Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Семинар. Тема 4 Аксиологические категории и понятия эстетики.




Цель: раскрыть природу и методологическое значение эстетических категорий, охарактеризовать основные подходы к систематизации эстетических категорий, выявить основные аспекты аксиологических категорий и понятий эстетики: прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического.

 

План семинарского занятия:

1. Природа и методологическое значение эстетических категорий.

2. Основные подходы к систематизации эстетических категорий.

3. Эстетическая категория прекрасного и безобразного, ее аспекты.

4. Эстетическая категория возвышенного и низменного, ее аспекты.

5. Эстетические основания и содержание категории трагического и комического.

Вопросы для обсуждения:

1. Как раскрывается содержание эстетического как исходного и предельно широкого понятия эстетики?

2. Охарактеризуйте категорию прекрасного и выделите его аспекты.

3. Как соотносится прекрасное и безобразное в эстетике постмодернизма?

4. В чем состоит диалектика возвышенного и низменного?

5. Установите соотношение возвышенного, прекрасного и идеального.

6. Каковы эстетические основания трагического?

7. В чем заключаются эстетические основания комического?

8. Каково значение иронии в постмодернистском искусстве?

Задания для студентов:

1. Принесите иллюстративный материал на тему «Проявление возвышенного и низменного в искусстве».

2. Сделайте подборку иллюстраций «Прекрасное и безобразное в искусстве».

3. Сделайте схему-ответ на тему: «Соотношение трагического, героического, возвышенного, прекрасного, ужасного».

4. Подберите примеры проявления юмора, сатиры, шаржа, гротеска, иронии.

5. Занесите в словарь и дайте определения понятиям: прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, трагическое, комическое, героическое, ужасное, сатира, ирония, юмор.

 

Основная литература:

1. Эстетика /под ред. А.А. Радугина. М.: ЦЕНТР, 2002.

2. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие.- М.: Гардарики, 2002.

 

Дополнительная литература:

1. Аристотель Поэтика. – М., 2002.

2. Бергсон А. Смех в жизни и на сцене. – М., 1999.

3. Бергсон А. Смех. - М.,1992

4. Берк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. – М., 1979.

5. Буало. Поэтическое искусство. – М., 1957.

6. Ингельхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющееся общество // Полис. – № 4. – 1997.

7. Крюковский Н.Н. Основные эстетические категории (Опыт систематизации). – Минск, 1974.

8. Лосев А.Ф., Шестаков П.В. История эстетических категорий. – М., 1965.

 

 

Семинар. Тема 5. Эстетическое воспитание личности.

Цель: дать понятие об эстетическом развитии личности, дать сравнительную характеристику философским трактовкам феномена культуры, выделить элементы эстетического воспитания.

 

План семинарского занятия:

1. Философские трактовки феномена культуры, формы существования культуры.

2. Определение личности как носителя эстетической культуры.

3. Характеристика эстетической культуры личности, основные ее элементы.

4. Составляющие элементы эстетического воспитания личности.

5. Определение уровня эстетической культуры личности.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы содержание, элементы и сферы эстетической культуры личности?

2. Дайте характеристику поведенческому аспекту эстетической культуры личности. Назовите виды этикета.

3. Охарактеризуйте личность как привилегированный эстетический субъект.

4. Что такое целостный человек? В чем особенности его эстетической культуры?

5. В чем заключается проблема развития эстетической эмоциональности, рациональности, интуиции, творчества?

6. Как формируется эстетический опыт?

7. В чем отличие опыта созерцания от опыта творчества?

8. Охарактеризуйте творческую деятельность как эстетический опыт?

 

Задания для студентов:

1. Занесите в словарь и дайте определения понятиям: культура, эстетическая культура, субъект культуры, продукт культуры, художественная культура. Постройте иерархию данных понятий.

2. Подготовьте сообщение на тему «Эстетика церемоний» (по выбору).

3. Подготовьте сообщение на тему «Психология творчества».

 

Основная литература:

1. Эстетика /под ред. А.А. Радугина. М.: ЦЕНТР, 2002.

2. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие.- М.: Гардарики, 2002.

Дополнительная литература:

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 2000.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

4. Идеи эстетического воспитания. Антология. – М., 1973.

5. Лосев А.Ф. Дерзновение духа. – М., 1998.

6. Люшер П. Сигналы личности. - М., 1993.

7. Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992; Феноменология восприятия. - СПб., 1999.

8. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – М., 1975.

9. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. – М.,2003.

10. Соловьев Э.Ю. Массовая культура. Иллюзии и реальность. – М., 1995.

11. Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.

12. Фромм Э. Человеческая ситуация. – М., 1995.

13. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – Спб., 1997.

 

Семинар. Тема 6. Эстетическое сознание и эстетическая деятельность.

Цель: определить специфику эстетического сознания, эстетической деятельности, охарактеризовать формы проявления эстетического сознания, рассмотреть проблему соотношения эстетического сознания и эстетической деятельности

 

План семинарского занятия:

1. Определение и специфика эстетического сознания.

2. Формы проявления эстетического сознания: чувства, эмоции, потребности, способности, эстетический вкус, суждения, оценки, теории и эстетический идеал.

3. Специфика эстетической деятельности. Виды и типы эстетической деятельности.

4. Структура эстетической деятельности. Искусство как форма эстетической деятельности.

5. Проблема соотношения эстетического сознания и эстетической деятельности.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое эстетическое сознание? Каково его отношение к внешним формам эстетической деятельности?

2. Охарактеризуйте эстетическое сознание как созерцательную активность.

3. Что входит в субъекты эстетического сознания?

4. Определите иерархию понятий, относящихся к характеристике эстетического сознания.

5. Что такое эстетическое переживание? В чем заключается его синкретизм?

6. В чем состоит характеристика вкуса как способности к пониманию и оценке реалий жизни и искусства?

7. Какие подходы к объяснению эстетической и художественной деятельности существуют?

8. Охарактеризуйте виды эстетической деятельности.

 

Задания для студентов:

1. Подберите материал на тему «Художественная деятельность: художественные промыслы, архитектура, дизайн».

2. Сделайте таблицу «Концепции генезиса эстетической деятельности» (мифологический, религиозный, биологический, социологический, натуралистический подходы).

3. Занесите в словарь и дайте определения понятиям: эстетические эмоции, эстетические чувства, эстетический вкус, эстетическое суждение, эстетическая оценка, эстетический идеал, эстетическая теория.

 

Основная литература:

1. Эстетика /под ред. А.А. Радугина. М.: ЦЕНТР, 2002.

2. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие.- М.: Гардарики, 2002.

 

Дополнительная литература:

1. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. – М., 1976.

2. Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафор. – М., 1999.

3. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и общая лингвистика. – М., 1920.

4. Кроутос В.П. Категория прекрасного и эстетический идеал. – М., 1985.

5. Леви-Стросс К. Печальные тропинки. – М., 1984.

6. Столяр А.Д. О генезисе изобразительной деятельности и ее роли в становлении сознания // Ранние формы искусства. – М.,1972.

7. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. – М., 1997.

 

 

Семинар. Тема 7. Личность художника и специфика художественного творчества.

Цель: охарактеризовать специфику соотношения эстетической деятельности и художественного творчества, выделить особенности и этапность создания художественного произведения, раскрыть индивидуальное своеобразие творчества.

План семинарского занятия:

1. Специфика соотношения эстетической деятельности и художественного творчества.

2. Художник (творец) как причина и центральная ось искусства.

3. Особенности и этапность создания художественного произведения.

4. Индивидуальное своеобразие творчества.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое творческая деятельность?

2. Установите соотношение между эстетической деятельностью и эстетическим творчеством.

3. Охарактеризуйте художника в качестве креативной причины искусства.

4. Каково универсальное понимание субъекта художественного творчества?

5. Что такое «смерть автора» в законченном произведении искусства?

6. Какие можно выделить стадии творческого процесса в искусстве?

Задания для студентов:

1. Подготовьте сообщение на тему «Проблема таланта и гения в искусстве».

2. Подготовьте сообщение на тему «Художник и время, художники общество».

3. Составьте альбом репродукций работ художника (по выбору).

4. Занесите в словарь и дайте определение понятиям: манера, стиль, направление, художественный почерк, эмпатия.

Основная литература:

1. Эстетика /под ред. А.А. Радугина. М.: ЦЕНТР, 2002.

2. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие.- М.: Гардарики, 2002.

Дополнительная литература:

1. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. – М., 1990.

2. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. – М., 1985.

3. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 2003.

4. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М., 2005.

5. Валери П. Об искусстве. – М., 1998.

6. Маритен Ж. Ответственность художника. – М., 1991.

7. Феллини Ф. Делать фильм – М., 1984.

8. Хайдеггер М. исток художественного творения // Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. – М., 1991.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных