ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Из дарственных надписей К. С. Станиславского 9 страницаИз перечисленных здесь, как и в комментируемом письме, трудов К. С. Станиславский кроме вышедшей в 1926 г. книги "Моя жизнь в искусстве" успел полностью подготовить к печати только второй том, который был впервые издан в 1938 г., уже после смерти Станиславского. Работа над третьим и четвертым томами осталась незавершенной. Сохранившиеся материалы этих книг опубликованы в 3-м и 4-м томах Собр. соч. 2 Книга о трех направлениях в искусстве не была подготовлена Станиславским к печати. В его архиве сохранилось множество вариантов этой книги. Некоторые из них, наиболее завершенные, напечатаны в 5-м и 6-м томах Собр. соч.
210* 1 Б. И. Вершилов послал Станиславскому планировки оперы "Лед и сталь" В. Дешевова (см. примеч. 3 к письму No 203). 2 С. Г. Турмачев был одним из режиссеров спектакля "Лед и сталь". 3 Пьеса Ю. Словацкого "Балладина" была поставлена в феврале 1920 г. в Первой студии МХТ. Режиссером был Р. В. Болеславский. К. С. Станиславский провел двенадцать репетиций. 4 К. С. Станиславский был в Берлине в октябре 1928 г., перед 30-летним юбилеем Художественного театра.
1 См. письма К. С. Станиславского к Ф. Д. Остроградскому No 195, 202 и 205, в которых имеются суждения К. С. Станиславского о "Золотом петушке". 2... после провалившегося "Риголетто" и "Севильского цирюльника". -- Станиславский осуждал Оперный театр за то, что он слишком долго откладывал работу над этими операми. 3 Станиславский знал о тяжелом заболевании А. Я. Головина. Смерть художника, последовавшая 17 апреля 1930 г., была, по-видимому, скрыта от него. 4 Речь идет о привлечении А. Е. Архипова к работе над спектаклем "Золотой петушок". В 1930 г. А. Е. Архипов скончался. С. И. Иванов оформлял первый и третий акты спектакля "Золотой петушок". Второй акт был оформлен М. С. Сарьяном. 5 Рецензия Евгения Браудо на спектакль "Пиковая дама" была напечатана в "Правде" 12 марта 1930 г. В статье Е. Браудо, такой же противоречивой, как и другие статьи об этом спектакле, указывалось на натурализм отдельных сцен ("В Летнем саду", "Смерть графини"). Статья заканчивалась словами: "Ответа, для какой цели и для какого слушателя в таком виде поставлена "Пиковая дама", мы на спектакле не получили". 6 Певица Кузнецова-Бенуа и Церетелли -- антрепренеры русских эмигрантских оперных трупп во Франции. 7 Речь, по-видимому, идет о спектакле Музыкального театра имени Вл. И. Немировича-Данченко "Северный ветер", музыкальном представлении в трех действиях, музыка Л. Книппера, текст В. Киршона. Руководитель постановки Вл. И. Немирович-Данченко, главный режиссер Л. В. Баратов, художник В. В. Дмитриев. Первый спектакль 31 марта 1930 г. 8 По-видимому, речь идет об опере В. И. Сука "Лесной царь", либретто Иозефа Фрича по поэме Махи "Май". Опера "Лесной царь" была впервые поставлена в 1900 г.
1 Письмо является ответом на обращение коллектива Оперного театра к К. С. Станиславскому, в котором говорилось: "Нас всех волнует вопрос о структуре труппы. С переходом из студии в театр мы постепенно стали подменивать то основное, на чем строился наш театр, а именно: коллективность. Вы говорили нам всегда, что масса -- основание театра, без которого театр не может существовать. Теперь же из 80 работников труппы около 30 человек -- солисты, и это вносит большие разногласия в труппе. Мы хотим теперь раз и навсегда разрешить вопрос о структуре труппы; либо мы вернемся к старому студийному принципу, т. е. все в хор, либо будет разделение на солистов и хор". (Полный текст см. в книге: "К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования", М., Изд-во АН СССР, 1955, стр. 302--303.) Вопрос о реорганизации труппы и делении ее на солистов и хор решением Главискусства был отложен до приезда К. С. Станиславского.
213* 1 В Британской энциклопедии в 1926 г. была напечатана статья Станиславского "Искусство актера и режиссера". Станиславский просит отослать письмо, передающее Британской энциклопедии авторское право на эту статью. 2 См. письмо No 208.
1 С 1926 г. Оперный театр имени К. С. Станиславского делил свое помещение с Музыкальным театром имени Вл. И. Немировича-Данченко. Такое положение отражалось на финансовой и художественной стороне дела. Так, сезон 1929/30 г. театр при растущем интересе зрителя и несмотря на превышение финансового плана заканчивал с большим дефицитом, хотя получал правительственную дотацию. Выход из трудного финансового положения дирекция театра видела в получении отдельного помещения, которое позволило бы давать ежедневные спектакли, работать без дефицита и установить правильную оплату труда артистов. Правительством было принято решение о предоставлении каждому из театров отдельного помещения, и сектор искусств Наркомпроса предложил Оперному театру имени К. С. Станиславского на выбор зал в Доме правительства (на набережной между Большим и Малым Каменным мостами), клуб имени Каляева и Экспериментальный театр (ныне филиал Большого театра). На последнее предложение К. С. Станиславский ответил сначала телеграммой Ф. Д. Остроградскому: "Хлопочите старое помещение, новое мне не по силам. За честь благодарю". Вслед за телеграммой он прислал на имя Ф. Д. Остроградского подробную мотивировку отказа от всех предложений и просьбу оставить Оперный театр на Б. Дмитровке. Соображения К. С. Станиславского, изложенные в форме письма, были приведены в докладной записке дирекции Оперного театра, адресованной заведующему сектором искусств Наркомпроса Ф. Я. Кону (ЦГАЛИ, ф. 645, оп. 1, ед. хр. 276). 2 См. "Мое мнение по поводу перехода Оперного театра моего имени в Экспериментальный театр" в 6-м томе Собр. соч.
Печатается по фотокопии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Перевод В. Я. Виленкина. 1 С 1905 г. М. Рейнгардт руководил лучшим драматическим театром Берлина -- Немецким театром, основанным Л'Арронжем (1883) и работавшим затем под руководством Отто Брама (1894--1904). 2 В 1905 г. Рейнгардт открыл при Немецком театре школу, готовившую кадры молодых актеров. Это имело огромное значение, так как в то время в Германии не было государственной театральной школы. В своей деятельности школа опиралась на творческий опыт двух руководимых Рейнгардтом театров -- Немецкого и Камерного (Kammerspiele), привлекая опытных преподавателей. 3 Будучи актером Немецкого театра Отто Брама, Макс Рейнгардт пробовал свои режиссерские силы в берлинском артистическом кабаре "Шум и дым" ("Schall und Rauch"), которое в 1902 г. преобразовалось под его руководством в Малый театр (Kleines Theater), с новым репертуаром. В 1903 г. M. Рейнгардт возглавил также Новый театр (Neues Theater). (См. кн.: А. А. Гвоздев, Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX столетий, Л.--М., "Искусство", 1939, глава "Макс Рейнгардт".) 216*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). 1 Речь идет о выступлениях артиста Оперного театра им. К. С. Станиславского Н. П. Платонова в опере "Евгений Онегин" в партии Ленского. 2 См. письмо К. С. Станиславского к В. С. Алексееву от 1 марта 1928 г. 3 Речь идет, по-видимому, об опере "Лед и сталь". 4 О работе Станиславского над оперой Н. А. Римского-Корсакова "Золотой петушок" см. в кн.: Г. Кристи, Работа Станиславского в оперном театре, М., "Искусство", 1952, стр. 165--168.
1 В 1930 г. Л. М. Леонидов проводил свой отпуск в Баденвейлере и часто встречался с К. С. Станиславским. 2 Елизавета Львовна -- Хэпгуд. 3 Вероятно, П. Ф. Шаров -- артист МХТ с 1917 по 1919 г.
218* 1 Письмо Вл. И. Немировича-Данченко в архиве К. С. Станиславского не сохранилось. 2 "Тиэтер-Гилд" -- прогрессивный театр с постоянной труппой и значительным репертуаром, основанный в 1919 г. в Нью-Йорке. В Баденвейлере Станиславский встречался с американскими актрисами Беатрис Ууд и Юнис Стоддарт. Поздравляя К. С. Станиславского с 70-летием, Юнис Стоддарт писала ему в 1933 г.: "Если бы мы могли провести одну десятую от 70 лет так творчески, как Вы, мы считали бы себя счастливыми" (Музей МХАТ, архив КС). 3 См. комментарий к письму No 141.
219* 1 Попов Алексей Дмитриевич, ныне народный артист СССР, с 1912 по 1918 г. был актером МХТ и актером Первой студии. С 1924 по 1930 г.-- режиссер Третьей студии, позднее Театра им. Евг. Вахтангова. В Третьей студии и Театре им. Евг. Вахтангова он поставил в 20-х годах спектакли: Комедии Мериме, "Виринея" Л. Сейфуллиной, "Зойкина квартира" М. Булгакова, "Разлом" Б. Лавренева, "Заговор чувств" Ю. Олеши, "Авангард" В. Катаева.
Печатается по подлиннику из личного архива Е. С. Булгаковой. 1 М. А. Булгаков в 1930 г. был принят в МХАТ в качестве режиссера-ассистента. Он участвовал в режиссуре "Мертвых душ" (1932), "Пиквикского клуба" (1934) и в постановке собственной пьесы "Мольер" (1936). В "Пиквикском клубе" он также исполнял роль Президента суда, заслужив одобрение К. С. Станиславского.
221* Печатается по подлиннику из личного архива Н. И. Собиновой. Записка адресована маленькой дочери Л. В. Собинова.
Ответ на письмо Л. Я. Гуревич от 17 декабря 1930 г. Датируется на основании приписки Станиславского: "24/ХII. Пишу на следующий день"; год -- по содержанию письма. 1 В своих письмах к К. С. Станиславскому этого периода Л. Я. Гуревич высказывала опасение, что книга "Работа актера над собой", часть которой была написана до революции, недостаточно отвечает на запросы современного читателя, что в ней мало подчеркнута связь искусства с питающей его современной жизнью, что некоторые примеры, приведенные в книге, носят черты старого быта, совершенно чуждого советскому читателю. "Громадная опасность для этой книги заключается в том,-- писала Л. Я. Гуревич,-- что она отразила в себе всю отдаленность Вашу от реальной жизни, от той эпохи, в которой мы теперь живем и которая не только мировоззрением, но и всем бытом своим и всеми требованиями, обращенными к искусству и к художнику, бесконечно далека от того мира, в котором создавалась Ваша книга" (Музей МХАТ, архив КС). При доработке книги К. С. Станиславский воспользовался многими советами Л. Я. Гуревич. 2 Впоследствии Станиславский снова разделил материал по "Работе актера над собой" на две части. 3 Книга эта не была окончена Станиславским. Материалы по "Работе актера над ролью" опубликованы в 4-м томе Собр. соч. 4 Елена Николаевна -- дочь Л. Я. Гуревич. 6 Частично эта тема была освещена в заключительных словах первой части "Работы актера над собой". К письму Станиславского приложен чертеж-схема (см. стр. 273 данного тома). 6 В предисловии к книге "Работа актера над собой", ч. 1, сказано: "Одновременно с этой книгой я должен был бы выпустить ей в помощь своего рода задачник с целым рядом рекомендуемых упражнений. Я этого не делаю сейчас, чтоб не отвлекаться от основной линии моего большого труда, которую я считаю более существенной и спешной" (см. Собр. соч., т. 2, стр. 5). Задуманный Станиславским "задачник" ("Грамматика", сборник практических упражнений по "системе" -- "Тренинг и муштра") не был осуществлен. Отдельные записи упражнений, обнаруженные в его архиве, напечатаны в приложениях к 3-му тому Собр. соч. 7 Сохранившиеся материалы по этой книге опубликованы в 6-м томе Собр. соч. 8 По шестому и седьмому томам почти никаких материалов не сохранилось. 9 М. П. Лилиной. 10...через сестру -- З. С. Соколову, режиссера и педагога Оперного театра им. К. С. Станиславского. 11 То есть книга "Работа актера над собой", ч. 1, которую редактировала тогда Л. Я. Гуревич.
223* 1 "Страх" А. Н. Афиногенова был поставлен в МХАТ 24 декабря 1931 г. Режиссер спектакля И. Я. Судаков, художник Н. А. Шифрин. К. С. Станиславский руководил выпуском этого спектакля.
224* Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Подлинник у адресата не сохранился. Лундберг Евгений Германович (р. 1883) -- писатель. В 1919--1928 гг. работал в различных издательствах, в том числе в издательстве "Экономическая жизнь", которое в 1926 г. выпустило первое в СССР издание книги "Моя жизнь в искусстве". 1 "Я хотел бы попытать счастья в драматургии больших авторов, близких современности, -- писал Е. Г. Лундберг. -- Первая тема, с которой я давно ношусь, это "Тиль Уленшпигель" Костера. Это и благородно, и народно, и революционно, и даже антирелигиозно и дает превосходный материал для театра и для актеров". 2 "Тиль Уленшпигель" -- опера Марка Лотара; немецкое либретто Ф. Кенигсгартена, русский текст П. Г. Антокольского. Премьера в Музыкальном театре им. Вл. И. Немировича-Данченко состоялась 26 февраля 1931 г. 3 Е. Г. Лундберг предполагал инсценировать фрагменты из "Декамерона" Боккаччо, чтобы составить из них "Вечер Боккаччо" в исполнении молодежи театра. 4 ...не заинтересуется ли ею и Большая сцена -- т. е. не подойдет ли инсценировка для репертуара основной сцены МХАТ.
225* 1 В январе 1931 г. состоялась встреча К. С. Станиславского с И. М. Москвиным и Л. М. Леонидовым. М. С. Гейтц почему-то в этой встрече не участвовал, о чем идет речь в начале следующего письма.
226* Дата устанавливается по связи с предыдущим письмом. 1 В беседе К. С. Станиславского с И. М. Москвиным и Л. М. Леонидовым обсуждался вопрос о предстоящих гастролях театра в Ленинграде и о возможности включить в гастрольный репертуар трагедию "Царь Федор Иоаннович" А. К. Толстого и комедию Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро". 2 В сезон 1930/31 г. режиссером Е. С. Телешевой была начата работа по вводу в спектакль "Царь Федор Иоаннович" новых исполнителей на главные роли: царь Федор Иоаннович -- Н. П. Хмелев, царица Ирина -- Н. В. Тихомирова, Борис Годунов -- М. П. Болдуман, князь Иван Петрович Шуйский -- В. А. Орлов. Первый спектакль с новыми исполнителями состоялся в ноябре 1935 г. 3 В течение сезона 1929/30 г. несколько раз устраивались гастрольные поездки в Ленинград с пьесами "На дне" М. Горького и "Квадратура круга" В. Катаева. 4 Речь идет о сезоне 1925/26 г. (см. письмо К. С. Станиславского коллективу Московского Художественного театра от 26 июня 1926 г.). 5 "Плоды просвещения" Л. Н. Толстого неоднократно включались в репертуар МХАТ, репетировались, но не были поставлены вплоть до 1951 г. На вопрос М. С. Гейтца о включении пьесы "Плоды просвещения" в репертуар сезона 1929/30 г. К. С. Станиславский писал: "Очень хорошо при условии блестящего распределения ролей. Имеет смысл только при образцовом исполнении" (помета К. С. Станиславского на письме Р. К. Таманцовой. Музей МХАТ, архив Р. К. Таманцовой). 6 Пьеса "На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского, впервые сыгранная в МХТ 11 марта 1910 г., была возобновлена после возвращения театра из-за границы в 1924 г. В последний раз шла на сцене МХАТ 19 октября 1927 г. 7 "Хозяйка гостиницы" К. Гольдони была заново поставлена в 1933 г. (премьера -- 25 апреля). Режиссеры Б. Л. Мордвинов, M. M. Яншин, художник П. П. Кончаловский. Исполнителями главных ролей были К. Н. Еланская (Мирандолина) и Б. Н. Ливанов (Кавалер ди Рипа-фратта).
227* Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве С. Г. Бирман. Машинопись на бланке МХАТ, подпись -- автограф. Ответ на записку: "Дорогой Константин Сергеевич. Мы очень Вас любим. Ваши благодарные и преданные Вам ученицы Серафима Бирман и Катя Корнакова. Если мы что-нибудь делаем на сцене хорошо, то всегда думаем о Вас". (Подлинник без даты, Музей МХАТ, архив КС.)
228* 12 марта 1931 г. И. Я. Гремиславский просил Станиславского утвердить список мужских костюмов для спектакля "Мертвые души", полагая, что можно использовать костюмы из старых спектаклей МХАТ ("Горе от ума" и "Ревизор"). На его докладной записке рукой Станиславского написан публикуемый ответ.
Дата (9 марта) поставлена Станиславским ошибочно. По содержанию письмо датируется 9 апреля (в 1931 г. пасха началась 13 апреля; см. конец письма). 1 "Магическое "если бы", или "если б",-- термин "системы" Станиславского, смысл которого разъясняется далее. 2 "Татьяна Репина", пьеса А. С. Суворина, была поставлена в Малом театре 16 января 1889 г. M. H. Ермолова исполняла в ней заглавную роль. 3 Резкость данного высказывания, как и ряда других мест письма, объясняется тем, что в это время некоторые деятели РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) вели в печати, в докладах и диспутах яростную атаку на МХАТ и "систему" Станиславского, совершенно не разбираясь в ее существе. "Система" разоблачалась "рапповцами" как сугубо идеалистическое учение, ведущее к аполитизму и натурализму в искусстве. Один из докладов на эту тему сделал А. Н. Афиногенов. Цитируемый Станиславским ответ Афиногенова на заданный ему кем-то вопрос, разумеется, мог быть и искажен в устной передаче. 4 Очевидно, имеется в виду опубликованная в журнале "Новый мир" глава из книги Эгона Эрвина Киша "За кулисами статуи свободы", гл. 17: "Голливуд. Сотрудничество с Чарли Чаплиной" (см. журнал "Новый мир", 1929, No 8--9, стр. 238). 5 Это утверждение -- явное самокритическое преувеличение Станиславского. В его блокнотах и записных книжках сохранились следы его работы над целым рядом книг и статей по вопросам физиологии и психологии творчества.
230* Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Прокофьев Алексей Александрович (1872--1941) -- заведующий цехом питания в МХАТ. К. С. Станиславский встречался с А. А. Прокофьевым на протяжении многих лет еще до открытия МХТ -- в любительских кружках и в Обществе искусства и литературы. В Художественном театре А. А. Прокофьев держал буфет с 1898 г. Еще в 1881 г. А. А. Прокофьев поступил мальчиком в буфет Пушкинского театра. Служил в буфетах Немчиновского, Секретаревского театров, в Малом театре, в "Парадизе", в театре "Скоморох" у М. В. Лентовского. В течение шестнадцати летних сезонов он работал в буфете театра в дачной местности -- селе Богородском, где играли Ермолова, Садовская, Рыбаков, Макшеев, Рощин-Инсаров, тогда еще любитель Станиславский и другие. Письмо К. С. Станиславского написано к 50-летию работы А. А. Прокофьева в театрах.
231* Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). 1 Василий Григорьевич -- Сахновский (1886--1945), режиссер, народный артист РСФСР. В МХАТ с 1926 г.; с 1932 г. -- заместитель директора по художественной части; с 1937 г. -- заведующий художественной частью МХАТ. 2 Содержание письма Станиславского к Гейтцу от 26 июня 1931 г. аналогично письму к И. М. Москвину.
232* Печатается по подлиннику, находящемуся в личном архиве К. Я. Бутниковой. Бутникова Ксения Яковлевна с 1926 по 1944 г. была помощником режиссера Оперной студии и театра им. К. С. Станиславского. С 1944 г.-- помощник режиссера в МХАТ.
233* Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Дата устанавливается по месяцу и году смерти В. В. Лужского (2 июля 1931 г.). 1 В пьесе А. П. Чехова "Иванов" В. В. Лужский исполнял роль Лебедева. 2 На одном из "капустников" МХТ (1911 г.) В. В. Лужский, И, М. Москвин, В. Ф. Грибунин и M. M. Климов исполняли "квартет" "Четыре венские гризетки". Они танцевали и пели шуточные куплеты. Воспоминания К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко и других о В. В. Лужском см. в "Ежегоднике МХТ" за 1946 г., М., "Искусство", 1948. Воспоминания Станиславского о Лужском напечатаны также в 6-м томе Собр. соч.
234* Печатается по подлиннику из личного архива Н. П. Крымова. Крымов Николай Петрович (1884--1958) -- живописец-пейзажист и театральный художник. Народный художник РСФСР. Станиславский высоко ценил его талант и привлек его к работе в Художественном театре в сезоне 1925/26 г., поручив ему оформление спектакля "Горячее сердце" А. Н. Островского. В дальнейшем Н. П. Крымов был художником спектаклей МХАТ "Унтиловск" Л. Леонова (1928) и "Таланты и поклонники" А. Н. Островского (1933). Представленные Н. П. Крымовым эскизы оформления спектакля "Золотой петушок" не были приняты К. С. Станиславским. 1 М. С. Сарьян оформлял второй акт оперы "Золотой петушок".
Дата проставлена рукой Л. Я. Гуревич. Письмо приложено к выработанному Л. Я. Гуревич "Положению" к работе над книгой К. С. Станиславского", состоящему из семи пунктов; в конце каждого пункта -- виза Станиславского: "Согласен. К. Станиславский". В "Положении" изложены задачи, возникавшие перед редактором в связи с одновременной подготовкой книги "Работа актера над собой" для издания на русском и иностранных языках. Основные мысли "Положения": "максимальные сокращения в книге всего, что имеет бытовой характер", приближение ее к современной жизни, изъятие из нее того, "что может породить недоразумения". Л. Я. Гуревич настаивала на том, чтобы в книге "четко высказать все, на что могли бы опереться для примирения с ней современности ее защитники".
236* Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Дата устанавливается по связи с 33-й годовщиной основания МХАТ и пятнадцатилетием работы в театре Е. С. Телешевой. Телешева Елизавета Сергеевна (1892--1943) -- артистка и режиссер МХАТ, заслуженная артистка РСФСР. 1 Е. С. Телешева поступила в МХТ в 1916 г. Будучи артисткой Второй студии с 1916 по 1924 г., она принимала участие в спектаклях МХТ. Е. С. Телешева была режиссером спектаклей "Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Реклама", "Мертвые души", "Горе от ума" и др. Одновременно она играла в спектаклях МХАТ небольшие роли. Е. С. Телешева работала также в Центральном театре Красной Армии, где ею были поставлены спектакли "Васса Железнова" и "Мещане". Она была видным театральным педагогом, много лет преподавала в Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского.
1 Здесь и далее упоминаются главы второй части книги "Работа актера над собой" (Собр. соч., т. 3).
238* Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве Государственного научно-исследовательского института театра, музыки и кинематографии в Ленинграде (архив А. Н. Римского-Корсакова, письма А. Н. Римскому-Корсакову, No 523, инв. No Б-841). Римский-Корсаков Андрей Николаевич (1878--1940) -- музыковед. Сын композитора Н. А. Римского-Корсакова. 1 А. Н. Римский-Корсаков в письме к К. С. Станиславскому выражал свое недоумение по поводу предполагаемой переделки слов и музыки "заупокойного" хора над царем Дадоном в опере "Золотой петушок" Н. А. Римского-Корсакова. "...Меня глубоко огорчило намерение подвергнуть ретушевке этот номер при постановке "Золотого петушка" у Вас в театре, -- писал А. Н. Римский-Корсаков. --...Хор плачущей дадоновой челяди -- одна из самых замечательных страниц в музыке отца. В ней поразительно и единственно в своем роде это сочетание простодушия и сарказма, красоты и безобразия, света и тени. Кроме того, появление Звездочета в конце настолько логически необходимо подготовляется этим хором, что выбросить из последнего внутренние контрасты -- значит варварски ослабить и этот финальный штрих". 2 "Вам известно, -- писал А. Н. Римский-Корсаков, -- какого горячего почитателя Вашего великого таланта и светлой деятельности Вы имеете в моем лице....Я почти уверен, что не Вам принадлежит инициатива в предполагаемой переделке слов и музыки "заупокойного" хора над заклеванным царем" (подлинник в Музее МХАТ, архив КС).
239* 1 Елена Константиновна -- Малиновская.
240* Печатается по подлиннику из личного архива Н. И. Собиновой.
Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Месяц и год установлены по помете на копии; дата уточняется по письму Афиногенова к Станиславскому. 1 А. Н. Афиногенов писал К. С. Станиславскому 2 февраля 1932 г.: "...Мне хочется закрепить мою творческую связь с театром на дальнейшее. А что может быть этим дальнейшим -- только моя новая пьеса... И вот когда я думал о ней -- в сознании моем всплыло слово "некогда". Помните, Вы когда-то полушутя предложили написать пьесу на эту тему. Это слово развилось теперь у меня в целую систему взглядов на дальнейшую мою очередную творческую работу, из которой родилась тема новой пьесы, тема наших темпов. Эту тему я намерен взять из жизни непосредственных создателей наших темпов, на фоне их работы, и мыслей, и чувств" (подлинник в Музее МХАТ, архив КС).
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Письмо послано в связи с возвращением А. М. Горького в Москву в апреле 1932 г. 1 В 1931 г. К. С. Станиславский обращался к А. М. Горькому за советом по ряду важнейших творческих и организационных, вопросов, связанных с жизнью МХАТ и перспективами его дальнейшего развития. Горький принял горячее участие в судьбе театра. Советское правительство оказало Художественному театру всестороннюю помощь, направленную на улучшение условий его творческой работы. Постановлением Президиума ЦИК СССР в январе 1932 г. МХАТ был переименован в МХАТ СССР и принят в непосредственное ведение ЦИК СССР (см. примеч. к публикации: "Из подготовительных материалов для обращения в Правительство", Собр. соч., т. 6, стр. 433).
243* Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Телеграмма послана к пятидесятилетию артистической деятельности В. И. Сука.
1 Л. Я. Гуревич писала Станиславскому 24 мая 1932 г.: "Я должна сказать Вам в глаза эту горькую правду по поводу того, что Вы делаете со своей книгой. Ведь пришел последний срок оформить и выпустить ее в свет... Сдав работу мне, Вы все продолжаете ее переделывать, дополнять и проч....Нет у меня больше и надежды на то, что Вы переломите себя, взглянете в глаза действительности, поймете, что нужно спешить с этим делом, а не тормозить его все новыми и новыми изменениями....Давая волю своей склонности к бесконечным исправлениям. Вы своими руками губите дело своей жизни" (подлинник в Музее МХАТ, архив КС). "Бесконечные исправления", которые Станиславский вносил в книгу "Работа актера над собой" и которые, естественно, осложняли редакторскую работу по подготовке рукописи к печати, были, однако, закономерны. Станиславский переосмысливал, углублял и уточнял некоторые положения своей "системы", стремясь в то же время наиболее убедительно связать ее сущность с избранной им формой изложения. 2 К. С. Станиславский уезжал на лечение за границу, в Баденвейлер.
245* Егоров Николай Васильевич (1873--1955) -- заместитель директора МХАТ по административно-хозяйственной части с 1926 по 1929 г. и с 1931 по 1950 г. Письма к нему печатаются по подлинникам, находящимся в Музее МХАТ (архив КС). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|