![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Арабо-мусульманский ВостокВсе основные принципы эстетики арабо-мусульманского Востока обусловлены религиозными догмами ислама. Одной из ключевых категорий эстетических учений этой культуры становится прекрасное, понимаемое как нечто влекущее, но и одновременно возвышающее над повседневностью. Прекрасное получает отклик в душе человека, так как при восприятии прекрасного происходит совпадение созерцаемого с моделью, его представлением об идеале. Красота человека имеет внешнее и внутреннее проявление. Внешняя проявляется в его физической составляющей, а внутренняя связывается с поступками. Внешняя красота сконцентрирована в лице, но присутствует в движениях, походке, жестах. Она связана с нравственностью человека. Категория возвышенного рассматривается в связи с Аллахом. Своеобразие исламской эстетики проявилось в специфике исламской поэзии. Преобладание эстетики слова и речи среди других проявлений мироощущения повлияло на то, что в искусстве Востока представлена глубокая связь, существующая между словом и изображением, поэзией и пластическими искусствами. Поэтому здесь поэтические образы не только зримы и насыщены светом, но они декоративны и орнаментальны. Поэзия наполнена образами материального мира: прекрасного покрывала, роскошной ткани, узорчатого ковра. Характерным в этом отношении является «Трактат о канонах искусства поэзии» Фараби (IX-X), в котором он относит поэтические суждения (с точки зрения формально-логической классификации) целиком к ложным. Для Ибн-Сины (X-XI) речь является общим как для поэзии, так и для риторики, диалектики и тому подобного. Ибн-Сине принадлежит также учение о происхождении музыки из интонационного богатства человеческой речи. В трудах арабских ученых-филологов (Ибн-аль Мутаз, Ибн Кутайба, Кудаль бну-Джафар и др.), разрабатывающих проблемы поэтики, также затрагивались «языковые» проблемы искусства с преимущественной тенденцией в сторону формалистического истолкования «эстетики речи». В исламе существовал запрет на свирель, хлопанье в ладоши. Музыка допускалась только как наслаждение благородными чувствами. Происхождение музыки виделось философам из речи. Эмоциональная настроенность исламской концепции несет в себе созерцательность и устойчивость в понимании мира. Это эстетика, которую можно представить в художественном образе ожерелья, собранного из разных, но похожих бусин, образующих законченное по форме и совершенное по единству произведение. Возможно с этим связано распространение этого образа в мусульманском искусстве. Вопросы и творческие задания 1. Что отличает мироощущение человека средневековой Европы? 2. Что определяло специфику мироощущения человека византийской культуры? 3. Назовите особенности мироощущения людей средневекового Востока. 4. В каких видах искусства наиболее ярко проявилась специфика мироощущения в Европе, Византии, на Востоке? 5. Составьте краткий конспект наиболее характерных высказываний знаменитых мыслителей средневековой Западной Европы, пользуясь первоисточниками. 6. Назовите наиболее характерные эстетические идеи византийских мыслителей. Проанализируйте, насколько они сохранились и проявились в современных традициях православия. 7. Подготовьте сообщения о наиболее известных мыслителях средневековья и проанализируйте значимость их идей для эстетики и искусства. Темы для рефератов 1. Эстетические идеалы патристики. 2. Бог как воплощение идеи о совершенстве в средневековой эстетике. 3. Идеи пространственности мира в христианской иконописи. 4. Символ в средневековой эстетике. 5. Эстетические основания своеобразия средневекового искусства. 6. Эстетические взгляды Фомы Аквинского. 7. Эстетические взгляды Аврелия Августина. 8. Эстетика средневековой книги. 9. Особенности религиозного искусства в христианстве. Советуем прочитать 1. Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской культуры. -М., 1977. 2. Бычков В. В. Византийская эстетика. - М., 1977. 3. ГуревичА. Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М., 1981. 4 Флоренский П. А. Обратная перспектива // Соч. в 3-х т. Т. 2. - М., 1990. 5. Дорошевич Э., Конон В. Очерки истории эстетической мысли Белорус* сии. -М., 1972. '■ 6. Августин. Исповедь. - М., 1992. 7. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культур® Средневековья и Ренессанса. - М., 1997. 8. Бычков В. В. Эстетика Аврелия Августина. - М., 1984. 9. Бычков В. В. Эстетика отцов церкви. Апологеты и Блаженный Августин. - М., 1995. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|