Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Aesthetics and Design of Advertisement




Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Философский факультет

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Эстетика и дизайн рекламы

Aesthetics and Design of Advertisement

Язык обучения – русский

Трудоемкость: 3 зачетные единицы

 

 

 

Регистрационный номер рабочей программы:

учебной дисциплины:

код года утверждения   код факультета или иного структурного подраздел.   Порядковый номер или шифр
  / / /  

 

Санкт-Петербург

 

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины

 

1.1. Цели и результаты изучения дисциплины.

Подготовка по данной рабочей программе учебной дисциплины является составной частью основной образовательной программы(ООП) по направлению 030100 «Философия»с присвоением квалификации (степени) бакалавра. Данная рабочая программа реализуется на основе требований компетентностно-ориентированного учебного плана и ориентирована на приобретение студентами ряда общекультурных и профессиональных компетенций в той мере, в таком ракурсе и объеме, который задается характером проблематики, теоретико-методологическими основаниями и практико-прикладными аспектами современной эстетики. Компетенции, на которых сфокусирована данная рабочая программа учебной дисциплины, могут наполняться также комплексом знаний, умений, навыков, предоставляемых другими дисциплинами, реализуемыми в рамках ООП) по направлению 030100 «Философия». Исходя из этого, в данной программе сформулированы цели и задачи данной учебной дисциплины.

1.1.1 Основной целью освоения дисциплины «Эстетика и дизайн рекламы» является формирование у студентов целостного представления о ключевых проблемах эстетики, получения знаний о коммуникативном процессе в рекламе как особом виде творческой деятельности. В связи с этим в курсе предусмотрены информационные материалы, касающиеся эстетических проблем творчества и восприятия визуальных образов в рекламе и искусстве.

1.1.2 Задачи курса: дать студентам представление о дизайне и эстетических принципах рекламных коммуникаций, выявить специфику дизайнерского творчества в этой области; познакомить со спецификой проектного творчества в дизайне; развить творческие способности в деятельности в области графического дизайна рекламы.

 

1.1. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты).

Данная дисциплина является компонентом совокупности учебных мероприятий (программ, практик, семинаров), самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, обучающихся по направлению 030100 «Философия». Дисциплина ориентирована на профессиональное становление будущих бакалавров. Студент, обучающийся по данной дисциплине, должен иметь знания, умения и навыки, соответствующие уровню бакалавра. Одновременно с изучением дисциплины он должен иметь или получать знания, умения, навыки и компетенции по дисциплинам: «Философия», «Культурология», которые создают теоретико-методологические и инструментально-прикладные основы формирования компетенций, формируемых в рамках учебной дисциплины «Эстетика и дизайн рекламы». Данная дисциплина рассчитана на изучение на протяжении одного семестра второго курса бакалавриата. Формой отчетности является зачет.

 

1.3 Компетенции, формируемые у обучающегося в процессе освоения дисциплины:

КП-1.1 - Способен объяснить роль историко-философского знания в системе философии и гуманитарных наук, а также в культурном контексте в целом.

КП-1.2- Способен представлять основные этапы формирования истории философии как философской дисциплины, формулировать цели и задачи истории философии как философской дисциплины

КП-1.3- Способен представлять основные этапы становления западной философии от философии Древней Греции до современных тенденций в философии Европы и Америки; представлять основные этапы формирования философской мысли в России, раскрывать основную проблематику и эксплицировать ее особенности, определять место русской философии в общем философском процессе; представлять основные направления философской мысли Востока и ее специфические черты.

КП-1.4- Способен производить компаративный анализ западного и восточного типа философствования, выявлять их специфику и условия возможности диалога между ними в условиях глобального мира; владеет навыками компаративистского анализа русской философии в контексте ее связей с западноевропейской и восточной философией.

КП-1.5- Способен осуществлять теоретический анализ философских проблем на основе знания особенностей того или иного периода в истории философии, того или иного типа философствования, формулировать проблематику различных философских направлений и школ, представляющих основные этапы истории философии.

КП-1.6- Способен применять соответствующий философский категориально-понятийный аппарат, пользоваться основными историко-философскими понятиями, ключевыми понятиями философии отдельных мыслителей, школ и направлений, анализировать эти понятия.

КП-1.7- Способен пользоваться основными стратегиями историко-философского и историко-культурного анализа, различными герменевтическими процедурами, работать с философскими текстами и исследовательской литературой.

 

1.4 Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся.

В результате освоения курса студенты должны

знать:

- основной круг проблем эстетики и их место в истории эстетики;

- основные категории эстетики, их историческую специфику;

- связь эстетической проблематики с другими философскими и гуманитарными проблемами;

уметь:

- применять знания, полученные в ходе изучения дисциплины, к анализу современной художественной и социокультурной реальности;

- ориентироваться в основных эстетических теориях и их проблемах;

- использовать основные эстетические подходы в исследовательских целях;

владеть:

- различными методиками анализа текста;

- различными возможностями самостоятельного анализа эстетических проблем.

 

1.5. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий.

Выбор организационной формы работы, соответствующей типу выполняемого задания, а также эффективное руководство и управление деятельностью учащихся, ее регулирование на занятии способствует интенсификации процесса обучения.

РПУД предусматривает возможность просмотра и обсуждения кино- и видеоматериалов, (перечень этих материалов см. в разделе 2.5). Кроме того, предполагаются различные виды проведения семинарских занятий (перечень этих видов см. в разделе 2.4.)

В рамках данного курса используются такие активные формы работы, как:

активные формы обучения:

- подготовка к семинарским занятиям;

- подготовка к тестовым работам;

интерактивные формы обучения:

- дискуссия по материалам семинарских занятий.

При изложении части тем, по желанию лектора, применяется мультимедиа-проектор для проведения презентаций и демонстрации видеоматериалов занятий.

1.6. Организация учебных занятий.

1.6.1. Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся:

Код модуля в составе дисцип-лины Аудиторная учебная работа обучающихся Самостоятельная работа объём активных и интерактивных форм учебных занятий трудоёмкость
лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя в т.ч. с использованием метод. материалов текущий контроль промежуточная аттестация
Очная форма обучения
             
             
Итого:              
                                             

1.6.2. Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации:

Код модуля в составе дисциплины Промежуточная аттестация Текущий контроль
Виды Сроки Формы Сроки
очная форма обучения
Модуль 1 зачет В период сессии 1) изучение философских и прикладных проблем эстетики. 2) подготовка к семинарскому занятию на тему "Философские и прикладные проблемы эстетики" 3) тестирование. февраль
1) изучение социокультурных проблем эстетики дизайна и рекламы 2) подготовка к семинарскому занятию на тему "Социокультурные проблемы дизайна и рекламы"; 3) тестирование. Март
1) изучение особенностей рекламной коммуникации 2) подготовка к семинарскому занятию на тему "Эстетика рекламных коммуникаций"; 3)) заключительное тестирование; 4) подготовка к экзамену. Апрель-май

 

1.7. Структура и содержание учебных занятий.

Модуль 1.

Раздел 1. Философские и прикладные проблемы эстетики.

Цель раздела: ввести студентов в проблематику эстетической деятельности и художественного творчества

Тема 1. Виды эстетической деятельности.

Виды эстетической деятельности. Соотношение понятий эстетического и художественного. Эстетическая культура и художественная культура общества. Эстетика природной среды. Красота в природе и ее виды. Экологические проблемы эстетики. Эстетика среды в индустриальном и информационном обществе. Эстетика повседневности. Эстетика быта, костюма, дома, жилой среды, делового интерьера. Эстетика поведения и речи. Эстетические функции этикета. Сценарии поведения в различных жанрах общения. Поэтика и риторика рекламной коммуникации.

Тема 2. Проблемы художественного творчества и восприятия.

Психологические теории творчества в науке, технике, искусстве. Креатив в дизайне и рекламе, его отличие от творческой деятельности в «свободных искусствах». Современные теории художественного творчества. Художественное восприятие и его специфика. Особенности художественного восприятия «статичных» и «динамических» искусств. Современные психологические теории воздействия искусства на зрителя. Понятие художественной коммуникации.

Тема 3.Эстетика прикладных видов искусства.

Классификация прикладных видов искусства. Фольклорная художественная культура. Архитектура как вид искусства. Монументальная живопись и скульптура. Понятие прикладного искусства в визуальных формах творчества. Виды и жанры дизайна и рекламы. Графический дизайн в рекламе. Промышленный дизайн, веб-дизайн, средовой дизайн. Экологические проблемы дизайна. Синтез света. цвета и музыки. Видео-арт, инсталляции, перформансы, арт-практики в культуре постмодерна.

Перечень примерных вопросов к семинарскому занятию «Философские и прикладные проблемы эстетики»:

1.Структура художественной культуры. Искусства автономные и прикладные.

2.Современные теории художественного творчества.

3.Способы систематизации видов искусств.

4.Понятие жанра и стиля.

5.Виды и жанры дизайна и рекламы.

Рекомендуемая литература для подготовки к семинару по теме Модуля 1 «Философские и прикладные проблемы эстетики»:

Основная литература:

1.Бахтин М.М. Проблема времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.,1975

2.Выготский Л.С. Психология искусства. М.,1968.

3.Галеев Б. Человек, искусство, техника. Казань, 1985.

4.Западноевропейская эстетика XX века Сб.переводов. М.,1991.

Дополнительная литература:

1.Бычков В.В. Эстетика М..2004.

2.История эстетики. СПб., 2011.

3.История эстетической мысли. Т.4. М., 1990.

4.Лекции по истории эстетики. Под ред. М.С. Кагана. Т.3 ч.1-2.Л.,1976.

5.Столович Л.Н.Красота, добро, истина. М.,1992.

6.Устюгова Е.Н. Стиль и культура. Опыт построения общей теории стиля. СПб., 2006.

7.Феноменология искусства. М., 1996.

8.Эстетика и теория искусства XX века. М..2005

Контрольные вопросы к Разделу 1:

1.Что такое эстетика повседневности?

2.Что такое креатив и чем он отличается от творчества?

3.Какие методы систематизации искусств вы знаете?

4.Чем отличается стиль от жанра?

Задания для самостоятельной работы к Разделу 1:

см. пункт 2.1.4.1. «Перечень заданий для выполнения во время самостоятельной работы» настоящей РПУД.

Итоговый контроль по Разделу 1: после изучения модуля предполагается контрольный тест по пройденному материалу, состоящий из 10 вопросов закрытого типа. Тест считается пройденным при правильных ответах на 7 вопросов.

Литература к модулю к Разделу 1 «Философские и прикладные проблемы эстетики»:

Основная литература:

1.Бахтин М.М. Проблема времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики М.,1975.

2.Выготский Л.С. Психология искусства.М.,1968.

3.Галеев Б. Человек, искусство, техника. Казань 1985.

4.Западноевропейская эстетика XX века Сб.переводов. М.,1991.

5.Каган М.С. Морфология искусства. Л.,1972.

7.Лелеко В.Д. Эстетика повседневности. СПб 1997.

6.Лосев А.Ф.Проблема символа и реалистическое искусство. М.,1976.

7.Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.,1970.

Дополнительная литература:

1.Бычков В.В. Эстетика М..2004.

2.Басин Е.Я. Искусство и коммуникация. М.,2007

2.История эстетики. СПб., 2011.

3.История эстетической мысли. Т.4. М., 1990.

4.Лекции по истории эстетики. Под ред.М.С. Кагана. Т.3 ч.1-2.Л.,1976.

5.Столович Л.Н.Красота, добро, истина. М.,1992.

6.Устюгова Е.Н. Стиль и культура. опыт построения общей теории стиля. СПб., 2006.

7.Феноменология искусства. М., 1996.

8.Эко У.Отсутствующая структура. Введение в семилогию. СПб.,1998.

8.Эстетика и теория искусства XX века. М.,2005.

 

Раздел 2. Социокультурные проблемы прикладной эстетики.

Цель раздела: ввести студентов в проблематику взаимоотношения искусства с общественными процессами.

Тема 1. Социокультурные проблемы эстетики дизайна и рекламы.

Теория и практика «производственного искусства» и «эстетика жизнестроения» в послереволюционной России как новый этап развития эстетики дизайна. Современные теории дизайна и архитектуры. Роль рекламы в создании эстетического имиджа фирмы. Эстетика товарной марки. Эстетические факторы создания бренда. Методы исследования эффективности воздействия образов дизайна и рекламы. Национально-культурные стереотипы и их отражение в рекламе.

Тема 2.Эстетика городской среды.

Эстетика городской среды. Новые идеи в архитектуре 20 века. Города будущего. Национальный облик городов. Архитектура малых форм в структуре города. Проблема включения рекламы в архитектуру малых форм и систему городского транспорта. Дизайн визуальных коммуникаций города. Реклама в системе городского дизайна и архитектуры. Соответствие или несоответствие наружной рекламы историческому облику города и его районов.

Основные вопросы к семинарскому занятию по теме: «Социокультурные проблемы эстетики дизайна и рекламы»:

1.Теретические концепции дизайна и рекламы в XX веке.

2.Развитие практики и теории дизайна в России XX века.

3. Проблемы эстетики городской среды.

4. Архитектура малых форм и дизайн в городской среде.

5.Эстетические проблемы развития городов в XXI веке.

Рекомендуемая литература для подготовки к семинарскому занятию.

Основная литература:

1.Сидорина Е. Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского авангарда. М.,1994

2.Шмит Б.,Симонсон А. Эстетика маркетинга. М.,2005

3.Костина А. Эстетика рекламы. М.,2003

4.Дзикевич С. Эстетика рекламы. М., 2004

5.Земпер Г. Практическая эстетика. М., 1970

:6.Маклюэн М. Понимание медиа. М.,2003

7.Хан-Магомедов С. Пионеры советского дизайна. М.,1999

Дополнительная литература:

1. Акопян К. Формально-эстетические основания эстетической культуры. М.,2004.

2.Габричевский А.В. Морфология искусства. М.,2002.

3.Глазычев В.А. Дизайн как он есть. М.,2006.

4.Город и искусство. Под ред Э. Сайко. М.,1996.

5.Дзикевич С. Эстетика рекламы. М., 2004.

6.Долгов К.М. Парадоксы и антиномии современной эстетики и искусства. М.,1993.

7.История эстетики. СПб., 2011.

8.История эстетической мысли. Т.4. М., 1990.

9.Каган М. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.

10.Корневище. Книга неклассической эстетики. М.,1998.

11.Костина А. Эстетика рекламы. М., 2003.

12.Лотман Ю. Об искусстве. СПб., 2000.

13.Лола Г.Дизайн. Опыт метафизической транскрипции дизайна. М.,1998.

14. Лола Г.Н. Дизайн-код: культура креатива. СПб., 2011.

15.Лосев А. Теория художественного стиля. Киев, 1994.

Вопросы к Модулю 2:

1.В чем заключается расширение границ искусства в современную эпоху?

2.Каково влияние научно-технического прогресса на искусство?

3.Что такое «эстетика жизнестроения»?

4.Каковы перспективы элитарного и массового искусства в XXI веке?

Задания для самостоятельной работы к Разделу 2 «Социокультурные проблемы дизайна и рекламы»:

см. пункт 2.1.4.1. «Перечень заданий для выполнения во время самостоятельной работы» настоящей РПУД.

Итоговый контроль по Разделу 2: после изучения модуля предполагается контрольный тест по пройденному материалу, состоящий из 10 вопросов закрытого типа. Тест считается пройденным при правильных ответах на 7 вопросов.

Литература к Разделу 2 «Социокультурные проблемы эстетики дизайна и рекламы».

Основная литература:

1. Акопян К. Формально-эстетические основания эстетической культуры. М.2004

2.Габричевский А.В.Морфология искусства. М.,2002

3.Глазычев В.А. Дизайн как он есть.М,,2006

4.Город и искусство. Под ред Э.Сайко. М.1996

5.Дзикевич С. Эстетика рекламы. М.,2004

6.Долгов К.М. Парадоксы и антиномии современной эстетики и искусства М.,1993

7.История эстетики. СПб., 2011.

8.История эстетической мысли. Т.4. М., 1990.

9.Каган М. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.

10.Корневище. Книга неклассической эстетики. М.,1998.

11.Костина А. Эстетика рекламы. М., 2003.

12.Лотман Ю Об искусстве. СПб., 2000.

13.Лола Г.Дизайн. Опыт метафизической транскрипции дизайна. М.,1998.

14. Лола Г.Н. Дизайн-код: культура креатива. СПб., 2011.

15.Лосев А. Теория художественного стиля. Киев,1994.

Дополнительная литература:

1. Каган М. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

2. Кривцун О.А.Эстетика М.,1998.

3. Сальникова Е. Эстетика рекламы. М., 2001.

4. Массовая культура. Современные западные исследования. М., 2005.

5. Федоров В.В. Коваль И.М. Мифосимволизм архитектуры. М.,2006.

6. Феномен артистизма в современном искусстве. Под ред. Кривцуна О. А. М., 2008.

7. Художественная аура. Под ред. Кривцуна О.А. М., 2011.

 

Раздел 3. Эстетика рекламной коммуникации в культуре.

Тема 1. История развития рекламной коммуникации.

Формы рекламной коммуникации в Древнем мире. Реклама в Античности и Средневековье. Реклама в системе городской культуры Ренессанса. Создание научной теории знаков в философии Нового времени. Семиотические теории XX века. Модели знаковой коммуникации. Структурно-семиотический анализ рекламы и визуальных искусств. Понятие знака и кода. Товарные коды. Поведенческие коды: ритуалы, обряды, игры. Коды запахов и ароматов в различных культурах. Код и проблема коннотатов знака. Коннотаты и идеологические мифы.

Тема 2. Коммуникативный процесс в рекламе.

Основные направления современных семиотических исследований дизайна и рекламы. Графический дизайн как система вербальных и изобразительных знаков. Роль фотографии в современной культуре. Стиль как художественный код. Роль креативного воображения в рекламе. Дизайн визуальных коммуникаций города. Реклама в системе городского дизайна и архитектуры. Соответствие или несоответствие наружной рекламы историческому облику города и его районов. Эстетические рычаги в рыночной политике. Эстетика товарной марки. Эстетические факторы создания бренда. Методы исследования эффективности воздействия образов дизайна и рекламы.

 

Основные вопросы к семинарскому занятию по теме.

Темы семинарских занятий.

Тема 1. Семиотика рекламной коммуникации.

Тема 2. Коды и символы в рекламной коммуникации

Тема 3. История развития рекламной коммуникации.

Тема 4. Коммуникативный процесс в рекламе.

Тема 5. Типологизация аудитории по уровням восприятия новизны информации

Тема 6. Рекламное сообщение как, произведение дизайна.

Тема 7. Проблема эстетического вкуса в рекламе.

 

Литература к семинарскому занятию.

Основная литература:

1.Глинтерник Э.М. Графический дизайн как художественно-коммуникативная система и средство рекламы. СПб 2002

2.Костина А.В. Эстетика рекламы. М., 2003

3.Морозова И. Рекламный сталкер. Теория и практика структурного анализа рекламного пространства. М., 2002

4.Почепцов Г. Семиотика. М., 2002

5.Семиотика. М., 2001. Под ред. Ю. Степанова

6.Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб. 2003.

Дополнительная литература:

1. Агостон Ж.А.Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. — М.1982.

2.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.,2000.

3.Басин Е.Я. Искусство и коммуникация: Очерки из истории философско-эстетической мысли. — М.,1999.

4.Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М.: Прогресс, 1988. — 461 с.

5.Глезер В.Д. Зрение и мышление. — Л.,1985.

6.Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. — М.: Наука, 1980. — 104 с.

7.Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы. — М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1969. — 106 с.

8.Иттен И.Искусство формы. М., 2001.

9.Иттен И. Искусство цвета. — 2-е изд. — М.: Аронов, 2001. — 95 с.

10.Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. // Ю.М.Лотман об искусстве СПб 2004

11.Маркузон В.Ф. О специфике художественного языка предметно-пространственной среды: семиотический аспект // Художественные и комбинаторные проблемы формообразования: Тр. / Всесоюз. науч.-исслед. ин-т технич. эстетики. — М., 1979 Вып. 20..

12.Миролюбова Л.Р. Вещная среда как феномен культуры. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1986.

13.Миронова Л.Н. Учение о цвете. Минск. 1993.

14.Петров В.М., Грибков В.С. Семиотический анализ некоторых аспектов цветового языка. М. 1976.

15.Розин В.М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. М. 1996. — 224 с.

Вопросы к Разделу 3:

1.Каково соотношение вербальных и изобразительных знаков в графическом дизайне?

2. Определите роль фотографии в современной культуре.

3. Почему стиль можно назвать художественным кодом?

4.Какова роль креативного воображения в рекламе?

5.Назовите виды дизайна визуальных коммуникаций в городе.

6.Как включена реклама а в систему городского дизайна и архитектуры?

Задания для самостоятельной работы к Разделу 3:

см. пункт 2.1.4.1. «Перечень заданий для выполнения во время самостоятельной работы» настоящей РПУД.

Итоговый контроль по Разделу 3: после изучения раздела предполагается контрольный тест по пройденному материалу, состоящий из 10 вопросов закрытого типа. Тест считается пройденным при правильных ответах на 7 вопросов.

 

Литература к Разделу 3 «Эстетика рекламных коммуникаций».

Основная литература:

1.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.,2000.

2.Габричевский А.В.Морфология искусства. М.,2002.

3.Глазычев В.А. Дизайн как он есть. М.,2006.

4.Город и искусство. Под ред Э.Сайко. М.1996.

5.Дзикевич С. Эстетика рекламы. М., 2004.

6.Долгов К.М. Парадоксы и антиномии современной эстетики и искусства М.,1993.

7.История эстетики. РХГА СПб., 2011.

8.История эстетической мысли. Т.4. М., 1990.

9.Каган М. Град Петров в истории русской культуры. СПб., 1996.

10.Корневище. Книга неклассической эстетики. М.,1998.

11.Костина А. Эстетика рекламы. М., 2003.

12.Лотман Ю Об искусстве. СПб., 2000.

13.Лола Г. Н. Дизайн. Опыт метафизической транскрипции дизайна. М.,1998.

14. Лола Г.Н. Дизайн-код: культура креатива. СПб., 2011.

15.Лосев А. Теория художественного стиля. Киев, 1994.

Дополнительная:

1.Глинтерник Э.М. Графический дизайн как художественно-коммуникативная система и средство рекламы. СПб., 2002.

2.Костина А.В. Эстетика рекламы. М., 2003.

3.Морозова И. Рекламный сталкер. Теория и практика структурного анализа рекламного пространства. М., 2002.

4.Почепцов Г. Семиотика. М., 2002.

5.Семиотика. Под ред. Ю. Степанова. М., 2001.

6.Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб. 2003.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных