ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
I. ЕЖЕДНЕВНЫЙ УТРЕННИЙ ЧАС ФИЗИЧЕСКОИ ПОДГОТОВКИУтренний час физическои подготовк» проводится в предусмог-ренное распорядком дня вреыя. Сержант обязан уметь методически правильно проводить его, макснмально использовать время lia выполнение упражнений, приемов и действнй. В утрениий час включаются: ходьба» бег, вольные н спсцпаль-ные упражнення, упражнения для отдельиых групп ыышц на 2— 4 счета, упражнения вдвоем, упражпения иа гимнастических и 8* 159 спецналыіых сиарядах (лоіпшгіі, оатуі п гпмішетіічеекпе колеса), упражнеіпія с тяжестямн, преодоление препятетвніі, боевые приемы десантннка н кроссовая подготовка. Пз этих упражнеіііін строятся разлнчные варианты в завнсн-мостп от пх направлснностн и содержанпя. Комплексы вольных упражненіііі разучпваются по частяы в течение трех-четырех запяпііі н выполііяются спачала раздельно, a затеы в целом. Спсциальные упражнения для повыіиеиіія устойчпвости к ука-чиванпю, орнеіітпровке н владению свопм телом в воздухе, укреп-лення суставов н связок ног проводятся в чсредованпн с воль-ными упражнеппямн и включают паклоны, повороты, вращения головоп и туловпщем в разлпчном темпе па мссте н в двііжеіипі, прыжки, приседапия, разлнчные акробатическне упражнсішя. Прн проведенпн утреннего часа на пімнастическнх и специаль-ных снарядах отрабатываются ранее нзученные п несложные уп-ражнения. Для повышенпя плотностн занятпіі следует нспользовать много-пролетпые псрекладины, брусья и другпе простейшне устройства в городке. Прп определешш колпчества повтореипіі упражненпіі сержапт должеи нсходить из того, что лучшс сделать большее ко-лнчество подходов к снаряду, выполпяя по 2—4 двігжения, чем требовать от солдата выполнять упражнеипя макспмальное коли-чество раз. Прпыерная последовательность н дозировка упражнений может быть такой: П ер екл a д н н а. Первый подход — потгягнваппе хватом снпзу со сгибанпем ног 3—4 раза; второн подход — подннмание согнутых ног с выпрямленпем в «угол» п медленное опускание 2— 3 раза; третий подход — подтягнванне хватом сверху со сгибани-ем ног 3—4 раза; четвертый подход — подъем переворотом с прыж-ка н соскок под перекладину 2—3 раза; пятый подход — поднима-нне прямых ног к перекладине 2—4 раза; шестой подход — подтя-піванпе н переход в упор па согнутую правую (левую) руку. Брусья. Псрвыіі подхот — упор поперск (па одііоіі жердн) іі соекок махом назад 4—5 раз; второіі подход — разгпбанне рук в упоре 2—4 раза; третн» подход — поднпманпе согнутых ног (в ^поре) с выпрямленнем в «угол» н медленное опусканпе 3—4 ра-за; четвертыіі подход — размахнванне в упоре на руках 3—4раза; пятын подход — разгпбание рук в упоре 3—4 раза. Прыжки через козла и сочетание пх с другими упражнення-ын. Первое упражнение — прыжкн ноги врозь, потоком с дпстан-цпей 10—12 шагов 2—4 раза. Второе упражнение—поднимание патронного ящнка на грудь 4—5 раз. Третье упражкеиие— прыжки ноги врозь, потоком с днстанцнеіі 6—8 шагов 3—5 раз. Четвертое упражнение — поднимание прямых пог на наклоинон доске 10—15 раз. Пятое упражненпе — лазанпе по канату с помощыо ног 5 м. Упражпенпс с тяжестямп приыеняются в сочетанпп с упражне-ниями на снарядах. • Унражнения в опорных прыжках можпо сочстать с лазаппсм ш канату, шесту, лестнице или c ііо.шіімаііііем тяжестей, упражне-ниямп на пімнастііческпх скамсііках илп иаклоиных досках. Прн проведениіі утрешіего часа по преодоленпю полосы пре-пятствніі включаются: преодолеііпе отдельных н группы ирепят-ствпй, метанпе гранат на дальность н треннровка в выполненнн боевых прпемов самбо в парах. Ходьба и бег в начале утреннего часа должны заканчііваться y места выполненпя вольных упражііеііпіі. На ыесте вначале выполняютея индішндуальные упражнения общеразвпвающего характера для разлнчных мышечных групп на 2—4 счета. Для показа нужно выбпрать такое место, чтобы упраж-ненпе хорошо просматрпвалось всемп солдатамп, a сержанту было удобно наблюдать за всеыи и коцандовать. Показ н одновременное выполненпе упражпениіі с обучаемымн пропзводится «зеркально». Например, еслпсолдаты должны выпол-нять иаклоны влево, сержаит делает наклоп вправо, еслп солда-ты делают выпад левой погоіі влево, соржаит — праіюіі ногой впра-во и т. д. Какпм бы легким упражнение не казалось, нельзя де-монстрнровать его небрежно н неточио. И. УЧЕБНЫЕ ЗЛНЯТИЯ 1. Организация обучения Обучение физическим упражнениям (прнемам, деііствиям) обычно проводптся в таком последовательностп. Ознакомление солдат с упражненпем (прнемом, деііствнем). Нужно правильно назвать упражненне, указать назначение и об-разцово показать выполнение, еслн необходимо, повторнть показ медленно плп по частям с пояснениями. Разучиванпе (изученпе) упражнення н приемэ. Несложные уп-ражпення разучпваются сразу в целом, сложные — вначале по частям, a затем в целом. Трудпые упражиения, прн невозможностп расчленнть і\\ на частп, разучпваются с помощью специальных упражненпй. Одноіі пз важненшпх обязанностеіі сержаита прп разучиванпп упражненніі является предупрежденне и нсправ-ление ошибок. В первую очередь устрапяются более существенные ошибки. Тренпровка осуществляется путем ыногократного повторення различных упражненпй (приемов, действпй) в целях приобретения обучаемыыи прочиых навыков и необходимых фпзических н мо-рально-волевых качеств. Сержант должен стремнться к тому, чтобы каждое занятне по физическоіі нодготовке проводилось с высокой плотностыо п макси-мальной нагрузкой. Плот,|іость занятия — это то вреыя, которое фактически используется для практнческого выполнеішя обучае-мыми упражнений. Высокая плотность занятнй достигаетея: — сокращеннем временп на персстроения, передвпження при смене мест занятий (снарядов); — сокращением перерывов между отдельнымп упражнениями за счет четкой организации занятия и краткостн объясненнй; — выполнением упражнений всеми обучаемьгми одновременно или потоком (одпн за друпім); — одновременным выполнеипем упражнення несколькнми обу-чаемыми на одном снаряде; — наиболее целесообразиым нспользованнем оборудовання и пнвентаря. Физическая иагрузка на занятнях регулнруется путем измене-ння: — дистанціш, проіолжптельности выполпеніія или количества повторений упражненпй; — темпа и быстроты выполиеішя упражненпя; — веса предметов, с которымп выполняются упражнения; — рельефа местности, чиела препятствпй м трудностн их пре-одоления. Сержант должеи хорошо знать правнла помощп и страховкп при выполнениц упражнений (прнемов, действий). Особое внима-ние он должен проявлять прп проведеннп занятий на специаль-ных снарядах по плаванню н при обученни боевым приемам самбо. Сержант должен заранее прннять меры, нсключающпе воз-можность несчастных случаев и травм: проверять исправность нн-вентаря, оборудования н проверять состояние мест занятий; под-держивать высокую воннскую дисциплину и требовательность на занятиях. 2. Гимнастика В занятия no пшнастнке включаются: ходьба н бег, специаль-ные и вольные упражнення, упражнения вдвоем, упражнения на перекладине, брусьях п на специальных снарядах, акробатические упражненпя, поднимание тяжестей, упражнения в лазании и рав-новесии, различиые прыжкп, игры и эстафеты. Подготовительная н заключительная части занятня проводятся офицероы в составе взвода (роты). Основная часть проводится ко-мандпраын отделенпй под общим руководством офицера со сме-ной снарядов через 10—12 мин. С первых же занятий иеобхоіимо прпучать солдат выполпять упражнения правильно, четко п красиво. Следует немедленно ис-правлять такпе ошпбкн, как иеполное выпрямленне рук, сгиба-ние или разведение ног, плохо оттянутые носки, лишнее перехва-тыванне руками и передвижение по снаряду. Для выработки навыков в правильном приземленин соскок с гимнастических снарядов (прыжках) совершать так, какприпрыж-ках с парашютом: ноги соедпнены вместе, полусогнуты в коле-нях, ступни параллельно земле (полу), руки вытянуты вперед. Подъем переворотом Из внса хвато.м сверху на прямых руках, энергично подтяги-ваясь, одновреыенно поднять прямые и сомкнутые ноги к перекла-дине и, продолжая подтягиватьея, постепенно переместнть нижнюю часть тела на другую сторону перекладпны до создания враща-тельного ыомента, способствующего переходу пз впса в упор. Вый-ти в упор н зафнксировать это положение в теченне 1—2 с. Главное в технике выполнения — спльное напряжение мышц рук и плечевого пояса; приближение центра тяжести тела к оси вращения; не разгіібать рукн, пока тело не получит опоры на пере-кладине. Преждевременное разпібаііпе рук прнводнт к удару ног о перекладину и прекращенню подъема. Преждевременная коман-да «Голову назад» не только не помогает, но и мешает выполне-нию подъема. Подготовительные упражнения: — подтягивание на перекладине и ыедленное опускание; — подъем иереворотом на ннзкой перекладине; — подъеы переворотом на высокой перекладине с помощью. Ошибки при исполнении: — разгибание рук во время поднимания ног: — сильное сгибание ног в коленях; — недостаточное сгнбание туловнща; — раннее огведение головы назад. Помощь и страховка: Стоять сбоку, помочь выполнению подъема одной рукой за руку выше локтя, a другой рукой под плечо этой же руки. П о д ъ е м с и л о й Из виса на прямых руках энергично подтянуться до высоты грудн и быстро поставнть одну руку в упор локтем вверх; когда тело получит опору на одной руке, нажнмая руками на перекла-дину и подавая плечн вперед, поставнть в упор другую руку; раз-гибая руки, выйтп в упор на прямые рукн и зафнкспровать это положение в теченне 1—2 с. Главное в технике выполнения — высоко подтянуться, исполь-зуя движение тела вверх, быстро поставить руку в упор п подать плечн вперед. Основную работу выполпяют ыышцы рук н плечевого пояса. Подготовительные упражнеипя: — подтягивание на перекладіше на колнчество раз (подбо-родок выше перекладины); — сгибание и разгибание рук в упоре на полу, брусьях; — подтягивание и переход в упор на согнутую руку; опу-ститься, повторнть упражнение с переходом в упор на другую руку; — подъеы силой поочередно рукаыи с помощью; — подъем сплой из виса на концах брусьев. О ш и б к н п р и и с п о л н е н н и: — стрем.іспне персіітп в упор в тот момент, когда подбородок находіпея нпже псрекладины; — снльное сгибанне в тазобедренных суставах при переходе нз впса в упор; — нсиепользованпе ускорешія двнжеиия тела вверх в конце подтягпвашія для іюстановкп согнутой рукн в упор. Помощь іі страховка: стоять сбоку, поддерживая под бед-ро п голень, помочь об\чае.чому переііти пз впса в упор. Все упра-жнеипя выполняются ьаждыіі раз пз ііепочвнжного положения в висе (1—2 с) без рывков н маховых движений ногамн. Большой оборот назад («солнце») Этот элемент выполняется как нз размахиванпя в висе, так и махом иазад из упора. Рассмотрнм псполненне ыахом назад из упора. Вначале обуіаемыіі делает мах назад повыше, вытягивая тело в одпу пря.мую лпнию. Затем он начннает опускаться кннзу н по мере опускапия перехидпть пз прямого положенпя в про-піутое. Энергпчное пропібаііне оп заканчивает, не доходя до вертн-калыюго положеішя винзу (рис. 55, положения!, 2, 3, 4, 5). Здесь завершается фаза подготовптельных деііствнн п начпнается фаза основных действнй. После прохождения вертикального положения внизу обучаемый выполняет резкое маховое движение ногами, сгнбаясь в тазобедренпых суставах (положенпя 6, 7). После про-хожденпя горпзонталыіоіі плоскости внередп движение ногами прнтормажнвается, одновремешю пронзводится актнвное движение туловпщем (положенпя 8, 9). В фазе завершающих действнй обу-чаемыіі пересекает вертнкальн^ю плоскость вверху в положенин, прпблнжающемся к стойке на руках (положенпе 10). Однако при этоы плечн будут слегка впередп. ІІолное разгпбанпе в плечевых суставах произойдет только в тот момент, когда nom пройдут за вертикалыіую плоскость снаря-да вверху. На протяженни веего оборота следует возможно глуб-же захватывать перекладпну. П о д г о т о в п т с л ь п ы е y п р a ж п е н н я: — размахпвашіе п впсе по боліішоп амплптуде; — пз упора на срсдней переклаінне ыахом назад соскок; во время ыаха назад держать тело так, как в большнх оборотах; — пз упора на высокоп перекладнне махом назад вис; внизу товарпщп останавлпваіот обучасыого, поахватывая его за рукп; — надев на запястья страховочные ремпн и закрепив их на пе-рекладппе, выполнпть большоіі оборот с помощью; помогающий стоит сбоку п в случае пеобходіімости потгалкивает под плечо; — большой оборот со страховочными ремнями без помощи. ко впередн п быть готовыы подхватить обучаемого, не упустить момеіпа отрыиа, следпть за кистямн. Акробатнческне упражнения Занятня акробатикой позволяют панболее полно решать одну из кардинальных задач — сознательное управленне сложным ком-плексом движений. Рис. 55. Болыиой оборот назад Кувыркп содействуют совершенствованпю вестибулярного ап-парата, развнтию ловкости, воспитанню умепия орііеитпроваться в необычных условнях. Кроме того, они прнмеііяютея как подгото-вительные упражнепня для освоення более сложных двпженин. Изучать п повторять пх следует в разлнчном темпе, вначале в мед-ленном, a затем в более быстром и в максимальном. Прн выполне-нин кувырков особое зиаченне придается групппровке. Кувырок вперед. Прпсев, наклоияясь вперед, поставнть руки на шіірііне плеч впередп ступней (па 30—40 см); перенестп тяжесть тела на руки; сгибая пх и наклопяя голову к грудп, оттолкнуться ногамп п мягко перекатпться вперед с круглой спішоіі до упора, прпсев (рукн впередн ног). При перекате на спнне плотно сгруп-ппроваться, захватнв рукамп голенн. Ошибки при испол н е нп и: — при близкой опоре рук обучаеыый будет ударяться спмноіі о пол, потеряет скорость двпжения н ему трудно будет всгать; — опаеаясь удара головой, многпе прсжцевремешю наклоня-ют ее и прп этом ударяются сішноГі. Кувырок назад. В упире прнсев сгрупппроваться, энергпчно отклоняясь назад, сесть блпже к пяткам и, перекатываясь в гругг- пнровке назад на спнну илопатки, отпустпгьруки, неразгнбая ног, опереться о пол всей ладонью ближе к плечам, опираясь на нпх, переіітн в унор прпсев. О ш н б к н п р и п с п о л н е н н н: — неточная постаиовка рук на кулакп нли кисти (локти разве-дены); — разгибание ног; — отведение головы назад и отсутствие группировки в начале кувырка назад. Кувырок вперед прыжком. Выполпяется с места п с разбега. Слегка присесть, ступин поставнть параллельно, корпус наклонить вперед, a руки отвестн назад. Пз этого положення со взмахом рук вперед-вверх сделать прыжок головой вперед. Описав в воздухе небольшую дугу, опустнться на выставленные вперед, слегка сог-нутые руки. Как только рукн коснутся мата, принимая на себя вес тела, мягко еогнуть нх в локтях, наклоннть голову к груди, пере-катиться через лопатки н сделать быстрый кувырок вперед в груп-пировке. При выполненпи кувырка вперед с разбега на последнеы шаге разбега сделать прыжок с одной ногн на две и с одновремен-ным взмахом рукамн вперед-вверх оттолкнуться ногами. Дальше следует двпженне, как при кувырке вперед прыжком с места. Ку-вырок можно осложнять, выполняя его через препятствие. Последовательность обучения: — кувырок вперет. в длппу; — кувырок вперед с шага, с нескольких шагов; — кувырок прыжком с места и с шага; — кувырок прыжком с разбега; — кувырок прыжкоы через препятствие. При обучении не 'следует разрешать высоких взлетов. Страховка п помощь: стоя на одном колене сбоку, y места переворота через голову, одной рукой помочь под спину, другой поддержать под плечо. Сальто вперед. Сальто вперед осванвается вначале с места с помощью. Затем выиолняется с подскока и с разбега. Сальто вперед с места. Слегка сгпбая»оги в коленях и отводя рукн назад, сделать прыжок вверх с одновременным взмахом вперед-вверх руками. He доходя до максимальнон высо-ты взлета, быстрым движеннем рукамн вперед-внпз, наклоняя ту-ловище п голоиу вперед, сгруппнроваться. Этими движениямн те-лу сообщается вращательное двпжение вперед, в результате чего тело переворачивается в воздухе через голову. Сальто вперед с разбега. После сильного разбега на последнем шаге сделать нрыжок с одной ноги на две и энергич-ным взмахом согнутых рук вперед-вверх сделать прыжок вверх (остальное, как и прн сальто, вперед с ыеста). В дальнейшем саль-то вперед с разбега можно выполняіь с трампліша (рпс. 5G). Последовательность обучемпя: — кувырок прыжком без опоры на рукп на 4 5 матов; — сальто вперед с места с помощью; — сальто вперед с разбега со страховкой поясом; — сальто впереч с трамплнна со страховкой и без нее. Ошибки при исполнении: высокий наскок на трамплин, сильно сопіуты нопі при толчке и спльный наклон вперед перед толчком. Рис. 56. Сальто вперед с разбега 8. Преодоление пренятствий и ускоренное персдвижение На учебных занятиях по преодоленпю препятствий изучается техника основных способов іфеочолеішя препятствнй, прпемов ме-тания гранат, сгісцналыіых прпсмов н действнй; развнваются фи-знческие и волевые качества, совершеистиуется выполнение строе-вых прмеыов; y обучаемых воспитьівается чувство коллективизыа. Занятпя проводятся в следующем порядке: — подготовительная часть — 7—10 мпи; — основная часть — 35 40 ынп; — заключительная часть — 3—5 мпн. Основная часть занятпя проводится по отделенияы со сменой мест занятнй через 10—12 ыпн. При проведении первых занятнй одно нз отделений изучает способы преодолеппя препятствші, другое — метает гранаты на дальность с места и с разбега, третье — нзучает технику бега на короткие дпстанцип. Прн обучении способам преодолення препятствий соблюдается следующая последовательность: — ознакомление со способоы; — разучпвание способа; — тренпровка в его выполнении, Mefamie гранат Метанпе грапат стоя с места является основным способом. Поэтому к іізученшо др\гпч способов следует переходить лншь после хорошего усвоення техникн метания гранат стоя с места. Разучиванне способа нроіізводнтся путем выполнення следую-шпх упражпений: — метанпе с замахом вверх назад вначале по разделенням, a затем в целом; — метанпе гранаг с замахом по дуге вниз назад вначале по разделенпям, гюсле выполнення 3—4 бросков — в целом. Метанне гранат иа дальностьс разбега. Разбег может производиться в трн шага, a для достиження лучшего рё-зультата — в несколько шагов. После усвоення метанпя граііат с разбега без оружня проводится обученпе с оружием. Тренировка в метаіінн гранат в пермод подготовкн к сдаче норм ВСК проводится не реже двух-трех раз в неделю. В течение одной тренііровкп каж-дый солдат должен произвестп 30— 40 бросков не в полную силу, обращая вніімаипе на технпку метания, и 10—15 бросков-^на макснмальный резулыат. Техннка бега на короткие дистанции Бег на 100 м в военноіі форме одежды пз полиженпя лежа мож-но подразтелить на четыре фазы: старт, стартовыГі разбег, бег на дмстанцни н фііниішіроііаііпе. По коыанде «На старт» солдаты выходят к месту старта п ло-жатся так, как это предусмотрено Строевым уставом по команде «Ложись», ноги разведены в стороны, рукп впереди, слегка согну-тыс влоктях, лежать свободно, без напряжения. Покоманде «Вни- мание» нопі сомкнуть, носки взять на себя так, чтобы носковая часть подошвы сапога упиралась в нокрытие беговой дорожкп, ру-кп подтянуть до уровня грудн, не вынося пх за линию старта, опи-раясь ладонямп о грунт, голову слегка приподнять. По команде «Марш» двпженнем спины п таза вверх с одновременным толчком руками и іюгамп поставнть прав^ю (левую) ногу вперед н быстро иачать бег. Отрывать.грудь и живот от землп до команды «Марш» не разрешается. Прн обученип бега со старта лежа первоочередное вниманне должно уделяться разучиванию технпки старта. С этон целью в со-держанне каждого занятия включаются многократные старты из положения лежа с последующпм пробеганием отрезка днстанцин 25—35 м в быстром темпе. В качестве нодготовительных упражненин для выработки пра-вильной техники бега рекомендуется: — бег с высоким поднпманнем бедра; — бег с забрасыванием голеніі назад; — сеыеііящим бег с небо.іьшнм подннманием бедра и быстрым Бег на 100 м заканчпвается в тот момент, когда бегун коснется туловищем воображаемоіі горіізонталыюіі плоскостн (ленточки), проходящеіі через лнніно фнниша. Чтобы быстрее псресечь лнншо фнниша, надо на последнем шаге перед фпнишем сделать резкніі наклон грудыо вперед, отбрасывая руки назад, т. е. выполннть «бросок грудыо». Финпшный бросок ускоряет момент касання фп-нишноіі ленточки. Совершенствоваіше техннки бега на 100 м проводіітся ежеднев-но на утреннем часе физпческнх занятий, на занятпях по физичес-кой подготовке и в часы ыассовой спортивноіі работы. Кроссы на 1000 н 3000 м Дистанция кросса обычно прокладывается по пересеченной местности. Технпка бега в кроссе разнообразна. Она изменяется в завпснмости от грунта, рельефа местпостн и вгтречающпхся па путп препятствпй: — в лесу бежать, ставя ногу на ровнон тропннке — на пятку с перекатом на иосок; на мягкоіі травяішстоіі поверхности— на всю ступню; — по песку иліі рыхлому грунту бежать небольшпми частымн шагамн, ногу ставигь на всю ступню; — в гору бежать короткимп, но частыми шагами на носках, ту-ловнще наклонять вперед; — прн спуске с горы бежать шпрокпміі шагами, ноги ставить на пятку, туловпще слегка отклонять назад; — канавы, яыы небольшііе, лужн нерепрыпівать, отталкпваясь ногон, которая силыіей, и призеыляясь па одну или обе поги. Прп совершеніш марш-бросков с оружием п снаряженпеы ногу высоко не подннмать, ставпть на пятку, шаг короче, туловнще на-клонено вперед. Очень важно во время бега уметь правнльно и рнтмично ды-шать. Лучше веего дышать носом. Некогорые прпменяют смешан-ное дыхание: вдох через hoc, a выдох через рот. Прм медленном темпе бега на 4—5 шагов делается вдох, на следующие 4—5 шагов — выдох. Прн среднем темпе вдох, a также выдох прнходптся на 2—3 шага, a при быстром н продолжительном беге — на каждые 1—2 шага. Кроссовая подготовка должиа проводнться регулярно в теченпе всего года. Спецнальные тренпровочные занятня по кроссам проводятся, как правило, в часы спортнвно-массовой работы. Большое значение в подготовке к сдаче норматпвов военно-спортивного комплекса имеет также участпе в состязаннях, проводимых внутри отделения н взвода. 4. Нападение и самозащита Прежде чем прнступпть к нзученіпо прнемов нападення іі само-защнты, каждыіі десантпнк должен хорошо усвопть способысамо-отраховки при различных паденнях, предохраняющие от ушибов н сотрясении. Это уменне приобретается в процессе выполнения спе-цнальных упражііеннй, которые включаіотся в подготовнтслыіую часть каждого занятия. П р и е м ы п a д е н и я Приемы боя автоматом н малой лопатой. Изго-товка к бою (боевая стопка)—наиболее удобпое положенпе для быстрого нанесенпя уколов (ударов) и для отраження нападення протнвнііка приніпіается по команде «К бою — готовсь» пли само-стоятельно. Уколы (тычкн). Укол напосится в наиболее уязвимые, в не-защнщеііные части тела (лнцо, шею, жпвот, сппну, бок). Укол должен наноситься быстро п ыетко. После укола немедленно вы-дернуть штык м снова пзготовіпьея к бою п продолжать движепне. В завнсішости от положенпя протпвшіка ц его деііствип укол мо-жет наноситься без выпада н с выпадом, с предварнтельным отби-вом оружня y противника п с обманом. Уколы автоматом штыком-ножом выполняюгея только иа чуче-лах в такой последователыюстн: — по разделеппям п в целом иа месте; — в движенпн шагом и бегом по одному и ііескольким чуче-лам, с постепенным усложненііем обстановкн. Отбив оружня противника перед уколом пропзводптся с целыо отбросить оружііе противиика в сторопу, с тем чтобы легче было нанести ему укол. Малая лопата является надежным оружнем в руках десантни-ка, оказавшегося почему-лпбо без автомата. Она может применять-ся как для нападення на протпвннка, так п для защпты при отбп-вах оружня протнвника с последующим нанесением удара. Лопа-той наносятся рубящне удары сверху, справа и слева (наотмашь) по голове, лицу, шее и рукам протпвинка в зависимрстн от его по-ложенпя. Лопата для изготовки к бою держится за конец рукояткн лот-ком вверх на высоте головы. Иоги слегка согнуты в коленях; пра-вая нога на шаг вперед, левая нога несколько развернута носком влево, левая рука — в готовности к захвату оружня противника. Обучение ударам малон лопатой проводнтся на чучелах пли тренировочных палках с большим шаром. Отработка ударов проводптся на внезапно подставляемых чу-челах как на месте, так н в двііженнн. Приемы нападения ножом. Удары ножом представляют реальную опасность для человека и применяются прп столкнове-нин с противником вплотную. При нанесеннн ударов нож держится в правой руке острнем кверху или книзу. Левая рука слегка вынесена вперед и готова к захвату оружия протішника или к огражению его пападенпя. По-ложение пог н корп^са такое жс, как ігри изготовке к бою с авто-ыатом, Удары ножом в зависимости от положения ножа в руке могут наноситься сверху и снизу. Удары сверху, когда нож держнтся острием книзу, наносятся в шею, лицо, грудь, спнну. Удары снизу, когда нож держится острием вверх, наносятся в живот, в бок н под лопатку. Обучение начпнается с освоенпя пзготовкн к бою с ножом. Пос-ле показа п объяснення техникн выполнения прнем разучпвается по командам. При обученіш техннкн ударов ножом используются деревянные (резиновые) макеты иожеіі нчучела какнеподвнжные, так и внезапно подставляемые (шары иа палке). Вначале удары наносятся по команде «Ножом сверху (сннзу), бей» и самостоя-телыіо на месте, a затем — с подбеганпем к чучелу. Для совершен-ствовэнпя ударов с ножом обстановку постепенно следует услож-нять, для чего чучело неожидаино подставлять для удара Сііередн, сбоку, сзадн, неред преодолением нли после преодоления препят-ствия. В данных условиях ііеобходимо добнваться быстроты, точ-ности и силы удара ножом. Приемы нападення рукоп и ногоіі. Удары рукоіі іі ногой наносятся в наиболее чувствительные места с задачей оше-ломнть противника, после чего применить другие прпемы до полно-го его обезвреживання. Удары рукой наносятся: — кулаком — передней частью кулака сжатых пальцев — пря-мо, сбоку или снизу в нііжніоіо челюсть, в жнвот (рис. 57, а); — мышечной частью кулака со стороны мизннца — сверху по носу, по ключице п голове (рнс. 57, б);
— основанпем ладони — в нижнюіо челюсть н но носу — ребром ладоии — no горлу, шее, клгочпце, затылку, печени — локтем — по лицу, челюстп, в солнечное сплетенпе. мест тела человека под одеждой. Легкоуязвігмые места можно разбпть на трп зоны: 1 зопа — голова, шея; 2 зона — грудь, жпвот; 3 зона — нпжнне конечностн. Изготовка к бою (боевая стоііка) без оружпя такая же, как при изготовке к бою с ножом. Левая рука согнута в локтевом сус-таве п вынесеиа вперед, кпсть — y пряжкн пояса. Пальиы рук слегка сжаты в кулак п готовы к удару иліютражению нападения гіротивннка. Начальное обученпе технике ударов проводнтся по треннровоч-ным мешкам, груше, чучелам, закреплениым неподвижно. При обу- • ченпи нужно указывать, чем, куда и как наносить удйр, прп этом не просто бнть, a поражать обозначенные точки. Когда обучаемые»аучатся наноспть удары необходпмом сплы п меткостн, нужно переходнть к ударам по двпжущпмся навстречу мешку, груше н чучелу с датчпками, определяющпмц силу н точ-ность удара. Удары ногами. Удары ногамп обладают очень большон сп-лоіі п тем опаснее, если нападаіощиіі владеет нанесеннем ударов ногоп нз любого положення. Перед ударом ногоіі вперед колено сгпбается, прпжимается к бедру н нодііимается вверх мышцами бедра. Удар наносится по принцііпу сжатоГі пружпны, эперпічного разгибаяия в колеином суставе. После удара нога возврашается в псходное положенне по то.му же путп, что шел удар. Опорная нога прп всех ударах полу-согнута и сильно напряжена для равіювесия. Удары ногамч наносятся: — носком ногн — в живот, в про.межность. в коленпый сустав, по средней части голенн п в позвоіючпик (рис. 58, а); — стопоіі—в жнвот, грудь, в коленньш сустав (спереди и сбоку); — каблуком — R завіісіімостн от положення (стойкп) к протнв-нику — в промежность, коленныіі сустав, голень, подъем ногп и по-звоночник; — ударьг коленом — в лнцо, в промежность и жнвот; ударыко-леном в лнцо наносятся в непосредствешюм соприкосиовенпн с про-тивнпком, когда можно захватпть дву.мя руками за волосы (го-лову) противника п рывком дерн\ть ее вннз на себя п одновре-менно поднять колено навстречу движенпю головы п ударнть коле-ном в лицо; при ударе коленом носок ногн направлен вниз (рис. 58, б). Удары ногой по противнику, упавшсму на землю, наносят нос-'ком в лнцо, жнвот. грудь, промежпость, по затылк^, позвоночпику, каблуком — но внску. Началыюе обученне техиике ударов ногой проводнтся по трени-ровочным мешкам, подвешенпым па разлнчной выссле. После ов-ладення технпкой выполнения точных п сильных ударов носком, каблуком и коленом по мешкам способы нх прііменеішя отрабаты-ваются в nape c партнером, создающнм для этого различные ус-ловня: захват за корпус спереди исзади, захват руки ит. п. Удары в этом случае лишь обозначаются. Рис. 58. Удары ногоіі: о — иоском ноги; б — коюном Болевые прнемы. Рычаг руки наружу, рычаг р>ки внутрь, загнб рукн за спииу сперетн н сзадп, рычаг локтя на плече являются приемамп напа-дения и ответного нападения после защпты от ударов рукоп, но-жом п обезоруживання противника, вооруженного пистолетом. Рычаг рукп внутрь. Захватить левой рукой запястье пра-воГі руки протпвннка сверху, a правоіі рукой — снизу. Резким рыв-ком на себя с одновременным позоротом захвачеиной рукп впутрь нодвести ее под свое левое плечо. Одновременно с поворотом на-право левую ногу. поставпть снаружи правой ноги протпвника, a правую — отставить назад. Пажпмая на плечо протіівника и под-нимая его руку вверх, заставпть противнпка прекратпть сопротнв-ленпе и свалить его на землю. Главное в этом прнеме — резкиіі по-ворот захваченнон рукн противника внутрь с последующим нажп-мом свопм плечоы на его плечо. Рычаг руки наружу. Захватить кпсть правой руки про-тивника двумя руками так, чтобы большие пальцы находнлись на тыльнон стороне ладонн. Резким двнжением вверх, a затем влево-вниз согнуть кпсть н, выкручпвая захвачеиную руку наружу, пова-лпть протнвнмка на зсылю н ііапестп носком правон ногп сильныіі удар в живот (поясннцу, лицо). Загиб руки за с н и н у. Захватнть правоЛ рукой запястье правой руки противника. Снльно потянуть захваченную руку назад и одновременно ладонью левоіі рукн сделать резкиіі толчок в сгиб локтя и завести правон рукоіі предплечье захваченной рукп про-тивннка в локтевой сгиб своеіі руки. Поставнть левую ногу снару-жн правой ногн противника, захватнть его правой рукой заволосы илн за одежду на левом плече, одновремсино нажимая па пред-плечье левой рукн, причнннть ему боль и заставить его прекратить сопротпвление. Прм нападеніш на противннка спередн захватить левоіі рукой запястье его правоіі рукн, a правой — одежду y локтя снаружи и, сделав правой рукой резкп» рывок на себя, a левоіі— от себя, со-і иуть захваченную руку протнвника в локте. В дальнейшем дейст-вовать так же, как и при нападенип сзади. Узел руки наверху. Захватнть правой рукой запястье пра-вой рукн противника сверху и резко потянуть ее к себе, последова- і тельноударить предплечьем левой руки сверху в локтевой сгиб, под-нять захваченную руку вверх п пропустнть кисть своен левой руки под предплечье своей правоіі рукн. Захватить рукіі в замок п, на-жимая на согнутую руку протпвннка, повернуться к нему правым боком, перенести свою правую ногу вперед и, подбнв под его пра-вую ногу, бросить протпвника на землю, в последующем нанести удар носком в позвоночник. Удушающиіі з a х в a т. Если протіівіііік находится в поло-женин стоя, то, подкравшись к нему сзади, нанести удар стопой в подколенный сгнб и быстро левой (правой) рукой отогнуть его голову назад, наложцть правую (левую) руку предплечьем на горло, левой (правой)—захватить запястье своей рукп и сильно надавить на горло (на занятиях обозначить), повернуться к про-тивнику правым (левым) боком, оторвать его от земли п иродол-жать удушенне. Еслн противішк находнтся в положеніш лсжа, то, подкравшнсь к нсму, сесть на его поясшщу, левая (правая) нога стонт на колене, a правая (левая) —ступнеіі на землю впередп себя, отогнуть пра-вой (левой) рукой голову протнвника назад и наложить предплечье левоп (правой) руки на горло и соединить в замок; упереться пра-вой (левой) ногоіі в землю и произвестн удушение. Прием разучивается по разделеиням, затем в целом в медлен-ном темпе. Б р о с к н Бросок с захватом ног сзади разучивается в целом, вначале в медленном, затем в быстром темпе. При треннровке вы-полненне этого прнема сочетать с примененнем удушающего зах-вата после броска. Подкравшись к противнику сзади, захватнть ру-ками его ногн ниже колен, одновременно толкнуть вперед плечом под ягодпцы и резко рвануть его ноги на себя. Бросить протпв-Hiiha na землю п провестн удушающи» прнеы п положеніін лежа. Задняя подножка разучивается в левой и правон стоііке. Если в еднноборстве y протпвника оказалась выставленной вперед левая»ога, быстро сделать шаг правои ногой вперед вправо н по-ставнть ее возле лсвоіі етупни протпвника. Затем занестн левую ногу вперед п подкашнвающим движеннем поставить ее сзади ле-вой ноги противннка под коленный сгиб. Одновременно левой ру-кон захватить протнвнпка за одежду y левого плеча, рвануть его вправо-вниз п бросить через ногу на землю, a затем обязателыю напестіі удар носком в голову п позвоночннк. Задняя подножка может пронзводпться также подбпвом левой ногн протпвнпка, еслп ііротпвіиік выставпл вперед левую ногу. Бросок через спнну. Захватпть правую руку противннка своеіі левон руиои за одежду под локтем, a правон— под плечом и ііоверпугься спнноіі к протпвннку на правоГі ноге налево кругом, положить плечевую часть его правоіі рукп на свое правое плечо, подбить ягодицамп сго правое бедро в направлении назад п вверх, иаклониться вперед п бросічь его через себя на землю, затем на-нести сильнын удар ногоГі в позвоночннк. Бросок через голову проводится, когда ііротнвііпк напп-рает. Захватнть одежду под его локтямн илн на плечах. Левую но-гу поставить между ног противннка и тут же, сгруппнровавшись, сесть как можно блпже к пятке выставленноіі ногн, правом ногоГі упереться ступнеіі в жнвот протіівннка.притяпіваяегоксебе. Когда протнвник павалптся на ногу, толкнуть его правоГі иогоГі от себя вверх и перебросить через себя за голову. В темпе двнження пере-катиться через свою голову, сесть верхом на протпвника н нанестн удар по лицу п голове. Подхват можно выполнять с самымп разнообразными захва-тамп. Вначале разучнвается по разделенням, затем в целом, но медленно. Захватить левоіі рукой одежду на правом рукаве про-тивннка, правой рукоіі— за пояс со стороны спнны или одежду на спине; быстро повернуться налево кругом на носке правой ногп так, чтобы стать спиной к противннку, н приставить левую погу к правоіі; перенести тяжесть тела на левую ногу, прпжпмая к сво-ему правому боку корпус противннка, сильно подбить бедром вы-прямленной правой ноги переднюю часть правого бедра против-ника. Рывком руками п корпусом влево вннз бросить противнпка на землю н нанести сильный удар носком правон ноги по позво-ночнику. Защита и ответные приемы Приемы освобожденпя от захвата рук, ног, корпуса и шеи разучнваются, как правило, в целом вначале медленпо, a затем с постепенным повышением темпа. После показа прпема сержантом обучаемые выполняют его, добиваясь правнльных действий. По мере усвоения техііикіі прпе-мов освобождения сержантдолжен показать, как применятьнанбо-лее выгодные ответные действия протпв нападения в целях потерп противннком боесиособности. Освобождение от захвата кистей р y к. Сделать рез- кнй рывок рукаыи вверх в направлйпіи большнх пальцев против-ника п сп.іыіо нанестп удар мышсчмой часгыо кулака по посу п лицу. Освобождение от обхвата корпуса епереди п сзади. Нанести удар коленом в промежность, носком по голени. Если руки свободные, то резко надавпть ладонямн на подбородок (пальцами в глазные впаднны), отогпуть его голову н нанестиудар носком в промежность. Еслн протнвннк обхватпл корпус сзади руками, нанестн спльиый удар каблуком по подъему стопы (го-лени), присесть п освободнться, поверпуться кругом и нанестн от-ветныіі удар. Освобождение от удушающего захвата сзади за шею. Резко прнжать подбородок к груди, одновремгнно на-нестн удар каблуком назад по колеішо.му суставу, голени или по подъему стопы, захватить за руку н переброеить его через себя броском захватом руки на плечо н нанести удар носком ноги по, позвоночппку. П р п е м ы з a щ и т ы и о т в е т н ы е п р н е м ы п р о т н в y к о-лов. Уклоняясь от укола, пужно рассчнтать свое дшіжеіше так, чтобы одновременно сделать шаг в сторону, отбпть рукоіі колю-щее оружне в противоположную сторону. Все двпження нужно де-лать одновременно, быстро, чтобы протнвник потерял равновеспе іі не распознал защпту и ответиые деГіствпя. В завіісимостн от деііствия протнвіпіка защнту иротнв укола штыком можно пропз-водпть как уходом вправо, так н влево. Разучпванне прнемов проводіітся вначале по разделениям, a затем в целом. Основпое внпмание прн обученпп обращается на тщатсльное усвоение техники отдельных двпженин, правнльную последовательность всех демствиіі и на дальнейшее совершенство-ванпе всего комплекса приемов в целях выработки уменпя прн-меиять нх в разнообразноіі обстановке. Защита и ответные прнемы от ударов лопатой. Еслн противнпк замахнулся малон лопатой для удара сверху или наотмашь по голове, сделать выпад левой ногой вперед и подста-впть левое предплечье под его правое предплечье в самом начале движенпя н одновременно захватнть изнутри правое запястье, a левой кистыо— его правое предплечье снаружп. С сіілоіі повернуть двумя руками правую руку противника внутрь п, плогно захватив плечевую часть к себе под левую подмышку, выполннть рычаг руки внутрь. Отобрать лопату и нанести ответнын прнем нли в момент замаха уіітп нырком от удара вперед под руку н одновременно на-нестп удар коленом вживот илн солнечное сплетение. При наклоне протнвнпка вперед нанести удар ребром ладонн или мышечной частью кулака по затылку. Защита и ответные прнемы против ударов но-жом. Удары ножом, наноспмые противннком, имеют опрсделепное направленпе п поэтому от нпх можно с успехом защнщаться. Уга-дывать ііаправлепне удара ножом можно по замаху Для этого надо вннмательно посмотреть, как противник держит нож. Прн ударе ножом сверху встретить предплечьем левой руки его руку на замахе с одновременным шагом левоіі ногоіі. Захва-тпть левоіі рукоіі запястье илп нредплечье протіівнпка, a нравоіі за одежду снпзу y локтя, нанестн >дар коленом в лицо п ногой в про-межность плп в колено, снлыю рвануть протпвннка правой рукон на себя, a левоіі— от себя, выкручивая его руку, нажимая пред-плечьем левоіі рукн на нож, прпменяя подножку под его правую ногу, броснть на землю п обезоружпть или, захватио правон рукоіі за кпсть вооруженной рукп противника сверху, провести рычаг ру-кн внутрь. Прп ударе ножом снизу встретить предплечьем левой руки его руку н одновременпо нанестн удар ногон в промежность. Вслед за этны захватить правой рукой одежду y локтя сверху и, рванув к себе, провестн загиб румі за спнну. Чтобы отобрать нож, захва-тить правой рукоіі правый кулак протпвника u дожать его кисть до тех nop, пока он ііе разожмет пальцы н не отпустпт нож. Защита от ударов рукоіі выполняется отведеннем (от-бивом) удара в сторону, подставкоіі под удар ладони, предплечья нли плеча, нырком под удар плп отходом пазад. После защиты немедленно нанестп протпвнику ответныГі удар рукоіі или ногон. Защита от ударов ногон вынолнястся уходом в сторопу, уклоненнем от удара, блокпрованием удара подставкой руки, бе і-ра, подошвы. Еслп противник наноснт удар погоп в промежность, коленный сустав (прямо спереди), голень, необходпмо: — стелать лесоіі ногой шаг влево вперет, в сторону, подхватпть правом рукоГі ногу протпвнпка н двуыя руками броснть его назац на голову н нанестп удар носком в нозвоиочнпк; — прн защпте подставкон рук встретнть голень ноги против-ника предплечьямн скрещенных рук (при ударе правой ногой пра-вая рука сверху, и наоборот); схватпть правон рукоіі за пятку п рвануть на себя, перевестн его стопу в локтевон сгпб своеіі левон руки; нажимая руками на коленнын сгиб вниз, a плечом — па стопу противнпка, броснть его на землю, нанестн удар носком в промеж-ность и наступить на свободную его ногу, провести связыванпе; — быстро перенести тяжесть тела на заднюю ногу, a подошвоіі передней ноги остановить удар (подставить подощву передней nom под удар) и мгновенно нзо всей снлы нанестн серию ударов рука-ми в лицо, в солиечное сплетение. Изучение защпты от ударов ногой и ответных приемов прово-дится в парах вначале no разделениям, a затем слитно по коман-дам и самостоятельно. Иельзя допускать сопротнвленпя ц резкого проведения противосуставного приема. Приемы обезоруживания исвязывания п р о т н в н и к a Обезоруживание противника, угрожающего пи-стол етом: — еслн протпвннк навел пнстолет спередп в упор, сделать шаг воіі рукой отвестн вооружеиную руку протпвиика в сторону; пра-вой рукой захватнть снизу и рывкоы обеих рук влево вверх про-вести рычаг рукн ларужу, нансстн удар ногой в голень, промеж-ность; обезрружить противника, нажимая на тыльную часть ладо-нп двумя руками; — еслн протнвннк угрожает пистолетом сзадн, быстро повер-нуться направо кругом, отвестн предплечьеы правоіі рукн его ру-ку в сторону; захватить правой рукоп за кисть вооруженноГі р>кн противннка снту, левой — за запястье, примеіпів рычаг рукм внутрь, уронить противника на землю, обезоружпть н провести связываііие; — еели противник пытается достать пистолет нз кобуры нлн кармана брюк, быстро подскочнть и просунуть левую руку между его рукой п корпусом, a правую кисть — через его плечо п соеди-иить обе кіістн «замком», держа четырьмя пальцамн четыре паль-ца другой руки; левым локтем отжагь нравую кисть протпвнпка за его сппну н одиовременно правой рукон снлыіо нотянуть плече-вую часть его рукн на себя, загнуть его руку за сіниіу п обезору-жнть; еслп прп загнбе руки за спину оружие протіівгінка остаиет--ся в его кармане, то оттуда его пужно досгать своеГі правой рукой, не отпуская захвата. Обучеіше прнемам обезоруживания проводнтся в двухшере-ножном разомкнутом строю вначале поразделенііям, азатем слнт-но по командам и самостоятельно в парах. Связывание п ротп в н н ка. Для транспорпіровкн «языка* на значителыюе расетояпне в псшеы іюрядке, на мотоцпкле, авто-ыобилс п т. д. его следует связать. Связыванпе с поыощыо приема запіб рукп за сиину. Подкрав-шись к протпвнику сзадн, вынолнііть прпем загпб рукп за спину правой руки протпвника, a правой рукой ііачавіггь на глазиые -впадины ііліі захватнть правоГі рукоіі за одежду плечевоіі части его правой руки и потянуть на себя, упереть его лпцом в стену или положить на землю, засунуть ему в рот тряпку — «кляп», чтобы противник не привлек вніімаііпя криком. Затем заставить пошнре расставить ногн и левой ладонью упереться повыше в стену. Достать правой рукой из карыана, заранее приготовлен-ную веревку (с пеглен), надеть петлю на правое запястье. Перекп-нуть веревку через левое плечо н вынуть ее конец из-под его пра-вого локтя, натяпуть правой рукой конец веревки, упереться ле-вы.м коленом в крестец противника, вынуть левую руку и захва-тить левой кпстью его левое запястье. Резкнм двнжением загнуть захваченную руку за спину и обвязать веревкой эту кисть против-ника. В таком виде можно заставить протнвника идти в нужном направлении. Связыванне с помощью приема рычаг руки внутрь нли дру-гнми боевыми приемами (броскамн). Нужно заставнть лечь про-тнвннка на землю на жнвот. Делая противнику дожнм кисти, за-ставить его вытянуть свою левую руку по земле вперед. Откло-няя свой корпус немного назад, загнуть захваченн^ю руку за спи- ну. Одновременно отодвигать левую ногу назад, a прав\ю вперед под праиый локогь протнвника. Придержнвая загнутую руку, закн-нуть своіо лсвую ногу через спішу протішннка н плотно сесть на него верхом, захватить левую руку и резким движением загнуть ее за спнну. Загнув обе руки противника за спину и подведя под его локтн свои коленп, провести связывание. Плавание Обученпе плаванию и прыжкам в воду проводится в целяхпод-готовкн десантннка к преодолению водных препятствпй вплавь. Все занятня проводятся на водной станции, в бассейне нлн специалыю оборудованном участке водоема. При проведенни за-нятпн по плаванию необходимо строго соблюдать следующие ме-ры безопаеностн: — не разрешать вход в воду солдатам, сильно разогретым и потным, a также сразу же после большой физической нагрузки или физического утомления; — проверять число обучаемых до входа в воду, во время на-хожденпя нх в воде и после выхода из воды; — назначить на время занятий вне водноГі станцпи для наблю-дения за обучаемыми двух-трех отлнчных пловцов и выделнть им лодку со спасательными средствамн; — проводнть обучение стартовому прыжку при глубине на 1,2 м под стартовои тумбочкой, a прыжкам в воду с пятнметро-вой высоты — прп глубпне не менее 4 м; не разрешать прыжки с борта бассейна прп глубине водоема менее 1,5 м; — запрещать во время прыжков плавание околовышкн; разре-шать очередио.му обучаемому прыгать в воду не ранее, чем преды-дущніі обучаемый отплывает от места входа в воду на расстояние не менее 5 м; — обучать пе умеющпх плавать и плохо илаваіощпх только на епециально оборудованном месте с помощыо доски н других под-ручных средств; — прекращать занятия в воде и проводнть разогревающие уп-ражнения, еслн y обучаемых поябились прнзнаки снлыюго охла-ждения (озноб, посиііеііпе губ, «гуснная кожа»). На первом занятип командиры проверяют уыенпе солдат пла-вать и делят лнчный состав на две группы: — первая групна — не умеющііе плавать н не проплывающие 50 м; — вторая группа — умеющие плавать н проплывающие не ме-нее 50 м. С не умеющпмп плавать проводятся сначала подготовіпельные упражнения для освоення с водой. Движения пловцов вначале ра-зучнваются иа бсрегу, a затем в воде, при этом пользуются под-р>чными среіствамн. Умеіощне плавать обучаются напболее экономному и ценному по военно-прикладному значению способу плаваиня — брасс. Упражненмя на берегу: — двнжение ногаміі в положенни сидя на скамсііке пли на земле, опнраясь руками сзади; — движенне руками с дыханием в положении стоя с наклоном корпуса вперед. Упражнения в воде. Обучение движенням ногамн. Гребковые движения ногами обес-псчнвают поддержішание ннжней частн туловища y поверхности воды. Прн обученнн рекомендуется применять следующие основные упражнення: — двнженпе ногами y неподвпжпой опоры (на мелком месте); — плаваіше свещевым мешком на пояспнце исучебнондоской. Прп разучивашіи движений рук рекомендуется применять сле- — двнжеіше рукамп, стоя на дне; — плавание с вещевым меиіком на пояснице; — согласованне движеігніі рук с дыханием. О б y ч е н и е п л a в a п п ю в о б м y н д п р о в a п и н с a в т о-матом. Вначале иа берегу учат правилько подгопять обѵунднро-вание, a потом отрабатывают способы нлаваішя с помощью под-держивающих подручных предметов (бревна, жердн, доскн, ве-ревкн и др.) на глубнне нс более 1,5 м. На одном-двух занятнях обучаемых знакомят с правиламн ныряния и оказаиия помощи то-нущему. При отработке прнемов ныряння обязательно прнменяется страховочныіі шнур длнііой 5—6 м с поплавком на конце. В воду одновременно погружаются не более 4 человек. 6. Лыжиая подготовка Передвнжешіе на лыжах по пересеченной местностн — отличное средство всестороннсн фнзической подготовки и закалки десант-ника. Каждый сержаііт должен твердо знать последователыіость обу-чения личиого состава строевым приемам с лыжамн и на лыжах, способам передвижения и боевым приемам на лыжах, a также причішы потертостей иог, рук и прпзнакп наступаюшего обморо-жения. Лыжныіі ннвентарь отдслення должен находнться все время в исправности и полнон боевой готовности. Смазка л ыж. Лыжная мазь предназначается для смазки скользящей поверхности лыж. Она обеспсчивает хорошее скольже-ние лыж и сцепленпе со спегом при толчке. Отечественной промышленностью вьтускается семь видов лыж-ных мазей «Темп», позволяющих пользоваться при температурных условпях воздуха от + 3 до —30° С. Лыжная мазь, подобранная в соответствіш с состояннем снеж-ного покрова и тсмпературоіі воздуха, накладывается ровпым слоем методом растушевки на чистую сухую скользящую поверх- ность и растирается специальной растиркой из пеношіаста, из проб-ки нли ладонью no всей поверхіюстн до зеркалыюго блеска. Тол-щпна слоя мази завнсит от состояния лыжни и длнны дистаиции. Припользовании лыжами необходимо: — не допускать ходьбы по не покрытой снегом земле, ударов лыж о каміш, пни и т. д.; — после пользования очищать лыжи, креплеішя и прочие предметы лыжного имущества от снега, наледи н протнрать их тряпкой (запрещается стучать лыжами для у.іаления снега); — при кратковременных остановках в пути лыжп оставлять на воздухе, в крайнем случае — в достаточно прохладном помещении. Занятие по лыжной подготовке должно начннаться с отработки строевых прнемов с лыжами. О б y ч е н и е л ы ж п ы м х о д a м проводится в такой последо-вательности: — ходьба без палок; — обычный ход; — бесшажный ход; _ — одношажный ход; — двухшажныіі ход; — ход «вперекидку». Ход без палок. Применяется прн передвнжении с оружием в руках н как подготовнтелыюе упражненпе. Последовательность обучення: — нзучение стойки лыжннка; — ходьба ступающпм шагом по неглубокому снегу, чтобы освоиться с лыжами и получить первоначальные навыки в управ-лении имн; — передвнжеііне скользящим шагом по лыжне в целях обуче-ния отталкиванпю, скольжению на одноіі лыже и свободной работе рук прн сохраненші стойкн лыжнпка. Обычный ход. Применяется на любой местности и при лю-бой погоде. Последовательность обучения: — лередвнжепне скользящнм шагом с палкамн в руках, не отталкиваясь ими; — передвижение под небольшой уклон с попеременными толч-ками только палкамн, ие отталкиваясь ногамн; обратнть внимание на вынос палки вперед и постановку ее на сиег согнутой в локте рукой с последующнм отталкнванием до полного выпрямления руки; — лередвнжение скользящим шагом с палками в руках, доби-ваясь правнлыюго выполнения обычного хода в целом. Б е с ш a ж и ы й х о д. Примеияется на раскатанных местах, по насту, льду, при переходе участков с подснежной водой и иа от-логих спусках. Последовательность обучення: — изучение бесшажного хода, стоя на месте, на два счета: На счет «раз» — вынести одиовременно обе палки (не ставя их на euer) н выпрямнть туловпще, на счет «два» — обозначить отталки-вание; — передвижение бесшажныы ходом под небольшоіі уклон. толчка палками пронзводится за счет наклона туловнща вперед и иолного выпрямления рук сзади. Одношажный ход. Применяется для ускорення движения на ровных участках местностн и раскатанных местах прн хорошем скольженни. Последовательность обучения: — передвижение одношажным ходом по разделениям на два счета: на счет «раз» — вынести вперед палкн и одновременно с постановкой их на снег сделать шаг; на счет «два» — с толч-ком палкамн подтянуть одну ногу к другой, скользить на двух лыжах; — передвпжение одношажным ходом в целом; при выполнеиил этого хода добиваться энергичного толчка ногой н палкамн, a также чередования шагов с правой и левой ногн. Двухшажны й ход. Применяется при хорошем скольженин на ровных участках местности. Последовательность обучения: — изученне двухшажного хода ступающнм шагом на три счета: на счет «раз» — сделать ступающий шаг и начать вынос палок вперед; на счет «два» — сделать второй ступающий шаг, закон-чив вынос палок, поставнть нх на снег y носка выдвинутой вперед лыжи; на счет «три» — одновременно с отталкиванием палками подтянуть одну ногу к другой, выставленной на шаг, и скользнть на двух лыжах; — выполнение хода в целом; на два скользящнх шага с выно-сом н постановкой палок произввдится одно отталкивание. Ход вперекидку. Применяется при двііжспни по целине, при плохом скольжении на отлопіх подъемах и прн передвижении с выкладкой. Последовательность обучения: — изучение движения рук с палками стоя на месте на четыре счета: на счет «раз» — вынести маятникообразным движением одну палку вперед и, удерживая ее вперед кольцом, обращенным вперед внііз; на счет «два» — сделать то же самое другой палкой; на счет «три» — обозначить толчок ранее вынесенной палкой; на счет «четыре» — обозначить толчок другой палкон; далее повторять в той же последовательностн; — передвижение ступающим шагом и медленным бегом, доби-ваясь согласованности в движении ног и рук с палкамн; — передвижение ходом вперекидку скользящим шагом в целом. водится на коротких склонах гор с более ровнымп н пологими спускамн с постепенным переходом на более крутые склоны. Склоны гор выбпрать без ям, деревьев и других препятствнн, мо-гущих вызвать несчастные случан. Способи подъемов, спусков, торможенин, пово-ротов отрабатываются в такон последователыюсти: — подъем обычным шагом «полуелочкой», «елочкой» и «лесен-кой»; — спускн в среднеіі, высокой и низкой стойках; — торможенпя «плугом», «полуплугом», палками между лы-жами, a также лыжами и палками одновременно; — повороты в движепин переступанием, «плугом» и «полу-ллугом». Места новоротов на склоие гор целесообразно обозначать ве-хамн в внде ворот шириной в 3—3,5 м. Боевые приемы на лыжах изучаются вначале по разде-лениям, a затем в целом на месте и в движенин. Приемы отраба-тываются в одііошереііожном строю, интервалы между солдатами 2—3 шага. Изготовка к стрельбе стоя налыжах разучнвается на два счета: на счет «раз» — развернуть правую лыжу носком вправо; на счет «два» — упереть затыльником в плечо н.удерживая автомат левой рукой за цевье илн магазин, направить его в цсль (рис. 59, а). В качестве упора используются лыжные палкн. Изготовка для стрельбы в движении разучивается на три счета: на счет «раз» — обе палки надеть петлями на кнсть левой руки; іта счет «два» — правой рукой прижать приклад автомата к правому боку и упереть затыльником в плечевую часть правоп рукп; на счет «трп» — удерживая автомат левой рукой за цевье или магазнн, направить его в цель. Изготовка к стрельбе с колена разучнвается без разворота лыжи в сторону и с разворотом правой лыжи. Для изготовки без разворота лыжи в сторону, не изменяя направления лыж, выдви-нуть левую лыжу вперед, опустить правое колено на правую лыжу и сесть на каблук правой ноги (рис. 59,6). Для изготовки с разворотом лыжи необходимо правую лыжу развернуть носком вправо так, чтобы грузовая площадка нахо-дилась на заднем конце левой лыжи, опуститься правым коленом иа правую лыжу и принять положение, как для стрельбы с колена без лыж. Изготовка к стрельбе лежа на лыжах отрабатывается с нс-пользованием небольших укрытий. Взять автомат в правую руку, a палки — в левую, сделать шнрокий шаг правои ногой вперед и вправо. Одновременно наклонить туловище к правому колену, опуститься на левое колено или на оба колена, придерживая ав-томат на весу, быстрее лечь и пзготовиться для стрельбы лежа. На глубоком п рыхлом снегу палки ііспользуются как упоры для локтей (рис. 59, в). Метание гранат на лыжах производится из тех же по-ложений, что и стрельба с лыж (рис. 60). Последовательность обучения: — стоя с места; — в движении; Рис. 59. Изготовка к стрсльбе на лыжах; a — стоя: б — с колеиа; в — лежа Рис. CO. Метаіше гранат иа лыжах — с колена; — нз ноложсішя лсжа. После освосния управлсішя лыжами солдат неооходимо обу-чпть перебежкам н переползанпю на лыжах. Подготовка к маршу п a л ы ж a х. В целях подготовки почразделенпіі к маршу па лыжах па учсбных занятнях отрабаты-ваюгся следующне элемепты марша: двнженпе па лыжах в поход-ном строю, прокладка лыжнн, смена иаправляющпх, действпя за-мыкающнх и связных, организацня отдыха н охрансния на марше. Напболее удобиыіі строй взвода для совершения марша на лыжах — колонна по два, дпстанция между обучаемыми 4—6 ша-гов и іштервалы 3—4 шага. После спусков и труднопроходпмых мест делается короткая остановка для подтягнваішя подразделе-иия и проверки лпчного состава. На каждом занятші нужно тренировать солдат в передвижении по целнне со сменой направляющих через 150—200 м, эти участки целпны преодолеваются направляющими бегом, затем пропускают вперед гііущнх сзадп, a самм становятся замыкаю-щими своего отделенпя. Замыкающнми на марше пазиачаются сержаіігы. Оии оказы-вают помощь отстающим, a в случаях, не терпящих отлагатель-ства (поломка лыж, травма, обморожение и др.). докладывают по колонне в голову колонны командиру подразделения. Сержант должем знать признакн наступающего обморожения (побледиение кожи, ее покалываиие и пощипыванне, затем потеря чувствительности) н должен напоминать солдатам, чтобы они сле-дили как за свонмн ощущенпями, так и за лнцом товарнщеіі. Прп потере чувствительности в какой-либо части лнца осторожно от-тереть ее мягкой шерстяноіі тканью (варежкой), рукавом илн по-лон шннелн, пока чувствптельность не будет восстановлена. Нельзя растирать отмороженные места снегом. Снег охлаждает, цара-пает и загрязняет кожу, внося инфекцию. Обувь и одежда должны быть сухимн, достаточно теплыми и просториыми. ОГЛАВЛЕНИР Cr p. Введенііе...••.............................................. -.-...•...-..-. 3 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|