Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Амплитудное вибрато и тремоло




Сущность амплитудного вибрато состоит в периодическом изменении амплитуды звукового сигнала с очень небольшой частотой, от долей герца до 10-12 Гц. Если частота вибрато вне этих пределов, нужный эстетический эффект не достигается.

Спектр, а значит и тембр сигнала с амплитудным вибрато богаче по отношению к тембру исходного сигнала. С таким спектром можно проделывать различные манипуляции, например, изменять уровни спектральных составляющих с помощью фильтров.

Степень проявления эффекта характеризуется глубиной вибрато: отношением максимального изменения амплитуды вибрато к амплитуде исходного сигнала. Диапазон допустимых значений глубины вибрато - от 0 до 1. Оптимальная с точки зрения художественного результата частота амплитудного вибрато составляет 6-8 Гц.

Особой разновидностью амплитудного вибрато является тремоло. Его отличительные признаки - относительно высокая частота вибрации (10-12 Гц), максимальная глубина, равная 1, и импульсная форма результирующего сигнала.

В аналоговых устройствах амплитудное вибрато реализуется с помощью перемножителей сигналов. Основная проблема этих устройств -неполное подавление управляющего сигнала. При большой глубине вибрато это проявляется в виде ясно прослушивающегося "стука" с частотой модуляции. В компьютерных программах этот недостаток может быть полностью устранен.

Компьютерные музыканты имеют дело с двумя вариантами реализации амплитудного вибрато: аппаратным и программным. Аппаратный способ предполагает наличие в звуковой карте усилителей с управляемым коэффициентом усиления. Программный способ заключается в перемножении значений цифровых отсчетов звуковых колебаний со значениями отсчетов функции, описывающей управляющий сигнал.


Сигнал с глубоким амплитудным вибрато, сгенерированный в редакторе Cool Edit Pro 2

При обработке вокальных партий амплитудным вибрато нужно пользоваться очень осторожно. Глубина его не должна быть большой, тремоло совсем недопустимо. Пик моды на амплитудное вибрато остался в десятках лет позади. В современной электронной музыке его используют редко. И напрасно. Это очень красивый эффект.

Частотное вибрато

Суть частотного вибрато заключается в периодическом изменении частоты звукового колебания. Частотное вибрато получило широкое распространение лишь после создания электронных музыкальных инструментов. Реализовать этот эффект на акустических инструментах довольно сложно. Правда, в период расцвета ВИА появились соло-гитары особой конструкции: натяжение всех струн в них можно было одновременно менять с помощью подвижной подставки для крепления струн и рычага, то есть частотное вибрато здесь исполнялось вручную.

Реализация частотного вибрато в электромузыкальных инструментах и синтезаторах проста и естественна. Работу всех узлов как аппаратных, так и программных синтезаторов синхронизирует опорный генератор. Если менять его частоту, то изменяться будут и частоты всех синтезируемых колебаний. Если изменение частоты происходит по периодическому закону, получается частотное вибрато. По существу, при частотном вибрато расширяется спектр исходного сигнала, а тембр периодически изменяется во времени.


Сигнал с частотным вибрато, сгенерированный в редакторе Cool Edit Pro 2
(иллюстрация для наглядности утрирована: слишком в больших пределах меняется частота)

Красивое звучание получается только в том случае, когда глубина частотного вибрато (относительное изменение частоты звука) невелика. Как известно, единица музыкальных интервалов, в 1200 раз меньшая, чем октава, называется центом. Интервал между соседними полутонами в темперированной гамме равен в точности 100 центам. Колебание высоты тона при частотном вибрато не должно превышать нескольких десятков центов. В противном случае создается впечатление нарушения строя инструмента.

Частотное вибрато используется и само по себе, и входит составной частью в более сложные звуковые эффекты.

С точки зрения технической реализации очень близким к частотному вибрато является эффект (точнее, исполнительский прием) глиссандо. При игре, например, на фортепиано этот прием означает скольжение пальцев по клавишам. В электронной музыке под глиссандо понимают перестройку высоты звуков взятых нот. Диапазон перестройки может достигать интервала, превышающего октаву. Ручным регулятором изменяют или напряжение, или цифровой код, которые управляют частотой опорного генератора. В электронных синтезаторах и MIDI-клавиатурах для исполнения глиссандо имеется специальный элемент управления: колесо или рукоятка, а стандартом MIDI предусмотрено специальное сообщение, передаваемое при изменении состояния манипуляторов высоты тональной перестройки.


Графическое управление перестройкой высоты тона в программе SONAR 2 XL:
в верхней секции окна вы рисуете "отпечатки клавиш", а в нижней - график перестройки тона

В отличие от первых электромузыкальных инструментов эти средства позволяют выполнять не только глиссандо, но и ручное (иногда говорят "пальцевое") частотное вибрато. Закон колебания высоты звука подчиняется воле исполнителя, и эффект перестает быть механическим и монотонным.

Тембровое вибрато

Эффект тембрового вибрато также направлен на изменение спектра звуковых колебаний. Физическая его сущность состоит в том, что исходное колебание с богатым тембром пропускается через полосовой частотный фильтр, у которого периодически изменяется либо частота настройки, либо полоса пропускания, либо по различным законам изменяются оба параметра. При этом фильтр выделяет из всего спектра исходного колебания те частотные составляющие, которые попадают в "мгновенную" полосу его пропускания. Так как полоса пропускания "дышит" по ширине и "гуляет" по частоте, тембр сигала периодически меняется.

Кроме автоматического тембрового вибрато используют еще и ручное (чаще даже "ножное" - с управлением от педали). Такой вариант эффекта известен под названиями "Вау-вау", или "квакушка".

Красиво звучат протяжные аккорды, взятые на электрогитаре, сигнал которой пропущен через блок тембрового вибрато, если цикл перестройки фильтра синхронизирован с моментом возникновения колебания струны. Звук каждого очередного взятого аккорда перетекает от одного края своей тембральной области до другого.

Если звуковая карта содержит перестраиваемые резонансные фильтры или хотя бы фильтры нижних частот с перестраиваемой частотой среза, то этот эффект может быть получен аппаратным способом в реальном времени.

Тембровое вибрато есть в арсенале средств звуковых редакторов. Например, в программе Cool Edit Pro 2 записанный аудиотрек можно обработать фильтром Dynamic EQ (см. "Магия ПК" №10/2002), предварительно "нарисовав" в окне этого эффекта графики изменения частоты настройки и добротности полосового фильтра.

Можно еще долго рассказывать о работе с виртуальными панелями управления эффектов, создающих "прекрасную дрожь в голосе". Все детали на эту тему вы можете найти в книгах серии "Секреты мастерства": "Музыкальный компьютер", "Sonar" и "Cool Edit Pro 2.

В следующих номерах журнала я планирую рассказать об эффектах, в основе которых лежит задержка звука. Речь пойдет о дилэе, реверберации, хорусе, флэнжере и фейзере.







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных