Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Преодоление грубости и сквернословия




Говорят, что сквернословие — генетическая черта русских. Это неправда: во все времена сквернословили только плохо воспитанные, нерелигиозные, распущенные люди. Образованные, культурные граждане бранью и нецензурщиной пользовались только в редких и самых крайних случаях, без женщин и детей.

Крепкие выражения, брань, нецензурщина возникли исторически как защитное средство против резких эмоциональных потрясений. Позже они начали выполнять роль эмоционального отношения к действительности, предельно свернутого и емкого выражения чувств. Ударил человек ногу о камень, рассек бровь в лесу или упал в лужу — крепко выругался, проклиная все вместе: и свою нерасторопность, и плохую дорогу, и обстоятельства. Ему стало легче: часть боли выплеснулась вместе с ругательствами. Крепкое слово в данном случае защитило нервную систему от перегрузки.

Следует ли бояться употребления крепких и нецензурных выражений в подобных случаях? Нет. Человек должен отвести душу, т. е. высказаться, и его напряжение уменьшится. Если же к постоянному напряжению добавится еще и боль, то оно увеличится. Нужно ли сдерживаться? Для большинства это слишком трудное испытание.

Обычаи сквернословить есть у всех народов. Меняются лишь формы выражения несдержанности, да нецензурные слова употребляются другие.

В чем здесь проблемы, почему бьет тревогу школа? Главная заключается в том, что ненормативная лексика все больше загрязняет язык, он становится примитивным. Так называемый «тюремный жанр», в котором написаны книги, — образец деградации языковых норм. Лексику криминальных элементов весьма успешно прививают вступающим в жизнь. Школа тут бессильна: если ученик произносит непотребное слово, а учительница делает ему замечание, то краснеть приходится ей — всегда найдется книга, где это слово напечатано крупными буквами и вложено в уста героя.

Употребление ругательств и нецензурщины без всякого на то повода и причины — это вторая проблема. Нецензурные слова произносят иногда младшие школьники, и никто не обращает внимания на то, что и как они говорят. Это проблема воспитательная. Ребенок копирует слова и ситуации, в которых они произносятся. В их смысл он тогда не вникает. На вопрос: зачем ты употребил только что ругательное слово? следует недоуменный взгляд: разве?, а потом столь же недоуменный вопрос: а что тут такого? Так все выражаются. Приходим к выводу, что детское сквернословие — всего лишь дурная привычка, сформированная невнимательным воспитанием.

Проблема сквернословия сопричастна с такими проблемами, как табакокурение, потребление алкоголя и наркотиков, бесцельное времяпровождение, принадлежность к компаниям девиантного поведения, а также тесно связана с этапами возрастного развития и самоутверждения. Нередко определенного стиля выражения требуют обстоятельства, неписанные правила группы, к которой примыкает ребенок. А поскольку тон в таких группах залают, как правило, ограниченные, неразвитые и физически крепкие ребята, можно легко догадаться, как здесь начинает выражаться нормальный ребенок. Усвоенные привычки искореняются с трудом.

У сквернословия несколько причин. Первая — наследственная. Многие серьезные ученые полагают, что способ выражения мыслей и чувств генетически обусловлен. Не передаются генетически сами слова и выражения, а способ заложен. Впрочем, с этим можно и не соглашаться, просто то, что обусловлено генетически, неискоренимо. Вторая причина — социальное наследование норм общения, сложившихся в обществе, образа выражения мыслей и чувств. Пока они далеки от совершенства, бороться с ними очень трудно. Третья причина та, что воспитание почти не обращает на это внимания. Школа немало занимается культурой поведения. Но пока ощутимых результатов нет.

Некоторые зарубежные ученые считают грубость и сквернословие отличительная черта русской школы. Среди младших школьников действительно часто употребляются такие слова, как «дурак», «гад» и им подобные. Дети обычно не придают значение этим словам, не вникают в их смысл. Это привычка — скверная, дикая, нецивилизованная. Бравируя, все больше развинчиваясь, дети рано начинают употреблять и нецензурные выражения, к счастью, не всегда понимая их смысл.

Больше других заражены сквернословием те дети, в семьях которых эти выражения не считаются неприличными. Здесь, как и во всем другом, заражает общение со старшими, выступающими в роли своеобразных «просветителей».

Многие дети воспринимают бранные слова как своего рода приобщение к миру взрослых. Ребенок убежден, что, начав браниться, ругаться «как все», он становится взрослее и самостоятельнее. Но употреблять вульгарные выражения он еще стесняется. Лишь наиболее отчаянные обильно сдабривают свою речь ругательствами, находя в этом шик и верный способ доказать свою «взрослость». Засорение речи бранными словами — видимое свидетельство низкой культуры. Для ругательных выражений характерен не смысл, а эмоциональное содержание, причем одно и то же слово может отображать весьма разнообразные эмоциональные состояния. Понятно, что чем меньше человек способен точно передать свои переживания, тем чаще он будет прибегать к универсальным суррогатным обозначениям. Поэтому среди школьников и бытуют универсальные жаргонизмы типа «железно», «клево», «обалденно» и т. п. В эти слова можно вложить большое количество эмоциональных оттенков.

Почти всегда грубость и сквернословие соседствуют с резкостью, дерзостью, неуважительным отношением к взрослым. Главная причина — распущенность, недостаточное и неправильное воспитание. В генах человека не заложена склонность грубить, хамить, сквернословить. Наоборот, в человеческом геноме обнаружен ген почтительности, уважения. Значит, сквернословие — это только приобретенная привычка. Чаще всего она привита самими взрослыми, их неуважением к ребенку, подавлением его естественного стремления к самостоятельности, унижением его чувства собственного достоинства. Прямая форма такого подавления — диктат взрослых, косвенная форма — назойливый контроль и мелочная опека, скрытая форма — неуместные и чрезмерные нежности, проявления любви, компрометирующие ребенка в глазах сверстников.

Кроме названных общих причин возникновения детской грубости и дерзости существуют и конкретные:

—ответ на несправедливое отношение к ним взрослых (необоснованное обвинение во лжи, в неблаговидном поступке, лени). При этом следует различать случаи действительно несправедливого отношения к школьнику от случаев, когда ему только кажется, что к нему относятся несправедливо. Здесь весьма важно рассеять заблуждение, убедить его в том, что претензии к нему справедливы. Если же в отношении школьника, действительно допущена несправедливость, то эта ошибка должна быть исправлена;

—грубость школьников объясняется и тем, что многие считают это качество признаком силы, мужественности. Дети и особенно подростки стыдятся проявлять мягкость, чуткость, душевную теплоту, которые расценивают как признаки слабости, мягкотелости;

—грубость, раздражительность, вспыльчивость могут быть следствием недостаточного развития воли, неумения владеть собой, несдержанности, порывистости;

— грубость и раздражительность могут возникать вследствие переутомления и назойливости взрослых.

Учитель бессилен побороть общественные нравы. Но он будет делать все от него зависящее для искоренения зла. Даже если не разделяет тревоги по этому поводу, то по своему положению он обязан учить детей сдержанности и правильному выражению мыслей.

Для преодоления сквернословия у школьников необходимо:

—придерживаться только нормативной лексики, ни при каких обстоятельствах не опускаться до сквернословия;

—терпеливо, последовательно и настойчиво помогать детям избавляться от бранных, ругательных слов при выражении мыслей и переживаний;

—помогать усваивать образцы, «штампы» вежливого, культурного выражения мыслей и чувств в типичных ситуациях;

—наглядно, доходчиво и убедительно показывать, как можно выразить свои чувства красиво, без сквернословия и ругательств;

—на конкретных примерах убеждать, что приятное слово действует на людей куда сильнее, чем самое крепкое ругательство;

—убеждать детей, что к ругательствам прибегают только самые слабые и ограниченные люди, которым нечего сказать обыкновенными словами;

—формировать непривлекательный образ человека, употребляющего к месту и не к месту бранные слова, нецензурные выражения;

—подчеркивать и показывать на конкретных примерах, что у плохо воспитанных людей непривлекательное будущее, что именно сквернословие не позволило многим достичь успеха в жизни. Подкрепить это конкретными примерами;

—формировать непринятие сквернословия как способа выражения мыслей и чувств;

—проводить специальные тренировочные упражнения для детей, чья речь засорена косноязычными штампами;

—включать выработку правильных форм общения в решение других коррекционных задач, в частности преодоления пагубной привычки к курению.

Проблема сквернословия преодолима. Необходимо лишь (школе вместе с родителями бороться со сквернословием школьников. Вести целенаправленную и систематическую работу по преодолению грубости и вульгарности у детей, используя все благовидные способы.

Борьба с курением

Рассчитывать, что дисциплину можно создать только одной проповедью, одними разъяснениями, — это значит рассчитывать на результат чрезвычайно слабый.

А. С. Макаренко

Во всем мире ужесточаются запреты против курения. В июне 2000 г. Финляндия приняла беспрецедентные меры, объявив табак канцерогенным веществом (от лат. cancer — рак) и поставив табакокурение вне закона. Крутые меры принимаются и в других странах и уже дали положительные результаты. В США, например, благодаря комплексным национальным мероприятиям количество курильщиков за последние 10 лет снизилось в два раза. Люди окончательно поняли: курение — это большое зло. Ничего, кроме вреда здоровью, ослабления общества и государства, оно не дает. Баснословные прибыли, которые получают компании, производящие сигареты, не могут возместить и десятой доли тех потерь, которые несет от курения общество.

Почему же значительное число людей все же курит? Одновременно действует несколько побуждающих причин: генетическая склонность, социальное наследование, стремление отрегулировать с помощью сигареты внутреннее равновесие. Некоторых гонит неосознанная потребность в повышении напряжения, побуждающая переживать новый опыт, связанный с риском и даже угрозой для жизни. Другие, наоборот, ищут в табаке спасение от напряженности жизни. Третьи сами не знают, зачем они берут в руки сигарету.

Дети начинают курить, подражая взрослым и сверстникам. Исследования устойчиво подтверждают, что большинство курильщиков пристрастились к курению в школьные годы. Некоторые приобщаются к этому занятию очень рано, бывает, в 1—2 классе. В 4-м классе одной из школ, где проводились исследования, пробовало курить или курило уже 63% мальчиков. Школа в данном случае стала источником нездорового увлечения. На вопрос «Где ты впервые попробовал курить?» больше половины опрошенных учеников 1—4-х классов называют школу (двор, сад, туалет), а потому улицу, дорогу из школы домой, домашний двор.

Каким-то образом сложились представления, о том, что курение — символ независимости, признак внутренней силы.

В этом большая вина кино, телевидения и современной литературы. Мы привыкли видеть, как герои нервно курят, когда волнуются, жадно затягиваются перед принятием ответственного решения, красиво выпускают струи дыма в минуты задумчивости, облегченно и с наслаждением закуривают, когда трудная ситуация позади.

Насмотревшись супержизни, редко какой мальчишка удержится от соблазна. К счастью, у многих от этого сразу же ухудшается самочувствие: часто бьется сердце, кружится голова, подташнивает. На некоторое время это сдерживает попытки повторить. Боязнь показаться перед сверстниками слабым заставляет его продолжать курить.

Никотин, содержащийся в табаке, как известно, относится к группе наркотиков и, как всякий наркотик, способен вызвать болезненное пристрастие. Насколько быстро формируется это пристрастие, во многом зависит от индивидуальных особенностей организма. Но совершенно бесспорно одно: чем моложе организм, тем быстрее возникает пристрастие к наркотику. Если ребенок превозмогает начальные тягостные ощущения от табака, у него довольно быстро вырабатывается пристрастие к никотину. В 5—9-х классах нам встретятся уже курильщики заядлые, со стажем, не расстающиеся с пачкой сигарет. Нередко даже родители смиряются с таким положением и выдают деньги на сигареты.

Все сказанное относится в первую очередь к мальчикам, но и среди девочек в последнее время все чаще наблюдаются случаи курения.

Курение — сформированная неправильным воспитанием дурная привычка. Свое начало она берет от невинного желания попробовать вкус сигареты. Табак, как и любой наркотик, уже с первого раза дает реакцию привыкания, побуждает желание попробовать еще раз.

Через сигарету ребенок пытается самоутвердиться, повысить свое «Я». Он устал от постоянных указаний взрослых, которые сами делают то; что ему запрещают: нельзя курить, а сами курят, нельзя ругаться, а сами ругаются и т. д. Не может понять ребенок (а кто может?), почему это так. И решает: нужно попробовать, проверить. Путь взросления в его представлении один — начинать курить, пить, сквернословить.

Отсюда и главное направление борьбы с табакокурением — не запрещать, не наказывать, не сдерживать, а предоставлять возможности для самореализации, самоутверждения без сигареты, во рту. Но это лишь общее утверждение: сколько людей, столько способов преодоления привычки. Известны случаи, когда помогали запреты, наказания, строгий контроль. Но точно так же все средства оказывались бессильными, когда ребенок или подросток не хотели отказываться от своих удовольствий, ломать свою привязанность. Ни слезы матери, ни увещевания учителей, ни пример умершего от рака родственника, ни отцовский ремень не давали положительных результатов. Почему? Внутренняя позиция оказывается сильнее. Проявилась онав силе или в слабости — неспособности преодолеть пагубную привычку — безразлично.

Ученые утверждают, что нельзя достичь полного избавления от табакокурения.

Заметив, что некоторые ученики в классе начинают проявлять интерес к сигарете, учитель должен провести серию воспитательных воздействий. Поскольку нет универсального метода предотвращения зла, то все имеющие в его распоряжении средства: от дружеского предупреждения для склонных его понять и принять — до строгих наказаний, запугиваний для строптивых. Многие родители, даже те, кто сам курит, не желают, чтобы курили их дети, и сами просят учителей применять любые методы наказания.

Педагог не должен занимать позицию стороннего наблюдателя. В серию профилактических мероприятий необходимо включить следующее:

- беседы на антиникотиновую тему для всех детей с иллюстрацией знаменитой лошади, изображение которой в старой школе постоянно висело на видном месте для устрашения начинающих курильщиков. На некоторых детей это производит впечатление и удерживает от соблазна. Пусть дети рисуют на
этом плакате, пишут свои замечания, имена курильщиков;

-для юных рационалистов учитель предложит компьютерную программу «Закурим, старик?» из серии воспитательных тестов. Компьютер попросит ввести возраст, количество выкуриваемых в день сигарет, проведет наглядные вычисления и покажет, что будет с нашим курильщиком через год, два, десять. Заканчивается сеанс устрашающими болезнями. На некоторых детей это производит большое впечатление;

- для любопытных детей, которые пробуют курить из желания попробовать, учитель предложит шутливую игру — полизать горчицу или хрен, понюхать дурно пахнущие растения, попробовать кислые и противные плоды. В беседе учитель посмеется — неужели некоторым людям нужно самим во всем убедиться?

—наблюдателей-философов учитель попросит подождать со своим решением курить до более зрелого возраста. «Когда вырастет у тебя седая борода, тогда бери трубку и устраивайся у окна. Кури, размышляй и благодари своего учителя, что предостерег тебя когда-то от опасности — ты жив, а многих уж нет»;

—самостоятельным детям учитель объяснит, что курение — это не проявление независимости, а, наоборот, зависимость от никотина;

—зависимым детям, склонным подчиняться, педагог посулит суровое наказание за нарушенное обещание;

—мнительным детям помогают рассказы о вредных последствиях для здоровья, которые приносит никотин;

—с авантюристами он затеет игру «Конфетка вместо сигаретки». Войдет в контакт с родителями, запасется леденцами и будет «подкармливать» энтузиастов за послушание. Исподволь внушит: сладкий пряник вкуснее горького дыма;

—педагогически запущенным и «безнадежным» скажет просто: «Больше куришь, скорее умрешь, делай, что хочешь!» Может статься, что этот «взрыв» вместо привычного учительского сюсюканья отрезвит курильщика, заставит его понять, что он сам будет виноват во всех своих бедах.

Некоторые родители практикуют довольно жестокий способ: ребенка заставляют выкурить 2—3 сигареты подряд, чтобы ему стало дурно. Тем самым вырабатывается стойкое отвращение ккурению. Способ рискованный, ибо никотиновое отравление может протекать тяжело. Но тем не менее этот метод естественных последствий заслуживает внимания. Понимая свою ответственность за здоровье школьников, учитель ведет борьбу против табакокурения. Средств у него достаточно, необходимо проявить в этом лоте настойчивость.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных