ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИСтремясь максимально стимулировать студентов к самостоятельной творческой работе, мы для выявления элементов музыкальной выразительности используем следующий способ: давая им слушать ряд музыкальных отрывков, требуем, чтобы они сами определили эти элементы. Мысль о первостепенном значении мелодии и гармонии возникает почти мгновенно. К мажорным (светлым) и минорным (мягким) звучаниям слушатели также не остаются равнодушными и указывают на них как на средства, определяющие содержание произведения. Играя контрастные по темпам и динамическим оттенкам произведения, мы легко вызываем у студентов мысль и о таких средствах музыкальной выразительности, как темп, динамика и способы исполнения; Нетрудно также при помощи музыкальных примеров обратить внимание студентов на вопросы строения музыкального произведения, метра, длительностей и ритмического рисунка. Все эти элементы музыкальной выразительности изучаются на первом курсе. Изучать их можно в любой последовательности. Однако необходимо указать, что эти элементы не существуют каждый сам по себе. В конечном счете они должны дать представление о музыке в целом. Поэтому следует всегда подчеркивать их связь между собой и, говоря о новом, вспоминать пройденное и ссылаться на него. Очень важен принцип постепенного усложнения упражнений на протяжении всего года. Такое начало занятий, сопровождаемое большим количеством слушания музыки, отвечает и нашему желанию, чтобы на подступах к изучению музыкальной грамоты можно было поговорить о музыке вообще как об искусстве, отражающем в звуковых образах внутренний мир человека. Составив список основных музыкальных элементов, подлежащих изучению, мы указываем на возможность сопоставления их с элементами сценической выразительности. Мы опираемся на слова Станиславского о том, что не только темпо-ритм музыки, но и все ее составные элементы могут подсказать характер сценического действия. Поэтому, если мы хотим детально и глубоко определить связь между театральным и музыкальным ритмом, мы должны будем провести между ними параллели. Сравнивая характеристику какого-либо музыкального произведения с характеристикой сценического действия или куска, мы видим, что можем пользоваться одним и тем же языком для определения того и другого. Рассказывая о спектакле, мы говорим о драматизме сюжета или о его лиричности, жизнерадостности и этими же определениями характеризуем музыкальное произведение. Но не только то общее, что выявляется в комплексе элементов музыкальной выразительности, может служить связующим звеном двух родственных искусств. Следует искать параллели также и между составными его частями. Переходя к разбору отдельных элементов музыки, мы одновременно указываем на возможность сопоставления их со сценическими задачами, а также говорим о способах воплощения их в движении. Опираясь на основной принцип системы Далькроза — принцип связи движения с музыкой, выражающейся в полном подчинении движений содержанию, динамике, характеру и ритмической структуре музыкального произведения, мы даем ряд образцов упражнений, облегчающих изучение элементов музыкальной выразительности. Эти образцы должны стимулировать молодого педагога к самостоятельным поискам новых разнообразных вариантов. Это относится также и к выбору музыкальных отрывков для сопровождения заданий. Здесь приводятся только некоторые примеры музыки, которые частично помещены в конце книги. МЕЛОДИЯ И ГАРМОНИЯ Это — наиболее яркие средства выражения определенного содержания — душа и сердце музыки. Станиславский, сравнивая мелодию с текстом роли, говорит: «Речь — музыка. Текст роли и пьесы — мелодия, опера или симфония...» (Г. Кристи, Работа Станиславского в оперном театре, М., «Искусство», 1952, стр. 247) Движение мелодии легко ассоциируется с произнесением текста роли потому, что в нем заложены те же мелодические переливы и та же экспрессия. Раздел «Мелодия и гармония» не требует никаких особых упражнений. Достаточно дать этим понятиям их обычное определение, установив, что «мелодия» — это музыкальная мысль, содержание которой выражено одноголосно, а «гармония» — закономерное сочетание тонов в одновременном звучании, многоголосное выражение музыкальной мысли в стройной согласованности созвучий — аккордов, которые неразрывно связаны с мелодией. Необходимо привести музыкальные примеры эмоционально насыщенных мелодий. Если сыграть сначала только мелодию, а потом повторить ее с гармонизацией, то станет сразу понятной огромная роль гармонического оформления мелодии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|