ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Энциклопедические издания и словари. Словарь античности : ПерСловарь античности: Пер. с нем. / отв. ред. В. И. Кузищин. М.: Эллис Лак, 1994;: Прогресс. 704 с. Словарь средневековой культуры / под общ. ред. А. Я. Гуревича; редкол.: М. Л. Андреев [и др.]. М.: РОССПЭН, 2007. 623 с., Современная западная философия. Энциклопедический словарь/ Под ред. О.Хоффе, В.С.Малахова, В.П.Филатова. ИФ РАН. М.: Культурная революция, 2009. 392с. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. 1248 с. Эстетика: словарь / [под общ. ред. А. А. Беляева и др.]. М.: Политиздат, 1989. 447 с.
Материально-техническое обеспечение дисциплины Научно-популярные фильмы он-лайн: http://kbiho.ru/load/23 - Коллекция документальных и познавательных фильмов http://www.docdvd.ru/downloadz.php http://forum2.biscom.zp.ua/showthread.php?p=726745 - фильмы BBC http://e-science.ru/forum/index.php?showtopic=763 Планы семинарских занятий Семинар № 1. Тема. Мир богов и людей. Имплицитная эстетика. Взгляды философов античности на прекрасное, совершенное и истинное. Визуальный материал Архитектура. Афинский Акрополь – холм, на котором стояли храмы. Акрополь был посвящен Афине в двух лицах – воительнице и победительнице. Статуя Воительницы с копьем и щитом стояла посреди Акрополя под открытым небом – подплывавшие корабли видели блеск солнца на высоко взнесенном острие копья. За спиной Афины-Воительницы (подойти можно было единственным путем) открывалась задняя колоннада Парфенона – храма, главная идея которого - борьба и победа, внутри него располагалась статуя Афины-Победительницы. http://www.museum.ru/N26539
Скульптура. «Тираноубийцы» Крития и Несиота ок. 477 г. до н.э. http://www.centant.pu.ru/sno/projects/pisistratides/de_monumento.htm
«Дискобол» Мирона ок. 460 г. до н.э. http://artgreece.antikwariat.ru/artgreece12.php
«Дорифор» Поликлета сер.5 в. до н.э. http://www.ellada.spb.ru/img/art079.jpg
«Афродита Книдская» Праксителя 350-330 гг. до н.э. http://nearyou.ru/mif/frina.html
«Апоксиомен» Лисиппа http://artgreece.antikwariat.ru/artgreece03.php
«Ника Самофракийская» 3-2 вв. до н.э. http://artgreece.antikwariat.ru/artgreece23.php
«Лаокоон» Агесандр 1 в. до н.э. http://artgreece.antikwariat.ru/artgreece16.php
Театр. Театр Диониса в Афинах http://orel.kiev.ua/greece/images/ath38.jpg
Вопросы и темы для обсуждения Платон Диалог «Федр» 1. Как употребляются автором слова «прекрасное» и «искусство»? 2. Каковы аргументы апологии неистовства и каково соотношение его с искусством? 3. Как связаны в этом диалоге пути души и красота? Как постигается красота? 4. Какова иерархия земных уделов человека и как связана она с истинной красотой?
Диалог «Пир» А. Речь Агафона 1. Как соотносятся красота и Эрот в этой речи? 2. Какие определения соседствуют с «красотой»? 3. Какие свойства присущи красоте? 4. Как связаны красота, поэзия и искусность? Б. Речь Сократа 1. Что такое красота речи и как она связана с истинной красотой? 2. Как соотносится Эрот с красотой у Сократа? 3. Кто такие гении и какова их роль в мироздании? 4. Как раскрываются в речи темы: любовь и мудрость; любовь к прекрасному; творчество; связь любви, прекрасного и блага; плоды любви. 5. Что представляет собой путь к красоте и бессмертию?
Государство 1. Какое имя для своего идеального государства вкладывает Платон в уста Сократа? 2. К чему приложим эпитет «прекрасное»? В каких контекстах возникает слово «красота»? 3. Что оказывает лишним в государстве справедливости? 4. Кто должен управлять таким государством? 5. Как соотносятся красота и философия? Видимое и мыслимое? 6. Что представляют собой образы? 7. Как можно истолковать притчу о пещере? 8. Теория искусства Платона 9. Каковы статус и место художника в идеальном государстве? «Поэтика» Аристотеля 1. Озаглавьте (письменно!) каждую из частей «Поэтики», и, не взирая на то, что это реконструкция, попытайтесь понять логику и структуру мысли автора. 2. Что, согласно Аристотелю, лежит в основе поэтического искусства? 3. Каковы характеристики поэта и поэзии? 4. Как на произведение воздействует и как его судит зритель? Т.е. как описано пространство поэта и пространство зрителя? 5. Круг имен собственных, которыми оперирует Аристотель. Зачем они ему? Как они используются? 6. Какие еще виды искусства упоминаются в «Поэтике»? 7. Появление и определение эстетических категорий: - «удовольствие» - «прекрасное» - «вымысел» - «художественное» (При поиске цитат для ответа на этот вопрос нужно помнить о том, что та же категория может обозначаться родственным понятием) 8. Гомер как пример и образец поэта 9. С каким случаем эстетики мы встречаемся у Аристотеля: дискрептивной или нормативной? Источники Аристотель. Поэтика. // Аристотель. Риторика. М.: Лабиринт, 2000. С.149-180. Платон. «Федр», «Пир», «Государство». (любое издание)
Семинар №2. Тема. Красота человеческая и божественная. Красота как посредница между человеком и Богом. Разница понимания и восприятия красоты в Византии и на Руси.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|