Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Протопонятия эстетики виртуальной среды




Эстетика виртуальной среды сегодня становится направлением, вырабатывающим новые понятия, связанные как с характеристикой нового мироощущения человека XXI века, так и с развитием новых компьютерных технологий в художественной деятельности людей. Некоторые из этих понятий еще только начинают входить в теорию эстетики и философии, а часть из них еще даже не признана учеными в качестве научных понятий. Поэтому их часто называют протопонятиями. Остановимся на некоторых из них.

Киберпространство (или виртуальная реальность) - понятие, возникшее в романе У. Гибсона «Neuromancer», характеризующее коллективную галлюцинацию людей, объединенных через компьютерную сеть. Сопряженными понятиями становятся «киберкультура» и «киберпанк». Научное осмысление они получают в работе американского журналиста Ф. Хэмита «Виртуальная реальность». Автор пытается осмыслить виртуальную реальность как «ментальную карту информационных ландшафтов в памяти компьютера в сочетании с программным обеспечением» (цит. по Новейшему философскому словарю. См. раздел «Виртуальная реальность»). Дальнейшее развитие понятия киберпространства связано с таким направлением психологии, как виртуальная психология (аретейя).

Интертекстуальность — термин, введенный Юлией Кристевой (р. 1941), при помощи которого актуализируется полифоничность восприятия текста. Речь идет о диалогах различных видов письма (письма автора, письма интерпретатора, письма получателя или получателей), в результате взаимодействия которых происходит бесконечная интерпретация текста, игра смыслов и кодов восприятия. Поэтому каждый текст может рассматриваться как бесконечное поле смыслов. В эстетике виртуальной реальности данное понятие реализуется через особенности коммуникации в Интернете, когда текст становится единственным носителем информации о его авторе. Воспринимающий же этот текст становится «образцовым читателем» (У. Эко), «участником других текстов» (И. Дресслер), «аристократическим читателем» (Р. Барт), «архичитателем» (М. Риффа-тер) или «воображаемым читателем» (Э. Вулф). «Читатель - это то пространство, где запечатлеваются все до единой цитаты, из которых слагается письмо» (Р. Барт).

Трансгрессия - «это жест, который обращен на предел» (М. Фуко). Это одно из понятий, относимых к эстетике постмодернизма, но проявляющееся так же и в виртуальной эстетике. Через это понятие раскрывается возможность преодоления невозможного. Морис Бланшо (р. 1907) определяет трансгрессию как «решение» человека «завершить себя в потустороннем». Фуко пишет о том, что трансгрессивному еще только пред-


стоит найти свой язык, а компьютерные технологии, создающие новые реальности, в которых нет ограничений преодоления пространства и времени, уже реализуют эту программу.

Искусственный интеллект — комплексная система, созданная человеком на основе технических достижений, воспроизводящая определенные функции человеческого мышления. Данная система лишь имитирует или симулирует мышление человека, но, возможно, скоро она станет и независимой от человека.

Гипертекст - понятие, характеризующее некоторый текст, имеющий в себе ссылки и гиперссылки на другие тексты. Это понятие в науку ввел Т. Нельсон, определивший его как нелинейный разветвляющийся текст, направление которого определяется самим читателем. «Читателю» достаточно вставить текст, слушать его воспроизведение и смотреть сопровождающее изображение, выбирая при этом дальнейшее развитие сюжета. Сюжет можно расширить, выделяя необходимое слово на экране. Такой текст обладает свойством делиться, разветвляться, размножаться, изменяться по вашему желанию. Гипертекст воплощает в себе заложенные еще неклассической эстетикой такие понятия, как лабиринт, ризома, паспарту. Гипертекст успешно прослеживается в современном театральном искусстве и кино.

Гиперреальность - новый тип реальности, главными характеристиками которой становятся всеобщность и имитационность. Она проявляется в новых феноменах - реклама, СМИ, туризм, мода, удовольствия (рестораны, аквапарки, и т. д.).

Бодрийяр писал о том, что симуляция - это «порождение при помощи моделей реального без истока и реальности», то есть гиперреального. Таким образом исчезает различие между симуляцией и реальностью (Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции // Философия эпохи постмодерна. -Мн., 1996. С. 34).

«Гиперреальность - это мир Абсолютной, Идеальной подделки, в котором имитации не просто репродуцируют реальность, но пытаются даже улучшить ее. Это мир, который, подобно Диснейленду, покидаешь с чувством сожаления, ибо реальность не так привлекательна и безукоризненна. Это мир, где технология может сделать реальность лучше, чем постарались природа и история. Это мир, где репродукции должны быть безупречны. (...) Это «выродившаяся утопия», осуществленный миф (См.: Eco U. Travels in Hyperreality. P. 43).

Примером страны гиперреальности можно считать Америку с ее Диснейлендами, музеями восковых фигур, магдональдсами и замками Херста. У. Эко пишет о том, что «культурное кредо» Америки заключается в лозунге: «Мы даем вам настолько великолепную репродукцию, что вы больше не захотите оригинал!»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных