ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Краткий курс лекций.Модуль 1. Общетеоретические вопросы эстетики применительно к архитектуре и дизайну Тема 1.1. Введение в курс. Цели и задачи предмета Эстетика – наука о прекрасном и выразительном в искусстве, природе и в человеческой деятельности. Ее связь с другими областями человеческой деятельности – искусством, наукой, техникой, религией и др. Терминологический аппарат. Содержание и форма (художественные) – понятия философского происхождения. Применительно к произведению искусства содержание – это внутренняя сущность, смысл произведения, который не следует отождествлять с сюжетом. Художественная форма – проявления данного содержания во внешнем мире, как оно дано нашему восприятию. По аналогии с современной лингвистикой, на сегодняшний день часто употребляются термины «план содержания» и «план выражения», что эквивалентно. Эстетическая деятельность – деятельность, которой свойственна выразительность, т.е. воплощение эмоциональной сферы человека, его мировосприятие имиропонимание. Содержание эстетической деятельности не сводится к утилитарным задачам. Искусство – область творческой деятельности, ставящая своей целью воплощение мировосприятия, воздействующая на человека в первую очередь эмоционально-непосредственно. Главной особенностью искусства считается «бескорыстие», т. е. отсутствие утилитарной заинтересованности. В современной науке приняты положения, что искусство не только отражает действительность, но и пересоздает, проектирует ее. Бифункциональные искусства – виды искусства, выполняющие собственно художественную и утилитарную функцию, причем последняя часто главенствует. К бифункциональным искусствам относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн. Арт-практика – современное понятие, под которым понимаются все виды творческой деятельности, вне зависимости от их связанности с традициями и формального совершенства. «Символическая форма» – понятие, введенное философом Э. Кассирером. Впервые применено к искусству его учеником Э. Панофски. Под символической формой понимается такая форма, которая выражает в себе основные особенности духовной атмосферы эпохи.
Тема 1.2. Основные эстетические категории Эстетические категории – основные понятия, которыми оперирует эстетика. Их содержание и роль исторически изменчивы. Наиболее традиционные эстетические категории – прекрасное, возвышенное, величественное, комическое, трагическое, драматическое, изящное. В современном искусстве большую роль играют такие категории как интересное, безобразное. Прекрасное – главная эстетическая категория. Обозначает высшую оценку характеристики объекта рассмотрения, его полноту, совершенство самораскрытия сущности. Возвышенное – эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие по своей духовной насыщенности обычное течение практической жизни. Величественное – эстетическая категория, характеризующая явления, превосходящие своим масштабом обычные человеческие силы и возможности. Комическое – эстетическая категория, характеризующая явления, охарактеризованные еще Аристотелем как «некая ошибка или безобразие, никому не приносящие вреда и ни для кого не пагубные». Трагическое – эстетическая категория, характеризующая явления, когда идеал гибнет или ему наносится непоправимый ущерб. В трагическом всё действие направлено к конечному результату. Драматическое – эстетическая категория, характеризующая явления, действенные по своему характеру и имеющие внутри себя конфликт, не приводящий к трагическим последствиям. Драматическое более разнообразно, чем трагическое. Изящное – эстетическая категория, характеризующая явления, которым свойственна тщательность, тонкость, видимая хрупкость формы. Интересное – эстетическая категория, относительно недавно включенная в научный оборот. Она характеризует явления, которые воспринимаются как необычные или имеющие трудно предсказуемое дальнейшее развитие.
Тема 1.3. Эстетические особенности дизайна, архитектуры и садово-паркового искусства
Синтез красоты и пользы. Практически полное изъятие таких категорий как трагическое, ужасное, комическое. Ориентированность на положительный эмоциональный тонус. Архитектура как искусство, непосредственно воздействующее на человеческую жизнь, диктующее характер и темп движения. Значение категорий величественного и возвышенного для крупных общественных сооружений. Эстетика садово-паркового искусства. Союз искусства и природы. Взаимосвязь с природными явлениями. Утилитарное значение садов и парков. Отражение мировоззрения, взглядов на природу в различные эпохи. Эстетика декоративно-прикладного искусства. Соотношение красоты и пользы. Форма и декор. Акцентированность художественной составляющей. Закономерность появления промышленного дизайна. Дизайн как проектная деятельность. Проект – «брошенный вперед». Новизна как основная характеристика. Ориентированность на промышленные способы производства. Понятия «художественное конструирование», «техническая эстетика», их укорененность в российской культуре. Особенности анализа эстетических особенностей дизайн-объектов, с учетом утилитарной составляющей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|