Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вл. И. Немировичу-Данченко 8 страница




 

Письма к Л. М. Леонидову печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).

 

1 "Многоуважаемый Константин Сергеевич! -- писал Л. М. Леонидов.-- Ввиду того, что после вчерашнего инцидента мне неудобно с Вами объясняться лично, обращаюсь к Вам письменно. Дело заключалось в следующем: я пришел в театр по двум повесткам, к 12.30 на "Драму жизни" и к 1 ч. на "Бранда". Я получил уведомление от режиссеров "Бранда", что вечером 7-ю картину репетирую я, я с народом, поэтому мне нужно знать картину наизусть. Я и отправился к себе в уборную, где и занимался ролью. Единственная моя вина в том, что я не предупредил помощника режиссера, где я нахожусь.

Мой возбужденный тон относился отнюдь не к Вам, а к Вишневскому...".

2 Здесь описка, следует читать: Гамсуном, так как Леонидову была поручена роль 2-го рабочего в "Драме жизни" Гамсуна. Одновременно он репетировал роль Бранда, которую должен был играть в очередь с Качаловым.

3 К этим упрекам Станиславский прибегал как к средству педагогического воздействия. Леонидов благоговейно относился к Станиславскому, считая его своим учителем и другом, а Станиславский позднее сравнивал Леонидова с Сальвини.

 

242*

1 Станиславский давал уроки в частной театральной школе артиста МХТ А. И. Адашева (Платонова). Одновременно он вел занятия в школе МХТ (трехгодичные драматические курсы). Заведовал курсами Немирович-Данченко.

2 А. И. Косоротов предлагал Художественному театру свою пьесу "Коринфское чудо"; Шолом Аш прислал Станиславскому драму "Бог мести". Трагедия Д. И. Пинского называлась "Семейство Цви".

 

1 Считая вопросы этики чрезвычайно важными, Станиславский предназначал это письмо "для всех интересующихся".

 

244*

1 Колупаев Николай Антонович -- художник, помощник декоратора, в МХТ с 1899 по 1907 г. Вместе с Симовым оформлял спектакли "Иван Мироныч" и "Горе от ума" (в редакции 1906 г.). При возобновлении "Чайки" в 1905 г. вместе с В. Я. Суреньянцем делал новые декорации.

"Стены" Найденова шли в декорациях Симова.

2 Н. П. Ульянов и В. Е. Егоров -- художники спектакля "Драма жизни" К. Гамсуна. "Жизнь Человека" Л. Андреева и "Синяя птица" М. Метерлинка шли в декорациях и костюмах В. Е. Егорова.

 

245*

Печатается по фотокопии, присланной из Праги Музею MX AT (архив КС). Дата устанавливается по письму Квапила от 13 ноября 1906 г. и по записи в дневнике Станиславского от 11 ноября 1906 г.: "Сижу сегодня до двух часов ночи и пишу план декораций для Праги".

Квапил Ярослав (1868--1950) -- видный деятель чешского театра, режиссер Пражского Национального театра.

 

1 Шморанц Густав -- директор Пражского Национального театра. В телеграмме Станиславскому он просил прислать фотографии, рисунки костюмов, декораций и мизансцен "Трех сестер" для постановки этой пьесы в Праге.

2 Режиссерский план первого акта "Трех сестер" считался утерянным; недавно Музей МХАТ получил из Праги фотокопию режиссерского плана Станиславского, переписанного рукою В. Л. Мчеделова.

3 Квапил писал 13 ноября 1906 г., что он и Рейнгардт собираются поехать в Москву, "чтобы иметь возможность чему-нибудь научиться", "что-нибудь позаимствовать" у Станиславского.

При постановке на чешской сцене "Горькой судьбины" (1907) и "Живого трупа" (1911) Квапил также обращался к Станиславскому за творческой помощью.

 

246*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

 

247*

 

Дата устанавливается по фразе письма: "Владимир Иванович вернется 7 января 1907 г.". Поставив "Бранда", Немирович-Данченко в декабре 1906 г. уехал в Берлин.

 

1 У рванцев Николай Николаевич -- актер Нового Василеостровского театра в Петербурге; Н. А. Попов рекомендовал его в труппу МХТ.

2 Н. А. Попов работал в Московском Малом театре с 1907 по 1909 г.

3 План постановки "Пелеаса и Мелисанды" Метерлинка не сохранился.

4 Роль Макбета в постановке Н. А. Попова играл В. Р. Гардин, впоследствии известный киноактер и режиссер, народный артист СССР.

 

248*

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, архив Н. В. Дризена, No 408.

Чириков Евгений Николаевич (1864--1932) -- беллетрист и драматург. Под идейным воздействием М. Горького примкнул к писателям, группировавшимся вокруг "Знания". Автор пьес "Иван Мироныч", "Мужики", "Евреи". В годы реакции сотрудничал в либерально-буржуазных журналах. В 1917 г. эмигрировал.

 

1 Немирович-Данченко, прочитав драматическую фантазию Чирикова "Легенда старого замка", писал Станиславскому 12 ноября 1906 г.: "Пьесу Чирикова прочел. Очень слабо".

В марте 1907 г. пьеса Чирикова была опубликована в XV сборнике издательства "Знание" и, по словам Горького, очень не понравилась ему и огорчила его (см. Собр. соч., т. 29, стр. 17).

2 В ремарке первого акта: "Старый замок. Комната шута Фрога: сводчатый потолок, одно готическое окно с цветными стеклами".

В молодые годы Станиславский интересовался средневековьем. Он оставил описание средневекового замка под Виши (Франция) и средневекового Туринского замка (Италия) (см. Собр. соч., т. 1, стр. 108, 171--173).

3 Соллогуб Федор Львович (1848--1890) -- художник и поэт, хорошо знавший историю, быт и искусство средних веков.

4 В четвертом акте "Легенды старого замка" символическая фигура Краевой смерти внезапно появлялась среди пирующих: "Музыка... вдруг резко обрывается, сменившись тревожным гулом толпы. Из зеленого зала медленно движется призрак Красной смерти и направляется в "Комнату черного молчания", где он сливается с белым мрамором часов... Гости в смятении".

 

249*

1 Валерий Брюсов прислал свою книгу "Земная ось" (рассказы и драматические сцены) с надписью: "Константину Сергеевичу Станиславскому в знак глубокого уважения".

 

250*

1 Уралов Илья Матвеевич (1872--1920) -- в то время артист театра В. Ф. Комиссаржевской. Был приглашен в труппу МХТ в 1907 г. Первый исполнитель роли городничего в МХТ (премьера "Ревизора"" -- 18 декабря 1908 г.) В 1911 г. перешел в Александрийский театр.

2 Н. А. Попов был занят ликвидацией Нового Василеостровского театра.

 

251*

Дата устанавливается по времени болезни Станиславского, начавшейся 20 января.

 

1 Станиславский был недоволен тем, что Назаров пустил в продажу фотографии спектаклей МХТ, не получив на это разрешения руководителей театра.

2 Георгий Сергеевич -- Бурджалов.

 

252*

Год устанавливается по двум ответным письмам Немировича-Данченко, на которых стоит помета "1906/1907"; месяц -- по болезни Станиславского.

 

1 Из пьес, намечаемых Станиславским, в репертуар МХТ вошли: "Росмерсхольм" и "Пер Гюнт" Ибсена, "Ревизор" Гоголя, "Месяц в деревне" Тургенева.

"Каин" был сыгран лишь в 1920 г., так как до революции постановку этой мистерии Байрона запретил синклит синода. Работа над "Прометеем" длилась с 1925 по 1927 г., но осталась незавершенной.

В своих репертуарных исканиях Станиславский всегда учитывал творческие интересы актеров Художественного театра. Для молодого актера А. Ф. Горева Станиславский намеревался включить в репертуар трагедию Шиллера "Дон Карлос"; в связи с приглашением О. В. Гзовской возникает мысль о "Женщине с моря" ("Эллиде"), о новой редакции "Потонувшего колокола".

2 ...для 4-й пьесы -- в сезоне 1907/908 г. руководители театра предполагали выпустить четыре спектакля.

 

253*

Дата устанавливается по репетициям "Драмы жизни".

 

1 Станиславский и Немирович-Данченко по-разному понимали задачи исполнения роли Терезиты (см. Вл. И. Немирович-Данченко, Избранные письма, стр. 274--275).

Немирович-Данченко "поощрял Ольгу Леонардовну играть Терезиту (1-й акт) в тонах кающейся Магдалины, что ей не подходит", -- записал Станиславский 15 февраля 1907 г. в своем дневнике (Музей МХАТ, архив КС No 746).

У самой Ольги Леонардовны толкование роли не во всем совпадало с режиссерским замыслом Станиславского, отчего и возникали на репетициях творческие споры.

 

254*

 

Письма к А. А. Стаховичу печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).

Дата устанавливается по генеральным репетициям "Драмы жизни".

Стахович Алексей Александрович (1856--1919) -- с 1907 по 1919 г. член правления и актер МХТ. С 1902 по 1919 г. -- пайщик и вкладчик театра. До поступления в Художественный театр был адъютантом московского генерал-губернатора.

 

1 Немирович-Данченко не поддерживал режиссерских исканий Станиславского в "Драме жизни", во многом не принимал их, как не принимал он и опытов Студии на Поварской.

Сознавая опасность "художественной розни" между ним и Станиславским в этот период жизни театра, Немирович-Данченко писал Книппер-Чеховой летом 1907 г.: "...и мы постоянно будем обвинять друг друга, потому что мы стоим в центре всех вихрей. Когда я или он теряем философское настроение, мы начинаем обвинять друг друга. А если бы мы были только философами, мы бы закисли, заснули, застыли" ("Избранные письма", стр. 276).

2 Л. А. Сулержицкий (Сулер, как его звали друзья) был режиссером "Драмы жизни".

3 И. М. Москвин репетировал и играл роль Отермана, А. Л. Вишневский -- роль телеграфиста Енса Спира.

4 Маруся -- М. П. Лилина.

5 Дирекция и пайщики Художественного театра предложили З. Г. Морозовой (жене Саввы Морозова) принять звание почетного члена дирекции.

6 Предполагалось, что В. А. Нелидов займет в Художественном театре одну из административных должностей.

7 Екатерина Николаевна -- жена Вл. И. Немировича-Данченко.

8 В. И. Качалов часто выступал тогда в труднейшей роли Бранда.

256*

1 "Драма жизни" шла на сцене МХТ в переводе С. А. Полякова.

2 Зинаида -- вероятно, З. Г. Морозова.

3 Мария Петровна -- жена А. А. Стаховича.

 

257*

Ответ на письмо В. Я. Брюсова от 9 февраля 1907 г. (Музей МХАТ, архив КС).

 

1 Во время спектакля "Драма жизни" зрительный зал разделился на два лагеря. Одни упрекали театр в измене его реалистическим принципам, другие приветствовали "новые формы".

258*

1 Оценки спектакля в прессе были разноречивы. Декадентская критика говорила о пессимистической философии спектакля, о "неумолимом карающем роке", как об откровениях нового искусства. Декаденты восхищались условными декорациями, написанными в манере художников-модернистов, барельефными мизансценами, мистическим колоритом музыки И. Саца.

Критики реалистического исправления доказывали, что нарочитая стилизация исключает художественную правду. "К чему это?.. Почему выпуклость менее художественна, чем плоскость, и почему надо сплющиться и омертветь, чтобы говорить воображению и мысли?" -- писал H. E. Эфрос в газете "Парус".

Сам Станиславский писал позднее: "...Привыкнув относиться к себе с чрезвычайной требовательностью и не боясь оголять до корней причины всяких явлений, я не обольстился мнимым успехом и результатами спектакля. Для меня он носил отрицательный характер, так как моя лабораторная работа и только что утвержденные основы внутренней техники оказались совершенно скомпрометированными в моих собственных глазах" (Собр. соч., т. 1, стр. 309).

 

259*

1 Владимир Иванович -- Немирович-Данченко. М. Г. Савина прислала подарок к Пасхе.

 

260*

1 "Драма жизни" была включена в репертуар петербургских гастролей Художественного театра.

2 Как и в Москве, в Петербурге спектакль вызвал споры и разногласия. Волынский (А. Л. Флексер) -- один из теоретиков символизма, искусствовед и критик.

Чулков Г. И. -- писатель и критик, символист.

Андреевский С. А. -- критик и переводчик (см. далее письма к нему).

3 Шутливый намек на увлечение тринадцатилетнего Игоря Алексеева историей.

 

261*

1 Виппер Р. Ю. -- историк; Бальмонт К. Д. -- поэт; Щукин С. И, -- основатель картинной галлереи западной живописи; Щукин П. И. -- создатель музея русских древностей.

 

Дата устанавливается по рецензии Юр. Беляева "Горе от ума" ("Новое время", 1907, 26 апреля).

 

1 Перефразировка реплики Фамусова из второго акта "Горя от ума".

 

263*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

 

Все письма к М. П. Лилиной с 1907 по 1915 г. печатаются по подлинникам, хранящимся в личном архиве К. К. Алексеевой (Фальк).

Даты писем No 264, 265 устанавливаются по почтовому штемпелю. Письма написаны в дороге (Станиславский возвращался из Кисловодска в Москву).

 

1 Петровский Андрей Павлович (1869--1933) -- в то время артист Александрийского театра.

На фотографии, подаренной Петровскому, Станиславский написал: "Большому художнику сцены Андрею Павловичу Петровскому от искреннего поклонника его прекрасного таланта и благодарного ученика по гриму".

2 Станиславский познакомил Петровского со своей рукописью "Настольная книга драматического артиста". На полях рукописи Станиславский записал отдельные критические замечания А. П. Петровского.

 

Дата устанавливается по связи с предшествующими письмами и по письму Вл. И. Немировича-Данченко к Е. Н. Немирович-Данченко от 17 августа 1907 г. Заседание по репертуару, упоминаемое в письме, состоялось 17 августа.

 

1 Эта тема получила развитие в "Работе актера над собой": "Ум, воля и чувство. Они являются двигателями нашей психической жизни" (Собр. соч., т. 2, гл. XII, "Двигатели психической жизни", стр. 296--306).

2 Главный режиссер Малого театра А. П. Ленский писал директору императорских театров В. А. Теляковскому 17 августа 1907 г.: "Вчера, 16 августа, на репетиции комедии "Много шума из ничего" ко мне подошла г-жа Гзовская, играющая центральную роль в пьесе, и заявила, что бросает службу в Малом театре и переходит в Художественный, мотивируя свой уход тем, что все пять лет (три в школе и два на сцене) она бесплодно томилась, тосковала и рвалась неудовлетворенной душой сама не зная куда и почему. И только в это лето благодаря Станиславскому, проходившему с нею роль Психеи, она наконец прозрела и поняла, что такое настоящее искусство. Станиславский в свою очередь видит в ней тот идеал, которому он может с полным успехом передать свои художественные принципы" (А. П. Ленский, Статьи. Письма. Записки, М., 1950, стр. 273--274).

3 "Эрос и Психея" Ю. Жулавского -- неосуществленная постановка Ленского. В архиве Гзовской сохранились записи советов, замечаний, указаний, сделанных Станиславским в то время, когда он на Кавказе проходил с ней роль Психеи.

 

1 Сцена в корчме -- "Корчма на литовской границе", седьмая сцена трагедии Пушкина "Борис Годунов". Калужский (Лужский) ставил этот спектакль вместе с Немировичем-Данченко.

2 "Жизнь Человека" Л. Андреева была впервые сыграна 12 декабря 1907 г. Постановка "Синей птицы" затянулась (см. письмо к Метерлинку, No 269) и была осуществлена 30 сентября 1908 г.

 

268*

Печатается по черновому автографу, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Датируется по связи с письмом Гржебина к Станиславскому от 11 августа 1907 г. и по упоминанию запрещения "Каина" "святыми отцами синода" (август 1907 г.)

Гржебин Зиновий Исаевич (ум. в 1929 г.) -- один из учредителей и руководителей издательства "Шиповник". Позднее основал "Издательстве" З. И. Гржебина".

 

1 "Жизнь Человека" была поставлена В. Э. Мейерхольдом в театре В. Ф. Комиссаржевской в феврале 1907 г.

 

269*

Печатается по черновому автографу, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

Дата устанавливается по фразе письма: "Строгости цензуры изломали весь наш репертуар. Нам запретили пьесу, которая должна была начать этот сезон" ("Каин" Байрона).

Метерлинк Морис (1862--1949) -- бельгийский писатель, символист.

 

1 Биншток Владимир Львович (1868--1933) -- журналист, перевел для Художественного театра "Синюю птицу".

К письму Бинштока прилагалось письмо Метерлинка от 10 мая 1907 г.

2 Метерлинк писал Станиславскому: "Г-н Биншток передал мне чудесные страницы, в которых Вы изложили Ваше понимание постановки "Синей птицы". Я, пожалуй, мог бы опасаться, что Ваше стремление столь изобретательно воплотить это сновидение уведет Вас порой за пределы возможностей сцены, -- если бы мои большие друзья не заверили меня, что Московский Художественный театр никогда не ошибается. Поэтому, полный доверия, жду осуществления этого чудесного замысла" (Музей МХАТ, архив КС).

Речь Станиславского о постановке "Синей птицы", произнесенная перед труппой МХТ, была опубликована во французском журнале "Mercure de France" (1907, 15 июня) и вызвала отклики крупных деятелей европейского театра. Так, Люнье-По писал Станиславскому 11 июля 1907 г.: "Я познакомился с Вашей превосходной речью перед началом работы над "Синей птицей". Я завидую Вам и поздравляю Вас. Мадам Дузе разделяет мои чувства. Вот уже двадцать лет, как я кричу: долой театральность. Ваш собрат Люнье-По".

 

270*

1 "Иванов" А. П. Чехова был возобновлен Станиславским и Немировичем-Данченко. Первое представление -- 6 ноября 1907 г.

 

271*

Написано до 12 октября 1907 г., так как в этот день Немирович-Данченко читал "Росмерсхольм" труппе Художественного театра.

 

1 Сложность декорационного решения не позволила везти спектакль "Борис Годунов" в Петербург.

 

272*

1 Станиславский нетерпимо относился ко всяким нарушениям этики театра. Его гнев в данном случае вызвало поведение M. H. Германовой по отношению к Н. Г. Александрову, проводившему занятия по "системе" с О. В. Гзовской.

 

Дата устанавливается по генеральным репетициям пьесы Л. Андреева "Жизнь Человека", в которой Леонидов исполнял центральную роль Человека (первое представление -- 12 декабря 1907 г.). Режиссерские замечания Станиславского относятся ко второй картине спектакля ("Любовь и бедность").

 

1 Чтобы подчеркнуть предел бедности Человека и его Жены, Л. Андреев вводил такую подробность:

"Жена Человека садится к нему на колени, и так они едят... Он поит ее молоком из бутылки.

Ж_е_н_а. У меня молоко течет по шее и подбородку. Ой, щекотно!

Ч_е_л_о_в_е_к. Дай, я его выпью. Не нужно, чтобы капля пропадала".

 

274*

Письма к Айседоре Дункан печатаются по черновым автографам (на французском языке), хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).

Дункан Айседора (1878--1927) -- известная танцовщица, противопоставившая искусству классического балета так называемый "свободный танец" -- непосредственную пластическую импровизацию на музыку Бетховена, Брамса, Шопена, Вагнера, Глюка, Чайковского, Скрябина. Традиционный балетный костюм Дункан заменила античной туникой. Считая, что обувь и пуанты мешают естественным движениям "раскрепощенного тела", она танцевала босая.

В режиссерском дневнике Станиславского 24 января 1905 г. появилась запись: "Вечером смотрел Дункан. Об этом надо будет написать. Очарован ее чистым искусством и вкусом" (Собр. соч., т. 5, стр. 255).

Впоследствии Станиславский по-другому относился к искусству Дункан и основанной ею школе.

 

1 Дункан писала Станиславскому из Петербурга, где проходили ее гастроли: "Вчера вечером я танцевала. Я думала о Вас и танцевала хорошо... У меня новый, необычайный прилив энергии. Сегодня я работала все утро.

Я вложила в свой труд множество новых мыслей. Опять -- ритмы. Эти мысли дали мне Вы. И мне так радостно, что я готова взлететь к звездам и танцевать вокруг луны. Это будет новый танец, который я думаю посвятить Вам" (Музей МХАТ, архив КС).

 

275*

Дата устанавливается по телеграмме Дункан Станиславскому от 14 января 1908 г.

 

1 Школа-студия танца, о которой мечтала Дункан, была открыта в Москве в 1921 г. После отъезда Айседоры Дункан за границу в 1924 г, студией руководила ее приемная дочь Ирма Дункан.

 

276*

Дата устанавливается по телеграмме Дункан Станиславскому от 28 января 1908 г. из Гельсингфорса: "Еду с пятницы до воскресенья на Иматру. Хотите приехать?".

В публикуемом письме Станиславским вычеркнут абзац: "Какое искушение! Фея на берегу водопада Иматры. Великолепная картина, я же лишен возможности все это видеть, я -- бедный труженик".

 

277*

Печатается по неоконченному черновику, переписанному рукой А. А. Стаховича.

Дата устанавливается по связи с письмом А. А. Стаховича к М. П. Лилиной.

 

1 "Лазоревое царство" -- одна из картин "Синей птицы".

 

278*

Письма к С. А. Андреевскому печатаются по подлинникам, хранящимся в ЦГАЛИ СССР, ф. 26, оп. 2, ед. хр. 2.

Андреевский Сергей Аркадьевич (1847--1918) -- адвокат-криминалист. Поэт, переводчик, критик, сотрудник "Вестника Европы". Писал статьи о Художественном театре.

 

1 Станиславскому сообщали, что в Америке и Европе хотят ставить "Синюю птицу", повторяя оформление и мизансцены спектакля MX Г.

2 Андреевский писал Станиславскому 16 января 1908 г.: "Ваши горизонты широки и заманчивы. Вы не утомляетесь и не хотите знать пределов" (Музей МХАТ, архив КС).

3 "Пьеса и постановка имели большой успех. И на этот раз говорили, что театр открыл новые пути в искусстве. Но они, против желания, не шли дальше декораций, которые и в этой постановке отвлекли меня от внутренней актерской сути, -- а потому в нашей области мы не прибавили этим спектаклем ничего нового. Оторвавшись от реализма, мы -- артисты -- почувствовали себя беспомощными и лишенными Почвы под ногами", -- пишет Станиславский в книге "Моя жизнь в искусстве" (Собр. соч., т. 1, стр. 322).

4 "Борис Годунов" Пушкина был поставлен Немировичем-Данченко и Лужским. Станиславский участвовал в репетициях "польских сцен".

5 На гастролях в Петербурге были сыграны: "Жизнь Человека", "Росмерсхольм", "Вишневый сад", "Доктор Штокман", "Бранд" и "Горе от ума".

 

279*

Дата устанавливается по гастролям МХТ в Петербурге.

 

1 Крэг Гордон (р. 1872) -- известный английский актер, режиссер, художник.

В одном из писем Дункан к Станиславскому говорилось: "Я написала Гордону Крэгу и рассказала ему как о Вашем театре, так и о Вашем собственном великом искусстве. Но не хотите ли Вы сами написать Крэгу? Если он сможет с Baми работать, это было бы для него идеально. Я от всего сердца надеюсь, что это удастся" ("Иностранная литература", 1956, No 10).

О работе Крэга в МХТ -- см. далее.

281*

 

Дата помечена неизвестным лицом. Возможно, что это дата получения письма.

 

1 Аффективной памятью Станиславский называл "память на чувствования", способность актера воспроизвести ранее прочувствованное, пережитое. Этот термин, заимствованный у французского ученого Т. Рибо, Станиславский позднее заменил более точным термином "эмоциональная память" (см. соответствующую главу во 2-м томе Собрания сочинений и комментарий к ней).

"Мы натолкнулись на новые принципы, которые, быть может, удастся разработать в стройную систему, -- говорил Станиславский в день десятилетия МХТ 14 октября 1908 г. --...Этот период будет посвящен творчеству, основанному на простых и естественных началах психологии и физиологии человеческой природы" (Собр. соч., т. 5, стр. 414--415).

 

Дата устанавливается по программам гастрольных спектаклей МХТ в Петербурге.

 

1 Ольга Николаевна -- Чюмина, поэтесса и переводчица, просила Станиславского прочитать пьесу, переведенную ею.

 

283*

Дата устанавливается по фразе письма: "Вчера сыграл Штокмана, и остался еще один раз, в воскресенье".

 

Дата устанавливается по связи с последующими письмами к М. П. Лилиной.

 

1 Семья Станиславского выехала на курорт Гомбург (Германия).

2 "Chat Noir" -- название одного из кабаре в Берлине.

 

1 Шолъц Август Карлович переводил на немецкий язык пьесы и рассказы Горького, вел переписку с Горьким по поводу постановки его пьес в театре Рейнгардта. Во время гастролей МХТ в Европе (1906) ведал литературной частью театра.

2 Ольга Леонардовна Книппер-Чехова проводила лето 1908 г. в Гомбурге.

 

 

1 "Питер Пэн, или Мальчик, который не желал стать взрослым", пьеса в 5 актах Дж. М. Барри.

2 Племянница Станиславского -- Вера Владимировна Алексеева.

3 Исполнители народных сцен в МХТ.

4 Югене -- французский актер, выступавший в театре "Атеней" ("Athênêe").

 

Дата устанавливается по связи со следующим письмом.

 

1 На этой выставке было представлено собрание экспонатов по истории театра, от античных масок до современных макетов декораций ("Театр", 20 апреля 1908 г.)

2 В театральной практике хромотропом называют прибор, состоящий из рамки, внутри которой, совпадая центрами, двигаются в разные стороны два одинаковых по размерам диска. На диски наносят цветные рисунки. При проекции рисунков, на сцене возникают декоративные орнаменты.

 

288*

Публикуется по черновику (на французском языке), сохранившемся в записной книге Станиславского за 1908 г. (Музей МХАТ, архив КС, No 774).

Леблан Жоржет -- французская артистка, жена Мориса Метерлинка.

 

1 Когда Станиславский находился в гостях у Метерлинка в бывшем аббатстве St.-Wandrille, "было решено устроить спектакль, в котором зрители вместе с актерами будут переходить с одного места аббатства к другому, чтобы смотреть мизансценированную в природе пьесу" (Собр. соч., т. 1, стр. 325).

В письме к Станиславскому Жоржет Леблан предлагала ему участвовать в этом "небывалом зрелище, где сама природа будет служить самой точной декорацией", и просила сыграть роль Старика в пьесе Метерлинка "Там, внутри".

2 Открытие памятника А. П. Чехову в Баденвейлере состоялось 12/25 июля 1908 г.

3 В одном из своих писем Метерлинк благодарил Станиславского за присланные сочинения Чехова.

 

289*

Публикуется по черновому автографу (на французском языке), сохранившемуся в записной книге Станиславского за 1908 г. (Музей МХАТ, архив КС, No 774).

Год устанавливается по фразе: "Синяя птица" еще не сыграна", месяц -- по фразе: "Мне переслали Ваше письмо из Москвы".

Люнье-По А.-Ф. (1869--1940) -- известный французский актер, режиссер и театральный деятель. В 1892 г. основал театр "L'œuvre" в Париже.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных