Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эстетические учения Франции




Философской основой эстетики французского классицизма был рационализм.

Начало рационалистической философии положил Рене Декарт (1596-1650). Его идеи строятся на на противопоставлении чувственного познания (куда, по-видимому, он относит и искусство) интеллектуальному. Декарт выделяет в интеллектуальном познании интуитивное (непосредственное) и дискурсивное (опосредованное). Эти идеи, истолкованные им на основе рационализма, будут использованы в последующем развитии философии и эстетики для истолкования различия видов символизма в искусстве и науке.

В своем «Рассуждении о методе» Декарт говорит о несравненной силе и красоте красноречия и восхитительной прелести поэзии. Философ признает сладость и зажигательность искусства, но предпочитает рационалистический идеал. Он считает красоту относительной и непостоянной.

В «Компендиуме музыки» понятие красоты связывается Декартом с приятным ощущением, а приятность представляется как близость или приспособление стимула к отклику. Человеческий голос - самый приятный для человека звук, потому что он наиболее близок его духу. Все в искусстве, согласно его взглядам, должно быть естественно.


Наибольшую известность как теоретик классицизма получил Никола Буало (1636-1711), который изложил свою доктрину в стихотворном трактате «Поэтическое искусство», хотя основные принципы классицизма уже были изложены Декартом в его трех письмах к Гез де Бальзаку. Буало пишет о том, что искусство должно строго контролироваться разумом. Поэт, по мнению философа, несет моральную ответственность за свои творения. Основным источником для творчества Буало признает античное искусство, особенно мифологию. Но следует отметить, что ориентация в данном случае шла не на греческие образцы, а на римские, олицетворяющие долг и патриотизм, призывающие к подчинению личных интересов государственным. Поэтому мера гармонии в классицизме выступает в виде не внутреннего, а внешнего фактора, олицетворенного в государственности.

Идеи французских просветителей выдвигают на первое место проблему социальной значимости искусства и важности эстетического воспитания. Просветители рассматривают искусство как средство изменения и преобразования нравственности общества.

Дени Дидро (1813-1884) писал о том, что главная задача искусства -трогать и волновать людей, причем делать это надо, приближаясь к природе. Красоту он определял словом «соотношение». Наш эстетический опыт, подобно всякому другому, начинается с чувственных восприятий. Кроме того, в основе нашего опыта лежат определенные примитивные потребности, и мы изобретаем орудия и средства для того, чтобы удовлетворять их. Эстетический опыт возникает из тех же источников, что и всякое ремесло или наука. Поэтому он призывает студентов-художников покинуть унылые аудитории и отправиться наблюдать жизнь непосредственно. Дидро требует демократизации искусства. Аристократическое искусство рассматривается им как испорченное и недостоверное. Дидро пишет о том, что театр есть идеальное средство для просветительства. Поэтому он сам становится автором драм «Побочный сын» и «Отец семейства». Дидро создает театр третьего сословия. В связи с этим он выдвигает новые жанровые категории:

- веселая комедия, бичующая порок и глупость;

- серьезная комедия, олицетворяющая добродетель и долг;

- буржуазно-мещанская трагедия, призванная изобразить домашние дела и несчастья;

- высокая историческая трагедия, посвященная общественным событиям и злоключениям великих людей.

Дидро принадлежит удивительное пророческое высказывание о том, что искусству и красоте враждебен мир материального достатка.

Жан Жак Руссо (1712-1778) стоял во главе такого литературного направления, которое называлось сентиментализмом. Его социальный

идеал — республика, свобода, равенство всех. Отношение к искусству у Руссо противоречиво. С одной стороны, оно есть результат человеческих пороков, оно способствует упадку культуре. Театр и зрелища развращают молодежь. Поскольку театр является только пустым развлечением, его надо наполнить нацеленностью воздействовать на нравы людей. Руссо критикует аристократическое искусство, особенно рококо, и ратует за демократическое искусство. В центре искусства должен стоять простой высоконравственный человек. Искусство должно быть простым и доступным для всех. Идеальны для Руссо народные зрелища, проникнутые духом патриотизма.

Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694—1778) рассматривал искусство как средство просвещения умов. Только искусство способно воздействовать на человека, изменяя, его эстетический вкус. Эстетический вкус Вольтер разделял на здоровый и извращенный. Первый стремится к простоте и естественности, а второй — к излишествам и извращенности. Искусство, по его мнению, одинаково зависит от естественной природы, которую оно изображает, и от воображения художника. Но воображение не должно уходить от естественности, произведение необходимо создавать правдиво. Вольтер был одним из тех, кто поднимал проблему восприятия искусства как проблему понимания народов разных культур. Он призывал к осторожному отношению к искусству прошедших времен, необходимости понимать его на языке той эпохи, которая его пораждала.

Франция XVII—XVIII веков стала родиной возникновения эстетических принципов классицизма в искусстве. Ведущее место начинает принадлежать художественной литературе, далее по популярности идут театр и архитектура.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных