Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Процессуальное искусство




К процессуальным формам искусства относят разнообразные явления: кинетическое искусство, инвайромент (переживание среды, созданной на основе индустриального или ручного творчества), флюксус (показ свободной игры форм, где тело или предметы создают некую парадоксальную ситуацию), перформенс, акция (искусство действия), искусство жеста и компортеман (поведение), саморазрушающееся искусство, бо-ди-арт. Но главное место среди них принадлежит хеппенингу и перфор-менсу.

Главная идея этого направления - искусство должно быть динамичным в своей проявленности. Статичность объявляется врагом искусства. Произведение искусства не должно быть связано с застывшей материальной формой, а постоянно видоизменяться. Главными действующими персонажами художественного процесса объявляются «участники» - те, кто предлагает, задает проект действия, и те, кто в нем участвует. Хепенинги устраиваются, как правило, под открытым небом и не имеют замкнутого пространства. Их время так же условно ограничено и зависит от импрови-зационности участников. В основе динамики действия хепенингов лежит скорее не сюжет, а последовательность человеческих состояний и переживаний. Таким образом, его сценарий строится по принципу смены настроений, а не по принципу последовательности событий.

Одним из зачинателей хеппенинга стал американский композитор Джон Кейдж. Чаще всего хеппенинги устраивались представителями пространственных искусств, но иногда им предавались и музыканты или деятели театра. Хепенинг можно рассматривать и как продолжение абстрактной живописи, существующей в действии, или как искусство объекта, разросшегося до предметной среды. Это коллаж, разросшийся в пространстве и наполненный звуком, запахом и действием. Сама жизнь рассматривается в данном направлении как художественная форма вероятности и случайности. Искусство становится социальным объектом, соучастием многих людей. Аудитория, зритель, исполнитель сами становятся, сливаясь в единое целое, материалом художественного творчества.

Если хеппенинг - это попытка «войти» в плоскостное изображение, то перфоменс - это скорее одушевление объемного изображения, «ожившая

скульптура». Перформенс, в отличие от хеппенинга, более организован и спланирован, а также лучше сконцентрирован в пространстве и во времени. Его проводят не на улице, а, как правило, в помещениях - выставочных залах. Это связано с тем, что перфоменсы призваны задавать особое настроение, смысловую нацеленность участников на определенную волну. Поэтому тематически перфоменсы часто зависимы от того, где именно, в связи с каким событием они проводятся. Часто не предполагается и вовлеченность зрителей в действие. Исполнителем является сам автор и его друзья. Часто в перформенсах автор нем. Его речь активно заменена жестами и мимикой. Поэтому близким по смыслу оказывается боди-арт, когда художник демонстрирует сам себя.

Концептуализм

Концептуализм (Р. Берри, Д. Хюблер, Л. Вейнер, Д. Грехэм, Э. Хес-се, Б. Науман) стал теоретическим центром неоавангарда. Особое место занимает возникший в России в конце 60—80-х годов «московский концептуализм» (И. Кабаков, А. Монастырский, Р. и В. Герловины, И. Чуйков, В. Пивоваров). Появившись в советской культуре в условиях андеграунда, он отличался от западного концептуализма камерностью, кустарностью, доморощенностью, идеологичностью, нонконформизмом и авангардностью.

Концептуализм претендовал на роль нового феномена культуры, синтезирующего в себе гуманитарные науки, математику, философию и собственно искусство в его новом понимании (артдеятельность, артефакт). На первый план концептуалистами выдвигается концепт — формальнологическая идея вещи, явления, произведения искусства, его вербализуемая концепция, документально изложенный проект. Суть артдеятельности усматривается не в выражении или изображении идеи (как в традиционных искусствах), а в самой «идее», в ее конкретной презентации. Сам артефакт в виде картины, объекта, инсталляции, перформанса или любой иной акции объявляется приложением к документальному описанию. Важным в данном случае оказывается не переживание, а интерпретация смысла объекта. Раз нет реального, а присутствует только идеальное, то нет и эстетической оценки. Акцент концептуалистами в визуальных искусствах переносится с конкретно-чувственного восприятия на интеллектуальное осмысление.

Отрицая и в теории, и на практике традиционные законы эстетики, концептуализм фактически вовлекает в сферу эстетического (т. е. неутилитарного) массу внеэстетических и даже антиэстетических элементов и явлений.


Соц-арт

Соц-арт доводит до абсурда вербальную и живописную символику соцреализма. В основе творчества представителей этого направления -создание системы свободного копирования советских пропагандистских клише, наполненных сочетанием приподнятости и страха.

Представителями данного направления в живописи являются А. Косо-лапов, Л. Соков, Б. Орлов, М. Рошаль, Г. Донской. Их произведения наполнены диалогами официальной культуры и формами ее ниспровержения, издевательскими версиями советских мифов.

Поп-арт - это искусство, которое не знает, что оно искусство.

Клаус Ольденбург

Вопросы и творческие задания

1. Охарактеризуйте особенности мироощущения человека во второй половине XX века.

2. Дайте общую характеристику неоавангарда.

3. Составьте сравнительную таблицу авангарда первой половины XX века и неоавангарда второй половины XX века.

4. Подготовьте сообщения по направлениям неоавангарда.

5. Проанализируйте роль неоавангардных течений в западноевропейской и российской художественной культуре.

Темы для рефератов

1. Основные направления развития современного боди-арта.

2. Новационные принципы джазовой музыки.

3. Художественные практики хип-хоп культуры.

4. Молодежные направления неоарта.

5. Архитектурные идеи современности.

6. Неоавангард и духовное возрождение.

7. Проблемы современности в художественном отражении.

Советуем прочитать

1. На грани тысячелетий: Судьба традиций в искусстве XX века. - М., 1994.

2. На грани тысячелетий: мир и человек в искусстве XX века. - М., 1994.

3. Мигунов А. С. Эстетика и искусство во второй половине XX века - М 1991.

Раздел 3

Неклассическая

и постнеклассическая

эстетика XX века






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных