ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Организационно-методические указания к проведению урока
Перед уроком преподаватель должен проверить свою готовность к занятиям, определить и каниретизировать тему урока, наметить пути к осуществлению задач, поставленных по плану, учтя пройденное и запланированное для последующего освоения. Следует учитывать, что основное назначение частей урока остается неизменным на длительный срок, а частные задачи должны решаться в каждом конкретном уроке. План урока должен предусматривать конкретные задачи, намечать определенные методические приемы и средства для решения этих задач и определять дозировку упражнений. Опыт показывает, что при проведении обучения фехтованию особое значение имеет узкая тематизация с указанием двух-трех конкретных приемов, подлежащих усвоению в данном уроке. Узкая тематизация придает четкую целенаправленность, оставляет ясное представление о проведенном уроке, позволяет более углубленно остановиться на качестве выполнения приемов и действий, предъявить максимальные требования к точности выполнения основного и добавочных вариантов приема или действия. Преподаватель должен ясно представлять, какого уровня в овладении приемом нужно достигнуть в данном уроке, не завышая и не занижая требований, учитывая возможности учеников и сложность задания. Узкая тематизация имеет особый смысл при обучении молодых фехтовальщиков в первом году занятий, когда большое разнообразие материала в уроке может привести к рассредоточению внимания, снизить интерес и повредить качеству обучения. Первая часть урока — вводная. Упражнения, включаемые в первую часть урока, должны быть знакомы^ занимающимся, не требующими специальных разъяснений и разучивания. Естественно, что это достигается не сразу, и для того, чтобы обучаемые приобрели необходимый запас двигательных навыков, 'следует на протяжении определенного периода давать комплекс одинаковых упражнений, которые постепенно, после освоения, заменяются другими, сходными с ними по характеру. Упражнения нужно подбирать так, чтобы они по возможности охватывали большие группы мышц и были направлены на улучшение гибкости, эластичности, быстроты и ловкости. Упражнения общего воздействия на организм составляют общую разминку, а упражнения, подготавливающие непосредственно к основной работе фехтовальщика, составляют специальную разминку. С начинающими фехтовальщиками упражнения общей и специальной разминки проводятся преподавателем. Интенсивность и длительность разминки устанавливается соответственно подготовленности обучаемых. Подготовленные спортсмены, как правило, проводят разминку самостоятельно под наблюдением преподавателя, который должен помочь им в подборе наиболее подходящих упражнений, учитывая индивидуальные особенности в развитии физических качеств и нервной системы фехтовальщиков. Чем выше подготовленность фехтовальщика, тем интенсивнее и короче должна быть разминка, так как тренированные быстрее достигают состояния нужной вработанности. Длительность общей и специальной разминки вместе колеблется в пределах 20—25 мин. В разминке следует уделять особое внимание подготовке тех групп мышц, которые принимают главное участие в фехтовальных движениях. Движения в боевой стойке и выпадах, возвращения в боевую стойку, повторения выпадов и другие требуют большой силы и эластичности мышц нот, и в частности четырехглавых и двуглавых — бедра, больших ягодичных, приводящих мышц. Для развития этих мышц 'следует систематически применять разного рода приседания, подскоки и прыжки на одной и двух ногах, пружинные покачивания в положении выпада и т. п. Большое значение, которое никогда не следует умалять, имеют упражнения специальной разминки, способствующие подготовке к выполнению фехтовальных приемов и действий и создающие физическую и психическую направленность к основной работе. Специальная разминка состоит из упражнений, выполняемых без оружия и с оружием. Она включает передвижения в фехтовальной стойке, движения оружием, упражнения ка мишенях, а в некоторых случаях и упражнения с партнером (перед соревнованиями). Независимо от квалификации фехтовальщиков, упражнения общей и специальной разминки должны выполняться в каждом уроке и проводиться так, чтобы в результате разминки ощущалось хорошее состояние работоспособности и желание приступить к основной работе. Вторая часть урока — основная. Эта часть урока в начале обучения (на первых двух-четырех занятиях) проводится в одной шеренге с целью ознакомления с основными положениями и приемами фехтования. Здесь же используются упражнения на подсобных снарядах (чучелах и мишенях). Вторая часть урока, решая задачи подготовки к спортивному бою, с самого начала предусматривает осмысленные действия, которые обусловливаются положениями и действиями противг ника (партнера). Одновременные упражнения всех учеников в парах являются главной организационно-методической формой проведения основной части урока. Такие упражнения позволяют быстрее добиваться успехов в обучении. Они активизируют участие занимающихся в освоении приемов, открывают большие возможности к проявлению личной инициативы. Здесь же легче осуществляется индивидуализация средств и методов, увеличивается плотность урока и предоставляются лучшие условия для охвата значительного количества фехтовальщиков. Рекомендуется менять партнеров при выполнении парных упражнений и ведении учебных и соревновательных боев. Это содействует развитию наблюдательности, способности к критической оценке своих действий и партнеров и, что особенно важно, ускоряет развитие «тактического мышления». Главной педагогической задачей второй части урока с молодыми фехтовальщиками является образование правильных и прочных основных спортивно-технических навыков и умений. Это достигается путем многократных повторений приемов и основных действий в элементарной тактической обстановке. По мере их закрепления все большее место начинают занимать упражнения, имеющие тактическую направленность, увеличивается количество упражнений соревновательного характера («контры», учебные бои, учебные соревнования и пр.). Преподаватель должен настойчиво бороться за овладение занимающимися совершенной техникой, своевременно предупреждать появление ошибок, а в случае их возникновения находить причину и добиваться устранения. Несмотря на групповую форму организации занятий, при проведении основной части всегда нужен индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого фехтовальщика. В соответствии с этим дозируются упражнения, увеличиваются или уменьшаются требования, предоставляется большая или меньшая самостоятельность при выполнении упражнений отдельными учениками. При проведении занятий необходимо руководствоваться принципом постепенного повышения нагрузки как в целой цепи занятий, так и в каждом отдельном уроке. Начиная со спокойных упражнений технического характера, интенсивность постепенно возрастает, включаются задания на выполнение приемов s соревновательном темпе, увеличивается количество боев, подг нимается уровень эмоционального напряжения, который в конце основной части в ряде случаев достигает высшей точки. Соревновательные упражнения связаны со значительным возбуждением нервной системы и часто не позволяют фехтовальщику правильно определить степень своего утомления. Большая эмоциональность боев создает такое возбуждение, которое часто ложно принимается за хорошее состояние, несмотря на необходимость отдыха. Результаты этого обычно сказываются только после длительного времени (через несколько часов или на другой день), когда фехтовальщик начинает «без видимых причин» ощущать вялость и апатию. Особенностью фехтования является то, что занимающиеся сравнительно быстро восстанавливают энергетические затраты, в то время как расходы нервной энергии восполняются значительно медленнее. Возникает необходимость дозировки и строгого контроля над упражнениями соревновательного характера. Высокая степень возбужденности, появляющаяся во второй половине основной части урока, должна снизиться путем постепенного уменьшения нагрузки и снижения нервного напряжения. Для этого рекомендуется переходить снова к упражнениям в выполнении точных и небыстрых движений (повторение основных приемов, бои в замедленном темпе и пр.). Задача постепенного снижения нервного возбуждения и приведения организма в относительно опокойное состояние решается главным образом в третьей, заключительной, части урока, но снижение нагрузки начинается еще в конце основной части. Третья часть урока — заключительная. Для того чтобы снизить возбужденность, в третьей части весьма полезно выполнять упражнения, которые по своему характеру отличаются от фехтования: упражнения в ходьбе и беге, со скакалкой, упражнения, связанные со спокойными ритмическими движениями. Рекомендуются также: упражнения для развития силы — с набивными мячами, на гимнастических снарядах; игры, не связанные с большими напряжениями. Особое внимание следует уделять упражнениям, развивающим гибкость, способность к раскрепощению мышц. Не рекомендуются упражнения, которые связаны с большими статическими напряжениями. Перегруженность мышц ног и вооруженной руки по сравнению с другими мышцами в фехтовании обусловливает особое внимание преподавателя к периодическому отдыху во время урока. Преподаватель должен внимательно следить за проявлениями утомления у занимающихся и не доводить их до усталости (особенно при занятиях с детьми). С этой целью упражнения должны перемежаться с отдыхом. После длительных упражнений рекомендуется занимающихся сажать на скамейку, где они и выслушивают замечания, указания и пояснения преподавателя. После интенсивных упражнений можно отдыхать в легких прогуливаниях с последующим сидением. При ознакомлении с новым материалом или при длительных пояснениях и демонстрациях группу также следует сажать. Хорошие условия отдыха при сидении позволяют в конечном счете увеличить и уплотнить рабочее время урока. Борьба с переутомлением отдельных групп мышц осуществляется и в чередовании упражнений разного характера, и в частности действий нападения с действиями обороны. В процессе (проведения уроков по фехтованию занимающиеся должны также получать основные сведения по общим и частным вопросам анатомии, физиологии, гигиены, истории и теории фехтования, методики обучения и тренировки и другие. Эти сведения сообщаются в кратких беседах и пояснениях, а также в специальных беседах, организуемых вне сетки занятий. Ниже приводится урок учебно-тренировочного типа, как наиболее распространенный (основной) в занятиях фехтованием.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|