Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возрастание знаний о религии в эпоху Возрождения




Знания о религии значительно увеличились в эпоху итальянского Возрождения – в период перехода от феодализма к буржуазным отношениям. Развитие светских тенденций в различных областях культуры – в философии, этике, художественной литературе, изобразительном искусстве – создало духовную атмосферу, в которой стало возможным более или менее свободное исследование религии. Светские мыслители того времени как правило опирались при подходе к религии на такие методы подхода к религии, как антидогматизм и антиавторитаризм, рационализм, историзм, признание сомнения исходным пунктом исследования, филологический подход. Многие из них были пантеистами. Интерес к культуре античности во многом был связан с попытками преодолеть средневековый способ мышления и по-новому осмыслить феномен религии. Философы Возрождения развили мысли древних о причинах религии, ее свойствах и роли в обществе. В вопросе о происхождении религии ряд мыслителей этого времени развивает теорию обмана. Одним из первых ее представил Никколо Макиавелли (1469-1527). По его мнению, религию древних римлян ввел Нума Помпилий, чтобы заставить римлян подчиняться нормам общественной жизни, и он говорил, что дружит с Нимфой и следует ее советам; то же примерно делали учредители законов у других народов. Пьетро Помпонацци (1462-1525) воспроизвёл теорию «трех обманщиков»: либо все три религии (Моисея, Христа и Магомета) ложны, и тогда обмануты все люди, либо хотя бы две из них ложны, тогда обманута большая часть людей. Он писал, что идея бессмертия души была придумана законодателем, чтобы отвращать простой народ от зла. Идею Лукреция о страхе перед неизведанными силами природы и невежестве как причинах религии возродил Джулио Чезаре Ванини (1585-1619), сожженный за ересь католической церковью. Кроме того, причину, развитие и гибель религий он усматривал во влиянии небесных тел (об этом писали ранее Помпонацци и Джироламо Кардано), подчеркивая тем самым естественный характер возникновения религий.

В эпоху Возрождения получила распространение идея эволюции религии. Помпонацци, высказав мысль о том, что в мире всё подчинено общему закону вечного движения, возникновения, зрелого состояния и гибели, пришел к выводу о закономерной смене верований: боги приходят и уходят, при этом не без влияния светил. Согласно Бруно, религия эволюционировала от греческого культа естественных богов и египетской – культа природы, изображаемой в виде символов, к иудейской, извратившей египетскую, поскольку символы были приняты за сверхъестественные существа, и, наконец, к христианской[11]. У ряда мыслителей Возрождения возникало ощущение скорого заката христианской религии. Так, Макиавелли писал, что современное ему христианство либо близко к гибели, либо к мучительным испытаниям. Согласно Помпонацци, «ныне все охладевают к нашей вере, и нет чудес, кроме поддельных и ложных, ибо близок ее конец».[12] Некоторые мыслители задумывались о возможных вариантах будущей религии. Так, Макиавелли искал пути установления религии, полезной для общества и государства. Ванини считал, что единственной истинной религией может быть только религия природы, которая есть Бог. Распространяется мысль о необходимости признания единой веры, которая проявляется во всех религиях. Николай Кузанский (1401-1464), исходя из принципа совпадения противоположностей и положения о том, что истина есть совокупность разнообразных истин, - в сочинении «О мире веры» доказывал, что истина о Боге проявляется в самых разных религиях. Гуманист Марсилио Фичино (1433-1499) высказал идею всеобщей религии, в которой христианство – лишь одна из ее форм, хотя и высшая. Понятие единой веры было шагом на пути к дальнейшему обобщению понятия религии, что открывало возможность для ее более глубокого анализа.

Взгляды мыслителей Возрождения на роль религии в обществе были разными. С них начинается традиция позитивного отношения к дохристианским верованиям, иногда в противовес монотеистическим религиям. Макиавелли считал, что римская религия помогала командовать войсками, воодушевляла плебс, воспитывала мужество, любовь к свободе, видела высшее благо «в величии духа, в крепости тела». Сопоставляя с ней христианство, он критиковал римскую церковь за то, что она ложно истолковала христианство, признав высшим благом смирение, самоуничижение, терпение, ослабив тем самым стремление людей к свободе. Вместе с тем Макиавелли считал, что религия должна быть учитываема политиками для более успешного управления народом. Бруно отдавал предпочтение древней - египетской религии (истолкованной им в пантеистическом духе) в сравнении с иудейской и христианской религиями. Согласно Бруно, христианство принижает человеческое достоинство, попирает «святой ослиностью» философию и науку, инспирирует войны и раздоры, помогает власть имущим удерживать в повиновении несчастных людей. Ванини же считал, что сущность любых религий одна и та же – это используемое правителями средство сохранять и расширять империи, а также держать народ в повиновении.

Детеологизация различных сфер культуры позволила философам Возрождения более убедительно, чем в предшествующий период, обосновать идею естественного происхождения религии, обусловленной особенностями человеческой натуры, а также природными факторами. Идея эволюции религии, представленная в разных вариантах, содержала в себе мысль о закономерном ее возникновении и развитии. Религия становится объектом философского рассмотрения.

 


[1] Цицерон, правда, гораздо позднее, раскрывает множество трактовок понятий «бог», «боги»; природа; разум, простирающийся на природу; аллегории неодушевленных явлений природы, звёзды, солнце и луна; стихии; некая одушевленная сила, управляющая всем; сам мир; эфир, люди, придумавшие нечто полезное для украшения жизни. //Цицерон Марк Туллий. О природе богов. Философские трактаты.М.,1985.

[2] Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.,1983. Кн.V,1224-1226.

[3] Цицерон. О природе богов. III,1.//Цицерон М.Т. Философские трактаты.М.,1985.

[4] Секст Эмпирик.Две книги против физиков.//Секст Эмпирик.Соч. в 2 тт.Т.1.С.251.

[5] Сюнь-цзы. Избранные трактаты. //Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М.,1976. С.242

[6] Там же. С. 215.

[7] История китайской философии. Под ред. М.Л.Титаренко. М.,1989. С.211, 207.

[8] Пётр Абеляр. История моих бедствий. М.,1953. С.317

[9] Свободомыслие и атеизм в древности, Средние века и в эпоху Возрождения. М.,1986. С. 184.

[10] Абу-ль-Аля аль-Маарри. Избранное. М.,1990.С.40

[11] См. Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя. Самара.!997.С.213-234.

[12] Помпонацци П. Трактаты «О бессмертии души. О причинах естественных явлений или о чародействе». М.,1990. С.268.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных