Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Арабо-мусульманский Восток




Все основные принципы эстетики арабо-мусульманского Востока обусловлены религиозными догмами ислама.

Одной из ключевых категорий эстетических учений этой культуры становится прекрасное, понимаемое как нечто влекущее, но и одновременно возвышающее над повседневностью. Прекрасное получает отклик в душе человека, так как при восприятии прекрасного происходит совпадение созерцаемого с моделью, его представлением об идеале. Красота человека имеет внешнее и внутреннее проявление. Внешняя проявляется в его физической составляющей, а внутренняя связывается с поступками. Внешняя красота сконцентрирована в лице, но присутствует в движениях, походке, жестах. Она связана с нравственностью человека.

Категория возвышенного рассматривается в связи с Аллахом.

Своеобразие исламской эстетики проявилось в специфике исламской поэзии. Преобладание эстетики слова и речи среди других проявлений мироощущения повлияло на то, что в искусстве Востока представлена глубокая связь, существующая между словом и изображением, поэзией и пластическими искусствами. Поэтому здесь поэтические образы не только зримы и насыщены светом, но они декоративны и орнаментальны. Поэзия наполнена образами материального мира: прекрасного покрывала, роскошной ткани, узорчатого ковра.

Характерным в этом отношении является «Трактат о канонах искусства поэзии» Фараби (IX-X), в котором он относит поэтические суждения (с точки зрения формально-логической классификации) целиком к ложным.

Для Ибн-Сины (X-XI) речь является общим как для поэзии, так и для риторики, диалектики и тому подобного. Ибн-Сине принадлежит также учение о происхождении музыки из интонационного богатства человеческой речи.

В трудах арабских ученых-филологов (Ибн-аль Мутаз, Ибн Кутайба, Кудаль бну-Джафар и др.), разрабатывающих проблемы поэтики, также затрагивались «языковые» проблемы искусства с преимущественной тенденцией в сторону формалистического истолкования «эстетики речи».

В исламе существовал запрет на свирель, хлопанье в ладоши. Музыка допускалась только как наслаждение благородными чувствами. Происхождение музыки виделось философам из речи.

Эмоциональная настроенность исламской концепции несет в себе созерцательность и устойчивость в понимании мира. Это эстетика, которую можно представить в художественном образе ожерелья, собранного из разных, но похожих бусин, образующих законченное по форме и совершенное по единству произведение. Возможно с этим связано распространение этого образа в мусульманском искусстве.

Вопросы и творческие задания

1. Что отличает мироощущение человека средневековой Европы?

2. Что определяло специфику мироощущения человека византийской культуры?

3. Назовите особенности мироощущения людей средневекового Востока.

4. В каких видах искусства наиболее ярко проявилась специфика мироощущения в Европе, Византии, на Востоке?

5. Составьте краткий конспект наиболее характерных высказываний знаменитых мыслителей средневековой Западной Европы, пользуясь первоисточниками.

6. Назовите наиболее характерные эстетические идеи византийских мыслителей. Проанализируйте, насколько они сохранились и проявились в современных традициях православия.

7. Подготовьте сообщения о наиболее известных мыслителях средневековья и проанализируйте значимость их идей для эстетики и искусства.

Темы для рефератов

1. Эстетические идеалы патристики.

2. Бог как воплощение идеи о совершенстве в средневековой эстетике.

3. Идеи пространственности мира в христианской иконописи.

4. Символ в средневековой эстетике.

5. Эстетические основания своеобразия средневекового искусства.

6. Эстетические взгляды Фомы Аквинского.

7. Эстетические взгляды Аврелия Августина.

8. Эстетика средневековой книги.

9. Особенности религиозного искусства в христианстве.

Советуем прочитать

1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской культуры. -М., 1977.

2. Бычков В. В. Византийская эстетика. - М., 1977.

3. ГуревичА. Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М., 1981.


4 Флоренский П. А. Обратная перспектива // Соч. в 3-х т. Т. 2. - М., 1990.

5. Дорошевич Э., Конон В. Очерки истории эстетической мысли Белорус* сии. -М., 1972. '■

6. Августин. Исповедь. - М., 1992.

7. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культур® Средневековья и Ренессанса. - М., 1997.

8. Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. - М., 1984.

9. Бычков В. В. Эстетика отцов церкви. Апологеты и Блаженный Августин. - М., 1995.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных