Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Западная Европа в XVI 1-ХVIII веках




XVII век в Западной Европе - расцвет идей классицизма, основанного на культе разума и человеческой рациональности. Эти идеи найдут свое развитие и в философских трактатах, и в художественной традиции времени.

В конце XVII - XVIII веках в Европе зарождаются идеи, получившее название Просвещения. Идеи просветителей так же как идеи классицизма проявились в искусстве этого времени и отразились на философии данного периода.

Философия Просвещения подготовила Великую французскую революцию и сформировала ее основной лозунг: «Свобода. Равенство. Братство». Просветители призывали к естественности в искусстве, к правдивости чувств. Поэтому мироощущение этого периода тяготеет к возвышенному свободолюбию. В художественных произведениях эти идеи приводили к сентиментальности. Апелляция просветителей к природе при отвержении христианской идеи привела к космополитизму, который выражался в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации. Но при этом просвещение имело яркое национальное своеобразие.

Мироощущению эпохи Просвещения присущи:

• научность (в основе которой гениальные творения Паскаля и Декарта);

• рационализм (обусловлен возникновением идей деизма);

• вера в прогресс;

• абсолютизация значимости воспитания (материалом для этого стало «третье сословье», среди которого начали выделяться фигуры торгаша и «представителя свободной профессии» (получившего в России название «интеллигент»);

• понимание личности как сложного и противоречивого явления.

Эти изменения проявились в искусстве двояко: с одной стороны -интерес к иррациональному, иллюзорному, динамическому и эмоциональному, с другой - акцент на разумности человека, способном преодолеть свою страстную природу. Первое направление проявилось в таком стиле, как барокко, второе - в классицизме. Художественным завершением Позднего Ренессанса явилось барокко, которое можно считать переходным этапом к эпохе Просвещения.

Барокко — стилевое направление в искусстве Европы конца XVI -середины XVIII веков, возникшее в Италии и распространившееся в большинстве европейских стран. Барокко тяготеет к эффекту, контрастности, совмещению иллюзорного и реального, к синтезу искусств и одновременно к точному разделению в жанровых характеристиках. Оно связанно с пониманием творчества как процесса овладения художником природой, технического мастерства духа гения, превозмогшего материальность мира.

Понимание мира как разнообразного по своим проявлениям, но конечного с позиций человеческой жизни явления, привело художников и писателей к мысли о том, что эта краткая и хрупкая жизнь - не более, чем иллюзия. Излюбленной формой выражения не только поэтов, но и живописцев становится метафора, эмблема, аллегория.

Другое направление - классицизм XVIII века - тоже воспринимается как облегченный классицизм предшествующего периода. Его мироощущение строилось на идее абсолютной монархии. Философской предпосылкой классицизма был рационализм. Главное требование, предъявляемое к художнику классицисту, - «благородность замысла». Классицизм тяготеет к историчности событий. Реальность с ее пейзажностью и портретно-стью выступает вторичной по значимости проблематикой. В основе классицизма лежит обязательность канона по принципу подражания античности. Классицисты ставят проблему социализации личности. Духовная красота начинает превозноситься выше физической, а произведения искусства - выше природы. Природа перестает быть образцом для подражания.

Классицисты стремятся к типизации. В основе принципа создания типа является выделение в характере одной самой яркой черты, которая


преднамеренно выпячивается. Типический образ превращается в абстракцию. Типичный характер у классицистов лишен индивидуальности.

В художественной деятельности на первое место выдвигаются литература и театр как виды искусства, наиболее способные воздействовать на чувственную природу человека. Главными становятся этические темы. Красота рассматривается прежде всего как средство этического воздействия. Наиболее популярными жанрами литературы становятся роман, мемуары и эпистоляры. Среди популярных писателей - Даниель Дефо, Джонатан Свифт, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Иоган Вольфганг Гете.

Театр (Пьер Корнель, Мольер, Жан Расин) в XVIII веке становится мощным средством просветительской идеологии. В Англии появляется новый жанр - мещанская драма, где главными героями становятся простые обыватели. Во Франции пишут для театра Вольтер, Дидро и Бомарше. В Италии Карло Гольдони создает комедию нравов, а Карло Гоцци вводит на сцену сказку («Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот»).

XVH-XVIII века - начало расцвета музыкальной культуры (Иоган Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель, «венские классики» - Гайдн, Моцарт, Бетховен). Особо можно отметить развитие оперного искусства, связанного с именем Глюка.

На протяжении XVIII века музыкальная культура сделала значительные шаги: большое значение приобрела проблема передачи человеческих чувств, наметились основные принципы реалистичности, развитие сонат-но-симфонического мышления, построенного уже не на развитии одного образа в музыкальном произведении, а на сопоставлении нескольких контрастных образов. Основными жанрами в музыке становятся концерт, оратория и сюита. Во Франции развивается танцевальная музыка, что проявилось в творчестве Люлли, который создал не только балет, но и привел танцевальность в оперные спектакли.

В этих условиях зарождается и бурно развивается галантный стиль -рококо, для которого характерны:

• тематика празднества, маскарада, пасторали, легкого флирта,

• изысканность и утонченность,

• внутренняя динамичность,

• миниатюрность форм,

• игрушечность,

• обильность украшений, отделок (особенно в форме завитков). Ярким образцом французского рококо в музыке является расцвет клавесинного искусства.

Архитектура XVIII века находится в состоянии кризиса: мощную пространственную динамику, разительные контрасты и впечатляющую пластическую игру форм барокко сменяет стиль, который как бы переводит криволинейные построения барокко в новый регистр. Оставляя без

внимания фасады, рококо разбрасывает на стенах и потолках интерьеров орнаментальные узоры, достигает вершин виртуозности, изящества и блеска, но полностью утрачивает барочную монументальность, основательность и силу.

В живописи появляется жанр натюрморта, направленного на постижение сочетаемости цвета, пространства, формы и объемов. В середине XVII века рождается новая живопись, названная теоретиками реалистической. Проявлением специфики эстетики Нового времени в живописи стал «караваджизм». Микеланджело да Караваджо первый ввел в живопись реалистические сюжеты народного быта.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных