133).

4 Пьеса А. Н. Островского "Сердце не камень" готовилась к постановке в МХТ в сезоне 1899/900 г. Станиславским и Лужским. Состоялось 33 репетиции, но спектакль выпущен не был.

5 Речь идет о режиссерском плане третьего акта "Сердце не камень".

6 Станиславский искал в те годы новую форму спектаклей, составленных из инсценированных коротких рассказов русских и иностранных писателей. Им был изобретен принцип быстрой смены портативных декораций, который он называл условно "синематографом". Для первого такого спектакля он инсценировал "Пестрые рассказы" А. П. Чехова. Инсценировки "Пестрых рассказов" хранятся в его архиве ("Пассажир 1-го класса", "Ну, публика", "Хирургия". "Злоумышленник"). Спектакль из инсценированных чеховских рассказов -- "Хирургия", "Злоумышленник", "Унтер Пришибеев" -- был отложен и состоялся 21 декабря 1904 г.

7 Е. М. Иерусалимской (Раевской) первоначально была поручена роль г-жи Фокерат в "Одиноких" Гауптмана. Играла эту роль М. А. Самарова. Е. М. Раевская исполняла роль г-жи Леман.

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Гос. музее Л. Н. Толстого.

 

1 Сезон 1899/900 г. был закончен 20 февраля в связи с подготовкой к предстоящим весенним гастролям в Крыму.

2 Л. Н. Толстой смотрел в МХТ "Дядю Ваню" (24 января 1900 г.) и "Одиноких" Гауптмана (16 февраля 1900 г.)

 

Год устанавливается по гастролям МХТ в Севастополе и Ялте, месяц и число -- по вечному календарю.

 

1 Речь идет о фабрике Товарищества "Владимир Алексеев".

2 Художественный театр отправлялся на гастроли в Крым, чтобы показать свои спектакли А. П. Чехову.

 

82 *

Дата устанавливается по фразе: "Мы выезжаем со всей труппой в четверг на страстной", и по помете -- "суббота" в конце письма.

 

1 С. В. Флеров был одним из немногих критиков, с самого начала поддержавших эстетическую программу молодого Художественного театра. Он ездил с Художественным театром в Крым и писал рецензии о его гастрольных спектаклях.

2 Репетиции "Снегурочки" А. Н. Островского продолжались также летом 1900 г., после гастролей театра в Крыму.

 

Дата устанавливается по первому спектаклю МХТ в Ялте (16 апреля 1900 г.)

 

1 Пьеса "На дне жизни", по совету Немировича-Данченко названная Горьким "На дне".

 

1 Слова из пьесы "Снегурочка" А. Н. Островского.

2 Бородай Михаил Матвеевич (1853--1929) -- известный организатор театральных товариществ в Казани, Саратове, Харькове, Екатеринославе и других городах.

М. М. Бородай приглашал И. М. Москвина для исполнения роли царя Федора.

3 Нелидов Владимир Александрович -- чиновник особых поручений при Московской конторе императорских театров (с 1892 по 1911 г.). В 1899 г. был назначен заведующим репертуаром Малого театра.

4 Спектакли итальянского трагика шли на сцене Малого театра. Т. Сальвини исполнял роль Отелло, А. И. Южин -- роль Яго. В связи с окончанием гастролей, 17 апреля 1900 г., А. А. Федотов от имени Малого театра обратился к Томазо Сальвини с приветственной речью, в которой Станиславский почувствовал скрытую полемику с режиссерскими принципами Художественного театра.

5 См. о нем прим. 9 к письму No 57.

С 1900 по 1905 г. Ланской играл в Малом театре.

6 Станиславский не знал точно, где будет происходить действие новой (еще неизвестной ему) пьесы Чехова.

 

Датируется по связи с последующими письмами к М. П. Лилиной.

 

1 Ивановский Павел Петрович (1866--1929) начал режиссерскую деятельность в Москве в 1886 г. в театре М. В. Лентовского. Работая в провинции (Херсон, Николаев, Одесса, Ростов), следовал репертуару Художественного театра (ставил "Одинокие", "Три сестры", "Доктор Штокман"). В 1910 г. был приглашен в Болгарию, где осуществил постановку пьес: "Плоды просвещения", "Власть тьмы", "Живой труп", "Братья Карамазовы". После революции -- организатор рабочих и красноармейских драмкружков и режиссер Замоскворецкого театра в Москве.

2 Форкатти Виктор Людвигович (1846--1906) -- артист, известный антрепренер. Обычно труппы Форкатти в летние месяцы выступали на курортах Северного Кавказа.

3 Качалов Василий Иванович вступил в труппу Художественного театра в феврале 1900 г., его жена, Левестам (по сцене Литовцева) Нина Николаевна, -- в 1901 г.

4 Софья Витальевна Черепова -- артистка балета Большого театра с 1881 г.

 

1 Планировки -- режиссерский план спектакля "Доктор Штокман" Г. Ибсена.

 

1 Обычно по понедельникам в газете "Московские ведомости" печатались театральные рецензии и фельетоны С. В. Флерова (Васильева).

2 Младшая дочь С. В. Флерова.

 

1 Под наблюдением и при участии М. П. Лилиной в Любимовке изготовлялись костюмы для "Снегурочки".

2 Красов (Некрасов) Николай Дмитриевич в молодости выступал вместе со Станиславским в спектаклях Общества искусства и литературы. Впоследствии стал актером-профессионалом.

 

90*

Письма Станиславского к дочери -- Кире Константиновне Алексеевой -- печатаются по подлинникам, хранящимся в ее личном архиве.

Алексеева-Фальк Кира Константиновна (р. 1891 г.) -- в настоящее время директор Дома-музея К. С. Станиславского.

 

91*

Дата устанавливается по связи с предшествующим письмом.

 

Год устанавливается по содержанию письма; число и месяц -- по письму A. П. Чехова к О. Л. Книппер от 9 августа 1900 г.

 

1 Обязанности директора МХТ мешали тогда Немировичу-Данченко всецело отдаться режиссерской работе.

2 Зрительный зал театра "Эрмитаж", где шли спектакли МХТ, был несколько расширен к новому сезону.

3 М. А. Самарова готовила в "Снегурочке" роль Бобылихи.

4 В это время А. П. Чехов заканчивал работу над пьесой "Три сестры".

5 Речь идет о пьесе Немировича-Данченко "В мечтах" (первое представление состоялось 21 декабря 1901 г.).

6 Станиславский предполагал включить пьесу А. М. Федорова "Старый дом" в репертуар выездных спектаклей МХТ в театре "Парадиз" и на сцене Охотничьего клуба. Пьеса поставлена не была.

7 Немирович-Данченко в это время писал режиссерский план пьесы Г. Ибсена "Когда мы, мертвые, пробуждаемся", которая должна была идти в начале сезона (поставлена 28 ноября 1900 г.). Судя по переписке, план постановки был намечен Станиславским и Немировичем-Данченко еще до отпуска, весной. Тогда же были проведены беседы с будущими исполнителями спектакля.

"Все последние дни занимаюсь "Мертвыми",-- писал Немирович-Данченко в конце июля 1900 г.,-- и по первому абцугу прошу у Вас разрешения на перемену первой декорации. Прилагаю ее. ...В этом виде она меня очень удовлетворяет, поддерживает настроение и удобна для mise en scène" ("Избранные письма", стр. 193).

В Музее МХАТ хранится режиссерский план первого действия, написанный Станиславским. В нем -- 24 чертежа мизансцен, один рисунок и текст режиссерских замечаний.

8 Здесь упоминаются режиссерские записки Станиславского. В его архиве сохранились заметки по разным вопросам режиссерского и актерского искусства, относящиеся к 1899--1902 гг.

9 Роль Магды в "Потонувшем колоколе" исполняла М. Г. Савицкая.

10 Роль Купавы в "Снегурочке" играла М. Л. Роксанова.

11 Гофстад -- действующее лицо в пьесе "Доктор Штокман". Эту роль играли П. Г. Баратов и А. Л. Вишневский.

12 Гречанинов Александр Тихонович (1864--1956) -- композитор, дирижер, педагог. Написал музыку к спектаклям МХТ "Царь Федор Иоаннович", "Смерть Иоанна Грозного", "Снегурочка". А. М. Горький писал, что музыка Гречанинова в спектакле МХТ "Снегурочка" "колоритна до умопомрачения". "Милый он человек! Любит народную песню, знает ее и прекрасно чувствует" (Собр. соч., т. 28, стр. 131).

13 Васильев Леонид Сергеевич -- содержатель церковного хора, приглашенного для участия в "Снегурочке".

14 Калинников Виктор Сергеевич (ум. в 1927 г.) -- брат композитора

B. С. Калинникова, преподаватель училища при Филармонии, первый дирижер МХТ (сезон 1898/99 г.).

 

93*

Датируется по связи с предыдущим письмом.

 

1 "Quo vadis?" ("Камо грядеши?") -- роман Г. Сенкевича из жизни древнего Рима.

 

94*

Датируется по почтовому штемпелю.

 

95*

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив KС). Датируется по почтовому штемпелю.

Ответ на письмо А. А. Санина от 10 августа 1900 г. (Музей МХАТ, архив КС).

 

1 Санин сообщал Станиславскому о неполадках в подготовке к сезону.

2 Речь идет о декорациях "Снегурочки".

Подзор -- первое от зрителя верхнее портальное сукно, закрывающее ход занавеса. "О подзоре не заботьтесь,-- писал Санин.-- Проект с крашеной дерюгой лопнул... Измышляют новый род подзора. Занимаются этим ретиво Симов и Морозов. Он же совершенно детски увлекается окраской театра, опущением пола сцены, переделкой рампы и оркестра, размещением стульев. Все это симпатично и трогательно.

Симов в отпуск ехать не желает, сам кончает на этих днях всю "Снегурочку" и уже сделал макет для 2-го акта "Мертвых". За ним же еще некоторые рисунки по бутафории для "Снегурочки".

3 О том, что выписаны фонари и стекла для изображения облаков и восходящей луны, сообщал Станиславскому С. Т. Морозов 21 июля 1900 г.: "Сначала она (лука) красная, а потом становится серебряной" (Музей МХАТ, архив КС).

4 Обувь для действующих лиц "Снегурочки" Морозов предполагал привезти из Перми (потом пришлось ее выписывать из Архангельска).

6 Декоратор А. Ф. Гельцер приготовил павильон первого акта "Доктора Штокмана".

6 Поделки -- все вспомогательные работы по изготовлению декораций.

7 Санин имел в виду банальные толки о том, что в спектаклях МХТ обстановка подавляет "текст, поэзию, полчаса будут думать, как они это все соорудили".

8 Санин писал об известном декораторе К. Ф. Вальце, приглашенном в МХТ на должность заведующего сценой: "Торжествую и радуюсь. Абсолютным машинистом вступил Вальц, у него штат в 16 рабочих и помощник от себя. Свел Вальца с Симовым. Один мастер своего дела, академик, другой -- отъявленный художник, прекрасного таланта человек. Из этого единения хочу создать порядок и толк".

9 Санин был недоволен излишней мягкостью А. Л. Вишневского, исполнявшего обязанности дежурного на репетициях и спектаклях.

10 Борис -- Б. С. Алексеев, брат К. С. Станиславского; был помощником декоратора, в сезоне 1900/901 г. играл в спектаклях МХТ под псевдонимом Полянский.

11 Ознакомившись с режиссерским планом Станиславского, Санин должен был вести репетиции сцены бирючей.

"Сцена у Вас так набросана эскизно, бирючи не назначены, так что моя работа будет совсем некстати... Когда Вы приедете и назначите бирючей и расскажете, как Вам эту сцену хочется поставить, ее отделаем" (из письма Санина от 10 августа 1900 г.).

12 А. Н. Григорьева, окончившая императорское театральное училище, поступила в труппу МХТ, а затем перешла в Малый театр.

13 Судьбинин не был дублером Станиславского в роли Иоанна Грозного ("Смерть Иоанна Грозного"). Роль Грозного в очередь со Станиславским играл Мейерхольд.

14 Жаровцы -- участники массовых (народных) сцен, которыми руководил Жаров.

15 "Морозов просит передать, что никаких экономии по постановке "Снегурочки" не признает -- дело идет о конкуренции, о полноте и красоте картины",-- писал Санин. Одновременно с Художественным театром А. П. Ленский осуществлял постановку "Снегурочки" в Новом театре. Большой театр готовил оперу Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка".

16 О "синематографе" -- см. прим. 6 к письму No 79.

 

1 В серии статей под названием "В чем дело" ("Московские ведомости", 1900, No 153, 160, 167, 174, 181) С. В. Флеров (Васильев) поставил вопрос "способен ли к художественному обновлению наш Малый театр?" и подверг резкой критике систему управления императорскими театрами: "Художественным делом управляют люди, не имеющие никакого прикосновения к искусству"; "наш Малый театр, всегда выезжавший на актерах, не выработал у себя режиссерскую часть, а следовательно, художественную организацию дела"; "впервые создался в России театр (МХТ -- Л. Ф.) в смысле вполне сознательного и систематического художественного института, который ясно понимает свои цели и способы, какие ведут к их достижению". Критикуя организацию художественного дела в Малом театре, предостерегая артистов, "потерявших перспективу", Флеров возлагал надежды на режиссерские начинания А. П. Ленского.

Говоря о "самодурстве офицеров-чиновников", Станиславский, должно быть, имеет в виду П. М. Пчельникова, бывшего гвардейского офицера -- управляющего Московской конторой императорских театров.

 

97*

Датируется сентябрем 1900 г., по времени пребывания А. М. Горького в Москве. Число устанавливается по содержанию письма.

 

1 28 сентября 1900 г. в Художественном театре шел спектакль "Смерть Иоанна Грозного" с участием В. Э. Мейерхольда в роли Грозного. В начале октября 1900 г. Горький писал Чехову: "Я только что воротился из Москвы, где бегал целую неделю, наслаждаясь лицезрением всяческих диковин, вроде "Снегурочки" и Васнецова, "Смерти Грозного" и Шаляпина, Мамонтова Саввы и Крандиевской" (Собр. соч., т. 28, стр. 132).

 

1 С. В. Флеров писал о В. И. Качалове в роли Берендея: "Что мне делать с г. Качаловым, когда он олицетворяет передо мной царя Берендея бледным, худым, изможденным стариком, настолько дряхлым, что его водят под руки, а сам он весь застыл в какой-то гиератической позе, напоминающей эпоху гораздо более близкую к нам, нежели то время, в которое веселые берендеи вместе со своим царем поклонялись солнцу?" ("Московские ведомости", 9 октября 1900 г., No 279).

По режиссерскому замыслу Станиславского царство Берендея -- "Царство красоты и искусства: музыки, живописи и красноречия. Все во дворце Берендея -- светлые, благообразные, улыбающиеся старцы, жизнерадостные, мягкие... Все говорят нежно, мягко, походки степенные, почтительные". А сам Берендей -- "поэт", "умный и сердечный человек", "чудная улыбка озаряет его лицо". Так писал Станиславский в режиссерском экземпляре пьесы "Снегурочка", так и играл Качалов Берендея.

Исполнение Качалова очень понравилось Горькому: "Великолепен царь Берендей -- Качалов, молодой парень, обладающий редкостным голосом по красоте и гибкости" (Собр. соч., т. 28, стр. 132).

 

99*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

Е. Лазарев, земский врач из Тулы, посмотрев в МХТ "Чайку", писал Станиславскому 6 октября 1900 г.: "Зная, насколько Вам дорог Ваш театр и его репутация, я позволю себе указать Вам на несколько недостатков его, которые следовало бы устранить; эти недостатки касаются не сцены, не игры, не постановки пьесы; там, на сцене, все так ново, оригинально, художественно и истинно, что кажется, присутствуешь не в театре, а видишь все это наяву в жизни! Вы отреклись, за малым исключением, от традиционных условностей старой сцены, и зритель жадно следит за каждым словом...".

Е. Лазарев указывал на то, что слишком скрипят стулья в зрительном зале, что капельдинеры входят и выходят во время действия и т. п. (Музей МХАТ, архив КС).

 

1 В Художественном театре состоялось всего 21 представление "Снегурочки".

2 Не соглашаясь с трактовкой роли Берендея (см. прим. к письму No 98), С. В. Флеров восторженно писал о Снегурочке -- Лилиной и высоко оценивал режиссерскую работу Станиславского.

 

Дата устанавливается по генеральным репетициям пьесы Ибсена "Когда мы, мертвые, пробуждаемая" (премьера 28 ноября 1900 г.).

 

102*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ СССР, ф. 470, оп. 1, ед. хр. 11.

Средин Леонид Валентинович (1860--1909) -- врач. Художник М. В. Нестеров вспоминал о доме Средина в Ялте: "Кто только не шел к милому, спокойному Леониду Валентиновичу! Часто бывал там и Горький, любил бывать и Чехов. M. H. Ермолова говорила мне, что она "на срединском балконе отогревается от московской стужи" (М. Нестеров, Давние дни, М., "Искусство", 1959, стр. 288).

 

1 Зины -- по-видимому, Зинаиды Сергеевны Соколовой.

2 Речь идет о бедственном положении композитора В. С. Калинникова (1866--1901), болевшего туберкулезом.

 

Датируется по фразам письма "Вы в Ницце" и "23 декабря у нас состоится генеральная, очень черновая репетиция первых двух актов". А. П. Чехов приехал в Ниццу 14 декабря 1900 г.

 

1 Толстая Софья Андреевна -- жена Л. Н. Толстого (1844--1919). Станиславский по рассеянности называет в письме графиню С. А. Толстую княгиней.

Концерт, который упоминается в письме, не состоялся.

2 Эта встреча Станиславского с Л. Н. Толстым произошла в московском доме Толстого в Хамовниках.

3 В "Трех сестрах" роли исполняли: Андрея Прозорова -- В. В. Лужский. Ольги -- М. Г. Савицкая, Маши -- О. Л. Книппер, Ирины -- М. Ф. Андреева, Кулыгина -- А. Л. Вишневский, Наташи -- М. П. Лилина, Вершинина -- К. С. Станиславский и В. И. Качалов (с 9 февраля 1901 г.), Чебутыкина -- А. Р. Артем, Тузенбаха -- В. Э. Мейерхольд (после ухода Мейерхольда из театра роль Тузенбаха перешла к В. И. Качалову), Соленого -- M. А. Громов, Родэ -- И. М. Москвин, Федотика -- И. А. Тихомиров, Анфисы -- М. А. Самарова, Ферапонта -- В. Ф. Грибунин. Премьера "Трех сестер" состоялась 31 января 1901 г.

 

104*

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в рукописном отделе Государственного музея Л. Н. Толстого, архив С. А. Толстой, No 3931.

 

105*

1 После какой репетиции Станиславский послал эту записку Немировичу-Данченко -- установить не удалось (возможно, речь идет о репетициях пьесы Ибсена "Когда мы, мертвые, пробуждаемся"),

 

Датируется по почтовому штемпелю. Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

 

1 И. А. Прокофьев был не только актером и режиссером Общества искусства и литературы, но и деятельно участвовал в его административной работе.

 

 

Дата устанавливается по ответному письму А. П. Чехова.

 

1 См. письмо No 103 и прим. к нему.

2 О. Л. Книппер играла в "Трех сестрах" роль Маши.

3 Чехов отвечал Станиславскому: "Конечно, Вы тысячу раз правы, тело Тузенбаха не следует показывать вовсе; я это сам чувствовал, когда писал, и говорил Вам об этом, если Вы помните" (Полн. собр. соч. и писем, т. XIX, стр. 20). 20 января 1901 г. Чехов напоминал Книппер: "Я же говорил тогда, что труп Тузенбаха проносить неудобно по Вашей сцене, а Алексеев стоял на том, что без трупа никак нельзя. Я писал ему, чтобы труп не проносили..." (там же, стр. 24).

 

Год устанавливается по первым петербургским гастролям МХТ, число и месяц -- по фразе письма: "Три сестры" вчера имели успех" ("Три сестры" шли впервые в Петербурге 28 февраля 1901 г.).

 

1 Художественный театр играл в Петербурге в помещении Панаевского театра на Адмиралтейской набережной.

2 Александр Блок писал в своем дневнике 1913 г., после встречи со Станиславским: "И мы вспоминали вместе ту первую весну (11 лет назад), когда Художественный театр впервые приехал в Петербург, как я орал до хрипоты, жал руку Станиславскому, который среди кучки молодежи садился на извозчика и уговаривал разойтись, боясь полиции" (Александр Блок, Соч. в двух томах, т. 2, М., Гослитиздат, 1955, стр. 456).

3 "Суворинской кликой" Станиславский называл рецензентов, группировавшихся вокруг А. С. Суворина -- издателя реакционной газеты "Новое время" и владельца театра Литературно-художественного общества.

4 Кугель Александр Рафаилович (1864--1928) -- театральный критик, издавал журнал "Театр и искусство" (1897--1918); в 1909 г. основал театр пародий "Кривое зеркало"; автор книг: "Театральные портреты", "Профили театра", "Русские драматурги" и др.

Об эстетических взглядах Кугеля, о его отношении к Художественному театру см. Собр. соч., т. 5, стр. 645.

5 Смоленский -- псевдоним критика и беллетриста А. А. Измайлова (1873--1921).

6 Амфитеатров Александр Валентинович (1862--1923) -- журналист и беллетрист. С 1921 г.-- белоэмигрант.

"Россия" -- ежедневная газета, издававшаяся Г. П. Сазоновым в Петербурге с 1899 г. Выходила без предварительной цензуры.

7 Мария Федоровна -- Андреева.

8 Кони -- см. далее письма к А. Ф. Кони.

По-видимому, Михайловский В. А. (1862--1923); печатался в "Русской мысли", "Ежегоднике императорских театров".

 

А. Д. Бородулин (Денисов), гимназист 5-го класса Рыбинской гимназии, просил принять его в труппу Художественного театра: "Неужели Вам не надо помощника, который будет верен и послушен Вам, как сын (да, духовный сын)?"







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных