Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема эстетического в истории эстетики




Свойства эестетического: зачем в мире существует безобразное, трагическое? Э переживания общезначимы: комическое всем смешно (условно), трагическое всем не смешно. Любые переживания человека предметны.

Итого 2 полюса в Э: объектное представление (игнорирует субъект) и субъектное (игнорирует объект). Но очевидно, что в Э важен как субъект, так и объект. Поэтому: реляционный взгляд! Т.е. Э существует только при наличии субъекта и объекта, без них невозможно.

 

  1. Эстетическое как ценностное отношение.

Эстетическое отношение – ценностное, эстетические свойства – функциональные. Свойства: относительные (зависят от субъекта и объекта), привязаны к предмету (но их нельзя зафиксировать), реализуются только через человеческое восприятие. Эмоции – механизм оценки. Откуда возникает ценность? Зачем они нужны? Двуполярность ценности – ценность и антиценность. Оценка – реакция человека, в которой проявляется его отношение + или-. Бывает оценка нейтральная (не увреен +или -), бывает активная (точно знаешь), бывает оценка, которой пока еще сам не знаешь.

Ценность нужна, т.к.: это элементарно морально-нравственное онтошение. Добро-зло, польза-вред, сакральное-профанное (религ цен), познавательное (мировоззренч цен) – необоходимо отличать! Апофеоз этого – смысл существования противопоставляется абсурду (по Камю – самоубийство). Ценностное отношение – способ самоутверждения! Человек начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Несколько общих характеристик самих ценностей:1) ценность связана с предметными свойствами, но она не есть предметное свойство. Неокантианцы: ценности значат, но не существуют. По крайней мере, они существуют не так, как вещи. Ценности не натуральны, они сверхнатуральны.

Красоту нельзя потрогать руками (но можно прекрасный объект), красота невещественна, она сверхчувственна, сверхнатуральна. Неприродная онтология ценностей, в природе ценностей нет. Они есть там, где есть социокультурная реальность.

Ценность не есть вещество и не есть энергия, но это особая информативность, информация, объект человеческого мироотношения.

2) другая важная онтологическая характеристика ценности. Р.Карнап – понятие диспозиционных свойств, т.е. свойств, существующих во взаимодействии. Ценность – диспозиционное свойство объекта; активную форму бытия ценности получают при активном соотношении субъекта и объекта. Это функциональные свойства – они получают функцию в употреблении. Слово ранит человеческую душу.

Вопрос: почему должны возникать ценностные отношения вообще и эстетические в частности. Суть человека – активность, которая связана у человека с миром, и ценностные отношения возникают в результате деятельностной жизни человека, которая в основе своей носит практический характер.

 

  1. Специфика эстетического объекта и эстетической ценности.

Начать нужно с различий эстетических и утилитарных ценностей. Утилитарная ценность – это ценность материальная по своему основанию. Эстетическая ценность – ровно противоположна: это ценность идеальная, она и складывается и реализуется в пространстве между бытием и сознанием. Красота существует для сознания. Эстетическая ценность обобщает и жизненное содержание, но стать эстетическим можно только для сознания и через сознание.

Эстетические ценности, как и все эстетические отношения, рождаются, во-первых, в ответ на потребности гармонизации. Люди непосредственно, ценностно-эмоционально гармонизируют отношения с миром. Объект отношения – чувственный мир, мир, в котором я непосредственно живу. Духовность эстетических ценностей и означает их связь с фундаментальными потребностями сознания, это, во-первых. Вторая важная характеристика духовности – неутилитарный характер духовной ценности, противоположность утилитарной ценности.

Объект, носитель утилитарной ценности полезен, утилитарен в той мере, в какой он средство для достижения какой-либо цели. Эстетическое в этом плане противоположно утилитарному; это цель сама по себе. Если отношение к объекту эстетическое, значит нужно видеть в нем только цель.

Далее – это самодовлеющая ценность, т.е.достаточная сама по себе. Эстетические ценности – самодовлеющие ценности. Далее – обобщающий характер эстетической ценности. Объект всегда конкретен, но ценность объекта носит обобщающий характер:объект связан с носителем во всей его целостности, а не с какими-либо вещами.

Наконец, мировоззренческий потенциал эстетического отношения: эстетическая ценность не только принадлежит миру, но становится «пропуском» в мир, включает нас в широкий онтологический контекст – это становится основанием искусства. У животных нет мира, но есть окружение. У человека есть мир. Эстетическая ценность говорит больше, чем в себе заключает, она символична, говорит о больших смысловых пространствах, частью которых оказывается этот объект.

эстетический объект – чувственный объект, взятый в целостности.

Эстетическая ценность – ценность неутилитарная, постигаемая через созерцание, самодовлеющая, самоценная и символическая.

Эстетическое отношение – единство объекта и ценности, единство знака и значения, порождающее определенное переживание, способ ориентации и самоутверждения человека в мире.

 

 

  1. Основные уровни эстетического отношения.

Эстетическое отношение – не единственное в системе отношений человеческой культуры. Ему предшуствует более фундаментальный уровень – утилитарные ценности, т.е. материальные. Логика утилитарных отношений гораздо более проста, чем у эстетических и нравственных, ибо материальный мир устроен проще, чем духовный. Мир утилитарных отношений – 2 ценности- польза и вред. Еще одна важная разновидность утилитарных ценностей , ее суть утилитарно-материальна, порождается психо-утилитарными отношениями. По своей информационной ткани психика не материальна, но по своему функциональному механизму, определенному психическому аппарату – да. Определенные отделы мозга отвечают за то или иное состояние.

Но Возникая из утилитарного, эстетическое к утилитарному не сводимо.

Итак, эстетическое качество живет через систему: 1) объект эстетического отношения, 2)активность субъекта в отношении к объекту, способ связи субъекта с объектом и та ценность, которая в нем, это эстетическое освоение.3) субъект как условие эстетического.

эстетический объект – чувственный объект, взятый в целостности.

Эстетическая ценность – ценность неутилитарная, постигаемая через созерцание, самодовлеющая, самоценная и символическая.

Эстетическое отношение – единство объекта и ценности, единство знака и значения, порождающее определенное переживание, способ ориентации и самоутверждения человека в мире.

 

 

  1. Форма как носитель эстетической ценности.
  2. Дизайн как эстетическое формообразование.

Форма – мера измерения объекта, совпадающая с его чувственным обликом. Форма не равна внешнему, не равна структуре (связь элементов). Форма в ее овнешненности и чувственной данности – вот что носитель эстетической ценности. Там, где эстетическое, там мир форм. Форма:1) способ организации, способ придания миру единства, поэтому вся жизнь человека строится на форме. Но это особые формы, которые показывают – мы синоним стабильности, надежности. Форма человеческих отношений, порядка и связи между людьми. Форма:2) показатель освоенности мира, показатель того, насколько мир подчинен разуму; 3) форма раскрывает суть явления, это основа ориентации человека в мире; я не только вынужден иметь дело с формами , но, опираясь на форму осуществляю деятельность. И вся деятельность человека – формотворческая деятельность.

Важно: объект – материален, эстетическая ценность – духовна, т.е. она раскрывается особым способом – знаковым отношением, и раскрывается таким образом, что объекты становятся текстами. Т.е. носитель эстетической ценности - знаковая форма, которая прошла определенную культурную практику, определенный культурный опыт.

Особый механизм порождения духовных значений через материальную основу. Эстетика – наука о выразительных формах.

Специфика эстетического проектирования – придать объекту такую форму, чтобы создать объекты, доставляющие удовольствие своим внешним видом. Гармоничные по сути и восприятию.

Задача дизайна – соединить практически-функциональные характеристики вещи с его эстетической оптимальностью, с созданием наиболее сильного гармонизирующего эффекта; получением максимального духовного удовольствия от общения с объектом. И получить в итоге художественно-значимый, ценный продукт.

 

 

  1. Эстетическое сознание: природа и отнология.

Эстетическое сознание включает в себя и бессознательное. Также субъектом может быть и коллективный субъект. эстетическое сознание – реальность присущая отдельному человеку. индивидуальное эстетическое сознание – это психическая реальность со своими процессами и результатами.

Рассматривая эстетическое сознание, мы имеем дело с эстетической психикой человека. Это особая модальность, которая имеет особую природу, особый способ существования, особую онтологию. Рабочее определение индивидуального эстетического сознания (функциональное понимание): сознание – механизм, способ, орган эстетического освоения мира, то, посредством чего человек включается в эстетическую реальность.

Этот механизм обладает целостностью, эстетическое сознание – это система, оно целостно. Природа этого органа: 1. социокультурная природа. У животных этого механизма нет, Обязательной предпосылкой эстетического сознания является существование системы эстетического отношения. Эстетическое отношение формируется сразу как сложная социокультурная система, в которой выразительные, предметно-знаковые формы существуют вместе с эстетическим сознанием. эстетическое сознание не врожденное явление.

2. деятельностная природа и деятельностный способ существования эстетического сознания. Эстетическое сознание формирует и развивает себя только через эстетическую активность. Эстетическое сознание является не только приобретенным, но и утрачиваемым.

Эстетическое сознание выражает типичные проявления человеческого духа: духом нельзя запастись впрок, только усилия, активность, поддержанием себя в режиме, в тонусе мы поддерживаем существование культуры. Кто перестает быть эстетически активным, тот под угрозой распада эстетического сознания.

Проблема формирования эстетического сознания. Как человек может начать эту активность, если у него нет предпосылок в виде эстетического сознания – парадокс: как начать эстетическое сознание, не имея эстетического сознания.

Процесс возникновения эстетического сознания – эстетическая социализация или эстетическое воспитание, цель которого – формирование эстетического сознания.

 

  1. Эстетический вкус как ядро эстетического сознания.

Для философии тоже нужен сложившийся орган. Работает культура, которая вся состоит из надстоек и эта надстройка называется эстетическим вкусом, который является базисом, деятельностным ядром эстетического сознания, его функциональной основой. Эстетический вкус психическая способность, психический механизм.

Как узнать, что вкус появился: 1. человек сам может осуществлять эстетическую активность; 2. функциональная оборотная сторона – эстетическая потребность. Если хочется воспринимать мир эстетически, значит, есть эстетический вкус.

Функции вкуса: 1. онтологическая – вкус – механизм, который включает эстетическую реальность, сила, актуализирующая для человека эту реальность. Вкус включает человека в эстетическую реальность, которая властно нас подчиняет, волнует, притягивает. У человека может быть вкус в латентном состоянии.

2. семиотическая функция: попав в реальность надо уметь ее читать, вкус – незримый переводчик. Происходит движение через предметность форм к смыслу их, через предметность к означаемому вкуса. Вкус как гид по реальности. Позволяет читать книгу как смысл.

3. ценностно-интерпретационная функция вкуса – вкус – толкователь эстетической содержательности мира. Сила, осуществляющая интерпретацию – вкус.

4. оценочная функция вкуса. Вкус – механизм запуска эстетических эмоций, переживаний. Вкус выполняет это функции в считанные мгновения. Вкус работает как интуитивная сила, это мгновенное усмотрение, прочитывание.

Эстетический вкус – особая психическая способность через восприятие чувственной формы интуитивно понимать и эмоционально переживать эстетические ценности.

Главная задача эстетического воспитания – сформировать эстетический вкус, эстетическую и содержательную наполненность человека. Без вкуса для человека нет эстетической реальности.

 

  1. Опыт анализа вкуса в истории эстетики.

3 уровня, стадии развития вкуса, это связано с тем, что это потребность в деятельности; если не удовлетворяется эстетическая потребность, эстетическая потребность – орган, который умирает в бездеятельности; если вы не идете навстречу этому зову, орган утрачивает способность деятельности, определенная духовная деградация.

0 – уровень (нулевой) – вкус во внутреннем в себе бытии – есть активное эстетическое побуждение, он просыпается. Здесь – отсутствие эстетической потребности.

1. Следующий уровень – устойчивая, регулярная, сильная эстетическая потребность – переживание готовых, известных эстетических ценностей. Вкус большинства людей – рецептивные, созерцательные отношения с миром.

2. Устойчивая потребность к созиданию новых ценностей, новых форм – это высший уровень – способность открывать новые ценности. Воспитать потребность невозможно, воспитывается вкус, но когда он сформирован, развивается потребность.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных