Занятие № 3. Практическое Время - 2 часа
Цель занятия: Оформление процессуальных документов и материалов по осмотру места происшествия.
Контрольные вопросы:
1) Последовательность осмотра и его стадии.
2) Выдвижение версий в процессе осмотра места происшествия.
3) Получение образцов для сравнительного исследования.
Доработать документы по криминалистической игре с учетом замечаний и сдать преподавателю для проверки.
1. Разбор ошибок СОГ, допущенных в ходе осмотра места происшествия.
Задание на самоподготовку:
1. Подготовиться к очередной теме: "Тактика следственного эксперимента и проверка показаний на месте".
2. Изучить рекомендованную литературу и ответить на контрольные вопросы к занятию № 5.
Тема № 6: "ТАКТИКА СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРОВЕРКИ ПОКАЗАНИЙ НА МЕСТЕ "
Занятие № 5. Практическое Время - 6 часов
Цель занятия: Углубление знаний, полученных в ходе лекции, самостоятельной работы с литературой и приобретение практических навыков при проведении следственного эксперимента и проверки показаний на месте.
Контрольные вопросы:
1) Понятие и содержание следственного эксперимента.
2) Приемы проведения опытных действий и их содержание.
3) Понятие и содержание проверки показаний на месте.
4) Фиксация хода и результатов проведения данных следственных действий.
Объявление фабулы преступления, ее уяснение, формирование СОГ, подготовка к проведению следственных действий, составление планов.
Проведение следственного эксперимента, фотосъемка, составление протокола.
По фабуле студениты оценивают ситуацию с целью проведения следственного эксперимента для проверки возможности совершения определенных действий, после чего составляют план его производства.
Из материалов уголовного дела о краже 2500 руб. из кассы автопредприятия: в ходе осмотра места происшествия, а также экспертизой не установлен способ проникновения в помещение кассы. Задержанный в качестве подозреваемого Корнеев А.П. в протоколе допроса указывает, что замок был отперт им при помощи перочинного ножа и ножниц. Данное обстоятельство вызывало сомнения у следователя.
Варианты фабул:
для проведения следственного эксперимента по проверке возможности увидеть:
В процессе расследования кражи вещей у гр. Сидорова А.В. из студенческого общежития № 1 по ул. Коммунистической свидетель Темнов В.С. показал, что, когда в 7 часов утра 20 октября 1990 г. занимался физзарядкой во дворе д. № 36 по ул. Коммунистической, заметил, как проживающий по ул. 7-й Гвардейской, 4, кв. 15 парень по фамилии Стуканов, ранее судимый за кражу, бежал, пересекая двор по диагонали, с чемоданчиком, похожим на "дипломат" к выходу, дверному проему в кирпичной стене ограждения. Он хорошо запомнил, что был именно Стуканов, узнал его по телосложению и фигуре.
для проведения следственного эксперимента по проверке услышать:
Давыдову А.С. было предъявлено обвинение в умышленном убийстве Селезнева С.Н. Давыдов свою причастность к преступлению отрицал. В основу обвинения (наряду с другими косвенными доказательствами) были положены показания свидетеля Разумова Н.В., который сообщил, что он проживает с Давыдовым в одном общежитии, через стенку. Накануне убийства, 2 сентября, вечером, он, Разумов, находясь один у себя в комнате, отчетливо слышал, как в соседней комнате Давыдов кому-то возбужденно и громко говорил, что все равно “зарежет” Селезнева С.Н.
Давыдов утверждал, что Разумов на него наговаривает, и что услышать из соседней комнаты разговор невозможно. В этой связи он заявил ходатайство о производстве следственного эксперимента для проверки возможности услышать. Следователь удовлетворил его просьбу.
Тактика проверки показаний на месте.
Содержание данного следственного действия состоит в том, что обвиняемые, свидетель или иное лицо, давшее показания об обстоятельствах расследуемого события, рассказывает на месте происшествия и показывает, что, где и каким образом происходило.
Следователь же, сопоставляет показания допрашиваемого и его действия с объективной обстановкой места происшествия.
В результате такого сопоставления следователь получает возможность:
1. Выяснить, соответствуют ли данные, полученные в ходе допроса, объективной обстановке, и таким образом, убедиться в их правильности или ошибочности;
2. восполнить и детализировать показания допрашиваемого;
3. обнаружить новые доказательства.
Проверка же показаний на месте заключается в сопоставлении показаний допрашиваемого лица с результатом осмотра места происшествия, указанного им.
Воспроизведение обстоятельств изучаемого события при этом исключается даже, если на момент проведения следственного действия место и обстановка события существенно изменились. Исключаются и опытные действия.
Фабула дела:
15 ноября в 21.00 некто Корягин прошел в комнату № 3 общежития №2 ВЮИ МВД РФ, откуда похитил японский магнитофон " JVC " затем через смежный балкон проник в комнату № 4, откуда похитил фотоаппарат " Зенит-11 " и флакон одеколона " Русский лес ". Перелезая через балкон, Корягин разбил об ограду флакон с одеколоном и потерял пуговицу от куртки. Пробегая по территории двора ВА, он зацепился за трубу и разорвал на рукаве куртку. С похищенными вещами скрылся.
Выполняя данное следственное действие, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Разъяснение понятым их процессуальных прав и обязанностей. Предложение подозреваемому (обвиняемому) показать путь, которым он следовал к месту совершения преступления (помещению). Разъяснение ему необходимости, двигаясь впереди, самостоятельно указать путь следования, давать необходимые пояснения по каждому из "опорных" пунктов. Наблюдение за поведением подозреваемого и его реакцией, на встречающиеся объекты. Фиксация с помощью технических средств хода следственного действия. Прибытие к общежитию (комнате), где по словам подозреваемого им совершено преступление. Получение от подозреваемого, в присутствии понятых, показаний о расположении мебели и других особенностей внутреннего устройства помещения (реализация тактического приема - получение показаний с “упреждением”). Вхождение всех участников следственного действия в комнаты и составление полученных показаний с реальной обстановкой. Применение технических средств. Постановка дополнительных вопросов лицу, показания которого проверяются. Составление протокола проверки показаний на месте, и приложений к нему.
Приложения.
Примерный план проведения проверки показаний на месте:
1. Состав следственной группы
2. Инструктаж участников группы об их функциональных обязанностях.
3. Разъяснение прав свидетелю, понятым, специалисту и другим участникам.
4. Проверка техники (диктофона, видеокамеры, фотоаппарата).
5. Подготовка транспортного средства и инструктаж водителя (где, по чьей команде остановиться, когда и как общаться).
6. Выбор оптимального маршрута движения.
7. Поведение участников при возникновении неожиданной ситуации.
8. Определение времени приезда в РОВД и оформление документов (протокола, схем и т.д.).
Схема протокола проверки показаний на месте:
1. Время и место составления протокола.
2. Ф.И.О. следователя и лиц, участвующих при проверке показаний.
3. Разъяснение участникам их прав и обязанностей.
4. Отметка о типе применяемой криминалистической техники.
5. Описание хода следственного действия с указанием, какая техника и для чего применялась.
6. Отметка об окончании проверки.
7. Оглашение протокола и подпись его всеми участниками.
Подведение итогов занятия и задание на самоподготовку: доработать по замечаниям протокол проверки показаний на месте, изготовить фототаблицу и схему места проведения проверки показаний на месте.
Задание для самостоятельной работы:
1. Подготовить и оформить документы с учетом замечаний преподавателя и сдать их на проверку.
2. Подготовиться к очередной теме: "Тактика обыска и выемки".
3. Изучить рекомендованную литературу и ответить на контрольные вопросы к занятию № 6.
Тема № 7: "ТАКТИКА ОБЫСКА И ВЫЕМКИ"
Занятие № 6. Крим. игра Время - 4 часа
Цель занятия: Углубление знаний, полученных в ходе лекции, самостоятельной работы с литературой, приобретение и закрепление практических навыков при проведении обыска и выемки.
Контрольные вопросы:
1) Этапы проведения обыска в жилом помещении у лица, подозреваемого в изготовлении и хранении наркотических веществ.
2) Тактика отыскания объектов преступной деятельности по делам этой категории в жилом и подсобном помещениях.
3) Фиксация хода и результатов обыска и выемки.
Объявление фабулы преступления, уяснение, правовых оснований предстоящего обыска, формирование СОГ, подготовка к проведению следственного действия, составление плана.
ФАБУЛА ПРЕСТУПЛЕНИЯ:
Гр. Чернов И.Н. на протяжении трех лет приобретал в аптеках города Волгограда по поддельным рецептам различные лекарства, содержащие наркотические вещества. Рецепты изготавливал сам, в своей квартире, там же хранил лекарства, содержащие наркотические вещества. В квартире, состоящей из комнаты, кухни и других подсобных помещений и расположенной на 1-м этаже трехэтажного дома, проживал один.
Потребители наркотиков приобретали их у Чернова на его квартире.
Подготовка к обыску в данном случае, включает также: консультацию у специалиста-фармацевта о лекарствах, содержащих наркотические вещества и возможных способах их извлечения из лекарств (эту роль может выполнить преподаватель).
Определение вида, состояния искомых объектов, орудий и средств преступной деятельности.
Производство обыска по делам об изготовлении и распространении наркотических веществ требует учета ряда факторов, о которых речь шла при ответе и обсуждении контрольных вопросов, а также при подготовке к обыску.
Искомые объекты – лекарства, полученные из них вещества, приборы, приспособления, применяемые в этих целях, поддельные рецепты, и приспособления, материалы для их подделки надежно прячутся при подготовке помещения полигона к обыску.
Следственно-оперативная группа выполняет весь объем работы на месте – от проникновения в помещение (на основании постановления о производстве обыска) до оставления протокола обыска и приложения к нему – фототаблицы и схемы.
При составлении протокола обыска курсанты могут использовать образцы практических документов и деловых бумаг следователя. Обыск продолжается до отыскания достаточного количества объектов, позволяющих изобличить гр. Чернова в совершении незаконного получения и изготовления наркотических веществ.
В процессе обыска применяется фотосъемка тайников и отысканных предметов.
Оформление процессуальных документов по результатам обыска.
Задание для самостоятельной работы:
1. Подготовить и оформить документы с учетом замечаний преподавателя и сдать их на проверку.
2. Подготовиться к очередной теме: "Тактика назначения и производства экспертиз, получение образцов для сравнительного исследования".
3. Изучить рекомендованную литературу и ответить на контрольные вопросы к занятию № 7.
Тема № 8: "ТАКТИКА НАЗНАЧЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ЭКСПЕРТИЗ, ПОЛУЧЕНИЕ ОБРАЗЦОВ ДЛЯ СРАВНИТЕЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ"
Занятие № 7. Практическое Время - 6 часов
Цель занятия: Углубление знаний, полученных в ходе лекции, самостоятельной работы с литературой и приобретение практических навыков при получении образцов для сравнительного исследования и тактики назначения экспертиз.
Контрольные вопросы:
1) Виды судебных экспертиз, проводимые в системе МВД РФ.
2) Виды образцов для сравнительного исследования. Процессуальные и непроцессуальные формы. Тактика привлечения специалистов – криминалистов к отбору образцов.
3) Виды деятельности специалиста при назначении экспертиз и отобрании образцов.
Объявление фабулы преступления, ее уяснение и ответы на поставленные вопросы примерного содержания:
а) Нужна ли в данном случае экспертиза?
б) Какой вид экспертизы может быть назначен, и кому поручить ее производство?
в) Какие вопросы поставить перед экспертом и что направить на исследование и т.п.?
По фабулам и материалам к занятиям №№ 2-5 предлагается вынести постановления о назначении экспертиз и ответить на контрольные вопросы:
а) Понятие комплексной и комиссионной экспертиз. Порядок их назначения и производства.
б) Тактика получения образцов (рук, обуви, почерка и т.д.) в непроцессуальной форме для сравнительного исследования и их использование в раскрытии преступлений.
В конце занятия проводится зачет.
Задание для самостоятельной работы для курсантов не получивших зачет:
1. Определить наличие недостаточно уясненных моментов по разделу: "Криминалистическая тактика". В случае необходимости проконсультироваться с преподавателем.
2. Отработать в часы самоподготовки имеющиеся задолженности по разделу "Криминалистическая тактика".
3. Оформить рабочие материалы по занятиям и подготовиться к зачету.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|