Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО




Темы для изучения

 

Понятие, сущность, принципы и субъекты международного права. Источники международного права. Право международных договоров. Международная ответственность государств. Мирные средства разрешения международных споров. Международное право и международные конфликты. Территория в международном праве. Международное регулирование прав человека. Международное морское право. Международное воздушное право. Международное космическое право. Международные органы. Органы внешних сношений. Дипломатическое и консульское право. Правопреемство в международном праве. Международное экономическое право. Право международной безопасности.

Литература для подготовки:

 

Основная:

1. Международное право: учебник / ред. Г.В. Игнатенко. – М., 2002.

2. Ануфриева, Л.П., Бекяшев, Д.К. Международное публичное право: учебник / Л.П. Ануфриева, Д.К. Бекяшев. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007.

Дополнительная:

1. Международное право: учебник / отв. ред. Е.Г. Усенко. – М., 2003.

2. Бекяшев, К.А. Международное право: сборник документов /
К.А. Бекяшев. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.

3. Каламкарян, Р.А. Международное право: учебник / Р.А. Каламкарян. – М.: Изд-во Эксмо, 2006.

4. Ильин, Д.Ю. Международное публичное право: лекции / Д.Ю. Ильин. – М.: Юристъ, 2004.

 

ЗАДАНИЯ

 

1. Система международного права – это:

а) целостная правовая система, включающая в себя правовые системы государств, политические и дипломатические договоренности по международным правоотношениям;

б) международно-правовые обычаи и договоренности, принятые международным законодательством и исполняемые субъектами международных отношений;

в) совокупность взаимосвязанных отраслей международного права, объединенных общими принципами, а также имеющих свои принципы и подразделяющихся на институты и подотрасли, состоящие из действующих норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами;

г) совокупность вариантов «а» и «б».

2. Комбатанты – это:

а) лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, а также партизаны, военные разведчики и добровольцы;

б) лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях;

в) военные шпионы, наемники, интендантский и медицинский персонал.

3. Экстрадиция – это:

а) выдача преступника другому государству;

б) согласие на исполнение дипломатом его обязанностей;

в) доступ в открытые морские порты;

г) приложение к международному договору.

4. Под геноцидом в международном праве понимается:

а) бесчеловечные акты, совершаемые с целью установления одной расовой группы;

б) действия, направленные на уничтожение расовой группы;

в) действия, направленные на уничтожение экологических систем и объектов.

5. Международные реки – это:

а) протекающие по территории двух и более государств;

б) протекающие по границе двух или нескольких государств;

в) как протекающие по территории двух и более государств, так и протекающие по границе двух ли нескольких государств.

6. Под континентальным шельфом принято понимать:

а) дно мирового океана и недра подводных районов, отнесенные к определенному континенту глубиной более 200 морских миль от линии наибольшего отлива;

б) морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходной линии, от которых отмеряется ширина территориального моря;

в) это территория морского дна, на котором прибрежное государство ведет изыскание и добычу полезных ископаемых.

7. Делимитация – это:

а) нанесение линии государственной границы на карту;

б) запрет на размещение военных объектов на территории государства;

в) обозначение на местности линии государственной границы;

г) отзыв дипломатического представителя.

8. Дипломатические представительства – это:

а) посольство, миссия посланника, миссия поверенного;

б) посольство, миссия посланника, миссия поверенного, специальная миссия и делегация на международных конференциях или в международных организациях;

в) посольство, специальная миссия и делегация на международных конференциях или в международных организациях.

9. Международно-правовой обычай – это:

а) сложившееся в международной практике правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательный характер;

б) норма международной вежливости, за которой признается юридически обязательный характер;

в) неписаная норма, соблюдаемая субъектами международного права и отраженная в неофициальных источниках.

10. Принцип территориальной целостности государств – это:

а) отказ от каких-либо территориальных притязаний в данный момент и в будущем;

б) запрещение насильственного захвата, присоединения или расчленения территории иностранного государства;

в) признание существующих границ, отказ от любых посягательств на эти границы, отказ от каких-либо территориальных притязаний в данный момент или в будущем.

 

ЗАДАЧИ

 

Задача 1. Статья 15 Конституции РФ гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

1. Как Вы понимаете такие термины, как «общепризнанные принципы», «общепризнанные нормы», «правовая система»?

2. Какой акт обладает большей юридической силой: Гражданский кодекс РФ или международный договор РФ? Указ Президента РФ или международный договор? Конституция РФ или международный договор? Уголовный кодекс РФ или договор, заключенный МВД РФ с иностранными полицейскими органами? Федеральный конституционный закон или международный договор РФ?

3. Если РФ заключила международный договор с государством А, применяется ли он по смыслу статьи 15 Конституции РФ российскими судами в отношении государства В?

Задача 2. Распространенный летом 1992 г. доклад Генерального секретаря ООН Б. Бутроса-Гали «Повестка дня для мира» содержит, в числе прочего, тезис, согласно которому: «Если каждая этническая, религиозная или языковая группа будет претендовать на государственность, не будет предела делению, а всеобщий мир, безопасность и экономическое благополучие станут еще более труднодостижимой целью… Нельзя допустить, чтобы суверенитет, территориальная целостность и независимость государств в рамках сложившейся государственности и принцип самоопределения народов – в равной степени очень важные и ценные – вступили в будущем в противодействие».

1. Не диссонируют ли эти соображения с положениями ряда многосторонних международно-правовых документов, закрепляющих принцип самоопределения народов, на котором зиждется всесторонне обоснованная в отечественной доктрине концепция международной правосубъектности наций и народов, борющихся за независимость?

2. Какую оценку можно дать приведенным высказываниям по результатам анализа положений международно-правовых актов, закрепляющих принцип равноправия и самоопределения народов, в сопоставлении с принципами территориальной целостности и нерушимости границ, а также с учетом современной практики международных отношений?

Задача 3. Одной из прогрессивных и бурно развивающихся форм международного сотрудничества является совместная деятельность государств в рамках создаваемых ими, начиная с середины XIX века, особых институтов, получивших наименование межправительственных организаций. Обладая определенными правомочиями в области регулирования той или другой категории международных отношений, такие структуры являются субъектами международного права, компетенция которых и объем международной правосубъектности ограничены, а их юридических статус характеризуется рядом особенностей.

1. Какие основные признаки международных организаций государств вы могли бы охарактеризовать?

2. Какие вам известны способы создания международных организаций?

3. Каковы примерная структура и механизм принятия решений международных организаций?

Задача 4. В 1978 г. в Иране был свергнут антинародный шахский режим. 13 февраля 1979 г. правительство Ирана заявило, что оно пересмотрит все международные договоры кабального, неравноправного характера, заключенные монархическим режимом, особенно с США и другими западными странами. Вскоре было объявлено о выходе Ирана из военного блока СЕНТО и ликвидации в Иране всех его военных органов. Затем был аннулирован ирано-американский договор 1955 г., по которому США предоставлялись широкие возможности для эксплуатации природных богатств Ирана.

Вместе с тем правительство Ирана подтвердило свое участие во всех других международных организациях, а также во всех универсальных международных договорах.

1. Как в контексте применимых норм международного права решается вопрос о прекращении действия международных договоров?

2. Какие фактические основания могут рассматриваться в качестве легитимных для признания международного договора прекратившим свое действие?

3. Как соотносится институт прекращения действия международных договоров и договорных обязательств с институтом признания международного договора недействительным?

4. Каковы конкретные основания признания международного договора недействительным и какие правовые последствия могут иметь место в случае наступления таких обстоятельств?

Задача 5. Из Москвы в Прагу 2 января 1948 г. вылетел рейсовый самолет ГВФ № 1003, на борту которого находился аргентинский дипломат Конде Педро, имевший выданные ему Министерством иностранных дел СССР дипломатический паспорт, дипломатическую визу и курьерский лист на провоз дипломатической почты, предоставлявшей ему право на освобождение от таможенного досмотра. В пути между Москвой и Киевом находившиеся на борту самолета пассажиры услышали стук в стенку большого чемодана, принадлежащего Конде Педро. В связи с этим крышку этого чемодана пришлось немного приоткрыть для доступа воздуха находящемуся в нем человеку, начинавшему задыхаться. По прибытии самолета на аэродром в Киев, где должен был производиться таможенный досмотр самолета, начальник контрольно-пропускного пункта пограничных войск МВД вскрыл чемодан, в котором был обнаружен человек, оказавшийся Туньоном Альбертосом Хосе Антонио, по национальности испанец; был обнаружен также пистолет браунинг чешского производства с девятью патронами. Туньон Альбертос, убежденный коммунист, приехал из Испании в СССР в 1939 г. как политический эмигрант. Приняли его в СССР хорошо и отнеслись к нему с доверием. Работал он сначала на заводе Министерства авиационной промышленности, а потом – художником на киностудии «Союзмультфильм». Однако через несколько лет он захотел уехать в Мексику и обратился в официальные органы СССР с просьбой выдать ему визу на выезд за границу для постоянного места жительства, но получил отказ. Аргентинский атташе Конде Педро давать какие-либо объяснения на контрольно-пропускном пункте в Киевском аэропорту отказался, ссылаясь на незнание русского языка. Отказался от также отвечать на английском и французском языках.

1. Какими преимущественными правами и льготами международное право наделяет лиц, обладающих дипломатическим паспортом?

2. Каков юридический статус предметов, перемещаемых из одного государства в другое от имени дипломатического представительства какой-либо страны?

3. Правомерны ли действия начальника пограничного контрольно-пропускного пункта в аэропорту Киева, вскрывшего чемодан, который перевозил аргентинский дипломат в числе других объектов, значившихся в его курьерском листе?

4. Какая с точки зрения современного международного права оценка может быть дана позиции официальных органов СССР, отказавших Туньону Альбертосу в разрешении на выезд за границу?

5. Основателен ли отказ Конде Педро давать объяснения в связи с происшедшим инцидентом по причине незнания им русского, английского и французского языков?

6. Распространяются ли и в каком объеме преимущественные права и льготы, которыми наделяются дипломатические агенты, на работников посольств, имеющих ранг атташе?

7. В чем сходство и различия правового статуса лиц, имеющих какой-либо класс дипломатического представителя, и лиц, имеющих тот или другой дипломатический ранг?

 


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Объектом международно-правового регулирования являются:

а) правоотношения между международными межправительственными и неправительственными организациями, цивилизованными государствами, нациями и народами;

б) публичные (межвластные) отношения субъектов международного права по поводу материальных и нематериальных благ, действий и воздержании от действий;

в) отношения между субъектами, осуществляющими дипломатические и экономические связи.

2. Субъектами в международном праве могут быть:

а) индивиды, транснациональные корпорации, межправительственные и неправительственные организации;

б) суверенные государства, нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, международные организации, государствоподобные образования, индивиды, транснациональные корпорации, межправительственные и неправительственные организации;

в) суверенные государства, нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, международные организации, государствоподобные образования.

3. Среди норм международного права можно выделить следующие виды:

а) нормы дипломатического этикета, обыкновения, резолюции международных конференций и организаций;

б) Jus cogens, универсальные, партикулярные, диспозитивные, императивные, договорные, обычно-правовые нормы;

в) административные, уголовные, гражданско-правовые, процессуальные, но осложненные иностранным элементом.

4. К международно-правовым принципам не относится:

а) принцип территориальной целостности границ;

б) принцип неприменения силы или угрозы силой;

в) принцип рационального использования природных ресурсов;

г) принцип уважения прав и свобод человека.

 

 

5. Международные договоры можно классифицировать следующим образом:

а) индивидуальные, региональные, универсальные, сепаратистские, территориальные, ратификационные;

б) «джентльменские соглашения», письменные, двусторонние, многосторонние, открытые, закрытые, межправительственные, межведомственные, неправительственные, специальные;

в) «джентльменское соглашение», тайные, всеобщие, межконтинентальные, межправительственные, межведомственные, неправительственные, специальные, оговорочные.

6. В международном праве имеют место следующие виды признания:

а) признание государства, признание правительства, признание авторитета государственного деятеля, признание международного деятеля, признание научной доктрины, признание действия международно-правовой нормы;

б) признание государства, признание правительства, признание восставшей стороны, признание органов национального освобождения;

в) признание претензий государства, признание правоты за одной из сторон международного спора, дипломатическое и консульское признание.

7. В систему ООН входят следующие органы:

а) Экономический суд;

б) Совет безопасности;

в) Всемирный почтовый союз;

г) Международный валютный фонд.

8. В международном праве выделяют следующие виды территорий:

а) государственная территория, территории с международным режимом, территории со смешанным режимом;

б) поверхность Земного шара и космических тел, поверхности под морями и другими водоемами;

в) открытые и закрытые территории, специализированные территории, территории с двойным режимом.

9. Выделяют следующие виды дипломатических представителей:

а) посол, посланник, поверенный;

б) генеральный консул, консул, вице-консул, консульские агенты, почетный консул;

в) посол, посланник, поверенный, консул, вице-консул.

10. Какие формы политической ответственности применяются в международном праве:

а) репатриация, рецепция, реституция;

б) реституция, репарация, рецепция;

в) сатисфакция, репрессалия, реторсия.

11. К мирным средствам разрешения международных споров:

а) согласительные комиссии, мирные конференции, двусторонняя дипломатия, многосторонняя дипломатия, челночная дипломатия;

б) переговоры, консультации сторон, обследование, примирение (согласительная процедура), добрые услуги, посредничество, международный арбитраж, судебное разбирательство;

в) встречи «без галстука», демонстрация силы государства путем передислокации собственных вооруженных сил к границе, превентивная дипломатия, санкция по решению Совета Безопасности ООН.

12. Население государства делится на следующие категории:

а) граждане, иностранцы, лица без гражданства;

б) мужское население, женское население, взрослые, подростки, дети;

в) совершеннолетние, несовершеннолетние, дееспособные, недееспособные.

13. Какие споры вправе принимать к рассмотрению Международный Суд ООН:

а) экономические споры между государствами;

б) споры между государством и гражданином;

в) политические споры между государствами;

г) споры между государством и международной организацией.

14. Правовое положение экипажа воздушного судна определяется:

а) законодательством государства – эксплуатанта (владельца) воздушного судна;

б) законодательством государства регистрации воздушного судна;

в) никак нормативно не определяется.

15. Внутригосударственными органами внешних сношений являются:

а) высшие государственные чиновники министерств и ведомств по иностранным делам;

б) высшие представительные и исполнительные органы государства: глава государства (единоличный или коллегиальный), правительство, ведомство иностранных дел;

в) правительственные и неправительственные.

16. Под оговоркой к международному договору понимается:

а) ошибка в тексте международного договора в результате неаутентичности перевода на язык государства-участника;

б) это одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации, акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого названные субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации;

в) явно выраженное несогласие государством или международными организациями с некоторыми положениями договора, определяющими их правовой статус.

17. Морские пространства в международном праве классифицируются на:

а) внутренние воды, территориальное море, архипелажные воды, морские проливы, открытое море;

б) искусственное море, естественные морские просторы. Морские заливы, морские бухты, морские каналы;

в) океаны, континентальные моря, открытые моря, закрытые моря, экономическая морская зона, международные моря.

 

18. Каким образом определяется правовой статус космических объектов:

а) космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту государства постройки;

б) космический объект обладает юрисдикцией, определяемой по факту национальной регистрации;

в) космический объект является общим наследием всего человечества и национальная юрисдикция на него не распространяется.

19. Под открытым морем понимается:

а) часть моря шириной до 200 морских миль, попадающие под суверенитет прибрежного государства;

б) все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства;

в) часть моря, имеющая прямое соприкосновение с океанскими пространствами.

20. Правовой статус воздушного судна определяется национальной принадлежностью:

а) по факту управления им гражданами того или иного государства;

б) по факту использования воздушного пространства того или иного государства;

в) по факту его регистрации в том или ином государстве.

 


 

Пастернак С.Н.

Лигарова В.А.

Полторыпавленко О.В.

 

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

 

Сборник заданий с использованием типовых материалов
по дисциплинам для студентов специальности
030501.65 (021100) «Юриспруденция»

 

 

  Подп. к печати 27.08.2008 г. Формат 60´84 1/16
Усл. печ. л.1,67 Уч.-изд. л. 2,75 Тираж 100 экз.
Изд. № 001 Заказ № 1303  

 

РИО СПбГУСЭ, лицензия ЛР № 040849

Член Издательско-полиграфической ассоциации университетов России

Государственный регистрационный номер 2047806003595 от 06.02.2004 г.

СПб государственный университет сервиса и экономики

192171, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных