Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Из дарственных надписей К. С. Станиславского 12 страница




7 "На Донца я уже обратил внимание. Он спел при мне Ленского, -- писал Собинов 10 мая. --...С Донцом я сам занимался. Он музыкален, способен к сцене, но, к сожалению, у него не всегда "собран" голос, да и мало в нем обертонов".

8 Собинов просил у Станиславского "разрешения присутствовать" при его работе в студии и в театре.

 

305*

Подлинник ошибочно помечен 1933 годом, -- дата исправляется по содержанию письма.

1 См. примеч. 4 к письму No 174.

 

1 В январе 1935 г. широко отмечалось 75-летие со дня рождения Антона Павловича Чехова (см. письмо Вл. И. Немировича-Данченко к К. С. Станиславскому от 26 августа 1934 г., "Избранные письма", стр. 394--396).

2 Эти планы не были осуществлены. В чеховские дни большая группа актеров МХАТ выезжала в Таганрог со спектаклем "Дядя Ваня" и двумя концертными программами. В концертных программах были даны отрывки из "Чайки", "Иванова", "Вишневого сада".

В поездке участвовали: О. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, А. Л. Вишневский, Л. М. Коренева, В. Л. Ершов, Н. П. Хмелев, А. К. Тарасова, Е. С. Телешева, В. А. Вербицкий, В. П. Истрин, Е. Ф. Скульская, А. Н. Грибов и другие.

 

307*

Печатается по черновику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Подлинник не сохранился. Дата указана В. О. Топорковым.

1 Начало сценической деятельности В. О. Топоркова относится к 1909 г. Чествование артиста состоялось 25 марта 1934 г.

2 В. О. Топорков вступил в труппу МХАТ в 1927 г.

3 В спектакле "Мертвые души" (премьера 28 ноября 1932 г.) В. О.Топорков играл роль Чичикова.

О работе К. С. Станиславского над спектаклем "Мертвые души", и в частности с В. О. Топорковым над ролью Чичикова, см. в кн.: В. Топорков, К. С. Станиславский на репетиции. Воспоминания, М.--Л. "Искусство", 1949.

В пьесе "Растратчики" В. Катаева (премьера 20 апреля 1928 г.) В. О. Топорков исполнял роль кассира Ванечки. Это была первая роль В. О. Топоркова в МХАТ. (См. в той же книге раздел "Вступление в МХАТ и первая работа с К. С. Станиславским".)

 

308*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве М. П. Чеховой в Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина.

1 В апреле 1934 г. отмечалось 30-летие со дня основания в Ялте Дома-музея А. П. Чехова.

2 Михаил Павлович -- Чехов (1865--1936), младший брат А. П. Чехова.

 

309*

1 Л. В. Собинов сообщал К. С. Станиславскому о том, что он с женой и дочерью в июне выезжает в Карлсбад, где пробудет до сентября.

2 25 мая 1934 г. Л. В. Собинов писал Станиславскому: "Спел Ленского Дубинин и приятно всех удивил и хорошо несущимся голосом, и музыкальностью, и четкостью сценического рисунка" (Музей МХАТ, архив КС).

3 Хайкин Борис Эммануилович -- дирижер и педагог. С 1928 по. 1936 г. -- дирижер Оперного театра имени К. С. Станиславского. Ныне народный артист СССР.

4 Виноградов Константин Петрович -- хормейстер Оперной студии и театра им. К. С. Станиславского с 1923 по 1936 г. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

 

310*

1 Сережа -- Алексеев Сергей Борисович, племянник К. С. Станиславского, сын его брата Бориса.

2 О Жаке Копо (Copeau) и его отношении к Станиславскому см. примеч. к письму No 33.

Шарль Дюллен (Dullin, 1885--1949) -- известный французский актер, режиссер и педагог, основатель театра "Ателье". Его "Воспоминания и заметки актера" вышли в русском переводе в 1958 г. (М., Изд-во иностранной литературы).

3 Письмо Вл. И. Немировича-Данченко от 30 июня 1934 г. находится в Музее МХАТ (архив Н.-Д).

 

311*

1 Ольга -- дочь И. К. Алексеева.

2 Мария Михайловна -- Луи, содержательница пансиона в Берлине, где останавливался Вл. И. Немирович-Данченко.

3 Вл. И. Немирович-Данченко по возвращении из-за границы направлялся в Крым.

 

312*

1 Собинов писал Станиславскому 27 августа 1934 г.: "...Я очень и очень интересуюсь Вашими замечаниями и перспективами театра на будущее. За то немногое время, когда я Вас замещал, я, конечно, до известной степени повлиял на ход дела, на направление работы, и теперь мне очень важно и ценно узнать Ваше мнение... Если Вы придете к выводу, что я не только не принес Вашему делу пользу, но даже, быть может, и повредил ему, то мне лучше всего уйти в отставку, и чем скорее, тем лучше" (Музей МХАТ, архив КС).

 

313*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве Театрального музея им. А. В. Луначарского в Ленинграде.

Рябов Николай Павлович -- сын актера Малого театра П. Я. Рябова (1837--1906). После ухода А. Ф. Федотова из Общества искусства и литературы П. Я. Рябов взял на себя режиссуру ряда спектаклей Общества: "Самоуправцы", "Не так живи, как хочется", "Бесприданница"; он же возобновил постановку "Скупого рыцаря". В "Художественных записях" за 1889 г. Станиславский отмечает влияние, которое оказала на его артистическое развитие работа с П. Я. Рябовым над ролью Имшина в "Самоуправцах" А. Ф. Писемского (см. Собр. соч., т. 5, стр. 126--127, 131).

1 В письме от 12 августа 1934 г. Н. П. Рябов писал К. С. Станиславскому: "Отец всегда был самым горячим поклонником Вашего таланта, и я никогда не забуду его характерного отзыва о Вас как об актере. Он говорил так: "Если взять Поссарта, Сальвини и Росси, истолочь и все их таланты сконцентрировать, то этого не хватит на создание и половины Станиславского". Н. П. Рябов напоминал Станиславскому о прекрасном отношении к его отцу членов Общества искусства и литературы и лично Константина Сергеевича и выражал огорчение по поводу того, что это не отражено в книге "Моя жизнь в искусстве".

 

314*

 

1 Леонид Витальевич Собинов скоропостижно скончался в Риге 14 октября 1934 г.

 

315*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

1 Артист Малого театра А. Э. Ашанин (Шидловский) был в 1933 г. одним из инициаторов организации при Всероссийском театральном обществе лаборатории по изучению проблем, связанных с творчеством актера. Этой работой ВТО руководили рекомендованные И. П. Павловым профессора Н. А. Подкопаев и В. И. Павлов.

В Музее МХАТ (архив КС) имеется переписка А. Э. Ашанина с Н. А. Подкопаевым и В. И. Павловым.

В письме от 14 октября 1934 г. А. Э. Ашанин, сообщая В. И. Павлову о своей встрече с К. С. Станиславским, дословно приводил следующее его высказывание: "...Мне кажется, что если я мог бы быть интересен и чем-то, может быть, полезен Ивану Петровичу, то не тем, что я могу написать ему и спросить у него, а тем, что я могу показать Ивану Петровичу в процессе своей работы. Если бы Иван Петрович мог присутствовать при том, как я занимаюсь здесь, у себя, в этой комнате, с актерами, он бы сделал наблюдения и соответствующие заключения большего значения, чем если я буду писать ему и говорить. Я силен в показе, а в разговоре и даже в вопросах я чувствовал бы смущение перед Иваном Петровичем и терялся бы".

 

Печатается по подлиннику (машинопись с подписью-автографом), хранящемуся в Музее МХАТ.

1 Пьеса К. Гамсуна "У врат царства" была поставлена в Художественном театре в 1909 г. Вл. И. Немировичем-Данченко и В. В. Лужским. В 1927 г. спектакль был возобновлен H. H. Литовцевой и оставался в репертуаре МХАТ в течение двадцати лет.

Роль Ивара Карено была одной из самых любимых и самых совершенных ролей В. И. Качалова. Еще в дореволюционные годы Качалов творчески переосмысливал образ Гамсуна. Увлекаясь бунтарским свободолюбием и непреклонной честностью своего героя, он отметал свойственный: пьесе налет анархического индивидуализма и "ницшеанства". В 1926--1927 гг., при возобновлении спектакля, он вместе с П. А. Марковым значительно переработал самый текст Гамсуна, предельно усилив антибуржуазную, революционную тему Карено и обострив его столкновение с буржуазными реакционерами и оппортунистами. Исполнение Качалова в эти годы приобрело особенную мужественность, страстность и глубину. Спектакль, отличавшийся стройностью ансамбля, пользовался у советского зрителя неизменным успехом.

 

317*

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

Алперс Николай Михайлович -- литератор, драматург.

1 H. M. Алперс делился с К. С. Станиславским замыслами дальнейшей работы над инсценировкой "Войны и мира".

Интерес К. С. Станиславского к работе H. M. Алперса не случаен. Эта тема близка творческим замыслам самого Станиславского. Еще в 1910 г. он задумал инсценировать "Войну и мир" к столетию Отечественной войны 1812 г. Он провел тогда большую работу. Первые три части романа были разбиты им на акты и картины, была установлена длительность, каждой из сцен. В инсценировке было около 80 действующих лиц. Станиславский коллекционировал вырезки из газет и журналов, иллюстрационный материал, имеющий отношение к периоду Отечественной войны 1812 г. (Музей МХАТ, архив КС).

 

318*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в архиве М. П. Чеховой в: Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина.

1 Надпись на фотографии: "Дорогому Антону Павловичу Чехову от душевно преданного К. Алексеева (Станиславского). 1904, 17. 1." (Дом-музей А. П. Чехова в Ялте).

 

319*

Дата (февраль 1935 г.) устанавливается по связи с протоколом режиссерского совещания МХАТ, обсуждавшего вопросы репертуара.

1 ...на заседании четверки. -- В Управление, назначенное Станиславским, входили М. Н. Кедров, В. Г. Сахновский, И. Я. Судаков, Н. А. Подгорный.

2 Е. С. Телешева в 1935--1936 гг. вводила в спектакль "Царь Федор Иоаннович" Н. П. Хмелева (царь Федор), Н. В. Тихомирову (царица Ирина), М. П. Болдумана (Борис Годунов), В. А. Орлова (Иван Петрович Шуйский), С. К. Блинникова (Луп-Клешнин).

3 В 1935 г. в МХАТ обсуждался план новой постановки "Села Степанчикова" по повести Ф. М. Достоевского. Этот план не был осуществлен главным образом в связи с болезнью И. М. Москвина.

4 Часть труппы первоначально отрицательно относилась к включению в репертуар МХАТ "Врагов" М. Горького и "Любови Яровой" К. А. Тренева, так как эти пьесы уже шли недавно в Москве, на сцене Малого, театра и театра МОСПС.

В 1938 г. в статье, посвященной 40-летию МХАТ, имеющей программное значение, Станиславский писал: "Мы поняли наш путь -- искусства социалистического реализма, и более уверенно пошли по нему. Театр нашел свой успех в некоторых новых постановках ("Бронепоезд", "Егор Булычов", "Враги", "Любовь Яровая", "Земля" и проч.)".

5 Пушкинский спектакль. -- К столетию со дня смерти А. С. Пушкина первоначально намечался спектакль из четырех "маленьких трагедий", объединенных в композицию "Болдинская осень", в которую были включен также стихи и письма Пушкина (разработка этого плана была поручена Л. М. Леонидову). Позднее вместо спектакля из "маленьких трагедий" был включен в репертуар "Борис Годунов" (постановка С. Э. Радлова, режиссер Н. Н. Литовцева, художник И. М. Рабинович; в главных ролях:: В. И. Качалов (царь Борис), Л. М. Леонидов (Пимен), M. M. Тарханов, (Василий Шуйский), О, Н. Андровская, А. О. Степанова, С. С. Пилявская (Марина Мнишек), В. В. Белокуров, И. М. Кудрявцев (Самозванец), А. Н. Грибов (Патриарх). Спектакль был доведен до генеральных репетиций, но остался неосуществленным.

6 "Собака садовника" ("Собака на сене") Лопе де Вега в МХАТ не репетировалась.

7 Работа над новой постановкой "Привидений" Г. Ибсена была начата в 1935 г., но вскоре прекратилась в связи с изменением репертуарного плана театра. Режиссерами были В. Г. Сахновский и П. А. Марков. Роль фру Альвинг репетировала О. Л. Книппер-Чехова, роль Освальда -- Ю. Э. Кольцов и М. И. Прудкин.

8 Возобновление "Егора Булычева" в МХАТ не состоялось.

9 "Честное слово" -- комедия Анри Жансона. Эта пьеса привлекала Художественный театр главным образом как материал для совершенствования комедийного мастерства актеров.

 

320*

Печатается по машинописному тексту, подписанному Станиславским, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

1 Е. Н. Морес исполняла в "Страхе" А. Н. Афиногенова роль Наташи; Б. Н. Ливанов играл Кимбаева.

 

321*

Печатается по подлиннику из личного архива В. А. Орлова.

322*

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Приветствие К. С. Станиславского участникам 200-го представления спектакля "Воскресение" по роману Л. Н. Толстого было прочитано за кулисами.

1 Клавдия Николаевна -- Еланская. Ангелина Осиповна -- Степанова, Анастасия Платоновна -- Зуева (играла в "Воскресении" Матрену; "тетушка" -- ошибка Станиславского).

Владимир Львович -- Ершов, исполнитель роли Нехлюдова; Марк Исакович -- Прудкин (прокурор Бреве); Александр Александрович -- Лидере (Петр Герасимович, один из присяжных в суде); Борис Львович -- Изралевский, дирижер, участвовал в народной сцене.

Печатается по тексту, опубликованному в газете "Советское искусство" 29 июня 1935 г. в связи с приездом Ромена Роллана в Москву.

В письме, относящемся к 1936 г., Ромен Роллан писал: "Дорогой Немирович-Данченко, я храню воспоминания о нашей дружеской встрече в Большом театре в июне прошлого года. Ваше же прославленное имя, дорогой Станиславский, является для меня именем учителя психологической правды на сцене. Как бы я желал быть свидетелем одного из Ваших живых и глубоких сценических созданий. Дружески жму Вам руки. Ромен Роллан" (Музей МХАТ, архив КС).

 

324*

1 Виктор Андреевич Симов скончался 21 августа 1935 г. Письмо-приветствие К. С. Станиславского к 50-летнему юбилею В. А. Симова, дающее глубокую характеристику его творчества, напечатано в 6-м томе Собр. соч., стр. 325--327.

2 Комаровка -- подмосковная деревня, где находилась дача А. С. Штекер-Красюк, сестры К. С. Станиславского.

3 Маня -- Мария Сергеевна Севастьянова, сестра К. С. Станиславского.

4 В Ленинграде в это время проходили гастроли Оперного театра им. К. С. Станиславского.

 

325*

1 Решением Наркомпроса от 16 марта 1935 г. была организована Оперно-драматическая студия имени К. С. Станиславского, с двумя отделениями: драматическим и оперным. По объявленному конкурсу в студию в 1935 г. было принято 70 человек. Занятия проводились К. С. Станиславским и под его руководством М. П. Лилиной, З. С. Соколовой, В. С. Алексеевым, М. Н. Кедровым, Л. М. Леонидовым, М. И. Кнебель и другими актерами МХАТ, а также группой ассистентов, в которую вошли ученики З. С. Соколовой.

Музыкальными руководителями студии были В. П. Ширинский, Н. С. Голованов. Вокальное искусство преподавали А. В. Нежданова, М. Г. Гукова, Л. Я. Плотникова, А. А. Погорельский и другие. Ассистентами Н. С. Голованова были дирижеры А. М. Ковалев и Ю. В. Муромцев.

С 1938 г. начались открытые, публичные спектакли студии ("Чио-Чио-Сан", "Три сестры"). В 1944 г. студия была преобразована в Оперно-драматический театр им. К. С. Станиславского. В 1948 г. был основан новый Драматический театр им. К. С. Станиславского. В труппу театра вошла часть бывших учеников Оперно-драматической студии.

2 Вениамин Захарович -- Радомысленский, директор Оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского. Ныне директор Школы-студии им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ.

3 Описка: не "аспирантов", а "ассистентов". То же и далее.

4 Люб. Дм. -- Л. Д. Духовская, медсестра.

 

326*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

1 В 700-м спектакле "Вишневый сад" 30 сентября 1935 г. роли исполняли: Раневской -- О. Л. Книппер-Чехова, Ани -- А. О. Степанова, Вари -- Л. М. Коренева, Гаева -- Н. А. Подгорный, Лопахина -- Б. Г. Добронравов, Шарлотты -- С, В. Халютина, Дуняши -- О. Н. Андровская, Симеонова-Пищика -- М. Н. Кедров, Трофимова -- В. А. Орлов, Епиходова -- И. М. Москвин, Фирса -- Н. П. Хмелев, Яши -- А. Н. Грибов, Прохожего -- Ю. А. Заостровский, начальника станции -- В. П. Истрин, почтового чиновника -- В. К. Новиков.

 

327*

1 Милуша -- Штекер Людмила Андреевна, помощник режиссера в МХАТ с 1926 по 1958 г., племянница Станиславского. О каком "условии" пишет здесь Станиславский, установить не удалось.

2 См. письмо No 329 и примеч. к нему.

3 Литтль, Броун и К -- американские издатели книги Станиславского "Моя жизнь в искусстве".

4 День открытия Оперно-драматической студии им. К. С. Станиславского.

 

Печатается по подлиннику из личного архива В. В. Шверубовича.

Написано в связи с шестидесятилетием со дня рождения и сорокалетием артистической деятельности В. И. Качалова.

 

329*

Печатается по черновому автографу, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Дата устанавливается по связи с приложенным к письму документом от 28 сентября 1935 г. и по упоминанию в письме к Р. К. Таманцовой от 3 октября 1935 г.

1 См. Собр. соч., т. 1, "Моя жизнь в искусстве" (глава "Дункан и Крэг", стр. 332--347).

2 Ознакомившись с воспоминаниями о постановке "Гамлета" в книге "Моя жизнь в искусстве", Гордон Крэг выразил Станиславскому свое неудовольствие, считая, что рассказ о неудаче с ширмами на репетиции вредит его творческому престижу и нарушает его деловые интересы.

3 В заявлении, адресованном К. С. Станиславскому и затем пересланном Г. Крэгу, сказано:

"В ответ на Ваш запрос:

1) производились ли опыты применения пробковых ширм при постановке Гордоном Крэгом "Гамлета" и

2) имел ли место случай падения декораций-ширм перед первым представлением "Гамлета" --

мы, нижеподписавшиеся работники сцены: машинист-механик И. И. Титов, помощник машиниста С. М. Становов и рабочие сцены И. Н. Дульнев, Н. О. Калинин и Г. И. Степанов, прослужившие в Художественном театре каждый более 35 лет, настоящим удостоверяем, что

1) для постановки Гордоном Крэгом "Гамлета" театр делал опыты с ширмами из дерева, из папье-маше, из пробки и из холста. Остановились на холщовых ширмах, так как остальные были очень тяжелы.

2) Неоднократно на репетициях падали ширмы, так как не были достаточно прочно укреплены. Действительно, перед премьерой произошла та катастрофа, о которой Вы пишете в Вашей книге: одна ширма накренилась, начала падать и при падении увлекла за собой остальные ширмы -- получилось впечатление падающего карточного домика.

Для устранения подобного явления театром были приняты следующие меры: к каждой ширме была прикреплена площадка, на которую клался балласт (груз), что в дальнейшем устранило возможность падения ширм. Описанный случай, конечно, произошел по вине технической части театра" (Музей МХАТ, архив КС).

4 Рассказ К. С. Станиславского о ширмах в постановке Гордона Крэга напечатан во всех русских изданиях книги "Моя жизнь в искусстве", вышедших в свет при жизни автора, кроме издания 1936 г., в котором Станиславским была сделана купюра по настоянию Крэга. В 1-м томе Собр. соч. пропущенные в издании 1936 г. места восстановлены.

 

330*

Печатается по черновику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

 

331*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

 

332*

Печатается по подлиннику из личного архива И. К. Алексеева. Датируется на основании письма М. П. Лилиной к И. К. Алексееву от 11 января 1936 г.: "Письмо, которое я тебе сегодня пересылаю, я получила уже давно, вероятно, недели две назад".

Письмо К. С. Станиславского адресовано в Марокко, где в то время проходил курс лечения его сын И. К. Алексеев.

1 Имеются в виду события, связанные с восстанием в Испанском Марокко.

2 Елизавета Львовна -- Хэпгуд.

3 Михаил Львович, Александра Владимировна -- Толстые, родители жены И. К. Алексеева.

 

333*

 

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС).

Послано по адресу: Донбасс, Сталино, Путиловка, завод им. Коваля.

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

Написано в связи с 600-м выступлением И. М. Москвина в роли царя Федора Иоанновича в одноименной трагедии А. К. Толстого.

В черновике письмо продолжено: "Обнимаю Вас крепко и от души желаю, чтобы Ваш пример послужил уроком для наших молодых артистов. Нежно обнимаю и жалею, что не могу лично сказать Вам все то, что хотелось бы" (Музей МХАТ, архив КС).

 

 

Печатается по тексту, опубликованному в газете "Горьковец" 11 апреля 1936 г.

 

336*

Печатается по подлиннику из личного архива М. Л. Мельтцер.

Послано в Сталинград, где проходили гастроли Оперного театра им. К. С. Станиславского.

1 "Снегурочка" Н. А. Римского-Корсакова -- неосуществленная постановка Оперного театра им. К. С. Станиславского (режиссер М. Л. Мельтцер). В архиве М. Л. Мельтцер сохранилась тетрадь с краткой записью замечаний К. С. Станиславского по поводу одной из репетиций "Снегурочки";

"Берендей -- эстет, идеальный правитель, любит природу, красоту, искусство. Царь -- орел по мудрости. Бермята -- тупая преданность, формализм. Мизгирь -- восточный человек, красивый самец. Все в окружении природы, женщин..."

Некоторые замечания Станиславского, сделанные на репетиции "Снегурочки", свидетельствуют о том, что не только в драматическом искусстве, но и в оперном он искал в это время нового подхода актера к созданию роли. Он говорил о необходимости "пройти всю пьесу по сквозному действию и по физическим действиям беспредметно,-- это ведет к ощущению правды". "...Сыграть сначала жизнь человеческого тела. Через физические действия, которые легко фиксировать, поневоле возбуждается переживание. Пройти по линии позывов. Говорю о чувстве, а выражаю в действии. Действие -- это рельсы железной дороги, а предлагаемые обстоятельства -- пейзаж".

2 "Скупой рыцарь" -- опера С. В. Рахманинова; в Оперном театре им. К. С. Станиславского не репетировалась. В Оперно-драматической студии Л. М. Леонидовым были проведены первые беседы об этой опере, но начатая работа прервалась.

3 "Смутное время" -- опера А. Ф. Гедике, другое название -- "У перевоза" (тема -- восстание Пугачева); в Оперном театре им. К. С. Станиславского не репетировалась.

4 "Виндзорские проказницы" -- см. примеч. 3 к письму No 303.

5 Имеется в виду привлечение художников Палеха к оформлению спектакля "Снегурочка".

Ю. А. Бахрушин -- искусствовед, с 1924 по 1935 г. руководил постановочной частью Оперной студии и театра им. К. С. Станиславского.

6 Варвара Васильевна -- Чистякова, секретарь дирекции Оперного театра им. К. С. Станиславского.

 

1 6 сентября 1936 г. постановлением ЦИК СССР было установлено почетное звание народного артиста СССР. Одновременно это звание было присвоено тринадцати деятелям советского театра, среди которых первым названо имя К. С. Станиславского.

Л. М. Леонидову звание народного артиста СССР было присвоено 1 ноября того же года.

2 Сорок лет со дня начала сценической деятельности Л. М. Леонидова исполнилось 18 сентября 1936 г.

3 Я. И. Боярский был в то время заместителем председателя Комитета по делам искусств.

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

Приветственная телеграмма к сорокалетию сценической деятельности И. М. Москвина.

 

 

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ЦГАЛИ, ф. 131, ед. хр. 84.

 

Печатается по черновику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС). Подлинник не обнаружен.

1 Письмо было написано 15 ноября, а отправлено 18 ноября 1936 г., в день пятнадцатилетия Государственного театра им. Евг. Вахтангова.

 

341*

Печатается по черновику, хранящемуся в Музее МХАТ (архив КС).

Дата указана на машинописной копии письма, переведенного на немецкий язык.

1 В своем письме на имя Станиславского (подлинник -- в Музее МХАТ, архив КС) Альфред Керр предлагал для постановки оперу "Хроноплан".

 

342*

Печатается по черновику, находящемуся среди текстов рукописи о работе актера над ролью на материале "Ревизора" (Музей МХАТ, архив КС, No 596). Датируется по местонахождению черновика.

В. З. Радомысленский был директором Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского.

1 Зинаида Сергеевна -- Соколова.

 

343*

Печатается по подлиннику из архива А. Г. Орлова, находящегося в ЦГАЛИ.

1 Имеются в виду длительные гастрольные поездки Оперного театра им. К. С. Станиславского по городам Советского Союза.

2 К двадцатилетию Советской власти театр включил в репертуар оперу Л. Б. Степанова "Дарвазское ущелье". Работа над этой оперой была начата под руководством Станиславского. Спектакль был выпущен уже после его смерти, 10 января 1939 г. (режиссеры И. М. Туманов и М. Л. Мельтцер, художник M. M. Сапегин, дирижер M. H. Жуков).

 

344*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). На письме помета секретаря Станиславского: "ВКИ -- Боярскому Я. И.".

Дата устанавливается по времени работы Я. И. Боярского во Всесоюзном Комитете по делам искусств.

1 Программа, присланная Я. И. Боярским, в архиве Станиславского не сохранилась. По-видимому, это была одна из многочисленных попыток популяризации "системы", не получившая одобрения К. С. Станиславского.

 

Печатается по тексту, опубликованному в книге: А. Яблочкина, Жизнь в театре, М., ВТО -- "Искусство", 1953, стр. 224--225.

Датируется днем празднования пятидесятилетия сценической деятельности А. А. Яблочкиной, 17 января 1937 г. Сценическая деятельность А. А. Яблочкиной началась в 1885 г. в Тифлисе; в 1886 г. она вступила в труппу театра Ф. А. Корша, где играла два сезона. С 1888 г. А. А. Яблочкина -- артистка Малого театра.

1 К. С. Станиславский играл с А. А. Яблочкиной в комедии Вл. И. Немировича-Данченко "Счастливец". К. С. Станиславский исполнял роль художника Богучарова, А. А. Яблочкина -- Александры Викторовны Ясеневой. Этот спектакль был показан в Рязани 22 марта 1892 г. В нем участвовали Г. Н. Федотова и О. О. Садовская.

2 С 1915 г. А. А. Яблочкина возглавляет Всероссийское театральное общество.

 

346*

Печатается по машинописной копии (Музей МХАТ, архив КС).

Ангаров Алексей Иванович в то время работал в аппарате ЦК ВКП(б).

1 "Мне кажется, -- писал Станиславскому А. И. Ангаров, -- туманные термины: "интуиция", "подсознательное", следует раскрыть, показать их реалистическое содержание, конкретно рассказать людям, что такое это художественное чутье, в чем оно выражается. Это одна из задач тех, кто теоретически работает над вопросами искусства" (Музей МХАТ, архив КС).

 

347*

Печатается по машинописной копии, хранящейся в Музее МХАТ (архив КС). Подлинник не обнаружен.

Телеграмма к пятнадцатилетию со дня смерти Е. Б. Вахтангова.

 

1 Студент, о котором говорится в письме, был временно исключен из Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского за нарушение этики.

2 Э. А. Шидловский -- друг К. С. Станиславского и его сотрудник по Обществу искусства и литературы. Его жена Е. В. Шидловская (по сцене Шиловская) поступила в МХТ в 1904 г. и была исключена из состава труппы в 1905 г. за нарушение дисциплины.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных