Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Краткий курс лекций.




Модуль 1. Общетеоретические вопросы эстетики применительно к архитектуре и дизайну

Тема 1.1. Введение в курс. Цели и задачи предмета

Эстетика – наука о прекрасном и выразительном в искусстве, природе и в человеческой деятельности. Ее связь с другими областями человеческой деятельности – искусством, наукой, техникой, религией и др. Терминологический аппарат.

Содержание и форма (художественные) –понятия философского происхождения. Применительно к произведению искусства содержание – это внутренняя сущность, смысл произведения, который не следует отождествлять с сюжетом. Художественная форма – проявления данного содержания во внешнем мире, как оно дано нашему восприятию. По аналогии с современной лингвистикой, на сегодняшний день часто употребляются термины «план содержания» и «план выражения», что эквивалентно.

Эстетическая деятельность –деятельность, которой свойственна выразительность, т.е. воплощение эмоциональной сферы человека, его мировосприятие имиропонимание. Содержание эстетической деятельности не сводится к утилитарным задачам.

Искусство– область творческой деятельности, ставящая своей целью воплощение мировосприятия, воздействующая на человека в первую очередь эмоционально-непосредственно. Главной особенностью искусства считается «бескорыстие», т. е. отсутствие утилитарной заинтересованности. В современной науке приняты положения, что искусство не только отражает действительность, но и пересоздает, проектирует ее.

Бифункциональные искусства– виды искусства, выполняющие собственно художественную и утилитарную функцию, причем последняя часто главенствует. К бифункциональным искусствам относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн.

Арт-практика –современное понятие, под которым понимаются все виды творческой деятельности, вне зависимости от их связанности с традициями и формального совершенства.

«Символическая форма» – понятие, введенное философом Э. Кассирером. Впервые применено к искусству его учеником Э. Панофски. Под символической формой понимается такая форма, которая выражает в себе основные особенности духовной атмосферы эпохи.

 

 

Тема 1.2. Основные эстетические категории

Эстетические категории– основные понятия, которыми оперирует эстетика. Их содержание и роль исторически изменчивы. Наиболее традиционные эстетические категории – прекрасное, возвышенное, величественное, комическое, трагическое, драматическое, изящное. В современном искусстве большую роль играют такие категории как интересное, безобразное.

Прекрасное –главная эстетическая категория. Обозначает высшую оценку характеристики объекта рассмотрения, его полноту, совершенство самораскрытия сущности.

Возвышенное– эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие по своей духовной насыщенности обычное течение практической жизни.

Величественное– эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие своим масштабом обычные человеческие силы и возможности.

Комическое– эстетическая категория, характеризующая явления, охарактеризованные еще Аристотелем как «некая ошибка или безобразие, никому не приносящие вреда и ни для кого не пагубные».

Трагическое – эстетическая категория, характеризующая явления, когда идеал гибнет или ему наносится непоправимый ущерб. В трагическом всё действие направлено к конечному результату.

Драматическое– эстетическая категория, характеризующая явления, действенные по своему характеру и имеющие внутри себя конфликт, не приводящий к трагическим последствиям. Драматическое более разнообразно, чем трагическое.

Изящное– эстетическая категория, характеризующая явления, которым свойственна тщательность, тонкость, видимая хрупкость формы.

Интересное– эстетическая категория, относительно недавно включенная в научный оборот. Она характеризует явления, которые воспринимаются как необычные или имеющие трудно предсказуемое дальнейшее развитие.

 

Тема 1.3. Эстетические особенности дизайна, архитектуры

и садово-паркового искусства

 

Синтез красоты и пользы. Практически полное изъятие таких категорий как трагическое, ужасное, комическое. Ориентированность на положительный эмоциональный тонус.

Архитектура как искусство, непосредственно воздействующее на человеческую жизнь, диктующее характер и темп движения. Значение категорий величественного и возвышенного для крупных общественных сооружений.

Эстетика садово-паркового искусства. Союз искусства и природы. Взаимосвязь с природными явлениями. Утилитарное значение садов и парков. Отражение мировоззрения, взглядов на природу в различные эпохи.

Эстетика декоративно-прикладного искусства. Соотношение красоты и пользы. Форма и декор. Акцентированность художественной составляющей.

Закономерность появления промышленного дизайна. Дизайн как проектная деятельность. Проект – «брошенный вперед». Новизна как основная характеристика. Ориентированность на промышленные способы производства. Понятия «художественное конструирование», «техническая эстетика», их укорененность в российской культуре.

Особенности анализа эстетических особенностей дизайн-объектов, с учетом утилитарной составляющей.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных