Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетические учения византийских мыслителей




Византийскую эстетику в целом отличает: <

• связь с античностью;

• символизм;

• полемика между иконотворцами и иконопочитателями;

• интерес к психологическим проблемам искусства;

• обобщенно-спиритуалистические принципы;

• устремленность общественной мысли, литературы и искусства к отрыву от реальной действительности и замкнутости в кругу высших, абстрактных идей;

• перенос идеального эстетического объекта в духовную сферу, которая описывается с помощью таких эстетических категорий, как прекрасное, свет, цвет, образ, знак, символ;

• преобладание в художественном творчестве тенденций традиционализма, каноничности;

• особая направленность искусства, которое теперь не противоречит догматам официальной религии, но активно служит им;

• интерес к категории возвышенного;

• выдвижение в самой системе категорий на первое место таких понятий, как «образ» и «символ», а не «прекрасное», «гармония», «мера», как это было в античности.

Василий Великий (ок. 330-379) писал о том, что стремящийся обучаться искусству «и высокомерен, и своенравен, и неверен», а смех вообще является свидетельством слабости человеческой души и его надменности.

Иоанн Златоуст (ок. 350-407) в своем педагогическом сочинении «О воспитании детей» вообще решительно протестует против обучения детей искусствам.

Иоанн Дамаскин (ок. 675-753), определяя изображение (или образ), подчеркивает, что к изображаемому оно находится в отношении подобия. Причем, благодаря искусству подражания, красота первообраза переходит к подобию. Поклоняясь иконе, человек поклоняется не ей самой, а тому, кто на ней изображен. Образ — это только подобие, откровение и показ скрытого. Подобие не означает тождества. С помощью изображений человек узнает то, что будет после него, что совершается на расстоянии и местном отдалении (так как человек ограничен условиями места и времени) - все это служит «для путеводительства к знанию».

Михаил Пселл (1018-?) подчеркнул непосредственную действенность, ценность самих художественных изображений (икон) как таковых, обозначая социальную значимость искусства. Он воспевал визуальное восприятие. Для него живопись - универсальная модель и образец всякой науки и литературного творчества. Не случайно в византийской литературе об искусстве был популярен особый жанр экфрасиса, содержащий описание памятников и картин. С этой концепцией связана интересная идея, которую мы не встречаем в эстетике Западной Европы, - это теория фантазии. Византийцы рассматривают фантазию как одну из познавательных способностей человека.


Резюмируя, можно сказать, что в средневековой эстетике Европы одной из центральных становится проблема символа, поскольку для нее все чувственное не только в искусстве, но и в природе является лишь отблеском и отображением запредельного, сверхчувственного мира. В это время красота существовала скорее вне искусства, а ее законы были определены заранее и существовали за его пределами. Самое главное изменение в понимании красоты состоит в том, что она перестает пониматься как качество реального мира, а становится атрибутом божественного проявления.

Прекрасным считается только то, что содержит в себе идею Бога. Восприятие прекрасного имеет в это время два плана: реальный (зримый) и духовный. Все человеческое, земное, чувственное признается как безобразное. Впервые безобразное становится реальностью. В античность безобразное понималось как отсутствие прекрасного. Теперь безобразное - свойство и проявление дьявольского. Красота становится именем Бога. Реальным признается только то, что идеально. Материальное же рассматривается как нереальное. Художественные изображения символически выражали чувственность для человека сверхчувственного.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных