1. Чему она противопоставляется концепция живого музея у Флоренского?
2. Особенности понимания эстетической категории стиля у Флоренского.
3. Каковы те основания, на которые опирается Флоренский при построении своей эстетической теории?
4. Икона как эстетический объект. Чем для священника определяется сама возможность такой постановки проблемы? Что нового в понимании иконы дает такой подход? Каковы уровни существования и понимания церковного искусства?
Соловьев В. Общий смысл искусства http://www.vehi.net/soloviev/smysl_isk.html
Бердяев Н. Кризис искусства. http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1918_14.html
Флоренский П. Троице-Сергиева Лавра и Россия // Флоренский П.А. Сочинения. В 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1996. С.452-369.
Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств. Флоренский П.А. Сочинения. В 4 т. Т.2. М.: Мысль, 1996. С.370-382.
В рамках дисциплины «Эстетика» предусмотрены различные формы контроля знаний студентов. Форма текущего контроля освоения дисциплины – работа студента на семинарских занятиях. Форма промежуточных аттестаций – письменная домашняя работа. Итоговая форма контроля знаний – зачет по курсу.
Вид работы
| Содержание
Основные вопросы
| Трудоемкость самостоят. работы (в часах)
|
Рекомендации
|
РАЗДЕЛ 1. Имплицитная эстетика.
|
Подготовка к лекции №1 по Теме 1.1 Раздела 1
| Античность. Раннее христианство. Византия. От идей чувственного космоса и красоты как принципа устроения жизни в целом к пониманию Бога как абсолютной красоты. |
| Предварительное знакомство с рекомендуемой литературой (см.. список основной литературы и электронные ресурсы, зафиксированные в настоящей программе)
|
Подготовка к семинару №1 по Теме 1.1 Раздела 1
| Мир богов и людей. Имплицитная эстетика. Взгляды философов античности на прекрасное, совершенное и истинное.
|
| Внимательная работа с источниками (см. список основных источников, зафиксированный в настоящей программе). Знакомство с предложенным визуальным материалом. Использование энциклопедических изданий и словарей. Подготовка ответов на вопросы для самоконтроля (см. раздел «Контрольные вопросы»).
Подготовка к устному опросу (см. раздел «планы семинарских занятий» - вопросы и темы для обсуждения).
Подготовка докладов (см. раздел «Примерная тематика докладов»)
Консультация преподавателя.
|
Подготовка к семинару №2 по Теме 1.1 Раздела 1
| Красота человеческая и божественная. Красота как посредница между человеком и Богом. Разница понимания и восприятия красоты в Византии и на Руси.
|
| Знакомство с предложенным визуальным материалом. Внимательная работа с источниками (см. список основных источников, зафиксированный в настоящей программе). Использование энциклопедических изданий и словарей. Подготовка ответов на вопросы для самоконтроля (см. раздел «Контрольные вопросы»).
Подготовка к устному опросу (см. раздел «планы семинарских занятий» - вопросы и темы для обсуждения).
Подготовка докладов (см. раздел «Примерная тематика докладов»)
Консультация преподавателя.
|
Подготовка к лекции №2 по Теме 1.2 Раздела 1
| Средние века. Красота – соблазн или путь к Богу? Соотношение божественного и прекрасного. Метафизика цвета и света. Проблема символа.
|
| Предварительное знакомство с рекомендуемой литературой См.список основной литературы и электронные ресурсы, зафиксированные в настоящей программе
|
Подготовка к семинару №3 по Теме 1.2 Раздела 1
| Эстетический аспект теологии. Развитие средневековой эстетической мысли в Европе и на Руси.
|
| Подготовка докладов (см. раздел «Примерная тематика докладов»).
Знакомство с предложенным визуальным материалом. Внимательная работа с источниками (см. список основных источников, зафиксированный в настоящей программе). Подготовка к устному опросу (см. раздел «планы семинарских занятий» - вопросы и темы для обсуждения). Подготовка ответов на вопросы для самоконтроля (см. раздел «Контрольные вопросы»).
Использование энциклопедических изданий и словарей.
Консультация преподавателя.
|
Подготовка к лекции №3 по Теме 1.3 Раздела 1
| Возрождение и Просвещение. Создание эстетического проекта мира. Художник как творец. Новое общество Нового времени – определение места в мире Бога, красоты и искусства
|
| Предварительное знакомство с рекомендуемой литературой См.список основной литературы и электронные ресурсы, зафиксированные в настоящей программе
|
Подготовка к семинару №4 по Теме 1.3 Раздела 1
| Переопределение границ земного и небесного. Новый проект человека. Новое понимание того, что есть красота
|
| Внимательная работа с источниками (см. список основных источников, зафиксированный в настоящей программе). Знакомство с предложенным визуальным материалом. Использование энциклопедических изданий и словарей. Подготовка ответов на вопросы для самоконтроля (см. раздел «Контрольные вопросы»).
Подготовка к устному опросу (см. раздел «планы семинарских занятий» - вопросы и темы для обсуждения).
Подготовка докладов (см. раздел «Примерная тематика докладов»)
Консультация преподавателя.
|
РАЗДЕЛ 2. Эксплицитная эстетика. Классический период
|
Подготовка к лекции №4 по Теме 2.1 Раздела 2
| Классическая немецкая эстетика. Экспликация эстетической мысли как отдельной области мышления и легитимация ее в рамках философии. |
| Предварительное знакомство с рекомендуемой литературой См.список основной литературы и электронные ресурсы, зафиксированные в настоящей программе
|
Подготовка к семинару №5
по Теме 2.1 Раздела 2
| Эксплицитная эстетика и романтизм. Рациональное и метафизическое понимание места прекрасного в мире.
|
| Внимательная работа с источниками (см. список основных источников, зафиксированный в настоящей программе). Знакомство с предложенным визуальным материалом. Использование энциклопедических изданий и словарей. Подготовка ответов на вопросы для самоконтроля (см. раздел «Контрольные вопросы»).
Подготовка к устному опросу (см. раздел «планы семинарских занятий» - вопросы и темы для обсуждения).
Подготовка докладов (см. раздел «Примерная тематика докладов»)
Консультация преподавателя.
|
РАЗДЕЛ 3. Неклассическая эстетика
|
Подготовка к лекции №5 по Теме 3.1 Раздела 3
| Тема 3.1. Новые формы философствования.
Шопенгауэр и Ницше. Трансформация предмета и языка эстетической теории. Альтернативы идеалистических концепций: позитивизм, натурализм, искусство для искусства.
|
| Предварительное знакомство с рекомендуемой литературой См.список основной литературы и электронные ресурсы, зафиксированные в настоящей программе
|
Подготовка к семинарару№6 по Теме3.1 Раздела 3
| Разнообразие подходов к эстетической практике и теории во второй половине XIX века. Недостаточность понятийного языка для описания эстетической проблематики.
|
| Подготовка докладов (см. раздел «Примерная тематика докладов»).
Внимательная работа с источниками (см. список основных источников, зафиксированный в настоящей программе). Подготовка к устному опросу (см. раздел «планы семинарских занятий» - вопросы и темы для обсуждения). Подготовка ответов на вопросы для самоконтроля (см. раздел «Контрольные вопросы»).
Использование энциклопедических изданий и словарей.
Консультация преподавателя.
|
Подготовка к лекции №6 по Теме 3.2 Раздела 3
| Русская религиозная философия как последнее усилие европейской мысли пробиться к понятию и пониманию красоты. В.Соловьев, Вяч. Иванов, П.Флоренский.
|
| Предварительное знакомство с рекомендуемой литературой См.список основной литературы и электронные ресурсы, зафиксированные в настоящей программе
|
Подготовка к семинару №7
по Теме 3.2 Раздела 3
| Эстетическая сторона русского религиозного ренессанса.
|
| Знакомство с предложенным визуальным материалом. Внимательная работа с источниками (см. список основных источников, зафиксированный в настоящей программе). Использование энциклопедических изданий и словарей. Подготовка ответов на вопросы для самоконтроля (см. раздел «Контрольные вопросы»).
Подготовка к устному опросу (см. раздел «планы семинарских занятий» - вопросы и темы для обсуждения).
Подготовка докладов (см. раздел «Примерная тематика докладов»)
Консультация преподавателя.
|
Зачет -
промежутучная аттестация
| Работа в течении всего семестра над темами курса
|
| Подготовка Эссе ( 10-15 стр).
См.раздел рабочей программыОценочные средства текущего контроля и промежуточной аттестации
Дополнительная литература: См. Разделы Рабочей программы «Дополнительная литература», «Адреса ресурсов Интернет»
Консультация преподавателя.
|
Итого
|
|
|
|