Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ. Структура эстетического знания предполагает на­личие системы эстетических категорий

Структура эстетического знания предполагает на­личие системы эстетических категорий. Эстетические кате­гории — наиболее общие понятия, отражающие обще­человечески значимые свойства действительности, выра­жающие разную степень освоенности обществом жизнен­ных явлений, а искусство как сферу свободного владения миром и освоения по законам красоты его эстетического богатства.

Система эстетических категорий:

1) эстетические категории, отражающие объектив­ные состояния (прекрасное, возвышенное, траги­ческое, комическое);

2) эстетические категории, отражающие духовно-практическое освоение мира (эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство);

3) эстетические категории, отражающие мир субъек­та социально-духовной жизни (искусство, художе­ственный образ, творчество).

«ПРЕКРАСНОЕ» — одна из важнейших и самых широких по значению категорий эстетики, служащая для опреде­ления и оценки наиболее совершенных явлений в действи­тельности, в общественной жизни, в социальной деятельности людей, в искусстве.

С античных времен в эстетике преобладает представ­ление о прекрасном как об объективно существующем. Прекрасное для древнегреческих философов — это не субъективное представление и не иллюзия, это реальность. Всеобщее античное уважение к космосу, ко всем его мельчайшим частям, отношение ко всему окружаю­щему как к величайшему творению, сказалось на эстети­ческих представлениях.

Натурфилософы считали: прекрасноекосмическое совершенство, всеобщая гармония мироздания.

Аристотель (384—322 гг. до н.э.) дает структурную характери­стику прекрасного. Аристотель выдвинул принцип соразмер­ности человека и прекрасного предмета. Прекрасное — не слишком большое и не слиш­ком маленькое. Красота здесь выступает как мера, а мера всего — человек. Именно в сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». Эта концепция — теоретическое соответствие гуманисти­ческой практике античного искусства. Греческий Парфе­нон, например, в отличие от египетской пирамиды, не слишком большой и не слишком маленький: он до­статочно большой, чтобы выразить величие афинян, его создавших, и достаточно маленький, чтобы не подавлять человека. Аристотель подчеркивал единство прекрасного и доброго, эстетического и этического. Аристотель трактует прекрасное как доброе, которое приятно тем, что оно благо. Образы искусства для Аристотеля должны быть столь же прекрасны, сколь и морально высоки и чисты.

В средние века господствовала концепция божествен­ного происхождения красоты. Чувственная красота и наслаждение ею — греховны. Средневековая эстетика ас­кетична. Мир рассматривался как божественное произве­дение. Все прекрасное в нем связано с божественным про­мыслом, с божественным разумом. Все пре­красное, с точки зрения средневековой эстетики, связано с духовным, все же материальное, телесное — это гре­ховное и безобразное. Эти идеи были присущи многим средневековым философам, в том числе Августину Бла­женному и Фоме Аквинскому.

В эпоху Возрождения философы возвращаются к ан­тичным представлениям, вновь связывая прекрасное с природой, с совершенным упорядоченным космосом. Чрезвычайно широкое распространение получает возрож­денная античная теория мимесиса (подражания природе). Гуманисты Возрожденияутверждали красоту самой природы и радость ее восприятия. Эстетика Возрожде­ния продолжает античные традиции; прекрасное отожде­ствляется с нравственным и справедливым. Внешняя кра­сота считается атрибутом добродетели. Образцом красоты становится человек, его тело.

Эстетика классицизма отождествляла прекрасное с изящным: пре­красна не вся природа в ее цветении и буйстве, а лишь подстриженная, ухоженная природа Версальского парка. Счи­талось, что прекрасно только правдивое. В искусстве пре­красно изображается даже безобразное. Подражание кра­соте природы — главная цель искусства.

По Гегелю (1770—1831 гг.), прекрасное в действитель­ности есть жизнь, выступающая как животный организм, как человеческий организм и как организм духовного мира (семья, государство). Для Гегеля понятие прекрасного оттеснено на вто­рой план понятием истинного: чем глубже мыслит чело­век, тем менее ему нужно прекрасное; ныне человек научился мыслить абстрактно (на смену веку искусства при­шел век философии).

Если говорить о более детальном раскрытии термина «прекрасное», то следует помнить о том, что он тесней­шим образом связан с другими понятиями и категория­ми эстетики. Иными словами, когда мы попытаемся объяснить, что же мы оцениваем как прекрасное, то мы, без сомнения, назовем в качестве такового совершенное, гармоничное, грациозное, изящное, завершенное, сораз­мерное. Это значит, что прекрасное возможно опреде­лить лишь через другие эстетические понятия.

Понятие «прекрасное» тесно связано с другим эстети­ческим понятием — «КРАСОТОЙ». «Красота» — не менее важное понятие эстетики. В отличие от прекрасного, пред­полагающего высшее, абсолютное совершенство, красо­та является более узким по значению понятием эстетики. Например, внешняя красота человека не дает еще основания назвать его прекрасным. В этом смысле красота может высту­пать как одна из сторон прекрасного.

Красота как характеристика определенных свойств предметов, явлений, человека, продуктов материального и духовного производства, произведений искусства харак­теризуется многообразием признаков. Это соразмерность, пропорциональность, гармония частей и игра красок, но­визна и яркость, целесообразность и целостность формы.

Оппозиционное прекрасному понятие — «БЕЗОБРАЗ­НОЕ». Этимологически «безобразное» (без-образное) озна­чает отсутствие образа, формы, идеи. БЕЗОБРАЗНОЕэстетическое свойство предметов, ес­тественные природные данные которых имеют отри­цательное общечеловеческое значение, хотя и не пред­ставляют серьезной угрозы человечеству, так как зак­люченные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему. Безобразноеотрицательная общече­ловеческая значимость предметов, находящихся в сфере свободы.

Древние египтяне, постигая диалектику прекрасного и безобразного, отмечали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным, «хорошее превращается в дурное, вкус теряется».

Безобразное в искусстве впервые теоретически осмыс­лил Аристотель: произведение всегда имеет прекрасную форму, в предмет же искусства входит и прекрасное, и безобразное. Даже отвратительное, изображенное в художественном произведении, доставляет эстетическое удо­вольствие благодаря радости узнавания действительнос­ти, которую мастерски передал художник. «На что смот­реть неприятно, изображения того мы рассматриваем с удовольствием, как, например, изображения отврати­тельных животных и трупов» (см. Приложение).

Представления о безобразном, как и представления о прекрасном, зависят от вкусовых различий, способнос­тей человека понимать и оценивать эстетические особен­ности явлений, исторических, социальных различий и т.п. Эстетика прошлого по-разному рассматривала безобраз­ное в различные эпохи: как безмерное, хаотичное, неупо­рядоченное, как специфическую область смешного. Не­редко безобразное отождествлялось со злом, бесполез­ностью. Русская демократическая мысль связывала бе­зобразное с уродством социальной жизни, с человечес­кими пороками.

ВОЗВЫШЕННОЕ — это эстетическая категория, концентрированно выражающая сущность значительных со­бытий и явлений, вызывающих у человека особое эсте­тическое чувство, связанное с уважением, восхищением, радостью. Возвышенное отражает внутреннюю значительность, величие предметов и явлений.

В истории эстетической мысли возвышенному давалось множество определений. Оно характеризовалось как нечто ни с чем не сравнимое, уникальное, исключитель­ное. Иногда оно приравнивалось к ужасному, подавляю­щему волю человека. Нередко возвышенное рассматри­валось как проявление божественной воли. Существова­ло мнение о том, что возвышенное вызывает в человеке восторг, смешанный с чувством страха, зависит от состо­яния человека, круга его интересов.

Изначально в античности возвышенное рассматрива­лось только как риторический прием. В I в. греческий ритор Цецилий в трактате «О возвышенном» рассмотрел правила возвышенного стиля, технику ораторской речи и классифицировал стилистические фигуры и тропы.

Эпоха Средневековья связывала возвышенное с Бо­гом.

Художники раннего Ренессанса порою низводили воз­вышенное до степени обыденного. Высокий Ренессанс превозносит человеческое, раскрывает в человеческом ти­таническое, божественное, раскрывает возвышенность сущностных сил человека.

Кант считал, что «возвышенное содержится не в ка­кой-либо вещи в природе, а только в нашей душе...». Воз­вышенное — гордость человека, возникающая благодаря преодолению страха в процессе веры.

Ф. Шиллер противопоставлял прекрасное возвышенному. Он считал, что прекрасное вызывает прият­ное, а возвышенное — неприятное чувство (так неприят­ны, величественная гроза и вспышки молний).

Краткий обзор истории эстетической мысли выявля­ет две точки зрения на взаимоотношение прекрасного и возвышенного: 1) возвышенное есть превосходная сте­пень прекрасного, его особый род, отличающийся вели­чиной или мощью; 2) возвышенное противоположно пре­красному, и при его восприятии возникает эстетически негативная реакция.

Антипод возвышенного — низменное. «НИЗМЕННОЕ»это категория эстетики, которая служит для опреде­ления и оценки уродливых явлений действительности, не­достойных, порочных действий отдельных людей или социальных групп.

Древние египтяне в гимне богу Атону так описыва­ет низменное: покидая мир, солнце повергает землю во Мрак, и ужас смерти охватывает всех.

Аристотель впервые в истории эстетической мысли говорит о низменном как об эстетическом свойстве.

Низменное социальное явление изобразил Верещагин в картине «Апофеоз войны», посвященной всем «великим завоевателям» — бывшим, сущим и будущим: на карти­не — холм, сложенный из человеческих черепов (см. Приложение).

Низменноекрайняя степень безобразного, чрезвы­чайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для человечества; сфера несвободы.

К низменному относится все то, что противоречит представлениям о подлинной красоте, возвышенным по­мыслам и идеалам, героическим поступкам человека. Низ­менное — это одно из проявлений безобразного. Оно отражает отрицательные темные силы: не подконтрольны разуму животные инстинкты, нравственные пороки, социальное зло, извращение и т.п. Это все то, что несет человеку зло. Как низменное мы сегодня оцениваем такие явления, как садизм, некрофилия, унижающие человеческое достоинство пытки, тирания, предательство.

«ТРАГИЧЕСКОЕ» — одна из основных категорий эсте­тики, служащая для определения сущности беспощадной, глубоко оппозиционной борьбы нового со старым, лично­сти и общества, которая выражает острые, не разре­шимые на данном этапе развития противоречия и часто кончается гибелью героя, но ведет к торжеству той идеи, за которую он боролся.

Сущность категории «трагическое» заключается в сле­дующем:

1) раскрывает гибель или тяжкие страдания личности;

2) показывает невосполнимость для людей ее утраты;

3) утверждает бессмертие погибающей личности (бес­смертие человека осуществляется в бессмертии на­рода, в жизни людей находят свое продолжение об­щественно ценные начала, заложенные в человеке и его деяниях, а для религиозного сознания погибающе­го ждет потустороннее бытие, так же зависящее от праведного прижизненного бытия;

4) выявляет активность трагического характера по от­ношению к обстоятельствам;

5) дает философское осмысление состояния мира и смысла жизни человека;

6) вскрывает исторически временно неразрешимые про­тиворечия;

7) трагическое в искусстве рождает чувство скорби (по поводу гибели героя), сочетаемое с чувствами тор­жества и радости (по поводу его нравственного вели­чия и бессмертия);

8) оказывает очищающее воздействие на людей (катар­сис).

Каждая эпоха вносит в трагическое свои черты и вы­являет определенные стороны его природы.

В античности трагедия — вершина искусства. Цель античной трагедии — катарсис: очищение чувств зрите­ля посредством страха и сострадания. Античная трагедия несет героическую концеп­цию человека и очищает зрителя.

В Средние века — суть трагического не героизм, а мученичество; центральный персонаж тут — мученик. В подтексте трагедии жило обещание потусторонней спра­ведливости.

Эпоха Возрождения и барокко ищет причину мира и его трагедий в самом мире. Искусство Возрождения и ба­рокко обнажило социальную природу трагического кон­фликта, утвердило активность человека и свободу его воли.

В эпоху классицизма из нерасторжимого и нерасчлененного ранее единства трагедия вычленила как самосто­ятельные начала общественное и индивидуальное в ха­рактере героя. Трагедия раскрывает смысл жизни. Для героя эпохи классицизма смысл жизни раздвоен: он и в личном и в общественном счастье человека. Но эти два плана трудно сочетаемы. Царит трагический разлад чув­ства и долга. Всегда нужно жертвовать одной из сторон жизни во имя торжества другой.

Искусство романтизма (Гейне, Шиллер, Байрон, Шо­пен) раскрыло состояние мира через состояние духа. Ра­зочарование в результатах Великой французской револю­ции и, как следствие, разочарование в общественном про­грессе порождает романтизм с его мировой скорбью и осознанием того, что всеобщее начало может иметь не божественную, а дьявольскую природу.

Реализм XX в. (Хемингуэй, Гессе, Феллини, Булгаков, Андрей Тарковский) раскрыл трагизм стремлений человека преодолеть разлад с миром, трагизм поиска ут­раченного смысла жизни.

УЖАСНОЕ — близкая трагическому, но в корне отлич­ная от него категория. Если трагическое имеет разреше­ние в грядущем, то ужасное безысходно, безнадежно. Это гибель, не несущая в себе ничего просветляющего, не су­лящая людям освобождения от несчастий, это бедствие, не контролируемое людьми, неподвластное им, господ­ствующее над ними. Трагическое величественно, оно воз­вышает человека — он остается господином обстоятельств и, даже погибая, утверждает свою власть над миром. В ужасном, напротив, человек — раб обстоятельств, он не владеет ни обстоятельствами, ни предметами его окружа­ющими, он потерян в мире.

Ужасное — эстетическая доминанта средневекового со­знания, запуганного адовыми муками и грядущим страш­ным судом (творчество Иеронима Босха, см. Приложение).

В кризисные эпохи рушится мировосприятие челове­ка, новое же на смену ему приходит не сразу, В этот момент реальность часто воспринимается в свете ужасного. Крушение устоявшегося исторического порядка в глазах современников выглядит как глобальная катастрофа. Мироощущение, полное безнадежного ужаса и отчаяния, передает Брейгель в картине «Слепые»: историческая судь­ба человечества предстает в образе слепцов, ведомых сле­пым поводырем к обрыву (см. Приложение).

Категория ужасного охватывает те обстоятель­ства, которыми человек свободно не владеет и которые несут ему катастрофические бедствия или гибель, не­разрешимые даже на историческом уровне (отсюда пес­симистическое мироощущение).

КОМИЧЕСКОЕ (греч. komikos — веселый, смешной, от греч. komos — веселая ватага ряженых на сельском праз­днике Диониса в Древней Греции) — категория эстети­ки, служащая для определения и оценки тех обществен­ных явлений, которые не соответствуют закономернос­тям общественного развития и эстетическому идеалу прогрессивных общественных сил.

Комическое является особой формой выражения со­циальных противоречий. Оно проявляется в попытках бе­зобразного, обреченного, бесчеловечного выдать себя за прекрасное, прогрессивное, гуманное.

Комическое доставляет нам радость, особое духовное удовольствие, украшает жизнь, создает атмосферу праз­дничности, гармонизирует диссонансы внутренней жиз­ни человека и его отношений с окружающей действи­тельностью. Однако комическое может и должно вызы­вать эмоции сострадания и сочувствия, эмоции боли и страдания. И это не случайно, поскольку предметом ос­меяния в комическом является зло, несоответствие, про­тиворечие идеалу.

Комическое нередко обнаруживает в себе элементы трагического и наоборот. Потому что и комическому и трагическому свойственна непреодолимая тяга к идеалу, стремление к прекрасному и совершенному.

Для древних греков смех был жизнетворцем, радост­ной, веселой народной стихией. В дни празднеств в честь Диониса обычные представления о благопристой­ности временно теряли силу, и устанавливалась атмосфе­ра полной раскованности. Смех здесь способствовал основной цели обряда — обеспечению по­беды производительных сил жизни: в смехе и скверно­словии видели жизнетворящую силу.

В Средние века народный смех, противостоящий стро­гой идеологии церкви, звучал на карнавалах, в комедий­ных действах и процессиях, на праздниках «дураков», «ос­лов», в пародийных произведениях, в стихии фривольно-площадной речи, в остротах и выходках шутов, в быту. Комедийно-праздничная, неофициальная жизнь обще­ства — карнавал — несет и выражает народную смеховую культуру, воплощающую в себе идею вселенского обнов­ления. Радостное обновление — важный принцип эстетики комического. Смех не только казнит несовершенство мира, но и, омыв мир свежей эмоциональной волной ра­дости, преображает и обновляет его.

Эпоха Возрождения провозгласила античный тезис Протагора: человек — мера всех вещей. Полная физической и духовной силы, брыз­жущая умом и чувственностью человеческая природа рас­крепощается в жизнерадостном смехе Франсуа Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»).

Смех Рабле озорной, фривольный и грубоватый, дер­зкий и жизнерадостно-праздничный, карнавальный. Карнавальный смех универсален, он направлен на все и вся (в том числе и на самих смеющих­ся): весь мир предстает в своем смеховом аспекте, в сво­ей веселой относительности. Во всенародности карнаваль­ного смеха, воплощаемого в творчестве Рабле, наиболее полно проявляется коллективистский принцип эстетики комического.

Сатира эпохи Просвещения обращена против несовер­шенства мира и человеческой природы. Выражением но­вого этапа становится созданная Свифтом фигура Гулли­вера. Он человек-гора, под стать великанам эпохи Воз­рождения. Однако у Свифта не весь Гулливер с его сла­быми и сильными сторонами, а лишь его здравый смысл становится мерой сатирического анализа эпохи.

Сатира искусства социалистического реализма опи­ралась на коммунистическую идеологию и предложила самый неопределенный идеал в истории искусства — бу­дущее, которое должно было достаться не личности (ей не суждено было дожить), а народу и человечеству.

Многообразие оттенков смеха (карнавальный смех, юмор, сатира, ирония, сарказм, шутка, насмешка, ка­ламбур) отражает эстетическое богатство действительно­сти и духовного склада личности. Каждый оттенок смеха богат нюансами.

ЮМОР — смех дружелюбный, беззлобный, хотя и не беззубый. Он совершенствует явление, очищает его от недостатков, помогает раскрыться всему общественно ценному в нем.

Чувство юмораспособность к восприятию ко­мизма. Активная, творческая форма чувства юмора — остро­умие. Остро­умие — талант так концентрировать, заострять и эстети­чески оценивать реальные противоречия действительно­сти, чтобы нагляден и ощутим стал их комизм.

САТИРА отрицает, казнит несовершенство мира во имя его коренного преобразования в соответствии с иде­алом.

ИРОНИЯ — притворство; намерение в шутку или в на­смешку сказать нечто противоположное тому, что че­ловек думает, но сказать так, чтобы выявить истин­ный смысл ситуации; манера речи или письма, при кото­рой сообщается одно, а подразумевается иное. Ирония — «смех-айсберг» с подводным содержанием.

САРКАЗМгорькая и ядовитая ирония, высказанная с целью обидеть или причинить боль.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Верещагин В.В. «Апофеоз войны»

 

 

Питер Брейгель Старший «Слепые»

«Сад земных наслаждений» (фрагмент «Ад») Иероним(ус) Босх «Несение креста» (фрагмент)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
П.Флоренский. Храмовое действо как синтез искусств. | V1: Эстетика как наука


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных